«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю»

Название«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю»
страница1/2
Дата конвертации20.05.2013
Размер354,71 Kb.
ТипДокументы
  1   2
«Немногие люди размышляют больше двух или

трех раз в год; я сделал себе международную репутацию,

размышляя один или два раза в неделю».

Джордж Бернард Шоу



Формулировка проблемы


В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. Это необходимо ученику для успешного обучения по предметам. Концепция модернизации Российского образования - один из приоритетов сегодняшняшней российской образовательной политики - определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным потребностям личности, общества, государства мировому уровню.

У учащихся не только разный уровень подготовки и владения общеучебными навыками, но и у большинства из них утерян интерес к предмету. Ведь на сегодняшний день объем требований к знаниям по химии возрастает, т.к. данный предмет является одним из предметов, который изучается в вузах области, итоговое тестирование проводится в новой форме. Анализ состояния преподавания учебных дисциплин в школе приводит к выводу о том, что в учебно-воспитательном процессе все еще преобладают традиционные формы и методы обучения.

Поэтому стали очевидными следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках химии;

  • между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке;

  • между возрастающей практической значимостью школьного курса химии и дефицитом учебного времени.

Необходимость разрешения обозначенных выше противоречий обусловила наличие проблемы обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Ведущей проектной идеей является идея организации обучения, основан­ного на активном взаимодействии с субъектом обучения. Не объем знаний или количе­ство информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваи­вать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обуче­ния.

Проектный замысел заключается в применении интерактивного обуче­ния как обучения с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Современный учитель должен не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но и научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию, т.е. формировать у детей критическое мышление при поиске множества   решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда  время требует от нас  и наших детей  все чаще  интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но  найти свое место в жизни, критическое мышление  помогает  как никакое другое.  

  

Цель деятельности учителя химии: создания на уроках педагогических условий способствующих успешной, активной и сознательной деятельности учащихся с использованием интерактивных образовательных технологий.

Задачи учителя:

  • изменение роли учителя (фасилитация (поддержка, облегчение)

  • приобретение компетентности в использовании знаний и умений по химии в повседневной жизни;

  • развитие образовательной мотивации; повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • повышения уровня информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Концептуальные основы

Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.


Планируемый результат

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характер­ны открытость, гибкость, рефлек­сивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принима­емых решений.

2.Развитие умений:

- интеллектуальные: аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, решать проблемы;

- коммуникативные: работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; выражать свои мысли устно и письменно, ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- организационные: преодолевать возникающие трудности; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; самостоятельно заниматься своим обучением; брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе.

3.Стимулирование самостоя­тельной поисковой творческой дея­тельности, запуск механизмов са­мообразования и самоорганизации.

Особенности содержания

Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их. Оно также означает тщательное рассмотрение аргументов других и изучение логики этих аргументов. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Демократизацию образования понимают как изменение ролей в классе. Главная ценность в классе - это ученик, и ему предоставляется право добыть знания самому, думать, анализировать, сопоставлять и делать свой выбор. На смену механически повторяющему то, что написано в учебнике и услышано от учителя, приходит учащий- который может выбрать источники информации, сравнить, проанализировать и дать свою оценку. За свое собственное образование в ответе только ученик.

Особенности методика

Коммуникативно-деятельност­ный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми

Необходимо на­учить школьников-

  • выделять причинно-следствен­ные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • отвергать ненужную или неверную информацию;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • выделять ошибки в рассужде­ниях;

  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отража­ют текст или говорящий человек;

  • избегать категоричности в ут­верждениях;

  • быть честными в своих рассуж­дениях;

  • определять ложные стереоти­пы, ведущие к неправильным выводам;

  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предпо­ложения и личного мнения;

  • подвергать сомнению логичес­кую непоследовательность устной или письменной речи;

  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Формирование культуры чте­ния, включающей в себя умение ориентироваться в источниках ин­формации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно по­нимать

по­нимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важ­ности, «отсеивать» второстепен­ную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобще­ния.

Уместно также применение деятельностного подхода. Чтобы знания становились инструментом в практической деятельности нужно на уроках создавать ситуации, требующие осмысления этих знаний. Даже во время лекции учащиеся составляют «свою опору» - не просто слушают, а обрабатывают информацию, выделяют главное, ключевое (для него), фиксируют в тетрадях. Таким образом, работает со знанием, преобразует его в другую форму.

Особенности организации

Интерактивные технологии осно­ваны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся на­ходит для себя область осваиваемо­го опыта, причем речь идет не про­сто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатле­ний учащегося в качестве вспомога­тельного материала или иллюстра­тивного дополнения. Опыт учащего­ся - это центральный активатор учебного познания. В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) играет роль «фильтра», пропускаю­щего через себя учебную информа­цию, в интерактивном - роль помощ­ника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправлен­ные потоки информации.

По сравнению с традиционным в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с веду­щим; его активность уступает место активности учащихся, задача веду­щего - создать условия для их ини­циативы. В интерактивной техноло­гии учащиеся выступают полноп­равными участниками, их опыт ва­жен не менее, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащих­ся к самостоятельному поиску.

Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует вза­имодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-экс­перта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видео­ряд, отвечает на вопросы участни­ков, отслеживает результаты про­цесса. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаи­модействие учащихся с соци­альным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побужда­ет их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презен­таций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессио­нальному опыту участников, помо­гает искать решение уже постав­ленных задач, самостоятельно ста­вить новые и т.д.

Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, она приме­нима в любых программе и предме­те.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, со­стоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цепи и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысленные и обобщение при­обретенных знаний.


Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активи­зируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, опре­деляются цели изучения предстоя­щего учебного материала.

Вызов стимулирует интерес к новому знанию, на этом этапе выявля­ется известное и формулируются вопросы, появившиеся у учеников. Этот этап подготавливает ввод учебного материала, который осуще­ствляется на этапе осмысления.

Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Организа­ция учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина - В.К.Дьяченко, так как основой ее является работа учащих­ся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". Но все же главным в ходе изучения нового материала является принцип деятельности. Максимально использовать возможности, знания, предыдущий опыт, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и их взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим микроколлективом, когда они сами обучают друг друга, чувствуют свою успешность и сами стремятся ее подкрепить.

Этот принцип легко реализуется в уроках с коллективным способом обучения, где каждый ученик одновременно выполняет и роль учителя, и роль ученика. .

Цель первой стадии – вызова - осуществление активизации ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы. Ученики воображают, создают свое видение изучаемого объекта или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывать их. Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данного этапа заключается в том, что актуализируется опыт учащихся, во внимание принимается мнение каждого ученика. Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, но даже за столь короткое время можно применить различные приемы, которые разнообразят технологию (приложение1)


Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная рабо­та ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная.

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Про­цесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение днев­ника), которые позволяют отслежи­вать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и ви­деоматериал.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, ин­терпретируют, дискутируют, нако­нец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мне­ние, выразить себя ясно, доказатель­но, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя - в основном коор­динирующая.

Популярным методом демонст­рации процесса мышления является графическая организация материа­ла. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скры­тый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.


Третья стадия - «рефлексия» - размышления.

На данной стадии ученики возвращаются к поставленной цели, делают вывод, выделяют новую и важную информацию, задают вопросы. Здесь же происходит возврат к «паучкам» (кластерам): ученики восстанавливают логику изучения темы, отказываются от ошибочных суждений, соотносят понятия. Также на этом этапе ученики возвращаются к перепутанным логическим цепочкам и выстраивают их должным образом в соответствии с полученными знаниями

Данная стадия, как завершающая урок, это возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало), возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым логическим цепочкам. А это успешный прием выделения главного, установления логических цепочек с ранее изученным материалом. А заканчивается урок пятиминутным эссе на тему «Что нового я узнал». На этом этапе уче­ник формирует личностное отноше­ние к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переос­мысление собственных представле­ний с учетом вновь приобретенных знаний.

Третий этап — размышления — носит характер рефлексии, когда полученная информация встраивается в уже имеющуюся картину мира ученика.

  1   2

Похожие:

«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconТематическая группа «Персоналии»
Я считаю, что он великий человек и много сделал для республики. Он первый глава Бурятской автономии, один из основателей Республики...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconОбщего и профессионального образования российской федерации ордена трудового красного знамени и
Неточно спланированная программа требует в три раза больше времени, чем предполагалось; тщательно спланированная – только в два
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconСад Рамы
Рама 2, набрав скорость, удаляется от Солнечной системы, унося в себе неразгаданные тайны и трех пассажиров
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconПролог
Больше, чем он, не сделал никто. Он подарил человечеству науку. И не только. Его вклад в мировую культуру настолько велик и неопровергаем...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconМетодические рекомендации по написанию семестровых сочинений подготовка и оформление
Семестровое сочинение богословская или историческая учебная работа научного характера, которая пишется студентами семинарии один...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconЛюбовь. Свобода. Одиночество
...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconВерстаков От "Правды"
Свободой (радиостанцией, содержавшейся на деньги американского цру) достоин прямого упоминания хотя бы потому, что больше двух лет...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconОбзор прессы
Общественной палаты ввести в стране прикладной бакалавриат — двух-трех летнее высшее образование. Со временем под него будет выделено...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconС тех пор как атакующий флот Расы прибыл на Тосев-3, адмирал Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно
Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно; тосевиты оказались гораздо более...
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю» iconС тех пор как атакующий флот Расы прибыл на Тосев-3, адмирал Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно
Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно; тосевиты оказались гораздо более...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница