Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7

НазваниеРабочая программа по курсу «Биология» Класс 7
страница1/5
И Н Пономаревой
Дата конвертации20.05.2013
Размер0,89 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей имени В.Г. Сизова


Утверждаю

Директор лицея

____________В.А.Ермоленко

«____» _____________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Биология»

Класс 7

Учебный год 2011 -2012

Учитель Алушкина Н.Е.

УМК:

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г.


Обсуждена и согласована Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественнонаучного цикла протокол №

протокол № от «» мая 2011 года от мая 2011 года


г. Мончегорск


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2.1. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, с использованием программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-1081).

2.2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

2.3. Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни



Задачи раздела «Животные» (7 класс)

*обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков

  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий


*развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

  • продолжить развитие внимания, памяти,

  • особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),

  • развивать стремление добиваться особых успехов,

  • продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков


*воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе) через учебный материал уроков, экскурсии, использование КСО.


2.4. Место предмета в учебном плане лицея

Преподавание биологии в 7 классе осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, составленному на основе БУП – 2004, РБУП – 2006, согласно которому в 7 классе на изучение биологии отводиться 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год.


2.5. Общеучебные умения и навыки, способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


2.6. Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.


1. Личностные УУД: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2. Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

3. Познавательные УУД: общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблемы

А) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, в частности при выполнении лабораторных работ; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;

Б) Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


3. Учебно – тематический план




Название темы

Количество часов

Всего




Л/р

1

Общие сведения о мире животных

8







3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4







4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

3







5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6







6

Тип Моллюски.

4







7

Тип Членистоногие.

7




1

8

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1







9

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

5




1

10

Класс Земноводные, или Амфибии

4




1

11

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

4







12

Класс Птицы

8




1

13

Класс Млекопитающие, или Звери.

8




5

14

Развитие животного мира на Земле.

9




2




Итого:

70




11


4. Содержание курса

В соответствии с п. 8 (приложение) в 7 классе реализуются две содержательные линии:

Система органического мира: Объём – 9 часов

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Многообразие и эволюция живой природы: объём – 47 часов + 12 часов из резерва

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся


Требования к уровню подготовки




Федеральный компонент ГОСа

Предметно-информационная составляющая КО НРК

Деятельностно-коммуникативная составляющая КО НРК




Знать/ понимать

  • Признаки клеток и организмов животных; животных своего региона.

  • Сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, раздражимости животных.

иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;

уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения;




Уметь

  • Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи животных и окружающей среды; родство человека и млекопитающих.

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения животного мира родного края;

владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;




знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона;




знать животный мир Мурманской области, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Мурманской области;

знать основные источники получения информации о животном мире России и Мурманской области;




знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности.

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;




Требования к уровню подготовки

Федеральный компонент ГОСа (продолжение)

  • Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах – животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных.

  • Выявлять изменчивость и приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

  • Сравнивать клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения.

  • Определять принадлежность животных к определенным систематическим группам.

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на животных и экосистемы.

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использование информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными животными.

  • Оказания первой помощи при укусах животных.

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  • Размножения домашних животных, ухода за ними.

Ценностно-ориентационная составляющая качества образования НРК

  1. уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;

  2. понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;

  3. принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;

  4. ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;

  5. осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

  6. любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы;

  7. готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;

  8. понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований.

По темам:

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс (68 часа/2 часа в неделю)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы...
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по...
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconПриказ № От рабочая программа учебного курса география 6 класс часов
Программа содержит краеведческий материал, выделенный курсивом, в объеме 17 часов
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа «биология» 5-9 классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по биологии в 7 классе. Учебник
Учебник: Сонина Н. И., Захаров В. Б. «Биология. Многообразие живых организмов» М.: Дрофа, 2007 г
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 icon«Экологические группы птиц»
...
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по чтению в 5 9 классах специальной (коррекционной)
Рабочая программа согласована на заседании методического совета (протокол №1 от 10. 09. 2010г.)
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 История, утвержденного 16 декабря 2009 г.
Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по курсу «Русский язык и культура речи» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Связи с общественностью» (030602), «Реклама» (032401) Составитель: К.
Рабочая программа по курсу «Русский язык и культура речи» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 7 iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница