«Смешанный лес»

Название«Смешанный лес»
Дата конвертации29.12.2012
Размер44,32 Kb.
ТипДокументы
Тема: «Смешанный лес».

Цель: познакомить с географическим положением зоны смешанных лесов, растительным и животным миром, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Сообщение общей темы уроков. (1.Слайд «Природные зоны России».)

2. Проверка д/з.

а)(Трое учеников работают по программированным карточкам на местах,

один ученик работает с компьютером.)

б) Вопросы к классу

- Рассказать о географическом положении и растительном мире тайги.

- Животный мир тайги.

- Пинежский заповедник.

в) Проверка карточек с помощью компьютера. (2.Слайд «Проверь себя».)




3. Изучение нового материала.

а) Сообщение темы урока. (3.Слайд «Смешанные леса».)

б) Работа с картой. Географическое положение зоны смешанных лесов.

- К югу от зоны тайги, в двух противоположных частях нашей страны - на западе и востоке - расположена зона смешанных лесов. Зона смешанных лесов на западе России образует треугольник. Северная его граница – это южная граница тайги, которая смыкается с южной границей смешанных лесов в районе Урала. Во время оледенения смешанные леса отступали на юг, а в суровых условиях Сибири были вытеснены совсем. Уцелели ещё смешанные леса на Дальнем Востоке, где не было сплошного оледенения. В результате этого смешанные леса имеют разрыв, отсутствуя в Сибири, располагаясь на западе и Дальнем Востоке.

в) Климат.

- Климат западной части смешанных лесов умеренно континентальный. Зима относительно тёплая, с частыми оттепелями, продолжительность зимы 4 – 5 месяцев, весна наступает значительно раньше, чем на востоке. Лето тёплое и влажное, со значительной облачностью. Лето продолжительное 3 – 3,5 месяцев.

На Дальнем Востоке климат муссонный, летние ветры приносят с Тихого океана до 80% годовых осадков. Лето тёплое, дождливое, зима холодная, снежная. В зоне смешанных лесов все времена года ярко выражены.

В зоне смешанных лесов много водоёмов: ручьёв, рек, озёр.

г) Растительный мир.(4 -14 Слайд).

- Само название природной зоны говорит о том, что растения здесь образуют леса. Росту высоких деревьев способствует продолжительный безморозный период, достаточное количество света и влаги. В смешанных лесах растёт белое чудо – дерево, русская красавица – берёза.


В смешанных лесах поселился и радует своей красотой клён.


Среди хвойных растений живёт удивительное дерево – лиственница. Не знает износа древесина лиственницы. Из корней этого дерева в древности плели боевые колесницы с колёсами.

Если вы видели в лесу сосну, то, обратили внимание , что её ствол высокий, стройный, без веток внизу и в середине. Сосна - светолюбивое дерево. Сосновые леса светлые и сухие.


Много в смешанных лесах кустарников. Удивительный кустарник леса – калина. В её плодах витамина С больше, чем в цитрусовых.


А вот этот кустарник вам, наверное, не знаком. Это барбарис. «Копилкой витаминов» называют его люди.

А эта ягода, напротив, вам очень знакома. В больших количествах растёт она и у нас. И польза от неё большая. Это всем известная –

брусника.

.

Разнообразны травянистые растения смешанных лесов. Весной зацветает ландыш, распустив свои трогательно белые лепестки.

Купену в народе называют «огоньком».

В майском лесу радует своей красотой лилия тигровая.


Физическая минутка

д) Животный мир.(Слайд «Животные смешанных лесов»).

- Так как в зоне смешанных лесов очень много разных растений, значит, лес может обеспечить своих обитателей разнообразными кормами. Вывод: зона смешанных лесов богата животными.

(Слайд «Смешанный лес» со звуками леса).

- Послушайте звуки леса.

(Слайды 15 - 21 – видеосюжеты о животных ).

-медведь;

-кабан;

-зубр;

-дятел;

-сова:

-дрозд:

-тетерев.

е)Охрана смешанных лесов.

- Природа наш исцеляющий друг. Лес, луг, речка – отличные места для отдыха. Здесь чистый воздух, здесь ждёт нас покой и радость. В зоне смешанных лесов произрастает много съедобных и лекарственных растений.

Но природа лесной полосы сильно страдает от деятельности человека: пожары, вырубка леса, промышленные предприятия, которые своими отходами загрязняют воздух и водоёмы. Природа в опасности. Поэтому государство заботится об охране природы. Создана Красная книга.

Важнейшим документом является Конституция России, где каждому гражданину вменяется обязанность беречь и охранять природу.

Огромную работу по охране природы, её изучению и восстановлению проводят заповедники и заказники. Их в зоне смешанных лесов больше, чем в других природных зонах.

У нас на Дальнем Востоке в Хабаровском крае их несколько.

Заказник «Улья» расположен в бассейне нижнего течения одноименной реки Охотского района в Хабаровском крае. Площадь 239 000 га. Организован для охраны и восстановления промысловых животных таежной зоны.

Заказник «Чукенский» расположен в бассейне верхнего течения р. Чукен в Хабаровском крае, площадь около 220 000 га. Организован в 1994 г. для сбережения горно-таежных ландшафтов и биотопов ценных промысловых животных и птиц: изюбря, кабана, соболя, выдры, рябчика и других. Охраняются местообитания животных и растений, включенных в Красные книги: тигр амурский, горал, мандаринка, чешуйчатый крохаль, падуб морщинистый, пион обратнояйцевидный, тис остроконечный.

Заказник «Ольджиканский» организован в 1969 г. в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края на площади 159 000 га для охраны водно-болотных комплексов бассейна Чукчагирского озера. Особой охране подлежат «краснокнижные» виды: дальневосточный аист, рыжая и средняя белая цапли, амурская и большая выпи, большая и серощекая поганки.

Заказник «Тумнинский» находится в Ванинском районе Хабаровского края, организован в 1967 г., площадь 150 000 га. Охраняются ландшафты побережья, нерестовая р. Тумнин и вид, занесенный в Красную книгу, — белоплечий орлан.

Вы тоже должны вносить свой вклад в дело охраны родной природы. Не ломать деревья, в местах отдыха не оставлять мусор, не рвать охапками цветы. (Слайд «Любите и охраняйте природу!»).


3. Закрепление.

1. Работа по учебнику с.21 – 23.

2. Беседа по прочитанному.

- Какие растения растут в лесах?

- Почему в зоне смешанных лесов могут расти деревья?

- Каких животных зоны смешанных лесов запомнили?


4. Итог: - Что вы хотите мне сказать о сегодняшнем уроке?


5. Д/з: учебник, с.21 – 23.

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница