Правописание имён существительных

НазваниеПравописание имён существительных
Дата конвертации28.12.2012
Размер76,16 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Правописание имён существительных.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Цель урока:

--закрепить знания учащихся по изученной теме;

--развивать навыки грамотного письма, логического мышления;

--прививать интерес к родному слову.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)

-- Обратите внимание на тему и сформулируйте цель нашего урока.

--Что мы должны повторить, на чём акцентировать наше внимание.

  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся составили дома карточки с практическими заданиями

(они обмениваются карточками, выполняют их дома, затем проверяют и оценивают своего товарища).

  1. Активизация учебной деятельности учащихся.

1.Лексико-орфографическая работа ( Слайды №2,3) (5 мин)
Аккуратный-?
Дать лексическое толкование этого слова.
Образуйте от этого слова имя существительное.
Укажите способ словообразования.


    • Какие слова могут быть синонимами слова аккуратный?

    • Выпишите их.

Тщательный, безответственный, опрятный, грязный, дотошный, заботливый, точный, удивительный.

    • Составьте предложения со словом аккуратный так, чтобы оно употреблялось в указанных тобой значениях.


2. Индивидуальная работа учащихся. (7 мин)

Карточка№1

Добавьте к данным основам суффиксы -чик или -щик.

Перевод..., перевоз..., настрой..., учёт..., перенос..., скуп..., упаков..., перебеж..., красиль..., загон..., разнос..., фонар..., камен..., забой..., прогуль..., объезд..., спор..., смаз..., уцен..., свар..., точиль..., барабан..., носиль..., подряд..., бунтов..., рассказ... набор... уклад... .


Карточка№2

Добавьте к данным основам суффиксы -чик или -щик.,

Зенит..., бетон..., смен..., добыт..., раздат..., водопровод... паль..., маль..., домен..., табун..., передат..., карман..., жес-тян..., заправ..., доклад... обид..., уголь..., атом..., вагон..., самовар..., рез..., завод..., объезд..., буфет..., регулиров..., груз..., сортиров..., носиль..., притвор..., обман..., приказ..., донос..., сбор..., переплёт...

Карточка№3

Вспомните, когда в суффиксах после шипящих пишется о, а когда — е (ё). Вставьте пропущенные буквы

Длинный языч...к, маленький стиш...к, цветущий луж...к, зелёный горош...к, белый воротнич...к, золотой петуш...к, сладкий кусоч...к, добрый внуч...к, светлый роднич...к, шёлковый колпач...к, новый замоч...к, серый комоч...к, тихий звоноч...к, весёлый пастуш...к, потайной ящич...к, детский чулоч...к, белый снеж...к, сладкий пирож...к.


Групповая работа.

Записать предложения. Объяснить правописание слов.

Друзья в несчастье познаются. Не место красит человека, а человек место. Каждая неудача прибавляет ума. Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не помогут. Ум определяется не возрастом, а головой. Дружба крепка не лестью, а правдoй и честью. Не бросай друга в несчастье.

Сделать морфологический разбор слов:

1 вариант честью 2 вариант друга.

Вывод:

--Над какой орфограммой мы работали?

Теоретическая разминка. Работа с таблицей (слайд №4) (4 мин.)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
в именах существительных



Заполнить таблицу полностью. (Повторение правил правописания суффиксов существительных).


Суффикс

Когда пишется

Примеры

-ек

-ик










После согласных д, т, з. с, ж (здесь, жить)

После остальных согласных

 







Собачонка, ручонка

Листочек, книжечка


Минутка отдыха. (2 мин.)

ЗАДАНИЕ. Как правильно сказать?

У рыбей нет зубей. У рыбов нет зубов. У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

ЗАДАНИЕ. По значению назовите слово - имя существи­тельное.

Что это за существительные, назовите их особенность.

  1. Праздник дня рождения. 4. 24 часа.

  2. Одна из детских игр. 5. Предмет для резания бумаги.

  3. Белая краска. 6. Жидкость, которой пишем.

(Справка. Именины. Прятки. Белила. Сутки. Ножницы. Чернила.)

Работа с таблицей (слайд №5) (5мин.)

  • Распределить слова по столбикам




Части слова


о

е

Корень








Суффикс









Окончание









Суч…к, ч…рствость, круж….к, чертеж…м, ш…пот, груш…й, со свеч…й, крыж…вник, медвеж…нок, собач…нка, ш…рох, карандаш…м, руч…нка, овраж…к, книж…ка, комоч…к, пастуш…к, листоч…к, шприц…м.

Самопроверка выполненного задания (Слайд №6)


Работа с перфокартой. (5 мин).

О е после шипящих и ц

  1. каланчой пальцев огурцом

  2. речонкой тучей лапшой

  3. чижом лисицей сторожем

  4. полотенцем перцем борщом

  5. невежей шалашом плющом

  6. овражек зайчонок медвежонок

  7. дружок пастушок горошек

  8. мышонок человечек собачонка

  9. шелковый кумачовый свинцов











1

2


3


1










2










3










4










5










6










7










8










9












 

 






















Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

1. Пусть никакие (не)взгоды (не)омр….чают вашей жизн….

2. Пусть Новый год пр..несет Вам много хорошего.

  1. Пусть минуют Вас (не)приятности, болезн…, разоч…рования!

Придумайте свои пожелания на Новый год.


  1. Подведение итогов.

  2. Задание на дом.

Выполнить задания на карточках.

Грамоте учиться — всегда пригодится. В науке нет преград. Труд все превозмогает. Учтивый человек — приятный собеседник. У пространства нет размера, а у знаний нет предела. Слово к делу не пришьёшь. Добрый прим лучше ста слов. Уважение силой не приобретешь. К трудолюбивому уважен само приходит. Правда как солнце^ ладонью не прикроешь. Знаниями владеешь — все преодолеешь.

Презирай себя за неорганизованность; преодолевай трудности в учебе; приобретай нужные навыки в жизни; приучай себя к культуре общения с людьми; больше присматривайся к хорошему и доброму в жизни; привыка! правильному режиму дня; приучай себя к физическому труду. Примечание. Подчеркнутые знаки проговорить.

Задание.

Выделить приставки пре и при, где их возможно определить.

Задание.

Разобрать подчеркнутые в тексте имена существительные морфологически

Вы пригласили гостей1

Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо?

Прежде всего хозяин должен быть приветливым, радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не_только о том, чем угостить друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость — неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать плохого настроения или недовольства чем-нибудь.

(По Б. Бушелевой)

Похожие:

Правописание имён существительных iconДиплом Содержание
Активизация суффиксального способа словообразования имен существительных
Правописание имён существительных iconПрограмма орфография. Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые безударные гласные и беспроверочные. Правописание корней с чередованием. Правописание гласных после шипящих и ц
Правописание гласных и согласных в приставках. Правило о написании приставок пре- / при. Правило о написании приставок на -з- / -с....
Правописание имён существительных iconUnit 1
Личные местоимения, определенный и неопределенный артикль, множественное число существительных
Правописание имён существительных iconI. Гласные после шипящих и ц
Орфогра́фия (от греч. ὀρθός — «правильный» и γράφω — «пишу сам») — правописание, система правил, определяющих единообразие способов...
Правописание имён существительных iconВнимание! В каждом вопросе может быть один или два правильных ответа!
Составьте правильные сочетания существительных (левый столбик) со словами-паронимами (прилагательными) (правый столбик)
Правописание имён существительных iconДеонимизация имени собственного
Сопоставительный анализ функционирования имен собственных в качестве нарицательных в разговорной речи
Правописание имён существительных iconН. М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имён. 1903 г
М. Забылин. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880 г
Правописание имён существительных iconВзаимодействие парадигматики и синтагматики в русском языке (на примере свойств и функций несклонямых имён)
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный...
Правописание имён существительных iconВзаимодействие парадигматики и синтагматики в русском языке (на примере свойств и функций несклонямых имён)
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный...
Правописание имён существительных iconТатарская антропонимия в лингвокультурологическом аспекте
Охватывает десятилетний период. В приложении №2 дается частотность употребления личных имен в хронологическом срезе 1999–2007 гг....
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница