Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05.

НазваниеПрограмма по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05.
страница1/2
Коровиной В Я
Дата конвертации29.12.2012
Размер407,11 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение

Водинская основная общеобразовательная школа


Утверждаю: Согласовано:

Директор школы____________Г.Г. Николаенко зам. директора по УВР______

«____»____________200__г «_____»____________200__


Рабочая программа

по литературе

в 5 классе

на 2009-2010 уч.г.


Составил учитель: Некрасова Т.В..


2009г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), с учетом Образовательной программы и Учебного плана Водинской основной общеобразовательной школы, а также тематического планирования, предложенного автором УМК, Коровиной В.Я., по которому я работаю. (указать автора УМК, по которому вы работаете).

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

Курс литературы в школе основывается на принципах: связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-кулыпурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель -изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и истории, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного про­изведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обшегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающею.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Главной идеей предлагаемого планирования является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.

В планировании соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к проблеме «Фольклор и литература» от сказок, стихотворных и прозаических произведений к изучению творчества поэтов в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков (горизонталь).

Тематическое планирование для 5 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и состра­дание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.); затронута одна из ведущих проблем — внимание к книге;

Я, как учитель, старалась при составлении данного тематического планирования предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). Особенно широко и полно подобная работа проводится на уроках развития речи. Всего запланировано 11 уроков развития речи за период изучения курса литературы за 5 класс.

Принцип концентризма, осуществляемый данным планированием, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX—XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.).

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. В тематическом планировании отведено место для 10 уроков внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение чи­тательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на осно­ве перенесения в сферу самостоятельного чтения опор­ных литературных знаний, читательских умений и на­выков,

Кроме всего прочего в данное тематическое планирование включены уроки контроля знаний. 1 урок - тестирование позволяет выявить уровень знаний учащихся по предмету перед началом изучения основного материала за 5 класс. 18, 32 и 52 уроки контроля знаний по литературе после изучения больших блоков учебного материала.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Тематическое планирование рассчитано на70 часов (2 урока литературы в неделю) и построено с учётом реализации следующих концепций: построение изучения литературы в определённой системе - от мифов к устному народному творчеству, от русского народного творчества к древнерусской литературе, от древнерусской литературы к изучению литературы XVIII, XIX, XX веков. Как учебный материал используются лучшие тексты русской и зарубежной литературы, обеспечивающие изучение обозначенного Министерством образования минимума и ориентируют школьников на дополнительное внеклассное чтение.

Название раздела

Количество часов на его изучение

Произведения, изучаемые в рамках раздела

Введение

1




Устное народное творчество

6




Малые жанры фольклора

1




Русские народные сказки

4

«Царевна-лягушка»

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Развитие речи учащихся при изучении народных сказок

1




Древнерусская литература

2

«Подвиг отрока киевлянина…», «Повесть временных лет»

Из русской литературы XVIII века


2

М. В. Ломоносов

«Случились вместе два астронома в пиру…».

Жанры и роды литературы

Из русской литературы XIX века


5

И. А. Крылов. Басни

В. А. Жуковский. «Спящая царевна», «Кубок».

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Няне»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Внеклассное чтение

1

Произведения Жуковского

урок развития речи

1

По произведениям Жуковского и Пушкина

Русская литературная сказка

2

А..Погорельский «Чёрная курица…»

В.М.Гаршин «Пальма»

Писатели XIX века

13




М.Ю.Лермонтов

2

«Бородино»

Н.В.Гоголь

2

«Заколдованное место»

Н.А.Некрасов

2

«На Волге», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»

И.С.Тургенев

2

«Муму»

Урок развития речи

1

По произведению Тургенева «Муму»

Урок контроля и обобщения за I полугодие

1




Л.Н.Толстой

1

«Кавказский пленник»

Урок развития речи

1

Обучение домашнему сочинению по произведению «Кавказский пленник»

А.П.Чехов

1

«Хирургия»

Внеклассное чтение

1

Русские поэты о зиме

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

2

Лирика А.. А. Фета, Ф.И.Тютчева, И.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова

Урок развития речи

1

Обучение домашнему сочинению

Из русской литературы XX века

18

И.А.Бунин «Косцы», В.Г.Короленко «В дурном обществе», С.Есенин «я покинул дом родной», П..Бажов « Медной горы хозяйка», К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», А.П.Платонов «Никита», В.П.Астафьев « Васюткино озеро»

Урок внеклассного чтения

1

Восприятие прекрасного героями произведений и читателями

Урок развития речи

1

Обучение домашнему сочинению по повести «В дурном обществе»

Урок внеклассного чтения

1

Паустовский «Заячьи лапы»

Урок развития речи

1

Традиции народных сказок

Быль и фантастика

Урок развития речи

1

Классное сочинение

Урок контроля

1




Поэты о Великой Отечественной войне

1

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

«Майор привёз мальчишку на лафете»

Русские поэты XX века о Родине

2

И.А.Бунин, А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов

Урок развития речи

1

сочинение

Писатели улыбаются


2

Саша Чёрный «Игорь – Робинзон»

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

Из зарубежной литературы

8

Р.Стивенсон «Вересковый мёд», Д.Дефо «Робинзон Крузо», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Ж.Санд «о чём говорят цветы», М.Твен «Приключение Тома Сойера», Дж.Лондон «Сказание о Кише»

Урок развития речи

1

Подготовка к домашнему сочинению

Итоговый урок. Развитие речи. Выполнение контрольного теста.

1




Резервный урок

1



  1   2

Похожие:

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconРабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта для 6 класса
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconПрограмма конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса
Учебная рабочая программа по литературе в 6-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта общего образования 2008г
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconРабочая программа по истории для V-IX класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года и Примерной программы основного общего образования по истории,
Рабочая программа по истории для V-IX класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconРабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Н.
Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconПрограмма основного общего образования для 6 класса общеобразовательной школы «биология. Живой организм»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим...
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. icon«Изобразительное искусство и художественный труд»
Программы по изобразительному искусству для 5–7 составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 года.
Примерной программы среднего(полного) общего образования по истории (базовый уровень) и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г....
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. iconРабочая программа «биология» 5-9 классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница