|
МОУ Новоберезовская СОШ учитель Тестова В. Л. Урок: «Мир тепловых явлений» Цель: 1) организация интересной творческой коллективной работы учащихся 8-11 классов обобщить и повторить полученные знания по данной теме; приобретение навыков реферативной работы; умение пользоваться ТСО, применять ИКТ; 2) развитие коммуникативных способностей, преодоление разного рода комплексов, этикета, самостоятельности. 3) активизация познавательных интересов. План урока 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. 2. «Выступление М. В. Ломоносова с критикой теории теплорода». 3. Работа класса с терминами по теме «Тепловые явления». 4. Слайд-фильм о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи. 5. Слайд-викторина «Тепловые явления в природе и быту». 6. Конкурс « Четыре портрета» физической величины». 7. Историческая справка о первых тепловцх машинах. 8. Демонстрация действия паровой машины Томасом Ньюкоменом. 9.Сценка «Джеймс Уатт и Т. Ньюкомен (экспериментальное определение потерь энергии паровой машины Ньюкомена, исследование). 10. Реферативная рабога (презентация) «От паровых машин к двигателю внутреннего сгорания». Ход урока Сегодня урок (приуроченный к 300- летию М. В. Ломоносова) посвятим тепловым явлениям. Именно М. В. Ломоносов в 1744 г работал над трактатом «Размышления о причине геплоты и холода». Тепловые явления играют огромную роль в окружающем нас мире, в жизни человека, растений, животных, а также в технике. Сценка 1. 1744 г. Санкт-Петербург. Научная лаборатория М. В. Ломоносова. На лабораторном столе- оборудование, модель паровой машины Ньюкомена. Ученый работает над трактатом «Размышление о причине теплоты и холода». М. В. Ломоносов. Как ученые могут утверждать, что теплород является причиной нагревания и охлаждения тел? Они считают, что теплород - особая материя, которая не может создаваться и уничтожаться, а только передается от одних тел к другим; при нагревании теплорода в тело поступает, при охлаждении – отдается. Значит горячее тело содержит больше теплорода, чем холодное. Но тогда при нагревании вес тела должен увеличиваться, но этого не наблюдается в моем опыте. Теория теплорода не может объяснить нагревание тел при трении. Нет, здесь что-то не так! Я считаю, что причина повышения температуры, т. е. степени нагретости тела – движение молекул. И все тепловые движения обусловлены изменениями в их движении. Критические замечания по поводу высказывания Ломоносова (роль ведущего). В своем трактате М. В. Ломоносов изложил все основные положения М.К.Т. и причины теплоты, правильно разграничил понятия «температуры» и «количество теплоты» и дал им молекулярно-кинетическое истолкование. Он понял, что температура тела или «степень теплоты « определяется скоростью движения частиц, тогда как количество теплоты зависит от общего количества движения частиц. Теперь физики знают ответы на многие вопросы, связанными с тепловыми явлениями. Слайд 1. Опрос учащихся (на понимание терминов темы «Тепловые явления». Слайд 2. Показ слайд – фильмов и опрос учащихся о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередач. Слайд – викторина «Тепловые явления в природе и быту». Конкурс «Четыре портрета» физической величины. Каждая физическая величина имеет 4 облика, 4 лица: название, обозначение, единицу измерения, смысл. Таблица 1
Таблица 2
Историческая справка о первых тепловых машинах Задача науки – не только объяснение явлений, но и применение знаний для практических целей. Как известно из исторических источников, приблизительно в 1-2 вв. н.э. в Александрии была создана паровая машина – эолипил. Ее создателем был хорошо известный древнегреческий ученый и инженер, прподаватель школы Герон Александрийский. Он знал о «движущей силе» нагретого воздуха и водяного пара. Что же представлял собой его эолипил? Слайд. Это был металлический шар, из которого выходили две трубки с загнутыми концами. В шар наливали воду и разводили под ним костер. Когда образовавшийся пар начинал выходить из трубок, шар приходил во вращение. Эта интересная игрушка приводила в восторг публику. Мысль о том, чтобы «приспособить пар к делу», использовать как двигатель, пока не возникала. Это и понятно; техника еще не была развита; к тому же имелась дешевая рабочая сила многочисленных рабов, домашних животных, воды и ветра; пока ее хватало. Появление теплового двигателя связано с возникновением и развитием производства промышленного в начале 18 века. Что называется тепловым двигателем? – вопрос классу. Одной из действующих тепловых машин стала машина, созданная англичанином – изобретателем Томасом Ньюкоменом в 1705 году. Эта, по нынешним представлениям, весьма несовершенная машина применялась для откачки воды из шахт; она использовалась десятилетиями, потребляя огромное количество теплоты главным образом из-за необходимости периодически нагревать цилиндр после охлаждения его водой. Модель этого устройства продемонстрирует сам сэр Ньюкомен, которого нам чудом, благодаря машине времени, удалось пригласить сюда. Прошу вас, сэр. Сценка: «Демонстрация опыта Томасом Ньюкоменом и его опрос учащихся. (слайды с вопросами и модель тепловой машины ). Перед вами, господа, модель моей паровой машины. Ее основная часть – цилиндр - стеклянная пробирка, в которую налита вода комнатной температуры. Внутри пробирки перемещается поршень, соединенный с помощью неполвижных блоков с крюком, который поднимает и опускает груз. Топливом служит сухое горючее. Пар, двигая поршень, совершает механическую работу. Схема такого опыта перед вами. Слайд. Вопросы классу Благодарю вас за ответы. Я хотел бы знать, насколько эффективна иоя машина, но не умею этого определить. Сценка «Джеймс Уатт и Т. Ньюкомен». Уатт. Добрый день! Я изобрел свою паровую машину почти через 70 лет после Вас, господин Ньюкомен. (слайд паровой машины Уатта).И так как наука за это время ушла вперед, я могу рассчитать КПД вашей машины. Ньюкомен. Прежде чем решать задачу, хочу задать вам, господа учащиеся, еще несколько вопросов.
Уатт. Я предполагаю, что КПД очень мал. Проведем исследование. Ньюкомен. Потери энергии на мой взгляд, невелики. Уатт. Я думаю обратное: много энергии топлива расходуется впустую, в частности, на нагревание окружающего пространства, а также пробирки. Уатт проводит эксперимент: Доведем до кипения 5 мл воды и определим массу сгоревшего при этом топлива. Тогда, зная теплоту сгорания топлива и удельную теплоемкость воды, сможем рассчитать количество теплоты, выделевшееся при сгорании топлива, и количество теплоты, которое получила вода при нагревании до кипения. Разность между ними – это потери энергии. Уатт проводит опыт, ассистент записывает данные эксперимента на доске, а учащиеся себе в тетради. Уатт дает рассуждения, ассистент записывает в виде формул, записывает расчеты, которые Уатт сделал. Уатт. Видите, как велики потери энергии; значит, много энергии расходуется впустую. Теперь можно найти КПД модели машины господина Ньюкомена. Ньюкомен. Да, действительно, величина малая. Вы правы, мистер Уатт. Выступление. «От паровых машин к ДВС. Реферат. Презентация. Сценка: «М. В. Ломоносов и Ньюкомен. Ломоносов. Да! Все, что мы здесь сегодня увидели и услышали, весьма интересно. И оно свидетельствует об удивительной пытливости ума человеческого, которая привела к такому прогрессу в науке и технике. Ньюкомен. Согласен. Но я хотел бы, чтобы люди 21 века, живущие в эпоху сильно развитой техники, не забыли, что основу молекулярно – кинетической теории тепловых явлений заложили в числе других Вы, Михаил Васильевич опытами , изложенными в трактате «Размышления о причине теплоты и холода», написанном 2,5 века назад Ломоносов. Мои юные сограждане! Я вижу ваш интерес к науке и рад зтому. Скажу вам как исследователь: один опыт я ставлю выше, чем тысячи мнений, рожденных только воображением. Не забывайте о наиважнейшей роли эксперимента в естественных науках! Хочу вам пожелать: везде исследовать «всечастно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет». Спасибо за внимание! |
![]() | Сокр №1- уроки 8-9 Изложение Сокр №7- урок 59 Диктант (К/Р, тесты) Сокр №2- урок 15 Диктант (К/Р, тесты) Сокр №8- уроки 69-70 Изложение Сокр №3- урок 24 Сочинение-репортаж Сокр №9- урок 78 Диктант (К/Р, Проживал у нас некоторое время в остроге орел- карагуш, из породы небольших степных орлов. Кто-то принес его в острог, раненого и... | ![]() | Урок по теме «М. М. Сперанский и его реформы» Урок, интегрированный с икт, с элементами лабораторно-практической работы в группах |
![]() | Урок по предмету «Окружающий мир» Ребята, мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут, возьмем направление с севера... | ![]() | Все быстрее нарастает познание в современном мире. Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных... |
![]() | На уроке химии. Учительница: Машенька, какого цвета у тебя получился раствор? Урок литературы. Учитель спрашивает: "Ну что, дети, вы прочитали "Войну и мир"?" Молчание Один парень поднимается с места, с ошарашенными... | ![]() | Тема: Наблюдение явлений и процессов в национальном парке «Башкирия» иизучение их по программе Тема: Наблюдение явлений и процессов в национальном парке «Башкирия» и изучение их по программе |
![]() | Гагарина Повесть «…Олинь-болинь, джимпу-римпу, кай, вей, бонкс!» Врачи констатировали, что количество тепловых ударов увеличилось в 70 раз по сравнению с августом прошлого года. В атмосфере копилась... | ![]() | 4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8 Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников |
![]() | Урок-презентация, урок-путешествие Югры, дать характеристику гербов городов, охарактеризовать современное развитие городов края, как центров экономики и культуры. Воспитывать... | ![]() | «География материков и океанов. 7 класс» Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока урок-экспедиция.... |