Урок развития речи. 6 класс

НазваниеУрок развития речи. 6 класс
Дата конвертации28.12.2012
Размер73,65 Kb.
ТипУрок
Слова – термины в разных стилях речи.

Урок развития речи. 6 класс.


Цели: научить практически опознавать научную и деловую речь, слова-термины; развивать умения анализировать и составлять текст

Вы уже знаете, что выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации.

Прочитайте тексты: около каждого кратко обозначьте речевую ситуацию. Что общего у данных текстов? Книжная эта речь или разговорная?

Текст 1.

Сейчас в мире уже свыше 400 пород крупного рогатого скота. У нас разводят более 50. Из них 7 наиболее распространены и составляют 80 процентов от всего поголовья. Это прежде всего черно-пестрая порода, красная степная, холмогорская, ярославская, невицкая, казахская, белоголовая.

Различают молочный, молочно-мясной и мясной крупный рогатый скот. У нас предпочитают породы молочно-мясного направления. Средний удой - 2800-3200 килограммов молока за 300 дней лактации.

Текст 2.

Крупному рогатому скоту дают разные травы, силос, корнеклубнеплоды, бахчевые культуры (зеленые корма), сено, солому, мякину (грубые корма), комбикорм, зерно бобовых и злаковых культур, жмыхи, отруби, костную и мясо-костную муку, патоку, барду.


1. Дать толкование незнакомым словам: лактация, бахчевые и др. по словарю С.И.Даля.

2. Подумать, чем эти тексты различаются по смыслу. В каком из них содержится сообщение о чем-то конкретном, а в каком обобщенно говорится о всех животных этой породы?

3. Уточнить характер каждого сообщения: какое из них имеет практическое значение (помогает нам что-либо сделать), а какое - познавательное (расширяет наши знания о мире домашних животных)?

Научно-деловая речь включает в себя речь двух стилей: научного и официально-делового. Это два стиля книжной речи. У них много общего, но различаются они задачами общения.

Задача речи научного стиля состоит в том, чтобы сообщить сведения о мире, которые помогут его узнать и понять (сообщение + объяснение).

Задача речи делового стиля состоит в том, чтобы сообщить о мире сведения, из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение + инструкция). Укажите стиль каждого отрывка. Ответ аргументируйте.


Внимательно прочитайте данные тексты и продумайте, к какому стилю речи они относятся.

Сравните научный и официально-деловой стили, отметьте в них общее и различное. Начните ответ примерно так:

У научного и официально-делового стилей много общего. Оба они относятся к книжной речи и используются в похожих ситуациях: сообщаются сведения... .

Различаются они характером самого сообщения и задачами речи: ....


Текст 3.

Предлагаемые в книге рецепты помогут сделать разнообразными домашние завтраки, обеды и ужины. Из данного в книге ассортимента блюд легко составить как повседневное, так и праздничное меню. Немного фантазии и изобретательности и вы порадуете своих домашних и гостей деликатесными закусками, супами, горячими блюдами, десертами.

Вареную говядину, ветчину, язык, а также очищенные свежие огурцы нарезать маленькими кубиками, мелко нарезать зеленый лук и в тарелке размять ложкой, добавить немного соли; лук от этого станет мягким. Белки, сваренных вкрутую яиц, нарубить, а желтки растереть в кастрюле, добавить к ним сметану, немного горчицы, сахар, соль, тщательно перемешать и развести квасом. После этого в кастрюлю положить подготовленные продукты. При подаче на стол окрошку посыпать мелко нарезанным укропом.


Текст4.

Выпадали дни, даже целые недели, когда отпускали конягу, спутанную, на волю, и она култыхала себе по прохладной траве, в прохладной темноте и слушала голос дергача. Конюх водил ее на водопой к речке, и она долго, смачно тянула воду губами.

Менялись поклажи: лес, дрова, сено, кирпичи, мешки, водовозная бочка, но дороге не было конца. Она вела конягу и вот привела туда, где грохот, сутолока, крики.


Научный стиль речи используется в научных трудах, в учебниках, в выступлениях на научные темы (лекциях, докладах и т.д.).

Задачи научной речи - сообщить сведения, имеющие познавательный характер.

Высказывание в научной речи обычно бывает:

  • точным;

  • доказательным;

  • обобщенным (если говорится, например, о березе, то ни о какой-то одной, а обо всех сразу, о породе деревьев).

Речевая ситуация – 1 много;

сообщение (объяснение).


Текст 5.

Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра зависит от перепада давления, а направление определяется той частью горизонта, откуда он дует.


Текст 6.

Однако в ночь с 3 на 4 апреля произошла перемена к лучшему. Ветер, в течение нескольких дней из всех сил дувший с севера, внезапно стих. Наступил полный штиль, а затем начал дуть легкий юго-восточный ветер: подобные атмосферные причуды часто наблюдаются в период равноденствия.


Еще раз перечитаем тексты. Найдем в текстах научного и делового стиля слова и выражения, обозначающие отвлеченные понятия, а в текстах художественного стиля - образные, эмоциональные слова, помогающие нарисовать картину.

Займемся подсчетами и выясним, в каком стиле речи чаще употребляются глаголы, а в каком - имена существительные и прилагательные. Сосчитайте сколько всего слов в каждом тексте и сколько из них глаголов; вычислите сколько процентов составляют глаголы. Тоже проделайте и с именами. Сравните проценты и запишите вывод.


Вывод.

В научной речи активно используются слова с обобщенным и отвлеченным значением, часто с суффиксами -ость, -ени, (например: скорость, движение, растение), научные термины (например: радиус, диаметр, суффикс, атмосферные осадки, атмосферное давление).

В этом стиле преобладают имена существительные и прилагательные, глаголов немного, причем обычно употребляются глаголы со значением отношения, а не действия (например: являются, различаются, называются, относятся).

Определение научного понятия.

Мы уже знаем, что наука изучает общие свойства не отдельных предметов и явлений, а целых групп (классов) предметов. Эти общие, существенные признаки образуют понятия. Например, понятие дерева включает себя общие признаки всех елей, сосен, берез, осин и т.д., все то, чем отличаются деревья от кустарников и трав.

Каждое понятие имеет свое название, или термин. Дерево, кустарник – это термины науки ботаники. Части речи, имея существительное, сказуемое, союз, приставка – это термины науки лингвистики.

Вспомним и назовем понятия, с которыми мы познакомились на уроках русского языка, математики, географии, истории. Запишем по 3-4 термина каждой науки.

Понятия бывают более широкие - родовые и менее широкие - видовые.

Родовое понятие, например часть речи, включает в себя видовые понятия: имя существительное, глагол, наречие и др.

Задание 1.

К данным родовым понятиям подберите видовые. Запишите термины.

  1. Значимые части слова:

  2. Типы речи:

  3. Стили речи:

  4. Геометрические фигуры:

  5. Числа:


Задание 2.

К данным видовым понятиям подберите родовые.

  1. Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение. Обстоятельство...

  2. Гласные и согласные - ....

  3. Точка, запятая, тире, двоеточие - ....

  4. Повествование, описание, рассуждение - ....

  5. Устная, письменная - ....

Значение термина раскрывается в логическом определении. Например: словообразование - раздел науки о языке, в котором изучаются значимые части слова и способы образования слов.

Рассмотрим, как строится логическое определение:

  • называется термин, например: стилистика;

  • указывается широкое (родовое) понятие: наука;

- сообщается отличительный (видовой) признак: которая изучает стили речи.

Если вы усвоите признаки понятия и научитесь правильно строить определения научных понятий, то вам не нужно будет заучивать наизусть формулировки различных понятий ко всем школьным предметам вы сможете самостоятельно сформулировать любое определение.


Д/З. Сочинение - описание действий и процессов труда в художественном и публицистическом стиле с использованием профессиональной лексики.

В художественной прозе специальные термины используются не только для речевой характеристики героев, но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Русский язык. Учеб. для. пед. вузов под ред. Профессора Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение. 1989.

  2. П.С.Пустовалов, М.П.Сенкович Пособие по развитию речи. М.: Просвещение. 1987.

  3. Уроки развития речи. Методич. пособие для учителей - словесников по программе "Речь". Пенза. 1997. Муниципальный научно-методический центр образования. Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрунина В.М.

  4. Толк. сл. С.И.Ожегова Термин - а, м Слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Технические термины.

  5. Л.Б.Даймедко Кулинария на каждый день. – МИ.: ООО «Сэр-Вит». 1996.

  6. В.Астафьев Старая лошадь. –Курган: изд. «Зауралье». 1995.

  7. Жюль Верн Плавучий остров. –Пермское книжное изд. 1984.

Похожие:

Урок развития речи. 6 класс iconИнтегрированный урок литературного чтения и русского языка. Развитие речи. Экология. 4 класс. Обобщающий урок по теме «природа и мы»
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка. Развитие речи. Экология. 4 класс
Урок развития речи. 6 класс iconПланирование уроков русского языка. 11 класс
Урок Совершенствование умения определять части речи. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Урок развития речи. 6 класс iconУрок развития речи по теме: «Наречие»
Технология: элементы технологии проблемного обучения на игровой и групповой основе
Урок развития речи. 6 класс iconОткрытый урок развития речи с использованием элементов триз – педагогики в 3 классе
Учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств
Урок развития речи. 6 класс iconУчитель русского языка и литературы моу сош №101: Сукиасян Е. А. Урок развития речи
Оборудование: репродукции морских картин И. Айвазовского, У. Тернера, М. Чюрлениса, фотографии с изображением моря, диск
Урок развития речи. 6 класс iconУрок развития речи урок творчества. На таком уроке должна проявится индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность. Это понимают вс
Татьяна Юрьевна, учитель 1 квалификационной категории Шатровской средней общеобразовательной школы. В 1981 году закончила Шадринский...
Урок развития речи. 6 класс iconУрок развития речи в 7 классе по теме «Я сижу на берегу…»
В чём, по-вашему, состоят главные сложности? (должны научиться сочинению-описанию, составить текст, использовать как можно больше...
Урок развития речи. 6 класс icon«География материков и океанов. 7 класс»
Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока урок-экспедиция....
Урок развития речи. 6 класс iconКонкурс методических разработок учителей в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (нфпк) «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов». Развитие речи. 5 класс. Подготовка к сочинению описанию животного
Корректировать и развивать устную и письменную речь учащихся, их творческое мышление
Урок развития речи. 6 класс iconУрок развития речи в 5 классе при изучении темы “Существительное” «Путешествие с волшебным лукошком» (Цветы луга)
Оборудование: костюмы цветов, рисунки с изображением луговых цветов, корзинка плетенная, арм учителя, презентация «Цветы луга»
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница