|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ» Художественно-педагогический факультет Кафедра хорового дирижирования СИСТЕМА КАЧЕСТВА Одобрено НМС ПГИИК Протокол №______________ «___»______________2009 г. Председатель_____________ Трускова Анна Валерьевна, Яшманова Галина Александровна РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 07130101 «Народное художественное творчество» специализации: «Народный хор» Рекомендовано кафедрой Протокол № 1 « 1 » сентября 2009 г. Зав. кафедрой_________ Пермь 2009 Авторы - составители: Трускова Анна Валерьевна, преподаватель кафедры хореографии Яшманова Галина Александровна, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования У чебно-методический комплекс «Р усский народный танец» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 07130101 «Народное художественное творчество» специализации «Народный хор». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Согласовано с библиотекой ПГИИК: Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины…………………………………...4 1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины…………………………………………4 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………….5 1.3. Объем дисциплины…………………………………………………………….6 1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..6 1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..7 1.4. Содержание дисциплины……………………………………………………...8 1.5. Темы практических занятий…………………………………………………..9 1.6. Список литературы…………………………………………………………...13 Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………………………………..14 2.1. Задания для самостоятельной работы студентов……………………14 2.2. Задания для подготовки к зачету………………………………………….15 2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………...15 2.3.1. Методические указания для преподавателей………………………15 2.3.2. Методические указания для студентов……………………………..15 2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины…………………………...16 2.3.4. Материально- техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………............16 Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины
Целью курса является освоение основных элементов русского народного танца, характерных рисунков русского народного танца и умение применить их в сценическом представлении музыкального произведения. Достижение поставленных целей становится возможным благодаря решению следующих задач:
Соответственно, предметом изучения является освоение основных элементов и рисунков русского народного танца и их применение в концертно-исполнительской деятельности. Работа над курсом осуществляется во взаимодействии с репертуаром, целями и задачами хорового класса, вокальных ансамблей и их концертной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Русский народный танец» студенты должны овладеть определенными знаниями и навыками. Студент должен знать: - основные элементы русского народного танца; - основные рисунки русского народного танца и их перестроения. Студент должен уметь: - Гармонично соединять пение и движение. Студент должен овладеть знаниями и гармонично использовать их в концертно-исполнительской деятельности вокально-хорового коллектива. 1.3. Объем дисциплины 1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
1.4. Содержание дисциплины Тема 1. Структура дисциплины «Русский народный танец» Методы правильной постановки корпуса и головы. Применение их на практике. Изучение на теории и практике основных положений рук и ног, встречающихся в русском народном танце. Различные виды поклонов (простые и праздничные), разных областей России. Тема 2. Изучение основных элементов русского народного танца Ходы и проходки русского народного танца. Поэтапное проучивание основных элементов русского танца в соответствии с раскладками от первоначальной до конечной. Проучивание танцевальных комбинаций. Тема 3. Виды русского народного танца Понятие «хоровод», «кадриль», «пляска» и «традиционные танцы». Историческое происхождение, виды и их характеристика. Тема 4. Выдающиеся педагоги русского народного танца Выдающиеся педагоги (Устинова Т., Заикин Н., Заикина Н., Климов А. и др.). Их вклад в развитие танцевальной культуры русского народного танца. Тема 5. Разучивание трюковых элементов Поэтапное разучивание вращений на середине зала, по диагонали и по кругу в мужском и женском танце. Тема 6. Изучение образцов (хороводов и кадрилей) северных, центральных, юго-западных и южных областей России Географическое положение, климатические условия в данных регионах, влияющие на характер и манеру исполнения танцев, бытующих здесь. Характеристика костюмов данных регионов, построение танцев. Исполнение наиболее распространенных танцев данных регионов. Тема 7. Сочинение танцевальных этюдов на материале русского народного танца Разбор танца по записи. Обработка фольклора и привнесение более сложных комбинаций, интересных рисунков. Этапы сочинения этюдных работ. Тема 8. Изучение образцов (плясок и традиционных танцев) северных, центральных, юго-западных и южных областей России Географическое положение, климатические условия в данных регионах, влияющие на характер и манеру исполнения танцев, бытующих здесь. Характеристика костюмов данных регионов, построение танцев. Построение танцев в данных регионах России. Работа над «текстом», основных рисунков и манеры исполнения танцев в данных регионах России.
Тема 1. Основные элементы русского народного танца Ходы и проходки русского танца:
Основные элементы русского танца:
Тема 2. Виды русского народного танца Разучивание хороводов, кадрилей, плясок и традиционных танцев. Хороводов:
Кадрилей:
Пляски:
Традиционные танцы:
Тема 3. Разучивание трюковых элементов Вращения на середине зала:
Вращения с продвижением:
Мужские трюковые элементы:
Тема 4. Изучение образцов (хороводов и кадрилей) северных, центральных, юго-западных и южных областей России Северная часть России: Архангельская, Вологодская, часть Костромской области. Центральная часть России: Московская, Владимирская, Рязанская, Калининская, Ярославская, Ивановская, Тульская и часть Орловской, Нижегородской областей. Юго-западная и Западная часть России: Брянская, Калужская, Смоленская. Южная часть России: Курская, Белгородская, Воронежская, часть Орловской и Липецкой областей. Танцы Северной части России:
Танцы Центральной России:
Танцы Запада России:
Танцы Юга России:
Тема 5. Виды перестроений на материале русского народного танца
Тема 6. Сочинение танцевальных этюдов на материале русского танца Этапы сочинения этюдных работ:
Тема 7. Изучение образцов (плясок и традиционных танцев) Северных, Центральных, Юго-Западных и Южных областей России Танцы Центральной России:
Танцы Западной России:
Танцы Южной России:
Основная: 1. Заикин, Н. Областные особенности русского народного танца / Н. Заикин, Н. Заикина. - Орел, 2005. (часть первая) – 552 с.
Н. Заикина. - Орел, 2006. (часть вторая) – 567 с.
2004. – 256 с. Дополнительная: 1. Денисов, Ф. Народные танцы / Ф. Денисов. – М., 1997. - 296 с. 2. Устинова, Т. Русские танцы / Т. Устинова. – СПб., 2000. – 262 с. 3. Матвеев, В. Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца / В. Ф. Матвеев. - СПб., 1999. - 268 с. 4. Мурашко, М. Формы русского танца / М. Мурашко. – М., 2006. (часть 1) - 283 с. 5. Уральская, В. Радуга русского танца / В. Уральская. – М., 1998. – 136 с. 6. Богданов, Г. Урок русского народного танца / Г. Богданов. – М., 1995. – 189 с. Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. 2.1. Задания для самостоятельной работы студентов
2.2. Задания для подготовки к зачету Сочинение и показ танцевального этюда на материале русского народного танца. Этапы сочинения этюдных работ:
2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 2.3.1. Методические указания для преподавателей Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических занятий, закрепления знаний в самостоятельной работе, предусматривающей обсуждение проблемных тем. Особое внимание необходимо уделить работе рук и правильности исполнения основных элементов русского народного танца, а также на технику дыхания, использование ее совместно с пением и движением. Данные знания, умения и навыки студенты должны выразить в яркой подаче зрителю исполняемого произведения в концертной деятельности вокально-хорового коллектива. 2.3.2. Методические указания для студентов Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Русский народный танец» предполагает: овладение материалами практических занятий, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе. Систематическое посещение занятий, участие в концертно-исполнительской деятельности вокально-хоровых коллективов. 2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины В качестве примера, способствующего повышению качества усвоения студентами изучаемого материала, просматриваются видеозаписи концертов Государственных ансамблей народного танца:
2.3.4. Материально- техническое и информационное обеспечение дисциплины Для просмотра записей концертов используются видео и аудио визуальные средства, такие как: телевизор, DVD-плеер и видеомагнитофон. Предусмотрено применение в учебном процессе компьютерного и мультимедийного оборудования, что позволяет обеспечить необходимый уровень наглядности в представлении учебного материала. |
![]() | Константин Григорьевич Паустовский Обучающая – научить анализировать художественное произведение, понимать художественное слово, деталь произведения в раскрытии главных... | ![]() | Стное народное творчество всех народов во все времена являлось основой для собственно литературного творчества писателей. И сибирские писатели не иваны, не И сибирские писатели — не иваны, не помнящие родства, в их произведениях — красота и мудрость народной мысли, народного языка |
![]() | Программа курса литературное чтение н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов... | ![]() | Книга Свет добра Национальный колорит в сочетании с глубоко философским осмыслением проблем времени и высокое художественное мастерство снискали заслуженную... |
![]() | Андрей Белый На рубеже двух столетий Воспоминания в 3-х книгах Эти три книги в равной мере значительны и как художественное слово, и как исторический источник: будучи ярким образцом мастерства... | ![]() | Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний,... |
![]() | Культурная жизнь рязанской области Логинова В. Творчество и семейные традиции неразрывны. // Новодеревенские вести. 2007. №32-33(27 апр.). С. 5 | ![]() | Творческая работа в начальной школе Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности |
![]() | Краткий отчет за 2003-2007гг. Фио: Люсин Дмитрий Владимирович «Творчество в современном обществе: психологические и психофизиологические аспекты» | ![]() | Секция «Образование и культура» Д. Тарнавская, хбф, 2 к. Жизнь и творчество Астрид Линдгрен: к 100-летию со дня рождения детской писательницы |