«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю»

Название«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю»
страница1/2
Дата конвертации20.05.2013
Размер354,71 Kb.
ТипДокументы
  1   2
«Немногие люди размышляют больше двух или

трех раз в год; я сделал себе международную репутацию,

размышляя один или два раза в неделю».

Джордж Бернард Шоу



Формулировка проблемы


В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. Это необходимо ученику для успешного обучения по предметам. Концепция модернизации Российского образования - один из приоритетов сегодняшняшней российской образовательной политики - определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным потребностям личности, общества, государства мировому уровню.

У учащихся не только разный уровень подготовки и владения общеучебными навыками, но и у большинства из них утерян интерес к предмету. Ведь на сегодняшний день объем требований к знаниям по химии возрастает, т.к. данный предмет является одним из предметов, который изучается в вузах области, итоговое тестирование проводится в новой форме. Анализ состояния преподавания учебных дисциплин в школе приводит к выводу о том, что в учебно-воспитательном процессе все еще преобладают традиционные формы и методы обучения.

Поэтому стали очевидными следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках химии;

  • между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке;

  • между возрастающей практической значимостью школьного курса химии и дефицитом учебного времени.

Необходимость разрешения обозначенных выше противоречий обусловила наличие проблемы обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Ведущей проектной идеей является идея организации обучения, основан­ного на активном взаимодействии с субъектом обучения. Не объем знаний или количе­ство информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваи­вать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обуче­ния.

Проектный замысел заключается в применении интерактивного обуче­ния как обучения с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Современный учитель должен не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но и научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию, т.е. формировать у детей критическое мышление при поиске множества   решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда  время требует от нас  и наших детей  все чаще  интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но  найти свое место в жизни, критическое мышление  помогает  как никакое другое.  

  

Цель деятельности учителя химии: создания на уроках педагогических условий способствующих успешной, активной и сознательной деятельности учащихся с использованием интерактивных образовательных технологий.

Задачи учителя:

  • изменение роли учителя (фасилитация (поддержка, облегчение)

  • приобретение компетентности в использовании знаний и умений по химии в повседневной жизни;

  • развитие образовательной мотивации; повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • повышения уровня информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Концептуальные основы

Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.


Планируемый результат

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характер­ны открытость, гибкость, рефлек­сивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принима­емых решений.

2.Развитие умений:

- интеллектуальные: аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, решать проблемы;

- коммуникативные: работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; выражать свои мысли устно и письменно, ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- организационные: преодолевать возникающие трудности; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; самостоятельно заниматься своим обучением; брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе.

3.Стимулирование самостоя­тельной поисковой творческой дея­тельности, запуск механизмов са­мообразования и самоорганизации.

Особенности содержания

Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их. Оно также означает тщательное рассмотрение аргументов других и изучение логики этих аргументов. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Демократизацию образования понимают как изменение ролей в классе. Главная ценность в классе - это ученик, и ему предоставляется право добыть знания самому, думать, анализировать, сопоставлять и делать свой выбор. На смену механически повторяющему то, что написано в учебнике и услышано от учителя, приходит учащий- который может выбрать источники информации, сравнить, проанализировать и дать свою оценку. За свое собственное образование в ответе только ученик.

Особенности методика

Коммуникативно-деятельност­ный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми

Необходимо на­учить школьников-

  • выделять причинно-следствен­ные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • отвергать ненужную или неверную информацию;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • выделять ошибки в рассужде­ниях;

  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отража­ют текст или говорящий человек;

  • избегать категоричности в ут­верждениях;

  • быть честными в своих рассуж­дениях;

  • определять ложные стереоти­пы, ведущие к неправильным выводам;

  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предпо­ложения и личного мнения;

  • подвергать сомнению логичес­кую непоследовательность устной или письменной речи;

  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Формирование культуры чте­ния, включающей в себя умение ориентироваться в источниках ин­формации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно по­нимать

по­нимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важ­ности, «отсеивать» второстепен­ную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобще­ния.

Уместно также применение деятельностного подхода. Чтобы знания становились инструментом в практической деятельности нужно на уроках создавать ситуации, требующие осмысления этих знаний. Даже во время лекции учащиеся составляют «свою опору» - не просто слушают, а обрабатывают информацию, выделяют главное, ключевое (для него), фиксируют в тетрадях. Таким образом, работает со знанием, преобразует его в другую форму.

Особенности организации

Интерактивные технологии осно­ваны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся на­ходит для себя область осваиваемо­го опыта, причем речь идет не про­сто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатле­ний учащегося в качестве вспомога­тельного материала или иллюстра­тивного дополнения. Опыт учащего­ся - это центральный активатор учебного познания. В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) играет роль «фильтра», пропускаю­щего через себя учебную информа­цию, в интерактивном - роль помощ­ника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправлен­ные потоки информации.

По сравнению с традиционным в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с веду­щим; его активность уступает место активности учащихся, задача веду­щего - создать условия для их ини­циативы. В интерактивной техноло­гии учащиеся выступают полноп­равными участниками, их опыт ва­жен не менее, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащих­ся к самостоятельному поиску.

Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует вза­имодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-экс­перта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видео­ряд, отвечает на вопросы участни­ков, отслеживает результаты про­цесса. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаи­модействие учащихся с соци­альным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побужда­ет их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презен­таций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессио­нальному опыту участников, помо­гает искать решение уже постав­ленных задач, самостоятельно ста­вить новые и т.д.

Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, она приме­нима в любых программе и предме­те.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, со­стоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цепи и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысленные и обобщение при­обретенных знаний.


Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активи­зируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, опре­деляются цели изучения предстоя­щего учебного материала.

Вызов стимулирует интерес к новому знанию, на этом этапе выявля­ется известное и формулируются вопросы, появившиеся у учеников. Этот этап подготавливает ввод учебного материала, который осуще­ствляется на этапе осмысления.

Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Организа­ция учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина - В.К.Дьяченко, так как основой ее является работа учащих­ся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". Но все же главным в ходе изучения нового материала является принцип деятельности. Максимально использовать возможности, знания, предыдущий опыт, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и их взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим микроколлективом, когда они сами обучают друг друга, чувствуют свою успешность и сами стремятся ее подкрепить.

Этот принцип легко реализуется в уроках с коллективным способом обучения, где каждый ученик одновременно выполняет и роль учителя, и роль ученика. .

Цель первой стадии – вызова - осуществление активизации ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы. Ученики воображают, создают свое видение изучаемого объекта или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывать их. Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данного этапа заключается в том, что актуализируется опыт учащихся, во внимание принимается мнение каждого ученика. Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, но даже за столь короткое время можно применить различные приемы, которые разнообразят технологию (приложение1)


Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная рабо­та ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная.

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Про­цесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение днев­ника), которые позволяют отслежи­вать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и ви­деоматериал.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, ин­терпретируют, дискутируют, нако­нец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мне­ние, выразить себя ясно, доказатель­но, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя - в основном коор­динирующая.

Популярным методом демонст­рации процесса мышления является графическая организация материа­ла. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скры­тый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.


Третья стадия - «рефлексия» - размышления.

На данной стадии ученики возвращаются к поставленной цели, делают вывод, выделяют новую и важную информацию, задают вопросы. Здесь же происходит возврат к «паучкам» (кластерам): ученики восстанавливают логику изучения темы, отказываются от ошибочных суждений, соотносят понятия. Также на этом этапе ученики возвращаются к перепутанным логическим цепочкам и выстраивают их должным образом в соответствии с полученными знаниями

Данная стадия, как завершающая урок, это возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало), возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым логическим цепочкам. А это успешный прием выделения главного, установления логических цепочек с ранее изученным материалом. А заканчивается урок пятиминутным эссе на тему «Что нового я узнал». На этом этапе уче­ник формирует личностное отноше­ние к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переос­мысление собственных представле­ний с учетом вновь приобретенных знаний.

Третий этап — размышления — носит характер рефлексии, когда полученная информация встраивается в уже имеющуюся картину мира ученика.

  1   2

Похожие:

«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconМетодические рекомендации по написанию семестровых сочинений подготовка и оформление
Семестровое сочинение богословская или историческая учебная работа научного характера, которая пишется студентами семинарии один...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconОбщего и профессионального образования российской федерации ордена трудового красного знамени и
Неточно спланированная программа требует в три раза больше времени, чем предполагалось; тщательно спланированная – только в два
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» icon“как бы выглядел наш мир в недалеком будущем”
Фантастика один из самых популярных жанров на сегодняшний день. Каждый год выпускается множество книг и фантастических фильмов, и...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconВнимание! В каждом вопросе может быть один или два правильных ответа!
Составьте правильные сочетания существительных (левый столбик) со словами-паронимами (прилагательными) (правый столбик)
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» icon3. узлы для связывания двух тросов
Это самый простой из всех известных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец....
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconИстория конфетной обёртки
Название работы: «Мыльная опера», или чем мылись люди в древности? Современный процесс мыловарения. Купить или сделать самим
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconС тех пор как атакующий флот Расы прибыл на Тосев-3, адмирал Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно
Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно; тосевиты оказались гораздо более...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconС тех пор как атакующий флот Расы прибыл на Тосев-3, адмирал Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно
Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно; тосевиты оказались гораздо более...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconРодион Русов Сверхчеловек говорит по-русски
«человек разумный»? Придется ли нам жить в мире, где будет не один вид разумных существ, как сейчас, а несколько? И кто станет править...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconПредставьте себе типичную ситуацию. У вас есть «раскрученный» сайт, продвигающий на рынок вполне затребованную услугу или товар. Ваши потенциальные клиенты
При этом, условимся сразу, Ваш товар или услуги по цене и качеству ничуть не хуже, чем у конкурентов. Только у них доля продаж через...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница