Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»

НазваниеМоу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»
Кузьмина Л Н
Дата конвертации28.12.2012
Размер73,72 Kb.
ТипУрок


МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 2»


Разработка урока русского языка в 7-ом

классе

по теме «Причастие» (обобщение)


Выполнила Кузьмина Л.Н.,

учитель русского языка и литературы


Горьковское - 2007


Тип урока. Совершенствование знаний, умений и навыков.

Цель урока. Обобщение и систематизация знаний по причастию: образование причастий, определение разряда, выделение причастного оборота; написание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, не с причастиями, синтаксическая роль; выделение

причастий из предложенного материала; умение правильного определения

изученных орфограмм, роль причастий в речи; природа и человек – это еди-

ное целое.


Д/З: мини-сочинение о природе с использованием причастий.

Ход урока:

  1. Организация урока – слово учителя.

Ребята, сегодняшний наш урок имеет такое необыкновенное название. «Месяц белых троп». Всякий ли человек даст такое определение? Даже не нужно ждать ответа на этот вопрос: он известен. А вот Виталий Бианки, чьи произведения о природе Вы читали в раннем детстве, так определял название месяца в «Лесной газете». В обыкновенных газетах больше пишут про людей, про их дела. Но и в природе тоже идёт работа. Там есть свои герои и новости… Бианки и природа – это единое целое.

Мне хочется, чтобы наш урок стал отправным моментом для создания такого же целого. Вам надо знать жизнь природы, чтобы вместо пользы не наделать непоправимого вреда, надо горячо полюбить и хорошо узнать родную землю. А поможет Вам «Книга зимы», «Лесные происшествия», деревенские новости, радиоперекличка.

И всё это связано с чем? Ну, конечно, с причастием.

  1. Обобщение и систематизация знаний – практические задания.

а) Учитель. Что такое причастие? Какие они бывают?

б) Ученик. Мы дали определение причастия, указали их разряды. Теперь прослушаем «Книгу зимы».

В суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких. Каждое дерево хитрит, чтобы сберечь в себе тепло, не допустить мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство – всё это требует большого расхода сил, энергии, своего тепла. Поэтому они погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья. Деревья их сбрасывают с себя. Гниющие на земле листья сами выделяют тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

- Деревьям приходится выживать в суровых условиях, приспосабливаться.

А как? ( Ответ учащихся )

Обратим внимание на действия деревьев, выберем те, от которых можно образовать причастия. Работаем по группам.

в) Работа в группах.

1-я группа(с высоким уровнем обучения) работает по третьему абзацу: образует причастия действительные и страдательные настоящего времени.

Остальные делятся на варианты.

1-й вариант – по 1-му абзацу – действительные причастия насто-

ящего времени

2-й вариант – по 2-му абзацу – страдательные причастия настояще-

го времени

г) Ученик. Проверим работу.

1-я группа: выдыхающий, сбрасывающий, выделяющий, предохра-

няющий; выдыхаемый, сбрасываемый, выделяемый,

предохраняемый.

1-й вариант: погибающий, хитрящий.

2-й вариант: требуемый, погружаемый.

- Назовите суффиксы причастий (1-я гр. и 1-й вар.) действительных

наст. врем.

- Чем Вы можете объяснить написание гласной в суффиксе?

- 2-й вариант, назовите суффиксы образованных Вами причастий.

Почему пишется такая гласная?

д) Учитель. Разрешите мне.

Стало известно, что наши ребята смогли прочесть два лесных происшествия по белотропу. Вы послушайте их: в жизни животных тоже, как и у человека, случаются курьёзы. Не забывайте и о том, над чем работаем, – причастие.

I Шла по лесу косуля, беды не чуяла. Была замечена волком, который кинулся наперерез. У большого поваленного дерева они встретились. Косуля через вывороченный ствол перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк со ствола дерева бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Мишка вскочил и бегом в лес (думал охотники ). Волк, как увидал такую тушу, про косулю забыл. Косуля спасена.

II Вот ещё одно происшествие…

Скакал заяц по болоту. Да – бух! – и сорвался в снег по самые уши. Чувствует: под ногами что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.


-- Интересно? Ещё интересней станет, если мы найдём причастия.

III Работа у доски. Выписать причастия, определить вид орфограммы.

( Замечена, поваленного, вывороченный, спасена, перепуганный; н—нн в суффиксах страдательных причастий )

-- Какие случаи написания взяты? ( Если образовано с помощью приставки, кроме не; краткие стр. прич.)

-- Какие случаи написания н—нн не взяты? ( Если слово оканчивается на –ова-ева, если к ним относятся зависимые слова, если образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый )

- Приведите примеры таких причастий, но…условие: отношение к животным, оказавшимся в подобных ситуациях ( полированные рожки, изуродованные лапки, кормленный лесником, похищенная лисой, пойманный ястребом…). Запишите их, укажите условия выбора написания н—нн.

IY Самостоятельная работа. Спишите строки деревенских новостей, раскрывая скобки и обозначая орфограмму.

-- Над деревней поднялось (не)греющее солнце.

-- На снег, (не)тронутый никем, легли прозрачные тени.

--В сумке мальчика лежала (не)убитая дичь, а пойманный в ловушку зверёк.

1-ая группа называет причастия с не;

2-ая группа объясняет их написание;

3-ья группа указывает случаи слитного написания не с причастиями;

Всем – найти предложение с причастным оборотом, объяснить постановку

знаков препинания, составить его схему. Перестроить предложение так, чтобы не было обособления.

е) Ученик. Мы уже столько времени работаем, а никто из нас даже не поинтересовался: что же это за месяц, есть ли причины называть его так (декабрь). Вот как описывается он В.Бианки.

Декабрь

Декабрь-студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончит, а зиму начинает.

С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растёт.

Сколько мёртвых тел погребено под снегом!

-- Вы согласны с тем, что мёртвые тела погребены? ( Нет, конечно).

Читаем дальше.

Но растениями оставлены семена, животными отложены яички. Солнце поцелуем разбудит их к жизни. Заново создаст из земли живые тела.

С солнцем возродится жизнь.

ё) Учитель. Определите тип речи. Что автор использовал для выразительности?

Игра «Эстафета»

С задней парты по памяти восстановить то, с помощью чего автор придал описанию декабрю особую выразительность ( это делается на полоске бумаги, которая быстро передаётся). Лидирующий ряд зачитывает причастия

и рассказывает о них всё, что знают.

--А какова синтаксическая функция этих причастий? Покажите

( выписывается предложение: Земля и лес укутаны снежным одеялом. Производится синтаксический разбор).

ж) Ученик. Слушайте! Слушайте! Слушайте! И записывайте по такой форме: 1/д; 2/с. ( Работа в парах )

Говорит Новосибирская тайга

Глубже, глубже снег в тайге. Охотники, помогающие государству, артелями уходят в тайгу, Впереди их всевидящие и всеслышащие собаки-лайки. Много в тайге голубой белки, прячущейся в своих домиках, дорогого тёмного всегда хитрящего соболя, зайца-беляка, пугавшегося любого шороха, огромного лося, прятавшегося в густых кустах. Много рыжей огнёвки, заметающей свои следы. Давно спит в своей потайной берлоге медведь.

Месяцами не выходят любящие своё дело охотники, ночуют там в маленьких избушках-зимовьях.

А рыщущие по тайге лайки вынюхивают, высматривают, выслушивают глухаря и белку, колонка и лося или самого засоню-медведя.

Возвращаются артели домой, тащат за собой нагруженные добычей нарты.

1/д; 2/д; 3/д; 4/д;5/д; 6/д; 7/д; 8/д; 9/д; 10/д; 11/с.

Говорит Чёрное море

Да, сегодня тихо плещет в берега Чёрное море, на берегу сонно рокочет омываемая ласковой волной галька, и в тёмной глади воды отражается желтеющий серп луны.

Давно пронеслись над нами сметающие всё с пути бури. А зимой редко налетают ветры, беспокоящие нас. Настоящей зимы Чёрное море не знает. Немного похолодеет синеющая его вода. Круглый год гуляет наше море, весёлые дельфины, играющие в нём, ныряют и всплывают на поверхность.

Прилетают сюда зимовать обеспокоенные гагары, утка разная нырковая…

И в нашем море зимой не скучней, чем летом.

1/с; 2/д; 3/д; 4/д; 5/д;6/д;7/с.

( Учащиеся проверяют работу по ключу, который записан на доске, допустивший ошибку объясняет правильность выбора )

Лексическая работа. Объясните лексическое значение слов: артель, огнёвка, избушка-зимовье, нарты, рокочет.

з) Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок «Месяц белых троп». Я надеюсь, что Вы поняли основную мысль его, что заключалась и в обобщении знаний по причастию, и в приобщении Вас к жизни природы. Чтобы заметить её дыхание, её ритм и использовались причастия, которые способны не только образно описывать предмет, явление, но и представлять его признак в развитии, в изменении. Чем это объясняется? «Объясняется это, конечно, тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную выразительность прилагательного».

3. Итог: Не сеяно, не молочено, в воду обмочено, камнем пригнетено, к зиме приблюдено. ( Солёные грибы )

Что является лишним? ( Солёные – это отглагольное прилагательное )

4.Оценки.


Похожие:

Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №22» за 2010-2011 учебный год 2011г. Оглавление
Муниципальное общеобразовательное учреждение г о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №22»
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconДоклад директора моу «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Публичный доклад моу «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1» Смоленского района Алтайского края за 2010-2011 учебный год...
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconДоклад муниципального образовательного учреждения «Поселково-Воротынская средняя общеобразовательная школа №2 имени И. С. Унковского» Бабынинского района Калужской области 2010 2011 учебный год
«Поселково-Воротынская средняя общеобразовательная школа №2 имени И. С. Унковского»
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconПубличный отчет Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №56
Публичный отчет Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №56 Калининского района городского округа...
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconПубличный отчет (доклад)
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» (моу «Средняя школа №16») расположено по адресу:...
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №198» г. Северска Томской области за 2009 2010 учебный год
«Средняя общеобразовательная школа №198» была открыта 21 сентября 1992 года Постановлением Главы Администрации г. Томск-7 от 25....
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» icon«Мартюшевская средняя общеобразовательная школа»
Педагогическим советом Управляющим советом Директор коу «Мартюшевская Протокол №1 от 29. 08. 2011г. Протокол №1 от 30. 08. 2011г...
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края за 2008/2009 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского...
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края за 2009/2010 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского...
Моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2» iconПлан работы муниципального общеобразовательного учреждения Култаевская средняя общеобразовательная школа 2008-2009 учебный год
План работы муниципального общеобразовательного учреждения Култаевская средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница