Сидорова С. А. учитель школы

НазваниеСидорова С. А. учитель школы
Плешакова А А
Дата конвертации28.12.2012
Размер69,33 Kb.
ТипУрок
Сидорова С. А. учитель школы № 1 п. Октябрьский

Урок природоведения по учебнику «Окружающий мир», автор Плешакова А. А.

Тема урока «Тундра»

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравни­вать, работать с картой.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии растительного и животного мира тундры, гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы:

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с необычным клювом.

3. Название острова, на котором распо­ложен заповедник.

4. Арктика - царство снега и ....

5. Растение, живущее в толще воды.

6. Виды рыбы, обитающей в северных морях.

Учитель. Молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре.

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс рисунков.

2. Сообщения учащихся о животных Арктики.

3. Графический диктант.

Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ста­вят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «– ».

Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

Территория Арктики не имеет коренного населения.

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

Ответы: – + + –++++ – .

Учащиеся сдают графический диктант на проверку.

\ III. Работа над новой темой.

Учитель. Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природ­ную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положе­нии тундры?

Ученики. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Покажите на карте природных зон тундру.

Учащиеся показывают тундру на карте на доске.

Учитель. Слово «тундра» в переводе с финского означает «бес­плодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает -50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вот это поверх­ность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает, от +10 до +25 °С. Как вы думаете, как это отражается на почве?

Ученики. Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает со­всем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

Учитель. Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубину от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, а потому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему:

ТУНДРА

Равнина

Вечная мерзлота

Суровая длинная зима (– 50°С)

Прохладное короткое лето

Учитель. Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?

Ученики. Растительный мир беден.

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88-89 учебника. Назовите растения тундры.

Ученики. Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.

Учитель демонстрирует гербарий: карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники.

Учитель. Какая у них наземная часть? Почему?

Ученики. Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по по­верхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

Учитель. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква стелющийся кустарник, имеет корот­кие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысо­кий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег кроет их полностью и защитит от морозов.

Физкультминутка

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Тундра забелела,

Точно пеленою

Всю ее одело.

IV. Работа над новым материалом.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88-89 учебника.

Учитель. Какие животные и птицы здесь обитают? Как они при­способились к жизни в тундре?

Ученики. В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.

Учитель. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова; лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом приле­тают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зави­симости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо за­щищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куро­патками.

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появля­ется еще подшерсток.

Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – пи­тается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раска­пывать мох из-под снега.

Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?

Ученики. У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.

Учитель. Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.

Прочитайте самостоятельно статью «Тундра и человек» на с. 93-95 учебника.

Учитель. Какое основное занятие населения тундры?

Ученики. Основное занятие – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

Учитель. Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

Ученики. От гусениц тракторов и вездеходов нарушается по­верхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добы­чи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи паст­бища.

Учитель. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

Ученики. Природные богатства тундры взяты под охрану, созда­ны заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

V. Закрепление изученного материала.

Учащиеся рассказывают о тундре по плану:

1.Географическое положение.

2. Климат.

3.Растительный мир.

4. Животный мир.

5.Деятельность человека.

После ответов заполняется пирамида.



Далее учитель предлагает составить 4-5 цепей питания.

Растения тундры -> белая куропатка - песец.

Мох-ягель —> северный олень -> волк.

Растения тундры -> лемминг - белая сова.

Растения тундры -> лемминг -> песец.

Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

(Учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.)

песец

лемминг Арктика белый

медведь

ягель

водоросли

белая сова

тупик гагара

брусника Тундра голубика

северный олень

белая куропатка

морошка

лишайник

полярный мак

морж тюлень

VI. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 96 учебника.

Учитель. Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спа­сибо всем.

Домашнее задание.

С. 87-97. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполнить задание 3 (с. 96).

Похожие:

Сидорова С. А. учитель школы iconПубличный доклад
Первый директор школы Косякина Г. Н. получила символический ключ от школы от прораба строительства Фролова Сергея Лукьяновича. Среди...
Сидорова С. А. учитель школы iconФильм в воспитательной работе с учащейся молодежью
Директор средней школы №14 г. Твери, Заслуженный учитель школ Рос­сийской Федерации Т. Н. Целевская
Сидорова С. А. учитель школы iconАвтор Юровская Софья, ученица 9а класса, активист школьного экологического кружка
Руководитель Кречетова Инга Николаевна, учитель биологии, географии школы №18 г. Калтан первой категории
Сидорова С. А. учитель школы iconРегиональный конкурс «Учитель года 2011» учитель начальных классов В. В. Борисова Приложение Планирование экологической работы в 1 классе. Мероприятия
Региональный конкурс «Учитель года – 2011» учитель начальных классов В. В. Борисова
Сидорова С. А. учитель школы iconПояснительная записка Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций трудовых, познавательных, общественных
Горина А. А. учитель географии второй квалификационной категории моу сш №4 г. Орска
Сидорова С. А. учитель школы iconМ. Ю. Сидорова Современный русский язык
Грамматика есть такая наука, которая обыкновенную человеческую речь переводит в обыкновенныя правила. 13
Сидорова С. А. учитель школы iconУчитель начальных классов I категория Резюме
Награды: Почетные грамоты улуса, ипкро, мо рс(Я), дипломант республиканского конкурса «Учитель года – 94», победитель улусного конкурса...
Сидорова С. А. учитель школы iconУчитель начальных классов, natasha-gimnazia@ya ru
Моу вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского г. Кирова, учитель начальных классов, natasha
Сидорова С. А. учитель школы iconМесто работы секций: сддт, сгу, музей краеведческий. Точная информация будет представлена на стендах при регистрации в сддт естественные науки
Темченко Екатерина, г. Ставрополь, сош №6, 9кл.; «Растения и свет»; н рук. Кенендыкова В. М., учитель физики, Каверина Т. И., учитель...
Сидорова С. А. учитель школы iconНа уроке химии. Учительница: Машенька, какого цвета у тебя получился раствор?
Урок литературы. Учитель спрашивает: "Ну что, дети, вы прочитали "Войну и мир"?" Молчание Один парень поднимается с места, с ошарашенными...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница