Вестник балтийской педагогической академии

НазваниеВестник балтийской педагогической академии
страница1/12
Дата конвертации10.08.2012
Размер1,55 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Научное издание

-------------------------------------------------


ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ


Вып.6. - 1996


Наша идеология – образование,

культура, управление.

здоровье нации


Санкт-Петербург







Новиков В.В. Персональная психология предпринимательской дея­
тельности в современной России 59

Баранова Л.А. Самореализация человека в обществе как предпосылка

эффективности общественных преобразований 62

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

Ершов А.А. Изучение скрытых отношений путем наблюдения 65

Серова Л.К. Психограмма личности спортсмена-игровика 67

Бобрищев А.А., Шин, Ионг Еоб (Р.Корея). Проявление индивидуаль­
ных качеств спортсменов в восточных единоборствах 70

Бакулев С. Е. Чувство времени у боксеров как показатель их функцио-­
нального состояния 11

Бундзен П.В. Психофизическая тренировка и самочувствие 75

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Программа развития и деятельности БПА на период 1997-2003 г.г. "Психология и педагогика - новый век образования в России"

(проект) 76

Тематический план заседаний секций и отделений БПА на 1997 г. ... 82

Утверждения в академических и почетных званиях БПА 86

Коллективные члены БПА 87

Объявления, реклама 88

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ (Николай Бердяев о двух типах людей)

В июле 1996 года исполнилось два года со дня официального учреждения Балтийской Педагогической Академии - общественного творческого объ­единения педагогов и психологов Санкт-Петербурга и стран Балтии - на за­ключительном пленарном заседании Международной конференции ученых 26 стран мира, обсуждавших проблемы образования, воспитания, формиро­вания целостной и гармонично развитой личности педагогическими метода­ми и средствами физической культуры и спорта. Два прошедших года были насыщены для нашей Академии важными событиями научного, педагогиче­ского, общественного значения. Мы являемся свидетелями и участниками реформ и преобразований в системе управления и в сфере образования. Расширилось наше научное пространство. Мы обрели новых коллективных членов, наш авторитет Общественного творческого объединения ученых за­метно возрос.

Однако, еще не пришло время подводить итоги. Балтийская Педагоги­ческая Академия только начинает свою планомерную организаторскую дея­тельность по объединению творческих усилий педагогов, психологов и прак­тических работников сферы образовательной и управленческой деятель­ности в возрожденной России.

Российским педагогам и психологам разных специальностей, работникам школ, вузов, образовательных и научных учреждений не безразличны судь­бы будущего поколения наших молодых специалистов, которым предстоит жить и трудиться уже в XXI столетии. Смена поколений происходит везде. Ради смены поколений происходят реформы и внедряются новшества. Наш журнал отражает эту тенденцию на своих страницах в тех мыслях и идеях авторов, где провозглашаются новые цели и задачи образовательной дея­тельности в России, предлагаются новые методы и технологии образова­тельной и научной деятельности.

В данном выпуске представлены материалы, свидетельствующие о суще­ственной переоценке своих теоретических и методологических позиций уче­ными старшего поколения. Наиболее отчетливо эта линия на "инвентари­зацию" теоретических позиций выражена в статьях проф. И.П.Волкова и проф. В.А. Черепова. Думается, что творческая работа по переоценке наших педагогических и психологических воззрений на природу человека будет продолжаться, ибо самокритический подход всегда отличал настоящих уче­ных от конформистов. Нам нужна отечественная педагогическая теория, а практика у нас есть.

Отмена одной идеологии не означает ее отсутствие вообще. На смену старой идеологии пришла новая - Возрождение открытой России путем улучшения образования, развития культуры, совершенствования управления и укрепления Здоровья нации. Но как мы уже убедились, идеологии не все­сильны, ибо их создают люди, от сознательной, целеустремленной и энер­гичной деятельности которых зависит развитие, порядок, гармония в об­ществе. До гармонии еще далеко, мы сами дисгармоничны, плохо знаем природу человека и часто не понимаем самих себя.

Дисгармония в нас не только порождение самого человека и его соб­ственной Кармы, а следствие условий и причин формирования его личности

тип всем знакомого ШАРИКОВА (по рассказу Булгакова "Собачье сердце"). Хотя мода на шариковых в постсоветской России еще не прошла и кое-кто хотел бы вновь культивировать у нас эту собачью породу людей - тупых ис­полнителей чужой воли - стукачей и конформистов, тем не менее, ныне верх одерживает другая тенденция - появление творчески мыслящих молодых граждан России, личность которых уже откликнулась на возрождение рели­гиозных и духовных ценностей Российской культуры. Этому способствует обращение к трудам русских мыслителей и гуманистов, изгнанных из России большевиками шариковского типа в 20-е годы в эмиграцию, поиски идеи раз­вития, образования и воспитания молодых россиян в деяниях русских само­держцев типа Петра Великого, в трудах Михаилы Ломоносова и мыслителей типа Николая Бердяева, в стихах Александра Пушкина и др.

Мы - духовно богатая нация! Мы нуждаемся не столько в "типе" человека с необъятной русской душой и сказочной силой Ильи Муромца, сколько в об­разованном, интеллигентном, гармонично развитом, здоровом и хорошо профессионально подготовленном молодом гражданине России, уровень духовного и физического развития которого достаточен для активного участия в общественно полезной творческой деятельности на благо разви­тия, благосостояния и Здоровья нации. Пока что в нашем обществе такой тип личности не является массовым, а эмигранты не желают возвращаться на родину (Солженицын исключение), да и тех меньшинство по сравнению с нами.

Так что же писал Николай Бердяев по этому поводу в своей автобиогра­фии, написанной в эмиграции, рассуждая о том, какой тип личности преоб­ладает в России от кармического влияния которого она, Россия, хотела бы освободиться: "Есть два основных типа людей - тип, находящийся в гармо­ническом соотношении с мировой средой, и тип, находящийся в дисгармони­ческом соотношении. Я принадлежу,- писал Н.Бердяев,- ко второму типу. Я всегда чувствовал мучительную дисгармонию между "Я" и "Не-Я", свою ко­ренную неприспособленность" (Н.А.Бердяев. Самопознание.-Лениздат, 1991.-.54с).

Что значит в ученике "Я" и "Не-Я"? Спросите любого учителя или педагога, -он затруднится объяснить, хотя четко различает "Мое" и "Не-мое", когда по­лучает свою мизерную зарплату, да и ту нерегулярно в госучреждениях типа школы и ВУЗа. Педагогам пора разобраться, что есть "Я" в них самих и в их учениках, и что есть "Не-Я"? Если максимально упростить и огрубить психо­логическую реальность и те сложные социо-природные условия, в которых мы выживаем и пытаемся осуществить свою индивидуальность в этом мире, то "Не-Я" будет в нас той областью сознания, поведения, общения и дея­тельности, активность которой предназначена для выживания и развития Не-меня" как отдельного уникального индивида (без каждого из которых со-циоум может обойтись, ибо незаменимых нет) а "Нас", т.е. для жизнедея­тельности общества как надиндивидуального и деперсонофицированного разумного живого существа, сотканного из субстанции человеческих соци­альных отношений. Станислав Лем придумал для понимания "Не-Я" в "Нас" аллегорический образ "Соляриса".

Наша ролевая-, а для актеров - профессиональная деятельность, наша социальная структура личности, наше рефлексивное сознание и строго логическое мышление по формальным канонам языка и есть, грубо говоря

то, что Н.А.Бердяев называет в себе "Не-Я". Буддизм правильно учит, что масса людей живет в иллюзии, принимая "Не-Я" за "Я", что и было типично для советского человека. И чем это кончилось?

Наше истинное и высшее "Я" глубоко скрыто от нас самих в недрах бес­сознательной психики и проявляется лишь в особых состояниях транса, экс­таза, творческого озарения, в снах и уникальных переживаниях иррацио­нального, а порой и мистического характера. И этим "Я" жив Человек. Наше интеллектуальное "Не-Я" уже хорошо моделируется в современном компью­тере, а вот "Я" находит свое выражение только в искусстве, да и то не во всяком.

Для бывшей Советской педагогики такое понимание сущности "Я" в учени­ке, сидящем за партой в школе, было под идеологическим запретом. Зато все усилия педагогов Советской школы были направлены на формирование в ученике его "Не-Я". Культ советского коллективизма заменил и религиоз­ные культы, в которых "Я" находило пищу для своего подтверждения. И чем это кончилось? Пора педагогам серьезно взяться за свою науку.

Российской педагогической мысли нужны свежие психологические идеи, а их хоть отбавляй. Зайдите, например, в книжный магазин на ул. Садовая, 48 в Санкт-Петербурге ("Роза Мира"), - вы будете ошеломлены обилием самых разнообразных книг по традиционной, нетрадиционной, духовно-религиоз­ной, философской и психологической тематике.

В действительности, как учит психосинтез, человек - существо целостное. Двойственность нашего самосознания ("Я" - "Не-Я") возникает в нас толь­ко лишь потому, что мы - дисгармоничны, не способны познать себя и управлять собой. "Не удивительно, - пишет основатель психосинтеза Робер-то Ассаджоли, - что не зная себя и не понимая себя, человек не управля­ет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков. Не удивительно, -продолжает ученый, - что иногда человек в своем слепом стремлении к свободе и удовлетворению себя яростно восстает против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с голо­вой уходит в лихорадочную деятельность, отдается разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения" (Р.Ассаджоли. Психосинтез.- М.:, 1994. - С. 14-15). Пора педагогам овладеть теорией и методами психосинте­за.

По мысли Н.А.Бердяева и современным научным представлениям в За­падном мире преобладает дисгармоничный тип людей с гипертрофирован­ным логическим мышлением, расщепленной биполярной структурой созна­ния ("Я" - "Не-Я"), специализированным интеллектом, левополушарной кар­тиной мира и подавленным инстинктом самосохранения. Доведенный в сво­ем развитии до критической крайности именно такой тип личности порождает жестоких диктаторов, платных убийц и изощренных самоубийц, нравствен­ных извращенцев.

Биоэнергетический потенциал дисгармоничного человека огромен, но он фокусирован на процессах анализа, расщепления, дифференциации целого на части, что выражается, по мысли академика Б.Г.Ананьева в гетерохрон-ности всех процессов его развития и созерцания, в результате которых зре­лый "дисгармоник" оказывается разотождествленным со своим телом, не способен к сознательной саморегуляции своих состояний, к психофизи-

ческой интеграции путем вхождения в транс ("самадхи"). Дисгармоник пыта­ется найти эту интеграцию психики и тела в наркотиках, проявлениях жесто­кости и насилия, и не только по отношению к другим, но к себе самому. Лю­дей же гармоничного типа среди нас пока крайне мало, т.к. в социальном отношении они более ранимы, слабы и сенситивны по сравнению с дисгар-мониками. Вот почему они проигрывают им в соперничестве за власть и ли­дерство. Целостная и гармонично развитая личность не способна нагло лгать, и обманывать, и убивать так, как это хладнокровно может делать дис­гармоник с его мощным компьютерным интеллектом, оправдывая свои дей­ствия и поступки "интересами общества", "коллектива" или "высшей силы". Манипуляция людьми - вот способ самоутверждения дисгармоников.

Как показал в своих трудах Л.Н.Гумилев дисгармоничный тип вождя по­рождает мощного завоевателя, способного увлечь за собой толпу для того, чтобы разрушать. Он назвал такой тип лидера "пассионарным", имея в виду особое качество биоэнергии его питающей.

Если школа, как это было, например, в фашистской Германии, будет куль­тивировать и поощрять такой имидж лидера, то будет формироваться дис­гармоничный, но сильный своими организаторско-разрушительными тенден­циями тип личности, что может устраивать силовые социальные организации типа армии, тюрьмы, полиции, но это никак не будет способствовать инте­грации и долголетию Этноса, порождающего таких людей. Для процветания и долголетия Этноса, как показал Л.Н.Гумилев, в его структуре должно под­держиваться оптимальное соотношение дисгармоников и гармоников с пре­обладанием в периоды созидательной эволюции последних, а в периоды разрушительных кризисов первых. Мы, граждане новой России, уже пережи­ли самые разрушительные кризисы и мировые войны. Пора обратиться к бо­лее гармоничному типу людей за помощью и поддержкой в возрождении и России и превращении ее народа в высокообразованную нацию. Педаго­гам должно быть стыдно плестись в хвосте цивилизованных стран и чис­литься в числе "развивающихся" на 50-ом месте по уровню образованности (вожди и политики стыда лишены).

Слава богу, война в Чечне прекращена людьми, чья целостность дей­ствий выдает в них черты людей с гармоничным отношением к мировой сре­де и своему народу. Возникает надежда, что путем образования и возрож­дения культурных, научных и духовных ценностей наша страна не свернет с избранного исторического пути социально-экономических реформ и дости­жения гражданского мира. Констатируя это можно перефразировать из­вестную русскую поговорку в пользу более гармоничного типа людей, чем те, которые ныне пытаются управлять развитием и достижением Здоровья на­ции: "Лучше лебедь на Земле, чем журавль в Небе".

Итак, отечественной педагогической науке нужна
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Вестник балтийской педагогической академии iconБалтийской педагогической академии
Научное издание бпа основано в июле 1995 г. Гослицензия № б 471385 мэрии спб в Санкт–Петербурге
Вестник балтийской педагогической академии iconФормирование и развитие сетевых структур в ресторанном бизнесе
Клейман Анатолий Александрович, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Балтийской академии туризма и предпринимательства
Вестник балтийской педагогической академии iconКузбасская государственная педагогическая академия факультет русского языка и литературы
Вершинина Г. Б., д п н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической...
Вестник балтийской педагогической академии iconЖурнала
Наиболее ярко талант М. К. Турского как лесовода стал проявляться с началом научно-педагогической деятельности в Петровской земледельческой...
Вестник балтийской педагогической академии iconВестник российской академии наук, 2004, том 74, №9, с. 785-791
Обзор данных, накопленных в экологии, гидробиологии, лимнологии, биологической океанографии, а также результаты собственных экспериментов...
Вестник балтийской педагогической академии iconМнуфо научно популярный интернет журнал вестник нло
Вышел очередной выпуск журнала «Вестник нло». Материалы представлены в этом номере взяты с сайта Михаила Герштейна к сожалению сайта...
Вестник балтийской педагогической академии iconВестник краеведения прокопьевский район
К 26. 891 Вестник краеведения: Прокопьевский район. Вып. 2(7). – Школьный. – 2007
Вестник балтийской педагогической академии iconВестник краеведения прокопьевский район
К 26. 891 Вестник краеведения: Прокопьевский район. Вып. – Школьный. – 2005. – с
Вестник балтийской педагогической академии iconМетодические рекомендации по летней педагогической практике для студентов укрупненных групп специальностей Станица Вешенская
Лето это маленькая жизнь. Составители: Якунина Л. Л., Афанасьева Т. А., Величко Л. Н., Колчанова А. И., Овчелупова Г. К., Локтионов...
Вестник балтийской педагогической академии iconПромыслово-экологическая характеристика балтийской сельди ( clupea harengus membras L.) В исключительной экономической зоне литвы
Работа выполнена в Лаборатории рыбохозяйственных исследований Литовского государственного центра по рыбоводству и рыболовству (лгцрр...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница