|
Программа элективного курса «Тайны текста» Цель программы:
Задачи программы:
Отбор материала курса рассчитан на 17 часов. Для обучения по программе необходимо: знать
уметь
Необходимая материально-техническая база: Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик, Л.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1991. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. у учителя и каждого учащегося. Программа курса по выбору соответствует главным задачам образования и развития учащихся, удовлетворяет дидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности в их современном понимании. Данный курс предполагает использование таких методов работы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. Программа соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их психологического развития, дополняет материалы учебника, но не дублирует его, создает возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, учитывает общественные и индивидуальные потребности учащихся. Технологии, использованные в курсе, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками и в то же время выявить склонность к филологическим видам деятельности. Основными формами занятий являются практикум, лабораторная работа, семинар, речетворческая мастерская. Практикум предусматривает практическую работу с текстом, исследование лексики, грамматики, пунктуации, наблюдение над авторскими оборотами речи и авторскими знаками препинания. Лабораторная работа – это работа по заранее известному плану, или алгоритму. Например, чтобы определить функциональный стиль речи исследуемого текста, надо установить цель его создания, сферу применения, речевую ситуацию, стилевые черты, выявить языковые средства, характерные для данного текста. Чтобы определить функционально-смысловой тип текста, надо установить, о чем сообщает текст (о действиях, признаках или причинно-следственных отношениях), задать типовой вопрос, рассмотреть композиционное построение текста, исследовать взаимодействие данного и нового в тексте, виды и средства связи предложений в тексте. Проведение семинара связано с организацией групповой работы и коллективным выполнением творческих заданий к текстам. Речетворческая мастерская предусматривает сопоставление близких по теме текстов, выявление особенностей трактовки темы, основной мысли и авторской позиции пишущего, индивидуальная работа по выполнению творческого задания. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В ходе изучения курса происходит овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением и письмом. Основные виды информационной переработки текста на занятиях: составление плана простого, сложного, цитатного и комбинированного, составление конспекта, тезисов, отзыва и аннотации к тексту. Занятия проходят в виде заинтересованного диалога учителя и учащихся по поводу содержания, темы, основной мысли текста; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, типологического строения и функционального стиля анализируемого текста. В качестве устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические и общественные темы звучат подробные и сжатые пересказы текстов, а также устные ответы на заданные к текстам вопросы, что способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Выполненные письменно творческие задания к текстам формируют у учащихся умение связно и грамотно излагать собственные мысли в их логической последовательности, что необходимо в большинстве видов профессиональной деятельности, требующих высокой квалификации работника. Творческие задания обсуждаются присутствующими, в корректной форме вносятся предложения по их усовершенствованию и редактированию отдельных фраз. Обсуждается выбор наиболее удачного заголовка к тексту из числа нескольких предложенных. Итоговой формой контроля знаний является выполнение контрольной работы в форме написания изложения с творческим заданием или выполнения творческого задания к изложению. Программой предусмотрено проведение 4-х контрольных работ. По окончании курса учащиеся приобретают представление о наличии или отсутствии склонностей к филологическим видам деятельности, получают представление о предлагаемых на письменном экзамене по русскому языку текстах, совершенствуют умение подробного и сжатого пересказа текста с сохранением его стилистических особенностей, учатся осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; создавать свой оригинальный текст – элемент сочинения к изложению – совершенствовать и редактировать его. Надеюсь, что изучение курса по выбору «Тайны текста» будет полезным для учащихся и поможет в выборе профессиональной деятельности в будущем. Муниципальное образовательное учреждение СОШ № 28 им. А.А. Суркова Программа элективного курса «Тайны текста» (17 часов) Вид программы пробная. Автор программы учитель русского языка и литературы Шувалова Е.Н. Ярославль, 2005 год
Цель программы:
Задачи программы:
Отбор материала курса рассчитан на 17 часов. Для обучения по программе необходимо: знать
уметь
Введение (1 ч.)
Раздел 1 Лингвистический анализ текста (6 ч.)
Раздел 2 Работа с текстами (10 ч.)
Семинар. (1 ч.)
Семинар. (1 ч.)
Речетворческая мастерская. Сопоставление двух текстов о В. Сурикове. (1 ч.) - о композиторах. Тексты № 2 (О Ф.И. Шаляпине), № 4 (О П.И. Чайковском), № 16 (О П.И. Чайковском), № 26 «Музыка», № 42 (О С. Рахманинове), № 43 (Об отношении к музыке), № 50 (О Ф.И. Шаляпине), № 58 (О колокольном звоне). Речетворческая мастерская. Сопоставление двух текстов о П.И. Чайковском или о Ф.И. Шаляпине. (1 ч.) - о писателях. Тексты № 1 (О А.С. Пушкине), № 14 (О А.А. Ахматовой), № 18 (О А.И. Куприне), № 22 «Твардовский», № 28 «Дядя Гиляй», № 31 «Переводчик», № 46 «Рождение стиха», № 48 «Москвич Пушкин», № 56 (О Горьком) (по выбору учителя и учащихся). Семинар. (1 ч.) - о деятелях науки и искусства. Тексты № 11 (О П.М. Третьякове), № 55 «Анна Павлова», № 15 (О Л. Ландау), № 53 (О Л. Ландау), № 7 (О Ю. Гагарине), № 66 (О Ю. Гагарине) (по выбору учителя и учащихся). Речетворческая мастерская. Сопоставление двух текстов о Л. Ландау или о Ю. Гагарине (1 ч.)
Семинар. (1 ч.)
Практикум. (1 ч.)
Семинар. (1 ч.)
По окончании курса учащиеся приобретают представление о наличии или отсутствии склонностей к филологическим видам деятельности, совершенствуют умение подробного и сжатого пересказа текста с сохранением его стилистических особенностей, учатся осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; создавать свой оригинальный текст – элемент сочинения к изложению – совершенствовать и редактировать его. V. Методические особенности курса Программа курса по выбору соответствует главным задачам образования и развития учащихся, удовлетворяет дидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности в их современном понимании. Данный курс предполагает использование таких методов работы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. Программа соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их психологического развития, дополняет материалы учебника, но не дублирует его, создает возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, учитывает общественные и индивидуальные потребности учащихся. Технологии, использованные в курсе, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками и в то же время выявить склонность к филологическим видам деятельности. Основными формами занятий являются практикум, лабораторная работа, семинар, речетворческая мастерская. Практикум предусматривает практическую работу с текстом, исследование лексики, грамматики, пунктуации, наблюдение над авторскими оборотами речи и авторскими знаками препинания. Лабораторная работа – это работа по заранее известному плану, или алгоритму. Например, чтобы определить функциональный стиль речи исследуемого текста, надо установить цель его создания, сферу применения, речевую ситуацию, стилевые черты, выявить языковые средства, характерные для данного текста. Чтобы определить функционально-смысловой тип текста, надо установить, о чем сообщает текст (о действиях, признаках или причинно-следственных отношениях), задать типовой вопрос, рассмотреть композиционное построение текста, исследовать взаимодействие данного и нового в тексте, виды и средства связи предложений в тексте. Проведение семинара связано с организацией групповой работы и коллективным выполнением творческих заданий к текстам. Речетворческая мастерская предусматривает сопоставление близких по теме текстов, выявление особенностей трактовки темы, основной мысли и авторской позиции пишущего, индивидуальная работа по выполнению творческого задания.
Для учащихся:
Формы контроля
Для учителя:
Для учащихся:
|
![]() | Рабочая программа элективного курса «Земля Донская» в 5 классе Формирование и расширение представлений об особенностях природы, населения родного края, его истории | ![]() | Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «Охрана природы и особо охраняемые природные территории» В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных... |
![]() | Программа Элективного курса Тема: “ Удивительный микромир ” для 5-8 классов Появилась возможность повторить и углубить знания по данным разделам биологии ученикам 5-8 классов, а также сформировать практические... | ![]() | Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом Программа учебного курса “межгосударственный переговорный процесс: теория и практика” |
![]() | Авторская программа элективного курса для 9 класса по теме «логика» Объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, поэтому фокусировать дидактику на усвоение определенной суммы фактов... | ![]() | Элективный курс «Анализ художественного текста» Цель занятия: познакомить с программой и задачами курса «Анализ художественного произведения»; со структурой лингвистического толкования... |
![]() | Программа курса Культура звучащей речи Для студентов факультета журналистики Москва Программа курса «Культура звучащей речи». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 24 с | ![]() | Элективный курс для учащихся 9-11 классов готовимся к государственной итоговой аттестации в 9 классе и Целью элективного курса является совмещение языковой метапредметной и предметной компетенций с компетентностной основой школьного... |
![]() | «Филологический анализ художественного текста» Лингвистический подход к анализу художественного текста 1 Текст как объект изучения. Особенности художественного текста Вопросы и... | ![]() | Утро магов Зенкрейцеры, горы Тибета и джунгли Америки, гениальные прозрения и фантастические мистификации, алхимия, бессмертие и перспективы... |