Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск

НазваниеМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск
Дата конвертации10.08.2012
Размер208,08 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»


Г.В. Давиденко, Л.В. Ломоносова


ЭКОЛОГИЯ


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей


Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

2009


УДК 502.7


Рецензенты: к.х.н., профессор БТИ Алт ГТУ Мороженко Ю.В.


Методические рекомендации разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами специальностей и на основании рабочих программ дисциплин


Давиденко, Г.В.

Экология: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей / Г.В. Давиденко, Л.В. Ломоносова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 20 с.


Методические рекомендации предназначены для студентов технических вузов заочной формы обучения для всех специальностей, содержат перечень тем для рефератов по курсу «Экология», списки необходимой литературы, а также требования, предъявляемые к выполнению и защите рефератов.


УДК 502.7


Рассмотрены и одобрены на заседании

кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция,

процессы и аппараты химической технологии»

Протокол № 1 от 03.02.2009 г.


© Г.В. Давиденко, Л.В. Ломоносова, 2009

© БТИ АлтГТУ, 2009

ВВЕДЕНИЕ


Природа едина, хотя и выступает для человека в двух качествах: как совокупность природных ресурсов, удовлетворяющих, прежде всего, его материальные потребности, и как окружающая природная среда, составляющая основу жизни и деятельности человека. Отсюда следует вывод: оптимизация взаимоотношений человека с природой является необходимым условием существования человека с обоюдными сбалансированными взаимоотношениями, которые должны проявляться в минимальных потерях урожая, минимальном ущербе живым организмам и неживой природе, сооружениям и памятникам культуры, недопустимости исчезновения отдельных видов, в предотвращении дискомфорта урбанизированной среды.

Это может быть достигнуто экологической регламентацией хозяйственной деятельности человека, для осуществления которой необходимы экологические знания, твердая убежденность в необходимости проведения решительных действий по охране природы.


1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс «Экология» дает студентам технических вузов научное представление об основополагающих принципах и методах современного природопользования, о тенденциях и проблемах его развития от глобального до регионального уровней. Курс рассчитан на студентов, не имеющих специализированной подготовки по естественным наукам (в том числе, основам экологии), и восполняет, по мере необходимости, недостающие знания в смежных с дисциплиной научных областях.


Курс разбит на три части, каждая из которых представляет собой самостоятельный раздел.


    1. Основы экологии


Введение в курс экологии. Основные задачи экологии. Теоретическая и прикладная экология. Предмет изучения факториальной и биогеоценозной экологии. Классификация факторов. Окружающая среда как целостная сбалансированная система [2, 5].

Учение Вернадского о биосфере и геосфере. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, видах и типах экосистем. Волчок жизни  полидоминантная экологическая система. Жизнеобеспечивающие системы биосферы. Круговорот веществ и энергий в природе. Влияние человека на биогеохимические круговороты [2, 4, 5].

Основные законы экологии. Закон лимитирующего фактора, толерантности, конкурентного исключения, правило взаимодействия факторов. Классификация природных ресурсов. Природные комплексы. Особо охраняемые территории [1, 2, 4, 5].


    1. Природопользование


Формы взаимодействия общества и природы. Экологический кризис, причины, пути выхода. Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация загрязнений. Техногенные экосистемы, нормирование качества окружающей природной среды. Эффект суммации [1, 2, 3, 5].

Понятие об экологическом моделировании. Процессы, определяющие состояние воздушного и водного бассейнов. Строение атмосферы, загрязнение, изменение климата. Вода, ее свойства, структура водного баланса, классификация вод. Загрязнение вод. Процессы, определяющие состояние и использование литосферы. Меры и методы защиты биосферы от загрязнений [3, 4, 5].

Теоретические аспекты природопользования. Природные ресурсы как объекты природопользования. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека [1, 2, 4, 5].


    1. Экономико-правовые основы природопользования


Экономическое регулирование природопользования. Лимиты, лицензии, договоры, кадастры. Экологическое страхование, стимулирование, экологические фонды. Экологический вред. Экологический риск. Государственное регулирование природопользования.

Правовые основы природопользования. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности [1, 2, 5].


    1. Итоговая отчетность


Видом итоговой отчетности по курсу может быть зачет либо экзамен, который может быть поставлен студенту по результатам текущей работы; для студентов заочной формы обучения такой работой является реферат.

Реферат должен быть сдан на проверку преподавателю как минимум за 10 дней до сдачи зачета по курсу «Экология».

Защита рефератов осуществляется во время сдачи зачета (экзамена) следующим образом:

  • студент должен сделать доклад по теме реферата на две-три минуты;

  • ответить на вопросы, поставленные преподавателем, по теме реферата и по курсу «Экология» (смотри раздел 3).

2 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА


2.1 Цель работы над рефератом


В результате работы над рефератом студенты приобретают основные знания по предмету, усваивают законы, понятия и принципы природопользования, основы нормирования загрязнений, поступающих в окружающую среду, их воздействие на экосистемы, экономический и административно-правовой механизмы природопользования в рамках устойчивого развития биосферы. Эта форма работы способствует развитию у студентов творческого мышления, навыков самостоятельной работы с литературой и помогает углубленному изучению отдельных разделов.


2.2 Постановка задачи


Тема реферата должна быть обоснованной и иметь характер научного исследования в области экологии.

Студенческий реферат по экологии – это письменная работа по определенной научной теме в области экологии и природопользования на основе изучения технической литературы, монографий, материалов архивов, журнальных и газетных статей, личных наблюдений и практического опыта.

Главная задача современной экологии как науки – свести в систему, отражающую все стороны реальных взаимоотношений природы и человеческого общества, огромное количество фактического материала на единой теоретической платформе в рамках концепции «устойчивого развития».


2.3 Методические рекомендации


Постарайтесь выбрать тему, близкую вашим интересам. Подумайте, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.

Изучите литературу по данной теме, читая выбранные вами книги и статьи.

Обратите внимание на ссылки авторов, на источники, так как они могут заинтересовать вас.

Реферат пишите по определенному плану. Он должен состоять из трех частей:

- введение: объясните, чем вы руководствовались, выбирая данную тему, покажите ее важность и актуальность (1–3 страницы);

- основная часть: раскройте тему, пишите логично, последовательно. Высказывания авторов не забудьте взять в кавычки, в квадратных скобках дайте ссылки на источник. В списке использованных источников укажите фамилию автора, название книги или иного источника, место и год издательства.

- заключение: сформулируйте основные выводы, к которым вы пришли. Обоснуйте, что дала вам работа над данной темой. Стремитесь к изложению собственной точки зрения на изученный материал.

Для студентов-заочников задание определяется следующим образом: номер темы реферата (см. 2.5) должен соответствовать последней цифре зачетной книжки студента. Например, номер книжки студента оканчивается на цифру 3, студент выбирает тему реферата под одним из следующих номеров: 3, 13, 33, 43, 53 и т.д.

Каждая предложенная тема имеет список рекомендуемой литературы; студент может изменить его, дополнить или составить собственный.


2.4 Требования к оформлению


2.4.1 Реферат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105–95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

2.4.2 При оформлении реферата необходимо использовать машинописные листы формата А4.

2.4.3 Объем реферата должен составлять от 15 до 20 страниц машинописного текста. Студент, работающий над рефератом, должен стремиться к самостоятельному изложению каждого вопроса, не допуская механического переписывания учебников, учебных пособий, брошюр или журнальных статей. Особенно данное предупреждение касается Интернета, который может служить одним, но не единственным источником работы. Появившиеся в последнее время «наштампованные» на дисках рефераты подвергаются тщательному анализу, и выдача их за собственный труд является малоэффективным занятием.

2.4.4 Можно использовать иллюстрации, графики, диаграммы.

2.4.5 На титульном листе указывается вуз, его принадлежность и название кафедры, где выполнена работа, затем тема реферата, группа, фамилия, инициалы автора и научного руководителя. На следующем листе – содержание реферата с указанием страниц, соответствующих разделам реферата. Страницы, начиная со второй, должны быть пронумерованы.

Преподаватель может проводить устный опрос-собеседование по проделанной работе. Лучшие рефераты выдвигаются на студенческие конференции.

2.4.6 В конце реферата указывается список использованной литературы в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.


2.5 Темы рефератов


  1. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере [1, 2, 4, 31].

  2. Ноосфера – перспективы развития [1, 3, 4, 31].

  3. Идеи Вернадского и экология человека [1, 2, 4, 31].

  4. Человек–природа–технология, как новый этап развития биосферы [8, 19, 20, 62, 63, 66].

  5. Глобальные проблемы современности [16, 29, 30, 37, 40, 44].

  6. Парниковый эффект, как результат влияния антропогенной деятельности [26, 27, 28, 30, 68, 69].

  7. Озоновый слой [26, 27, 28, 30].

  8. Антропогенные факторы, воздействующие на изменение климата [26, 27, 28, 30, 36].

  9. Концепция устойчивого развития как основа для решения проблемы сохранения биосферы [16, 17, 22, 25, 33, 41].

  10. От техницизма к экоразуму [6, 17, 20, 27, 39, 53, 71, 76].

  11. Становление экологического сознания [5, 16, 17, 22, 25, 53, 60].

  12. Экологические кризисы и экологические революции на Земле [16, 17, 22, 23, 24, 48, 50, 74].

  13. Экологическое состояние жизнеобеспечивающих систем на пороге XXI века [16, 24, 29, 31, 48, 76].

  14. Экологический прогноз на будущее [54, 57, 60, 63].

  15. Управление процессом формирования потребностей – гарантия сохранения естественных экосистем [22, 25, 26, 32, 33].

  16. Энергия и эволюция жизни на Земле [1, 2, 3, 4, 41, 42].

  17. Международные стандарты в области природопользования [22, 25, 32, 35, 72].

  18. Человек как антропогенный фактор [16, 17, 21, 26, 50, 53].

  19. Окружающая среда и человек [19, 29, 32, 53, 54].

  20. Охрана природы – охрана человека [11, 16, 54, 63].

  21. Взаимосвязь «человека и природы» [11, 17, 54, 72].

  22. Человек как экологическая система [11, 16, 17, 41, 42].

  23. Природные регуляторы экологических процессов [35, 41, 42, 47, 50].

  24. Транспорт и окружающая среда [18, 19, 36].

  25. Антропогенные факторы предприятий [18, 19, 20, 28, 34, 45].

  26. Экология городских и сельскохозяйственных районов [26, 28, 40].

  27. Виды загрязнений окружающей среды и их последствия [21, 26, 27].

  28. Химическое загрязнение среды промышленностью [21, 26, 27, 28, 34, 35, 73].

  29. Действие ядохимикатов на экосистемы [21, 26, 27, 28, 35].

  30. Специфика воздействия техногенного фактора на биосоциальные системы [16, 17, 35, 53, 54].

  31. Экологическое моделирование [16, 17, 26, 76].

  32. Биотехнология и защита окружающей среды [7, 46, 51, 58, 70, 76].

  33. Биологическая защита водоемов [7, 46, 51, 58, 70, 71].

  34. Концепция устойчивого развития [17, 22, 26, 57, 63, 66].

  35. Экономический механизм природопользования [26, 29, 32, 33, 38, 40].

  36. Административно-правовой механизм природопользования

[26, 29, 31, 40, 77].

  1. Борьба с загрязнением окружающей среды с помощью микроорганизмов [7, 46, 51, 58, 70, 76].

  2. Экологические проблемы энергетики [8, 18, 40, 43].

  3. АЭС – экологическая проблема современности [8, 18, 40, 43].

  4. Вода – основа жизни [26, 54, 60, 70].

  5. Атомная энергетика и биосфера [8, 18, 40, 43, 53].

  6. ТЭЦ и ГЭС – экологическая проблема [26, 28, 48, 54, 58].

  7. Бия – экологическая система в состоянии антропогенного стресса [9, 10, 40, 50, 54, 59, 72, 77].

  8. Описание циклических и нециклических потоков экосистемы «земля – воздух» над Бийском [10, 26, 40, 50, 62, 68].

  9. Бийск как искусственная экосистема [26, 28, 40, 50, 62, 68].

  10. Состояние природной экосистемы (на примере реки Бии) [9, 10, 26, 40, 50, 62, 68].

  11. Жизнь пресноводных экосистем на примере [10, 40, 50, 59, 62, 71,72]:

а) реки Бии;

б) озера Ая;

в) озера Телецкого;

г) реки Катунь.

  1. Экосистема Алтай в рамках биогеоценозной экологии [40, 50, 59, 62, 68, 71, 75, 69].

  2. Парниковый эффект и его последствия [26, 27, 28, 30, 68, 69].

  3. Хорологические системы биосферы [17, 26, 51, 59, 63, 64].

  4. Антропогенное воздействие на гидросферу [51, 59, 63, 69, 70].

  5. Искусственные водоемы – антропогенные экосистемы [27, 35, 54, 70].

  6. Вода, которую мы пьем [26, 54, 70, 71].

  7. Вода – источник жизни, источник смерти [26, 54, 70, 71].

  8. Антропогенная экология океана [26, 54, 70, 71].

  9. Учение Вернадского о биосфере [1, 2, 4, 31].

  10. Природные ресурсы России [27, 40, 54].

  11. Международное сотрудничество – основа стабильного развития биосферы [22, 25, 26, 33, 55, 57].

  12. Глобальные экологические проблемы современности [22, 26, 33, 55,57, 63].

  13. Перенаселение – глобальная проблема современности [26, 27, 37, 48, 63].

  14. Животный мир и его значение в экологической системе Земля [7, 26, 41, 42, 54].

  15. Особо охраняемые природные территории [12, 13, 14, 40, 67].

  16. Заповедник как экосистема [12, 13, 14, 26, 40, 67].

  17. Взаимодействие человека с природной средой в рамках биоценозной экологии [26, 32, 44, 79].

  18. Россия радиоактивная [15, 26, 27, 79].

  19. Лес в современном мире [14, 26, 47].

  20. Ленточные леса Алтая [14, 26, 47,62].

  21. Человек и космос. «Космический корабль Земля» – естественная экосистема [15, 26, 27, 79].

  22. Город и природа. Сущность проблемы урбанизации [16, 26, 36, 39].

  23. Демография и экология. Сущность проблем [16, 26, 36, 39].

  24. Экологическое воспитание и просвещение [5, 16, 24, 26].

  25. Экологическая напряженность и генофонд человека [5, 16, 24, 26].

  26. Экологическое воспитание и образование [5, 16, 26, 35, 77].

  27. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды [22, 25, 26, 33, 55, 57].

  28. Экоцид и его последствия [6, 26,27, 77].

  29. Средозащитные технологии:

а) химического производства;

б) механического производства;

в) биохимического производства [16, 17, 19, 30,51,81].

  1. Циклические потоки природных ресурсов в безотходных производствах [8, 17, 19, 20, 26, 33].

  2. Сберегающие ресурсы технологии – решение экологических проблем [8, 17, 19, 20, 33].

  3. Основы лицензирования природопользования [26, 29, 32, 33, 35].

  4. Административно–правовые методы управления природопользованием [26, 29, 63, 77, 79].

  5. Экологический кризис [26, 27, 32, 37].

  6. Проблемы взаимоотношения экономики и экологии [26, 29, 32, 33, 59, 71].

  7. Правовая основа реализации экологических прав граждан [26, 77].


2.6 Литература, рекомендуемая для работы над рефератом


  1. Вернадский, В.И. Размышление натуралиста: Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1997. – 192 с.

  2. Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1978. – 358 с.

  3. Кузнецов, М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества / М.А. Кузнецов // Вопросы философии, 1988. – № 3. – С. 39–48.

  4. Туровский, М.Б. Концепция В.И. Вернадского и перспективы эволюционной теории / М.Б. Туровский, С.В. Туровская // Вопросы философии. – 1993. – № 6. – С. 88–104.

  5. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Де-рябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону:Феникс, 1996. – 480 с.

  6. Вронский, В.А. Экология: словарь-справочник / В.А. Вронский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1977. – 576 с.

  7. Шилов, И.А. Экология: учебник для биологических и медицинских специальностей вузов / И.А. Шилов. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.

  8. Дулькейт, Т.Г. Телецкое озеро в легендах и былях / Т.Г. Дуль-кейт. – Барнаул: Алт. книжное издательство, 1979. – 88 с.

  9. Иоганзен, Б.Г. Телецкое озеро / Б.Г. Иоганзен. – Барнаул: Алт. книжное издательство, 1985.

  10. Стадницкий, Г. В. Экология: учебное пособие для вузов / Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов. – М.: Высшая школа, 1998.

  11. Заповедники Советского Союза / под ред. А.Г. Банникова. – М.: Колос, 1969.

  12. Зеленая книга Сибири: Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества: учебник. –  Новосибирск: Сибирская издат. фирма РАН, 1996.

  13. Воронков, Н.А. Роль лесов в охране вод / Н.А. Воронков. – М.: Гидрометеоиздат, 1988.

  14. Булатов, В.И. Россия радиоактивная / В.И. Булатов. – Новосибирск: ЦЭРИС, 1996. – 272 с.

  15. Горелов, А.А. Экология: курс лекций / А.А. Горелов. – М.: Высш. шк.,1998.

  16. Акимова, Т.А. Экология: учебник / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  17. Никитин, Д.П. Окружающая среда и человек / Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков. – М.: Высш. шк., 1989. (Инженерная экология.)

  18. Никитин, Д.П. Окружающая среда и человек / Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков. – М.: Высш.шк.,1999.

  19. Производство. Технология. Экология. Протэк–2000: труды междунар. конгресса юбилейной научно–практ. конф., 19–22 сентября 2000 г. Москва под. ред. проф. Ю.В. Копыленко. – М.: Станкин, 2000.

  20. Роева, Н.Н. Экология: курс лекций для студентов технологи-ческих специальностей и студентов очной, заочной и вечерней форм обучения / сост. Н.Н. Роева. – М.: Московская государственная технологическая академия, 2001.

  21. Денисов, Ю.Н. Экологический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Денисов. – Бийск: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2000.

  22. Протасов, В.Ф. Словарь экологических терминов и понятий: учебное пособие / В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов. – М.:   Финансы  и  статистика,  1997.

  23. Малофеев, В.И. Социальная экология: учебное пособие / В.И. Малофеев. – М.:  Издательско-книготорговый центр  «Маркетинг»,  2002.

  24. Трифонова, Т.А. Экологический менеджмент: учебное посо-бие / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, М.Е. Ильина. – М.:  Академи-ческий   Проект; Фонд «Мир», 2003.

  25. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передель-ский. – 6-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  26. Гарин, В.М. Экология для технических вузов: учебник /
    В.М. Гарин, И.А. Кленова, В.И. Колесников; под ред. В.И. Колес-никова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  27. Лозановская, И.Н. Экология и охрана биосферы при химичес-ком загрязнении: учеб. пос. для хим., хим.-биол. спец. вузов / И.Н. Ло-зановская, Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова. – М.: Высшая школа, 1998.

  28. Федцов, В.Г. Экология и экономика природопользования: учебно-методическое пособие / В.Г. Федцов, Л.А. Дрягилев. – М.: Издательство РДЛ, 2002.

  29. Муравей, Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Л.А. Муравей. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002.

  30. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебник / Ю.Л. Хотунцев. – М.:  Академия, 2002

  31. Игнатов, В.Г. Экология и экономика природопользования: учебное пособие / В.Г. Игнатов, А.В. Кокин. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2003.

  32. Гирусова, Э.В. Экология и экономика природопользования / под. ред. проф. Э.В. Гирусовой, проф. В.Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Элит–2000», 2003.

  33. Белов, П.С. Экология производства химических продуктов из углеродов нефти и газа: учебное пособие / П.С. Белов, И.А. Голубева, С.А. Низова. – М.:  Химия, 1991.

  34. Протасов, В.Ф. Экология. Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели: учебно-справочное пособие / В.Ф. Протасов, А.С. Матвеев. – М.:  Финансы  и  статистика, 2001.

  35. Павлова, Е.И. Экология транспорта: учебник для вузов / Е.И. Пав-лова. – М.:  Высшая школа, 2006.

  36. Потапов, А.Д. Экология: учебник для строит. спец. вузов / А.Д. Потапов. – М.:  Высшая школа, 2002.

  37. Фомичева, Е.В. Экономика природопользования / Е.В. Фо-мичева. – М.: Издательско-торговая  корпорация  «Дашков и К»,  2003.

  38. Степановских, А.С. Охрана окружающей среды: учебник для вузов / А.С. Степановских. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 559 с.

  39. Ушакова, С.А. Экологическое состояние территорий России: учебное пособие для студ. вузов / С.А. Ушаков, – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  40. Одум, Ю. Экология: пер. с нем. В 2-х т. Т.1. / Ю. Одум. – М.:  Мир, 1986.

  41. Одум, Ю. Экология: пер. с нем. В 2-х т. Т.2. / Ю. Одум. – М.:  Мир, 1986.

  42. Путилова, В.Я. Экология энергетики / В.Я. Путилова. – М.: Изд-во МЭИ, 2003.

  43. Степановских, А.С. Общая экология: учебник для вузов / А.С. Степановских. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000.

  44. Денисов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита насе-ления и территорий при чрезвычайных ситуациях / В.В. Денисов, И.А. Денисов, В.В. Гутенев, О.И. Монтвила. – М.:  Ростов-на-Дону: Издательский центр  «МарТ»,  2003.

  45. Арсонов, Н.Р. Микробиология: учебник для вузов / Н.Р. Арсонов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:  Колос, 1997.

  46. Мельник, Л.Г. Мир, открытый заново: (Рождение экол. мыш-ления) / Л.Г. Мельник. – М.: Молодая   гвардия,  1988.

  47. Петров, К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы / К.М. Петров. – СПб.:  Химиздат, 2000.

  48. Резвицкий, Е.В. Оценка загрязнения территории Краснояр-ского края техногенными радионуклидами в зоне влияния ФГУП «Горно-химический комбинат»: автореферат диссертации на соиска-ние ученой степени кандидата химических наук / Е.В. Резвицкий; – Алт. гос. ун-т. – Барнаул:  Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007.

  49. Хоружая, Т.А. Оценка экологической опасности / Т.А. Хору-жая. – М.:  Книга сервис, 2002.

  50. Вронский, В.А. Прикладная экология: учебное пособие / В.А. Вронский. – Ростов-на-Дону:  Феникс, 1996.

  51. Комарова, Л.Ф. Инженерные методы защиты атмосферы и гидросферы от промышленных загрязнений: учебное пособие / Л.Ф. Комарова, Л.А. Кормина. – Барнаул:   ГИПП   «АЛТАЙ», 2000.

  1. Агеев, И.М. Солнце, вода и жизнь / И.М. Агеев, Г.Г. Шишкин // Экология и жизнь, как солнечная активность влияет на воду. – 2006. – № 7. – С. 48–51.

  2. Бадар, Д. Бюро ЮНЕСКО в Москве и вопросы экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития / Д. Бадар // Экология и жизнь, 2007. – № 6. – С. 7–8.

  3. Бальхаева, И.Х. Экологическая информация: доступ расширяется / И.Х. Бальхаева, Д.В. Базарова // Экология и жизнь. – 2007. – № 2. – С. 28–31.

  4. Бондарчук, Е.А. Программа забота о будущем / Е.А. Бондарчук, Л.В. Чернышева // Экология и жизнь. – 2007. – № 2. – С. 32–34.

  5. Барсук, С.Ю. Ряска тестирует стоки / О.Ю. Барсук // Экология и жизнь. – 2007. – № 3. – С. 54–55.

  6. Винокуров, Ю.И. Подходы к формированию стратегии устойчивого водопользования в бассейне реки Оби / Ю.И. Винокуров,
    И.В. Жерелина, Б.А. Красноярова // Ползуновский вестник. – 2004. – № 2. – С. 4–13.

  7. Волкова, И.Н. Экоциклопедия: глобальное и локальное в устойчивом равновесии природы / И.Н. Волкова, Г.Л. Приваловска // Экология и жизнь. – 2006. – № 5. – С. 3–8.

  8. Елдышев, Ю.Н. Разделение океаном / Ю.Н. Елдышев // Экология и жизнь. – 2005. – № 3. – С. 56–60.

  9. Келль, Л.С. Принципы структурной перестройки организации экосистем: семинар / Л.С. Келль // Экология и жизнь. – 2007. – № 3. – 37 с.

  10. Ким, Ж.В. Экология Алтая. Комплексные исследования ситуации / Ж.В. Ким, В.В. Мироненко, А.В. Михалов // Экология и жизнь. – 2007. – № 11. – 64 с.

  11. Кожарова, В. Национальный парк: время торопит / В. Кожаров // Экология и жизнь. – 2006. – № 7. – С. 54–57.

  12. Коптюг, В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России / В.А. Коптюг // Экология и жизнь. – 2007. – № 2. – С. 11–15.

  13. Торочешников, А.И. Техника защиты окружающей среды / А.И. Торочешников, В.Н. Клушин, А.И. Родионов. – М.: Химия, 1989. – 511 с.

  14. Кулик, А. Ветвящаяся биосфера / А. Кулик // Экология и жизнь. – 2007. – № 3. – С. 3–9.

  15. Миркин, Б.М. Беседы об устойчивости экосистем / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова // Экология и жизнь. – 2005. – № 2. – С. 33–34; № 3. – С. 35–39; № 4. – С. 36–40; № 5. – С. 38–42; № 6. – С. 36–40; № 7. – С. 36–41; № 8. – С. 39–43.

  16. Назаров, В.И. Готова ли Россия стать на путь устойчивого развития / В.И. Назаров // Экология и жизнь. – 2007. – № 4. – С. 20–24.

  17. Рыжиков, А.И. Управление системами заповедников /
    А.И. Рыжиков // Экология и жизнь. – 2006. – № 12. – 16 с.

  18. Ким, Э.Н. Экология Алтая. Комплексное исследование ситуации / Э.Н. Ким, В. Мироненко, А. Михайлов // Экология и жизнь. – 2007. – № 11. – С. 64–68.

  19. Драчева, Л. Современная экология и человек / Л. Драчева // Пищевая промышленность. – 2001. – № 12. – С.16–18.

  20. Новый взгляд на устойчивость экосистем // Экология и жизнь. – 2006. – № 12. – С. 44.

  21. Остроумов, С.А. «Самоочищение» воды в природе / С.А. Остроумов // Экология и жизнь. – 2005. – № 7. – С. 42–47.

  22. Попов, В.П. Эко-логистика / В.П. Попов, И.В. Крайнюченко // Экология и жизнь. – 2004. – № 3. – 22 с.

  23. Петрянов-Соколов, И.В. Концепция устойчивого развития дает шанс / И.В. Петрянов-Соколов // Экология и жизнь. – 2007. – № 6. – С.18–19.

  24. Рянский, Ф.Н. Управлением природопользованием для устойчивого развития в условиях климатических изменений на Севере Западной Сибири / Ф.Н. Рянский, С.Е. Каркин, Г.Н. Гребенюк, И.С. Аитов // Ползуновский вестник. – 2005. – № 4. – Ч.2. – 61 с.

  25. Суравегина, И.Т. Перспективы человека. Из цикла «Здоровье человека – как экологическая проблема» / И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. – 2007. – № 5. – С. 31–34.

  26. Багин, А.М. ХМАО – ЮГРА: нефть экологическая безопасность / А.М. Багин, А.А. Соловьянов // Экология и жизнь. – 2007. – № 4. – С. 54–58. (ООС)

  27. Бельдяева, Л.Н. Минимизация воздействия опасных бытовых отходов на окружающую среду / Л.Н. Бельдяева // Ползуновский вестник. – 2006. – № 2–1. – С. 372–375.

  28. Буренин, В.В. Охрана окружающей среды. Защита населения / В.В. Буренин // Безопасность труда в промышленности. – 2008. – № 8. – С. 34–38.

  29. Быков, А.А. Моделирование загрязнения почвы, атмосфера выбросами от промышленных объектов / А.А. Быков, Е.Л. Счастливцев // Ползуновский вестник. – 2006. – № 2–1. – С. 209–217.

  30. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2002.



3 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ





  1. Экология, предмет ее изучения и задачи.

  2. Понятия о среде обитания и экологических факторах.

  3. Жизнеобеспечивающие системы биосферы.

  4. Лимитирующие факторы.

  5. Основные законы экологии.

  6. Классификация природных ресурсов.

  7. Что понимают под экосистемой?

  8. Трофические цепи.

  9. Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?

  10. Что такое ноосфера, почему возникло это понятие?

  11. Антропогенные экосистемы (виды и типы). Чем они отличаются от естественных экосистем?

  12. Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу? Виды антропогенного воздействия.

  13. Назовите основные виды вмешательства человека в экологические процессы.

  14. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.

  15. Что подразумевается под природопользованием? Рациональное и нерациональное природопользование – в чем их отличие?

  16. Причины разрушения и истощения основного слоя. Почему эта проблема относится к числу важнейших экологических проблем?

  17. Что понимается под качеством окружающей природной среды (ОПС)?

  18. Каковы роль и значение экологического нормирования?

  19. Что представляют собой ПДК, ПДВ, ПНД?

  20. Что значит «емкость природной среды или экологическая емкость территории»?

  21. С помощью какого экологического норматива устанавливают пределы хозяйственной нагрузки на природные комплексы и ресурсы?

  22. Назовите формы взаимодействия общества и природы (экологическая и экономическая).

  23. Дать определению понятие «Экологический кризис». Причины его возникновения, структура, пути выхода.

  24. Что понимается под экологической безопасностью?

  25. Назовите основные направления, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.




  1. Оцените роль малоотходных и безотходных технологий в защите среды обитания от загрязнения.

  2. Каковы основные направления инженерной защиты окружающей природной среды?

  3. Назовите предмет изучения факториальной экологии.

  4. Сформулируйте закон минимума или лимитирующего фактора.

  5. Сформулируйте правило взаимодействия факторов.

  6. Сформулируйте закон конкурентного исключения.

  7. Сформулируйте закон толерантности.

  8. Сформулируйте закон Коммонера.

  9. Охарактеризуйте круговорот веществ и энергии в природе.

  10. Влияние человека на биогеохимические круговороты.

  11. Какие загрязняющие вещества представляют опасность для человеческой популяции?

  12. Какую опасность для человека и биоты представляет воздействие электромагнитных полей и излучений?

  13. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ)?

  14. Что такое экологическое право? Перечислите основные его источники в нашей стране.

  15. Назовите важнейшие отличия Закона РФ «Об охране окружаю-щей среды в России» 2002 г. от Закона «Об охране природы» 1960 г.

  16. Государственная экологическая экспертиза (ГЭС). Какова ее эффективность?

  17. Что понимается под государственным экологическим контролем?

  18. Виды ответственности за экологические правонарушения. Как возмещается вред природной среде?

  19. Каковы особенности современного экономического механизма охраны окружающей природной среды?

  20. Что такое лицензия, договор, лимиты на природопользование?

  21. Какими способами в современных условиях повышают заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании?

  22. В чем смысл модели устойчивого развития общества? Пути ее реализации в России.

  23. Обоснуйте необходимость гармонизации международных эко-логических отношений.

  24. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным, международным?

ЛИТЕРАТУРА


1. Акимова, Т.А. Экология: учебник / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 6-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебник / Ю.Л. Хотунцев. – М.:  Академия, 2002.

4. Петров, К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы / К.М. Петров. – СПб.:  Химиздат, 2000.

5. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2002.

СОДЕРЖАНИЕ


3 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 16


Учебное издание


Давиденко Галина Владимировна

Ломоносова Людмила Владимировна


ЭКОЛОГИЯ


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения


Редактор Идт Л.И.

Технический редактор Сазонова В.П.

Подписано в печать 02.04.09. Формат 6084 1/16

Усл. п. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,25

Печать − ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO TR 1510»


Тираж 100 экз. Заказ 2009-25

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46


Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27



Похожие:

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconУчебное пособие для студентов заочной формы обучения тольятти 2006
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей заочной формы обучения по дисциплине «Экология»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconКультурология методические указания для студентов заочной формы обучения
Культурология: Методические указания для студентов заочной формы обучения / Сост. Н. А. Завершинская, Р. Н. Черникова. – 3-е изд.,...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconКультурология методические указания для студентов заочной формы обучения
Культурология: Методические указания для студентов заочной формы обучения / Сост. Н. А. Завершинская, Р. Н. Черникова. – 3-е изд.,...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconМ. В. Обрезкова самостоятельная работа студентов
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Общая и специальная технология пищевых производств»...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconМетодические указания к проведению семинарских занятий для студентов всех специальностей дневной формы обучения
Обучение речевому профессиональному и деловому общению одна из задач подготовки будущих специалистов в современном вузе. Дисциплина...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы с примерным перечнем тем для студентов 3 курса обучающихся по специальности
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы с примерным перечнем тем (планами и литературой) предназначены для...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconМетодические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность»
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconИстория развития земельного права России 6
Методическое пособие для самостоятельной работы составлено в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconРеферативные и научно-исследовательские работы
Методические указания к выполнению реферативных и научно-исследовательских работ для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск iconМетодические рекомендации и требования по написанию
Методические рекомендации предназначены для студентов высшей и средне-специальной форм обучения. За время обучения студенты, получающие...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница