Жизнь пресного водоёма

НазваниеЖизнь пресного водоёма
Дата конвертации28.12.2012
Размер51,78 Kb.
ТипУрок
Грасмик Марина Артуровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, муниципальное общеобразовательной учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова

«Мир вокруг нас».

Тема: Жизнь пресного водоёма.

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять

в работе ранее полученные знания.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

числе, к водоёмам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

  1. Проверка знаний и умений.

Тест «Лес и луг - природные сообщества». Работа проводится с использованием персональных ноутбуков, где детям предложены 10 вопросов с одним вариантом ответа. На работу отводится 7 минут

  1. Лес называют природным сообществом, потому что…

    1. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения

    2. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

    3. Весь лес – от верхушек деревьев до земли, заселен животными

  2. В лесу растения образуют ярусы:

    1. Верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники

    2. Деревья, травянистые растения, кустарники

    3. Деревья, кустарники, мхи и лишайники

3.На деревьях обитают:

  1. Белки, дятлы, кедровки

  2. Мыши, зайцы, медведи

  3. Кроты, лоси, черви

4.В лесной подстилке живут:

    1. Ежи, кроты, землеройки

    2. Бактерии, насекомые и их личинки

    3. Божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

5. съедобные грибы это…

  1. Желчный гриб, мухомор, моховик

  2. Дождевик, пороховик, шампиньон

  3. Лисички, рыжики, маслята

6. На лугу растут:

  1. Только травянистые растения

  2. Мхи и лишайники

  3. Травянистые растения и кустарники

7. На лугу живут

  1. Лебеди, рябчики, шелкопряды

  2. Шмели, совы. Глухари

  3. Трясогузки, жуки-навозники, кобылки

8. Растениями луга являются

  1. Тимофеевка, клевер, нивяник

  2. Ландыш, осока, ягель

  3. Черника, пион, типчак

9. Санитарами луга и леса называют

  1. Жуков навозника и могильщика, дятла

  2. Пчел, кабанов. Соек

  3. Жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу

  1. Желуди – мыши – совы

  2. Мятлик – мыши – совы

  3. Остатки растений, дождевой червь, трясогузка



Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

( Слайд 1.)

- Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 2.)

- Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 3.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

- Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)

- Это ряска- крошечное растение, плавающее на поверхности воды.(Слайд 4)

- Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)

( Слайд 5.)

- Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды 6 - 7.)

- На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена- колючки, цепляющиеся за одежду.

- Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

( Слайд 8.)

- Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 9)

- В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им, вода в озере имеет зелёный оттенок.

- Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 10.)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.


- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте о ком идёт речь.

( Загадки сопровождаются показом слайдов 11 - 14.)

- Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

- У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?

- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 14)

- У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка. Слайд 15)

- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза. Слайд 16)

- Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд 17)

- Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.

-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.( Работа по слайду 18.)

Работа в парах по карточкам.

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

- Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём- это природное сообщество.)

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)

- Какие беды принёс человек водоёму?

-Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

- Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек- будет много комаров и мошек.( слайд 19)

4.Закрепление изученного.

- Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. ( Взаимопроверка в парах.)


5.Подведение итогов урока.

-О чём мы говорили на уроке?

Чтение вывода в учебнике :

В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём- это природное сообщество, которое необходимо охранять.

Домашнее задание.

  • приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.

Похожие:

Жизнь пресного водоёма iconОбеспечение усвоения знаний детей об обитателях водоёма и его растительном мире, раскрытия значимости водоёма в экологии нашего посёлка
Цель проекта: обеспечение усвоения знаний детей об обитателях водоёма и его растительном мире, раскрытия значимости водоёма в экологии...
Жизнь пресного водоёма iconМинистерство образования республики башкортостан
Актуальность изучаемой проблемы очевидна. Экологическое состояние водоема оставляет желать лучшего. Причинами обострения проблемы...
Жизнь пресного водоёма iconУрок по окружающему миру. 4 Класс. Тема: Река Волга основной естественный водоем Чувашии
Ребята, сегодня на уроке мы научимся выполнять анализ водоема на примере анализа реки Волги
Жизнь пресного водоёма iconЖизнь живому. Жизнь природе?
Она мертва почти, погублена воздействием «цивилизованных» людей, которые зачем-то написа
Жизнь пресного водоёма iconСексуальная жизнь
Л65 Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер с англ. В. В. Федорина. М.: Крон-пресс, 1995. 400 с
Жизнь пресного водоёма icon«Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды»
В указатель включены библиографические описания статей, опубликованных в научных и научно-популярных изданиях «Азия и Африка сегодня»,...
Жизнь пресного водоёма iconЗанятие №1 Учебные материалы Гранин Д. А. Эта странная жизнь
Гранин Д. А. Зубр. Эта странная жизнь: Повести. Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 1998. 464 с
Жизнь пресного водоёма iconАндрей Викторович Рубанов Жизнь удалась Андрей Рубанов Жизнь удалась Часть первая Уехал
Второй звонит часто, но я беру трубку, только если абонент – Разблюев. В других случаях записываю номера входящих…
Жизнь пресного водоёма iconГ. С. Ландсберг. Учёный, педагог, гражданин к 120-летию со дня рождения
Наконец жизнь Ландсберга пришлась на время, которое в истории нашего отечества было наполнено в высшей степени драматическими событиями...
Жизнь пресного водоёма icon«Средняя общеобразовательная школа №16»
Так и произошло и с Сивковой Ией Федоровной. Она очень удивительный человек, проживший интересную и замечательную жизнь. Это человек,...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница