Урок: «Мир тепловых явлений»

НазваниеУрок: «Мир тепловых явлений»
Дата конвертации10.08.2012
Размер72,64 Kb.
ТипУрок
МОУ Новоберезовская СОШ учитель Тестова В. Л.


Урок: «Мир тепловых явлений»

Цель:

1) организация интересной творческой коллективной работы учащихся 8-11 классов обобщить и повторить полученные знания по данной теме;

приобретение навыков реферативной работы; умение пользоваться ТСО, применять ИКТ;

2) развитие коммуникативных способностей, преодоление разного рода комплексов, этикета, самостоятельности.

3) активизация познавательных интересов.


План урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2. «Выступление М. В. Ломоносова с критикой теории теплорода».

3. Работа класса с терминами по теме «Тепловые явления».

4. Слайд-фильм о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.

5. Слайд-викторина «Тепловые явления в природе и быту».

6. Конкурс « Четыре портрета» физической величины».

7. Историческая справка о первых тепловцх машинах.

8. Демонстрация действия паровой машины Томасом Ньюкоменом.

9.Сценка «Джеймс Уатт и Т. Ньюкомен (экспериментальное определение потерь энергии паровой машины Ньюкомена, исследование).

10. Реферативная рабога (презентация) «От паровых машин к двигателю внутреннего сгорания».

Ход урока


Сегодня урок (приуроченный к 300- летию М. В. Ломоносова) посвятим тепловым явлениям. Именно М. В. Ломоносов в 1744 г работал над трактатом «Размышления о причине геплоты и холода». Тепловые явления играют огромную роль в окружающем нас мире, в жизни человека, растений, животных, а также в технике.

Сценка 1.

1744 г. Санкт-Петербург. Научная лаборатория М. В. Ломоносова. На лабораторном столе- оборудование, модель паровой машины Ньюкомена. Ученый работает над трактатом «Размышление о причине теплоты и холода».

М. В. Ломоносов. Как ученые могут утверждать, что теплород является причиной нагревания и охлаждения тел? Они считают, что теплород - особая материя, которая не может создаваться и уничтожаться, а только передается от одних тел к другим; при нагревании теплорода в тело поступает, при охлаждении – отдается. Значит горячее тело содержит больше теплорода, чем холодное. Но тогда при нагревании вес тела должен увеличиваться, но этого не наблюдается в моем опыте. Теория теплорода не может объяснить нагревание тел при трении. Нет, здесь что-то не так! Я считаю, что причина повышения температуры, т. е. степени нагретости тела – движение молекул. И все тепловые движения обусловлены изменениями в их движении.

Критические замечания по поводу высказывания Ломоносова (роль ведущего).

В своем трактате М. В. Ломоносов изложил все основные положения М.К.Т. и причины теплоты, правильно разграничил понятия «температуры» и «количество теплоты» и дал им молекулярно-кинетическое истолкование. Он понял, что температура тела или «степень теплоты « определяется скоростью движения частиц, тогда как количество теплоты зависит от общего количества движения частиц.

Теперь физики знают ответы на многие вопросы, связанными с тепловыми явлениями.


Слайд 1. Опрос учащихся (на понимание терминов темы «Тепловые явления».

Слайд 2. Показ слайд – фильмов и опрос учащихся о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередач.

Слайд – викторина «Тепловые явления в природе и быту».

Конкурс «Четыре портрета» физической величины.


Каждая физическая величина имеет 4 облика, 4 лица: название, обозначение, единицу измерения, смысл.


Таблица 1


Теплота сгорания










Дж

Количество теплоты







Плотность










Дж/кг

Удельная теплота плавления










Дж(кг.С)









Таблица 2





Количество теплоты







Удельная теплота парообразования

Дж/кг







Дж/кг













С







теплоемкость

С

Дж/кгС

















Историческая справка о первых тепловых машинах


Задача науки – не только объяснение явлений, но и применение знаний для практических целей.

Как известно из исторических источников, приблизительно в 1-2 вв. н.э. в Александрии была создана паровая машина – эолипил. Ее создателем был хорошо известный древнегреческий ученый и инженер, прподаватель школы Герон Александрийский. Он знал о «движущей силе» нагретого воздуха и водяного пара. Что же представлял собой его эолипил?

Слайд. Это был металлический шар, из которого выходили две трубки с загнутыми концами. В шар наливали воду и разводили под ним костер. Когда образовавшийся пар начинал выходить из трубок, шар приходил во вращение.

Эта интересная игрушка приводила в восторг публику. Мысль о том, чтобы «приспособить пар к делу», использовать как двигатель, пока не возникала. Это и понятно; техника еще не была развита; к тому же имелась дешевая рабочая сила многочисленных рабов, домашних животных, воды и ветра; пока ее хватало.

Появление теплового двигателя связано с возникновением и развитием производства промышленного в начале 18 века.

Что называется тепловым двигателем? – вопрос классу.

Одной из действующих тепловых машин стала машина, созданная англичанином – изобретателем Томасом Ньюкоменом в 1705 году. Эта, по нынешним представлениям, весьма несовершенная машина применялась для откачки воды из шахт; она использовалась десятилетиями, потребляя огромное количество теплоты главным образом из-за необходимости периодически нагревать цилиндр после охлаждения его водой.

Модель этого устройства продемонстрирует сам сэр Ньюкомен, которого нам чудом, благодаря машине времени, удалось пригласить сюда.

Прошу вас, сэр.


Сценка: «Демонстрация опыта Томасом Ньюкоменом и его опрос

учащихся. (слайды с вопросами и модель тепловой машины ).

Перед вами, господа, модель моей паровой машины. Ее основная часть – цилиндр - стеклянная пробирка, в которую налита вода комнатной температуры. Внутри пробирки перемещается поршень, соединенный с помощью неполвижных блоков с крюком, который поднимает и опускает груз. Топливом служит сухое горючее. Пар, двигая поршень, совершает механическую работу. Схема такого опыта перед вами.

Слайд. Вопросы классу

Благодарю вас за ответы. Я хотел бы знать, насколько эффективна иоя машина, но не умею этого определить.

Сценка «Джеймс Уатт и Т. Ньюкомен».


Уатт. Добрый день! Я изобрел свою паровую машину почти через 70 лет после Вас, господин Ньюкомен. (слайд паровой машины Уатта).И так как наука за это время ушла вперед, я могу рассчитать КПД вашей машины.

Ньюкомен. Прежде чем решать задачу, хочу задать вам, господа учащиеся, еще несколько вопросов.

  1. Как рассчитать механическую работу?

  2. Как определить совершенную работу в нашем случае?

  3. Чему равна затраченная энергия?

  4. Что такое КПД?

  5. Как рассчитать КПД?

Уатт. Я предполагаю, что КПД очень мал. Проведем исследование.

Ньюкомен. Потери энергии на мой взгляд, невелики.


Уатт. Я думаю обратное: много энергии топлива расходуется впустую, в частности, на нагревание окружающего пространства, а также пробирки.

Уатт проводит эксперимент:

Доведем до кипения 5 мл воды и определим массу сгоревшего при этом топлива. Тогда, зная теплоту сгорания топлива и удельную теплоемкость воды, сможем рассчитать количество теплоты, выделевшееся при сгорании топлива, и количество теплоты, которое получила вода при нагревании до кипения. Разность между ними – это потери энергии.

Уатт проводит опыт, ассистент записывает данные эксперимента на доске, а учащиеся себе в тетради.

Уатт дает рассуждения, ассистент записывает в виде формул, записывает расчеты, которые Уатт сделал.


Уатт. Видите, как велики потери энергии; значит, много энергии расходуется впустую. Теперь можно найти КПД модели машины господина Ньюкомена.

Ньюкомен. Да, действительно, величина малая. Вы правы, мистер Уатт.

Выступление. «От паровых машин к ДВС.

Реферат. Презентация.


Сценка: «М. В. Ломоносов и Ньюкомен.


Ломоносов. Да! Все, что мы здесь сегодня увидели и услышали, весьма интересно. И оно свидетельствует об удивительной пытливости ума человеческого, которая привела к такому прогрессу в науке и технике.

Ньюкомен. Согласен. Но я хотел бы, чтобы люди 21 века, живущие в эпоху сильно развитой техники, не забыли, что основу молекулярно – кинетической теории тепловых явлений заложили в числе других Вы, Михаил Васильевич опытами , изложенными в трактате «Размышления о причине теплоты и холода», написанном 2,5 века назад

Ломоносов. Мои юные сограждане! Я вижу ваш интерес к науке и рад зтому. Скажу вам как исследователь: один опыт я ставлю выше, чем тысячи мнений, рожденных только воображением. Не забывайте о наиважнейшей роли эксперимента в естественных науках! Хочу вам пожелать: везде исследовать «всечастно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет».

Спасибо за внимание!

Похожие:

Урок: «Мир тепловых явлений» iconСокр №1- уроки 8-9 Изложение Сокр №7- урок 59 Диктант (К/Р, тесты) Сокр №2- урок 15 Диктант (К/Р, тесты) Сокр №8- уроки 69-70 Изложение Сокр №3- урок 24 Сочинение-репортаж Сокр №9- урок 78 Диктант (К/Р,
Проживал у нас некоторое время в остроге орел- карагуш, из породы небольших степных орлов. Кто-то принес его в острог, раненого и...
Урок: «Мир тепловых явлений» iconУрок по теме «М. М. Сперанский и его реформы»
Урок, интегрированный с икт, с элементами лабораторно-практической работы в группах
Урок: «Мир тепловых явлений» iconВсе быстрее нарастает познание в современном мире. Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее
Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных...
Урок: «Мир тепловых явлений» iconТема: Наблюдение явлений и процессов в национальном парке «Башкирия» иизучение их по программе
Тема: Наблюдение явлений и процессов в национальном парке «Башкирия» и изучение их по программе
Урок: «Мир тепловых явлений» iconГагарина Повесть «…Олинь-болинь, джимпу-римпу, кай, вей, бонкс!»
Врачи констатировали, что количество тепловых ударов увеличилось в 70 раз по сравнению с августом прошлого года. В атмосфере копилась...
Урок: «Мир тепловых явлений» icon4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Урок: «Мир тепловых явлений» iconУрок-презентация, урок-путешествие
Югры, дать характеристику гербов городов, охарактеризовать современное развитие городов края, как центров экономики и культуры. Воспитывать...
Урок: «Мир тепловых явлений» icon«География материков и океанов. 7 класс»
Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока урок-экспедиция....
Урок: «Мир тепловых явлений» iconПостроение математических моделей, реализация их на ЭВМ для исследования физических явлений
«построение математических моделей, реализация их на ЭВМ для исследования физических явлений»
Урок: «Мир тепловых явлений» iconАбстрактное искусство отказ от реальных портретов, предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Средства линия, объем, цветовое пятно, фактура. Автотипия (от греч aut уs — сам и t э p о s — отпечаток) — тоновая
Абстрактное искусство отказ от реальных портретов, предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Средства линия, объем, цветовое...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница