Программа по информатике и икт программа по музыке

НазваниеПрограмма по информатике и икт программа по музыке
страница1/9
Дата конвертации28.12.2012
Размер1,36 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова (138 ч)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общая характеристика учебного курса «Музыка»

Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действитель­ность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вы­зывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует позна­ние ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможно­стями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъ­екта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музы­кального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является спе­цифическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности млад­шего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и лю­дям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

Наиболее совершенный способ реализации функций музыкаль­ного искусства в школьном образовании был разработан и внедрен

4*

51

в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспек­тивная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского об­разования. Это созвучие проявляется:

• в опоре на жизненный опыт детей;

  • в формировании у них увлеченного отношения к музыкаль­ному искусству, процессу художественного познания;

  • в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;

  • в воспитании их эстетического чувства и музыкального вку­са;

  • в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколе­ний людей в собственной жизненной практике.

То есть речь идет о тождественности главных целевых устано­вок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпаде­ние принципов данных концепций.

Так, принцип непрерывности общего развития каждого школь­ника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образо­вания у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемствен­ность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логи­ка тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями са­мого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в ис­кусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигну­той закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

Принципиальное созвучие двух образовательных подходов об­условило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:


52

в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла Программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последую-его его воплощения во 2-4 классах;

в заимствовании тематического построения программы Ц.Б. Кабалевского во 2-4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс — «Музыка как вид искусства», 3 класс — «Музыка — "искусство интонируемого мысла"», 4 класс — «Музыка мира»;

в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским — автором нетради­ционной музыкально-педагогической концепции.

Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической онцепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в страте­гии развития отечественного музыкального образования, выра­женной Федеральным государственным образовательным стандар­том начального общего образования (нового поколения), а также рекомендованной примерной программе по музыке. Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1—4 клас-:ов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Ка­балевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования (нового по­коления) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.

2. Цели и задачи учебной программы «Музыка»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необхо­димостью приобщения младших школьников к музыкальному ис-усству, что направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством оционального восприятия музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искус­ству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального скусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкаль-й культуре своего народа и других народов мира; • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музы-:альной деятельности, образного и ассоциативного мышления воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, орческих способностей в различных видах музыкальной дея-льности;

обогащение знаний о музыке, других видах искусства и ху­дожественного творчества;

. ' 53

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на эле­ментарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, от­ражающих личностное, познавательное, коммуникативное, соци­альное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на:

  • реализацию их творческого потенциала;

  • выработку готовности выражать свое отношение к искус­ству;

  • формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;

  • проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;

  • становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с:

  • активизацией творческого мышления, продуктивного вооб­ражения, рефлексии;

  • формированием целостного представления о музыке, ее ис­токах и образной природе;

  • познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;

  • осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет:

  • умение слушать, уважение к мнению других;

  • способность встать на позицию другого человека;

  • готовность вести диалог;

  • участие в обсуждении значимых для человека явлений жиз­ни и искусства;

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется:

  • в формировании у него целостной художественной картины мира;

  • в воспитание его патриотических чувств;

  • в сформированное™ основ гражданской идентичности;

  • в выработке готовности к толерантным отношениям в по­ликультурном обществе;

  • в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на:

• приобщение к эстетическим ценностям;

• формирование эстетического отношения к действительно-:ти;

развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса;

выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыс­лях, делах, поступках, внешнем виде.

В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окра­шенное эмоционально-образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительно­сти; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной клас­сики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, СВ. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Ще­дрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, ©. Григ и др.), сочинениями для детей современных компо­зиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интона-и и понимать значение песенности, танце вал ьности, марше-сти, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными ин­струментами, различными составами оркестров (оркестр народ­ных инструментов, симфонический, духовой), певческими голо­сами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).


п
Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и на­выками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов, риобретают навык самовыражения в пении с сопровождением без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголо-рия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инстру­ментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пыта­ются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.

Обучающиеся получают представление о музыкально-астическом движении, учатся выражать характер музыки особенности ее развития пластическими средствами; осваива­ют коллективные формы деятельности при создании музыкально-астических композиций и импровизаций. Они участвуют

в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать об­разное содержание музыкального произведения средствами изо­бразительного искусства (например: рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

3. Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»

Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на прин­ципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкально­го образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства мето­дических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».

«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обуслов­лено сопряженностью их принципов и методическими особенно­стями проведения занятий.

Принцип непрерывного общего развития ребенка:

  • обеспечивается социальными функциями музыкального ис­кусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;

  • он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни — сверхзадачей музыкального воспитания;

  • проявляется в тематическом построении программного со­держания занятий.

Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей дей­ствительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания — отношение к действительности, инструмент познания — музыкальный образ, способ познания — проживание содержания музыки).

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:

• увлеченности музыкой, необходимостью развития мотива­ции учащихся на ее прослушивание и исполнение;

• активности, сознательности и самостоятельности, который еспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых си­туаций в процессе занятий;

• доступности, связанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и ме­тодами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.

Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от просто­го - ю сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономер­ности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» кольников в искусство происходит естественно и логично.

Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный прин-ип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими му­зыкального искусства, что положительно влияет на охрану их пси­хического здоровья.

Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).

Ведущими методами освоения учебной программы являются:

  • метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, Драма­тургическая логика развития интриги, связанная со степенью «по­груженности» главных героев в музыкальное искусство);

  • метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраи­вание воспитательных и образовательных линий — патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоре­тической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвра­щение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным по­нятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);

  • метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для по­иска исполнительского плана произведения и конкретных прие­мов исполнения, для активного творческого участия в музыкаль­ных играх и постановках музыкальных спектаклей).

4. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыка"», 1—4 классы

Личностными результатами изучения музыки являются:

— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллектив­ного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка музыкально-творческих возмож­ностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее пред­ставление о музыкальной картине мира;

  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать про­изведения разных видов искусства;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей дей­ствительности;

— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни И искус­ства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной про­граммы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организа­ции собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

  • любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;




  • уважающий и принимающий художественные ценности об­щества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои по­ступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собесед­ника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • обладающий развитым эстетическим чувством и художе­ственным вкусом;

  • использующий разные виды музыкально-творческой дея­тельности для охраны и укрепления своего психического, физи­ческого и духовного здоровья.

5. Основные виды учебной деятельности обучающихся

Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:

— наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;

I - воплощению музыкальных образов при создании театрализо­ванных и музыкально-пластических композиций;

  • разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;

  • игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

— импровизации в разнообразных видах музыкально-творчес­кой деятельности.

Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (во­кальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мело-ия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музы­кальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки кол­лективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ан­самблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творче­ских задач.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам му­зыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем много­образии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музы­кальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирова­ние на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индиви­дуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импро­визации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Структура и содержательные линии учебной программы

Структура программы сформирована на основе примерной про­граммы по музыке, содержание которой раскрывается в рамках трех основных линий: «Музыка в жизни человека», «Основные законо­мерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Данные содержательные линии экстраполированы на темати­ческое содержание настоящей программы и получили следующее преломление: «Мир музыки в мире детства», «Музыка как вид ис­кусства», «Музыка - искусство интонируемого смысла», «Музыка мира». Каждая тема соответствует определенному классу и рас­крывается через темы учебных четвертей1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа по информатике и икт программа по музыке iconПрограмма по информатике (Системно-информационная концепция). В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и икт»
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Программа по информатике и икт программа по музыке iconРеферат по информатике программа для домашней видеостудии «Ulead Video Studio 8»
Зарождение кино
Программа по информатике и икт программа по музыке iconУчебная программа
Поэтому завершающий курс обучения целесообразно посвятить модулям, обеспечивающим подготовку учителя к полифункциональному включению...
Программа по информатике и икт программа по музыке iconРабочая программа обучения для учащихся 6 классов по предмету «Информатика и икт» Составила: учитель информатики
Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества
Программа по информатике и икт программа по музыке iconРабочая программа факультативного кружка программа
Программа предназначена для учащихся 1-3 классов, желающих заниматься исследовательской деятельностью
Программа по информатике и икт программа по музыке iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом
Программа учебного курса “межгосударственный переговорный процесс: теория и практика”
Программа по информатике и икт программа по музыке iconПояснительная записка 1 содержание программы 6 Тема «в сокровищнице волшебницы музыки» 6
Программа предназначена для вторых классов общеобразовательных школ. Она является одним из компонентов целостной музыкально-образовательной...
Программа по информатике и икт программа по музыке iconПрограмма составлена по проблемно-хронологическому принципу, обеспечивающему комплексное изучение геополитики
Типовая программа по основам геополитики является составной частью государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального...
Программа по информатике и икт программа по музыке iconОсновная образовательная программа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Программа по информатике и икт программа по музыке iconРабочая учебная программа по биологии человека (название) по основной образовательной программе
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница