«Народное художественное творчество»

Название«Народное художественное творчество»
Дата конвертации28.12.2012
Размер169,48 Kb.
ТипДокументы


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Художественно-педагогический факультет

Кафедра хорового дирижирования

СИСТЕМА КАЧЕСТВА


Одобрено НМС ПГИИК

Протокол №______________

«___»______________2009 г.

Председатель_____________


Трускова Анна Валерьевна, Яшманова Галина Александровна

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очного отделения, обучающихся по специальности:

07130101 «Народное художественное творчество»

специализации: «Народный хор»


Рекомендовано кафедрой

Протокол № 1

« 1 » сентября 2009 г.

Зав. кафедрой_________

Пермь 2009

Авторы - составители:

Трускова Анна Валерьевна,

преподаватель кафедры хореографии

Яшманова Галина Александровна,

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования


У

чебно-методический комплекс «Р

усский народный танец» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 07130101 «Народное художественное творчество» специализации «Народный хор».


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения.


Согласовано с библиотекой ПГИИК:


Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины…………………………………...4

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины…………………………………………4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………….5

1.3. Объем дисциплины…………………………………………………………….6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..6

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..7

1.4. Содержание дисциплины……………………………………………………...8

1.5. Темы практических занятий…………………………………………………..9

1.6. Список литературы…………………………………………………………...13

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………………………………..14 2.1. Задания для самостоятельной работы студентов……………………14

2.2. Задания для подготовки к зачету………………………………………….15

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………...15

2.3.1. Методические указания для преподавателей………………………15

2.3.2. Методические указания для студентов……………………………..15

2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины…………………………...16

2.3.4. Материально- техническое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………............16


Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

    1. Цели, задачи и предмет дисциплины


Целью курса является освоение основных элементов русского народного танца, характерных рисунков русского народного танца и умение применить их в сценическом представлении музыкального произведения.

Достижение поставленных целей становится возможным благодаря решению следующих задач:

  • Изучение основных положений ног и рук русского народного танца.

  • Освоение методики исполнения основных элементов русского народного танца.

  • Изучение рисунков русского народного танца и их перестроения.

  • Освоение практических навыков и умений гармонично соединять движение с пением в медленных и подвижных песнях.

  • Умение существовать в сценическом пространстве в определенном темпоритме.

Соответственно, предметом изучения является освоение основных элементов и рисунков русского народного танца и их применение в концертно-исполнительской деятельности.

Работа над курсом осуществляется во взаимодействии с репертуаром, целями и задачами хорового класса, вокальных ансамблей и их концертной деятельности.



    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины «Русский народный танец» студенты должны овладеть определенными знаниями и навыками.

Студент должен знать:

- основные элементы русского народного танца;

- основные рисунки русского народного танца и их перестроения.

Студент должен уметь:

- Гармонично соединять пение и движение.

Студент должен овладеть знаниями и гармонично использовать их в концертно-исполнительской деятельности вокально-хорового коллектива.


1.3. Объем дисциплины

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

№ семестра

Количество часов по очной форме обучения

Аудиторные занятия:

2-3

70

практические

2-3

70

Самостоятельная работа

2-3

56

Всего часов

2-3

126

Виды итогового контроля (экзамен, зачёт) №№ семестра




Зачёт - 3 сем.



1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы




Названия тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в т. ч.


Самостоятельная работа


Практ.

занятия

1. Структура предмета «русский народный танец».

2


2





2. Изучение основных элементов русского народного танца.

20

10

10

3. Виды русского народного танца.

16

10

6

4. Выдающиеся педагоги русского народного танца.

12

6

6

5. Разучивание трюковых элементов.

8

4

4

6. Изучение образцов (хороводов и кадрилей) северных, центральных, юго-западных и южных областей России.

20

10

10

7. Сочинение танцевальных этюдов на материале русского народного танца.

24

14

10

8. Изучение образцов (плясок и традиционных танцев) северных, центральных, юго-западных и южных областей России.

24

14

10

Итого:

126

70

56




1.4. Содержание дисциплины

Тема 1. Структура дисциплины «Русский народный танец»

Методы правильной постановки корпуса и головы. Применение их на практике. Изучение на теории и практике основных положений рук и ног, встречающихся в русском народном танце.

Различные виды поклонов (простые и праздничные), разных областей России.


Тема 2. Изучение основных элементов русского народного танца


Ходы и проходки русского народного танца.

Поэтапное проучивание основных элементов русского танца в соответствии с раскладками от первоначальной до конечной. Проучивание танцевальных комбинаций.


Тема 3. Виды русского народного танца


Понятие «хоровод», «кадриль», «пляска» и «традиционные танцы». Историческое происхождение, виды и их характеристика.


Тема 4. Выдающиеся педагоги русского народного танца


Выдающиеся педагоги (Устинова Т., Заикин Н., Заикина Н., Климов А. и др.). Их вклад в развитие танцевальной культуры русского народного танца.


Тема 5. Разучивание трюковых элементов


Поэтапное разучивание вращений на середине зала, по диагонали и по кругу в мужском и женском танце.


Тема 6. Изучение образцов (хороводов и кадрилей) северных, центральных, юго-западных и южных областей России


Географическое положение, климатические условия в данных регионах, влияющие на характер и манеру исполнения танцев, бытующих здесь.

Характеристика костюмов данных регионов, построение танцев. Исполнение наиболее распространенных танцев данных регионов.


Тема 7. Сочинение танцевальных этюдов на материале русского народного танца


Разбор танца по записи. Обработка фольклора и привнесение более сложных комбинаций, интересных рисунков. Этапы сочинения этюдных работ.


Тема 8. Изучение образцов (плясок и традиционных танцев) северных, центральных, юго-западных и южных областей России


Географическое положение, климатические условия в данных регионах, влияющие на характер и манеру исполнения танцев, бытующих здесь.

Характеристика костюмов данных регионов, построение танцев.

Построение танцев в данных регионах России.

Работа над «текстом», основных рисунков и манеры исполнения танцев в данных регионах России.



    1. Темы практических занятий


Тема 1. Основные элементы русского народного танца


Ходы и проходки русского танца:

  • Шаг с носка

  • Переменный шаг

  • Шаги с отбрасыванием ног назад

  • Припадание

  • Скользящий бег

  • «Молоточки»

  • Дробная дорожка

Основные элементы русского танца:

  • «веревочка»

  • «моталочка»

  • «подбивка», «голубцы»

  • Дробные выстукивания

  • Присядки

  • Хлопушки


Тема 2. Виды русского народного танца


Разучивание хороводов, кадрилей, плясок и традиционных танцев.

Хороводов:

  • «Метелица», «Вьюн», «Плетень»

  • «Воробей», «Гусачок»

  • «А мы просо сеяли»

  • «Вдоль по лугу»

Кадрилей:

  • «Давыдовская кадриль»

  • «Тверская кадриль»

  • «Чижовские выкрутасы»

Пляски:

  • «Орловская матаня»

  • «Бешеная»

  • «Барыня»

Традиционные танцы:

  • «Величание жениха и невесты»

  • «Масленка»

  • «Ряженые»


Тема 3. Разучивание трюковых элементов


Вращения на середине зала:

  • На двух ногах на носочках и пяточках

  • На одной ноге

  • Поджатые

Вращения с продвижением:

  • Шене

  • Бегунок

  • «блинчики»

  • Тур пике на каблук

  • Дробные выстукивания в повороте

Мужские трюковые элементы:

  • «пистолетик»

  • «щучка»

  • «коза»

  • «бедуинский»

  • «разножка»

  • «чертик»


Тема 4. Изучение образцов (хороводов и кадрилей) северных, центральных, юго-западных и южных областей России


Северная часть России: Архангельская, Вологодская, часть Костромской области.

Центральная часть России: Московская, Владимирская, Рязанская, Калининская, Ярославская, Ивановская, Тульская и часть Орловской, Нижегородской областей.

Юго-западная и Западная часть России: Брянская, Калужская, Смоленская.

Южная часть России: Курская, Белгородская, Воронежская, часть Орловской и Липецкой областей.

Танцы Северной части России:

  • Северный хоровод с шалями

  • Хоровод «капустка», «змейка», «корзиночка».

Танцы Центральной России:

  • Кадриль «Селезень»

  • Хоровод «Солнышко», «Лебёдушка».

Танцы Запада России:

  • Хоровод «Ручеёк», «Метелица».

Танцы Юга России:

  • Хоровод «Плетень», «Пересеки», «Красно-солнышко».


Тема 5. Виды перестроений на материале русского народного танца


  • Поклон

  • Ходы и проходки русского танца

  • Танцевальная комбинация «Верёвочка»

  • Танцевальная комбинация «Моталочка» и «Подбивка»

  • Развёрнутая комбинация на дробные выстукивания

  • Мужская комбинация «Хлопушка»

  • «Присядки»

  • Вращения на середине зала, по диагонали и по кругу

  • Трюковые элементы мужского танца

  • Танцевальные этюды разных областей России


Тема 6. Сочинение танцевальных этюдов на материале русского танца


Этапы сочинения этюдных работ:

  • Выбор области, на основе которой будет строиться этюдная работа.

  • Выбор музыкального материала.

  • Изучение положений рук, основных элементов встречающихся в данном регионе.

  • Подбор рисунков и перестроений, которые будут использоваться в этюде.

  • Сочинение комбинаций, основного хода.

  • Разводим этюд на своих сокурсников.


Тема 7. Изучение образцов (плясок и традиционных танцев) Северных,

Центральных, Юго-Западных и Южных областей России


Танцы Центральной России:

  • «Орловская матаня»

  • «Калинка»

  • «Барыня»

Танцы Западной России:

  • «Бешеная»

  • «Смоленский гусачок»

Танцы Южной России:

  • «Тимоня»

  • «Чижовские выкрутасы»

  • «Тамбовские частушки»









    1. Список литературы



Основная:


1. Заикин, Н. Областные особенности русского народного танца / Н. Заикин, Н. Заикина. - Орел, 2005. (часть первая) – 552 с.

  1. Заикин, Н. Областные особенности русского народного танца / Н. Заикин,

Н. Заикина. - Орел, 2006. (часть вторая) – 567 с.

  1. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. - Москва,

2004. – 256 с.


Дополнительная:


1. Денисов, Ф. Народные танцы / Ф. Денисов. – М., 1997. - 296 с.

2. Устинова, Т. Русские танцы / Т. Устинова. – СПб., 2000. – 262 с.

3. Матвеев, В. Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца / В. Ф. Матвеев. - СПб., 1999. - 268 с.

4. Мурашко, М. Формы русского танца / М. Мурашко. – М., 2006. (часть 1) - 283 с.

5. Уральская, В. Радуга русского танца / В. Уральская. – М., 1998. – 136 с.

6. Богданов, Г. Урок русского народного танца / Г. Богданов. – М., 1995. – 189 с.


Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной и итоговой аттестации.


2.1. Задания для самостоятельной работы студентов



Разделы и темы для

самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной

работы

  1. 1. Характеристика русских хороводов севера и юга России. Сходства и отличия между данными регионами.

- Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы: Н. Заикин, Н. Заикина «Областные особенности русского народного танца», часть 1, 2.

2. Развитие образов русского фольклора в творчестве И. Моисеева, Н. Надеждиной, Т. Устиновой.

- Написание реферата: журнал «Балет»- 1996, 1997 г, видеоматериалы.

  1. 3. Развитие русского танца в школах искусств, в самодеятельных коллективах.

- Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы: Журнал «Балет», встречи с руководителями коллективов, собственные наблюдения.









2.2. Задания для подготовки к зачету


Сочинение и показ танцевального этюда на материале русского народного танца.


Этапы сочинения этюдных работ:

  • Выбор области, на основе которой будет строиться этюдная работа.

  • Выбор музыкального материала.

  • Изучение положений рук, основных элементов встречающихся в данном регионе.

  • Подбор рисунков и перестроений, которые будут использоваться в этюде.

  • Сочинение комбинаций, основного хода.

  • Показ этюда на своих сокурсниках.



2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


2.3.1. Методические указания для преподавателей


Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических занятий, закрепления знаний в самостоятельной работе, предусматривающей обсуждение проблемных тем. Особое внимание необходимо уделить работе рук и правильности исполнения основных элементов русского народного танца, а также на технику дыхания, использование ее совместно с пением и движением. Данные знания, умения и навыки студенты должны выразить в яркой подаче зрителю исполняемого произведения в концертной деятельности вокально-хорового коллектива.

2.3.2. Методические указания для студентов


Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Русский народный танец» предполагает: овладение материалами практических занятий, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе. Систематическое посещение занятий, участие в концертно-исполнительской деятельности вокально-хоровых коллективов.

2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины


В качестве примера, способствующего повышению качества усвоения студентами изучаемого материала, просматриваются видеозаписи концертов Государственных ансамблей народного танца:

  • Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого;

  • Московский государственный академический театр танца «Гжель»;

  • Русский национальный балет «Кострома»;

  • Государственный ансамбль русского танца «Березка».



2.3.4. Материально- техническое и информационное обеспечение

дисциплины


Для просмотра записей концертов используются видео и аудио визуальные средства, такие как: телевизор, DVD-плеер и видеомагнитофон.

Предусмотрено применение в учебном процессе компьютерного и мультимедийного оборудования, что позволяет обеспечить необходимый уровень наглядности в представлении учебного материала.


Похожие:

«Народное художественное творчество» iconКонстантин Григорьевич Паустовский
Обучающая – научить анализировать художественное произведение, понимать художественное слово, деталь произведения в раскрытии главных...
«Народное художественное творчество» iconСтное народное творчество всех народов во все вре­мена являлось основой для собственно литературно­го творчества писателей. И сибирские писатели не иваны, не
И сибирские писатели — не иваны, не помнящие родства, в их произведениях — красота и мудрость народной мысли, народного языка
«Народное художественное творчество» iconПрограмма курса литературное чтение н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество
Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов...
«Народное художественное творчество» iconКнига Свет добра
Национальный колорит в сочетании с глубоко философским осмыслением проблем времени и высокое художественное мастерство снискали заслуженную...
«Народное художественное творчество» iconАндрей Белый На рубеже двух столетий Воспоминания в 3-х книгах
Эти три книги в равной мере значительны и как художественное слово, и как исторический источник: будучи ярким образцом мастерства...
«Народное художественное творчество» iconТема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание
Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний,...
«Народное художественное творчество» iconКультурная жизнь рязанской области
Логинова В. Творчество и семейные традиции неразрывны. // Новодеревенские вести. 2007. №32-33(27 апр.). С. 5
«Народное художественное творчество» iconТворческая работа в начальной школе
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности
«Народное художественное творчество» iconКраткий отчет за 2003-2007гг. Фио: Люсин Дмитрий Владимирович
«Творчество в современном обществе: психологические и психофизиологические аспекты»
«Народное художественное творчество» iconСекция «Образование и культура»
Д. Тарнавская, хбф, 2 к. Жизнь и творчество Астрид Линдгрен: к 100-летию со дня рождения детской писательницы
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница