Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности

НазваниеИспользование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности
страница1/4
Дата конвертации28.12.2012
Размер0,54 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4


Муниципальное общеобразовательное учреждение Урожайненская средняя общеобразовательная школа Советского района Алтайского края


Исаева Людмила Гурьяновна


Учитель русского языка и литературы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ИПО на основе технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения


с. Урожайное 2008

ВСТУПЛЕНИЕ


Вся моя педагогическая деятельность связана с сельской школой. И данную тему инновационного педагогического опыта выдвинула передо мной сама жизнь.

В эпоху научно-технического прогресса за излишним прагматизмом и рациональностью куда-то на задний план отодвигается душа человека. В погоне за высокими достижениями, порой, мы не видим и не ценим то и тех, что рядом, поэтому происходит искажение человеческих ценностей.

Наш небольшой целинный посёлок «Урожайный» Советского района Алтайского края, богатый своей 50-летней историей, уникальной природой и замечательными людьми – тружениками, главным нашим достоянием, расположен в красивейшей предгорной зоне Алтая, вдали от столбовых дорог, от краевого центра.

Школа маленькая, всего 188 учащихся. Из них около 2/3 – из малообеспеченных семей, пятая часть воспитывается в неполных семьях. Половина из детей живёт на отделениях, где нет возможности культурно организовать свой досуг (3 км. от клуба, спортзала, библиотеки).

На селе особо чувствителен книжный дефицит, и далеко не в каждой семье есть компьютер, благодаря которому можно найти цивилизованный круг общения с внешним миром. Поэтому сельская школа должна стать для детей не только центром образования, но и центром воспитания. И кто, как не учитель литературы, должен быть духовным наставником, который прививает святые понятия о патриотизме, гражданском долге, чести, чуткости, доброте!

Для меня важно: пока человек маленький, уже в школе ему нужно помочь осознать себя частью социума, в котором он живёт, свою ответственность перед настоящим и будущем страны, а значит и своей «малой родины».

Нужно не только развивать и совершенствовать интеллектуальные особенности детей, но и разбудить их души, умение видеть, слышать, сопереживать и ценить мир, в котором мы живём, а значит дорожить своей Родиной. Эта тема актуальна во все времена существования школы. «Не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше – молча трудись во имя её блага и могущества», - утверждал великий педагог В.А.Сухомлинский.

Следуя этому принципу, я с 1980 года занимаюсь краеведением, создала школьный музей «Целина» (свидетельство № 7637 от 16.12.1999 г.), на основе которого был создан школьный краеведческий музей, презентация открытия – январь 2007 года. Богатейшие материалы и документы музея используются как учениками нашей школы для составления докладов, рефератов, выступлений, так и учителями в педагогической практике.

Пропагандирую свой опыт краеведческой работы на муниципальном и региональном уровне:

- предоставляла фотоматериалы и документы музея для создания телевизионных передач об истории села Урожайное, его достопримечательностях ТВ «Кедр»;

- материалы музея «Целина» Урожайненской СОШ были использованы краеведческим музеем Советского района Алтайского края в работе над созданием раздела о целине;

- сотрудничаю с газетой «Районные вести».

Применение материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности считаю жизненной необходимостью, чтобы наши дети не росли «Иванами, не помнящими своего родства».

Откуда начинается Россия?

С лозинки, что сбежала с речки синей?

А может, начинается с крыльца,

Иль с поля, где пшеница раскачалась?

Откуда бы она не начиналась –

Любви к России нет у нас конца.

Эти строчки малоизвестного поэта Н. Кабушкина отражают суть моего педагогического кредо.

Считаю, что такие риторические вопросы должны отложиться не только в голове каждого моего ученика как орфографические и пунктуационные правила, но и глубоко проникнуть в их сердца на протяжении всего курса обучения.

Работа над темой инновационного педагогического опыта для меня одновременно и трудна, так как она сама по себе предполагает эксклюзивные материалы. Значит, ты сам себе постоянно и методист, и инспектор в одном лице.

Но в большей степени она увлекательна и интересна, так как чувствуешь себя новатором и первопроходцем, она требует творчества и поиска, чем меня и привлекает.

Эта работа на перспективу. Какими вырастут ученики? Кем они станут в жизни? Оправдают ли мои надежды и желания?


ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цели:

  • учить видеть в истории края историю всей России, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению материалов регионального компонента;

  • формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове и поступке, воспитывать гражданскую, идейно-нравственную позицию учеников;

  • развивать самобытное мышление, диалогическую речь, артистические способности учащихся;

  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.


Пояснительная записка:

цели эти долговременные, реализация их начинается в 5 классе, когда в своей учебно-воспитательной работе применяю принципы и технологию личностно-ориентированного и развивающего обучения. Динамику развития образовательного и воспитательного уровня детей определяю по основным критериям:


  • было;

  • имею;

  • желаю.


Вся методическая система моей работы направлена на то, чтобы добиться желаемых результатов.


Использую


методы:

  • основной эвристический;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • исследовательский;

  • объяснительно-иллюстративный.



средства:

  • раздаточный материал с отрывками текстов произведений алтайских авторов;

  • архивные документы школьного музея «Целина»;

  • материалы местной печати (газета «Районные вести» Советского района Алтайского края);

  • материалы программы районного (ТВ «Кедр») и краевого телевидения («Вести - Алтай») на факультативных занятиях;

  • авторская программа для 5 класса «Литература Алтайского края».



организационные формы:

Наряду с традиционными формами провожу нетрадиционные уроки:

  • урок – экскурсия;

  • урок – конференция;

  • урок – беседа за круглым столом;

  • интегрированный урок.

Любовь к «малой родине» начинается с любви к самому себе. Каждый ребёнок должен уважать себя как личность, иметь внутренний стержень. Моя задача – помочь им раскрыть себя. Поэтому на уроке важны даже отдельные методические приёмы, способствующие этому.

Для меня это, в первую очередь, учебно-воспитательная работа на уроке.

Уже с 5 класса приучаю детей к самостоятельности суждений, умению отстоять свою точку зрения, грамотно выразить свою мысль. Во время традиционного текущего опроса изученных правил вопросы отвечающему задаю не сама, а ученики (перекрёстный опрос). Условие: спрашивающий должен чётко и правильно сформулировать вопрос и в случае неответа ответить на него сам.

С 5 класса учимся рецензировать ответы друг друга. Сначала руководствуемся памяткой:


  1. Насколько подробно, глубоко и точно изложен материал.

  2. Соответствовал ли ответ поставленному вопросу? Допускались ли отступления, неточности? Какие?

  3. Насколько аргументирован был ответ? Достаточно ли было приведено примеров?

  4. Была ли речь отвечающего грамотной? Выразительной?


К концу года пятиклассники рецензируют уже без особых затруднений. Эти простые приёмы способствуют развитию самоконтроля и самодисциплины учащихся, приучают их быть требовательными к себе и своим одноклассникам, а самое главное – приучают к системе в учёбе.

В соответствии с темой ИПО отбираю нужный материал к каждому уроку, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. У меня нет лёгкого материала для «слабых», учу всех на трудном – и «сильных» и «слабых». Дифференцируется только объём выполнения работы, а не уровень трудности.

Иллюстрирую примерами вариативности раздаточного материала по русскому языку в 9 классе с использованием материалов регионального компонента. Тема: Итоговое повторение. Урок – зачёт (см. Приложение 1, стр. )

Школьники, чего-то не зная, ошибаясь, участвуют в общей работе, говорят, рассуждают, анализируют. В результате «слабые», ошибаясь, не боятся высказывать своё мнение, не молчат, а думают, размышляют вслух, отстаивают свою точку зрения. Это даёт возможности всем раскрыть себя, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися.

Тексты для самостоятельных работ, самопроверки, контрольных работ и других стараюсь подбирать из произведений алтайских писателей. Акцентируя внимание на произведениях писателей-земляков, воспитываю чувство любви к «малой родине», приучаю видеть и ценить то, что рядом с нами.

Например, изложение с элементами рассуждения по литературе в 10 классе. По статье В.Загородникова «Соседи» (газета «Районные вести») (см. Приложение 2, стр. )

  • На уроках использую всевозможное конструирование предложений на тему «Посмотри вокруг». Дети не берут заученные примеры из учебников, а придумывают сами по одной из тем: «Дом, семья», «Школа», «Природа вокруг»

  • То же условие при выполнении различных заданий творческого характера, будь то портрет, пейзаж или интерьер.

  • При изучении типов речи темы остаются, но меняется характер заданий в соответствии с функционально-смысловыми особенностями этих типов. Например, описание «Дом, в котором я живу», рассуждение «Под крышей дома своего», повествование «Однажды в доме…». Такие задания просты и понятны каждому, они помогают ученикам через знакомые им образы выразить свое эмоциональное отношение, перейти от созерцательности к пониманию значительности мира, который их окружает, дать оценку.

  • Изучая алфавит (5 кл.), дети записывают в алфавитном порядке названия сёл в районе, названия городов в Алтайском крае.

  • При изучении темы «Суффиксы имен существительных» (6 кл.) составляем географическую карту района, ученики, путешествуя по селам в роли ученых-исследователей, образуют при помощи суффиксов новые имена существительные, называющие наших соседей-земляков.


Колово – коловцы, Шульгин-Лог – шульгинлогцы, Колбаны – колбановцы,

Советское – советчане, Талица – таличане.

Трудности возникают при образовании существительных, называющих жителей села Урожайное. Как нас самих называть? Урожайненцы или урожайновцы?

За помощью обращаемся к справочной литературе (авторы Н.М.Шанский, З.А.Потиха) и находим ответ, применяя поисково-исследовательский метод на уроке.

Это дает плодотворные результаты, дети становятся соучастниками в решении лингвистических задач. Организуется совместное использование учителем и учащимися результатов познания.

В рамках школьной программы разработала систему уроков развития речи с использованием материалов регионального компонента.

После темы "Мифы народов мира" по литературе в 6 классе изучаем легенду о горе Бабыр-хан. Ребята с помощью рефлекторного восприятия описывают свои чувства при встрече с ней: что увидели, что почувствовали, с чем можно сравнить. Затем возникший образ изображают с помощью рисунков (чувственное созерцание), развивается воображение детей, их «читательское зрение» наполняется цветом, активизируется познавательная деятельность учеников, повышается интерес к краеведению, что подтверждается творческими работами - легендами о названии реки Кокша или одного из озер, находящихся рядом с селом, написанными учащимися.

  • После изучения сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» - урок развития речи «Мое открытие».

  • После изучения К.Г. Паустовского - урок развития речи «Удивительное рядом».

  • После изучения рассказа А.П. Платонова «Корова» - урок развития речи «Я родом из деревни».

  • После рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» - урок развития речи «Из рассказов моей бабушки (дедушки)».

Такие уроки после изучения программных произведений считаю результативными, так как они помогают школьникам формировать потребность и умение видеть реальный мир во всем многообразии его красок. Понять, что художественная фантазия - творческое преображение действительности – имеет источник в обыкновенной жизни.

Разработала авторскую программу для 5 класса «Литература Алтайского края», которая помогает глубже узнать литературу своих земляков, оценить её как часть национального достояния России (см. Приложение 3, стр ) Применяю её в своей практике.

Каждый тематический раздел курса литературы: «Фольклор», «Горнозаводской Алтай», «Человек и природа», «О войне», «Литература – о целине», «Поговорим о вечных истинах» - заканчивается уроком развития речи. Это уроки – откровения, уроки – открытия, построенные на посещении школьного краеведческого музея, или на воспоминаниях близких, дорогих людей, или на личных впечатлениях учащихся.

Исходя из выше изученного по программе, говорим об истории села Урожайное, о людях, достойных уважения, о нашей природе. Наша цель: заметить необыкновенное в обыкновенном.

Ответы ребят подкупают своей откровенностью, искренностью, порой даже исповедью. На таких уроках каждый желает выступить: рассказывает, рассуждает, убеждает, дискуссирует. Мы узнаём на этих уроках важное, значимое для ребят о их родителях, родственниках. Например, дедушка Елизаветы С. Захаров М.И., будучи парторгом совхоза «Урожайный», подарил школе ценные фотоматериалы, которые сейчас помещены на стендах и в альбомах школьного музея, а её мама Сафонова И.М. закончила школу с серебряной медалью, её фотография помещена на Доску почёта школы.

Мама Елены С. Спиридонова О.Э. – лучшая доярка района.

Бабушка Антона Ш. Шеларь Л.С.пятилетней девочкой, оставшись без родителей в годы Великой Отечественной войны, находилась в оккупации. О безрадостном голодном сиротстве рассказывает она в своих воспоминаниях, полных горечи и боли. («Детство, опалённое войной» Сборник воспоминаний детей военного времени. Барнаул: Издательство «А.Р.Т.» 2007 г.)

Такие уроки имеют большое воспитательное значение. Дети с гордостью рассказывают о своих родных людях, значит, желают быть достойными старшего поколения.

Изучая раздел «Человек и природа», пятиклассники учатся на примере классической литературы «всматриваться и вслушиваться» в окружающий мир. Поэтому после изучения В.В.Бианки «Лесная газета на каждый год», анализируя, насколько мастер слова вхож в мир птиц, животных, дети старались тоже проявить наблюдательность и отразить её в своих миниатюрах.

(Примечание) Наше село опоясывают три неглубокие речушки под одним названием Кокша. Сразу за селом они сливаются в одно русло, но самое удивительное то, что ни одна из этих мелких речушек не замерзает зимой: рядом – родники. Об этом знают в селе все от мала до велика, так как в пойме реки и на озёрах зимуют лебеди – предмет особого внимания к нашей уникальной природе.

Меня интересует, знают ли мои пятиклассники, как обнаружить родничок. Насколько они наблюдательны? Эту тему я и предложила ребятам на уроке развития речи. Предлагаю некоторые работы учащихся.


Как обнаружить родничок.

* * *


Я давно мечтала найти родничок, и мне это удалось. Так получилось, что он сам себя обнаружил. На откосом берегу реки, где я загорала летом, среди мелкой гальки пробивалась непонятно откуда маленькая струйка воды. Она журча скатывалась по камешкам в реку. У основания этой струйки образовывалась воронка; и водичку невозможно было остановить, она очень холодная, почти ледяная, и камешки рядом тоже холодные.

Желаю и вам, ребята, обнаружить родничок и напиться из него кристально – чистой воды.

Донская Ксения, 5 класс

* * *

Там, где родничок пробивается из-под земли, кажется, что почва живая, как будто дышит. Если наклониться к земле и приложить ухо, то будет слышно, как журчит родничок. А если подойти к реке, то будет видно, как бьёт родник. Когда проведёшь рукой по воде, то она будет холодной.

Люблю смотреть и слушать шёпот родника, когда он бьёт своей струйкой, разгоняет песок. Хочется приходить к этому месту ещё и ещё. Я подружилась с родничком, чищу его, с ним разговариваю, и он со мной тоже. Хочется остаться здесь подольше. Около него прохладно, он всегда в тени и угостит меня вкусной ключевой водой.

Вот такой мой друг – родничок!

Сафонова Лиза, 5 класс


Дом, Семья… Символ Родины. Составная социума. Как о высоком и вечном сказать просто и доступно для пятиклассников?

После изучения рассказов Л.И. Квина и В.М.Шукшина на уроке развития речи, мы рассуждаем, что значит дом для каждого из них, затем даю конкретную узкую тему сочинения «Запахи моего дома».

Ребята на ассоциативном уровне должны передать свои ощущения, как запахи в доме связаны с близкими им людьми.

Перед началом работы предлагаю памятку:


  1. Что это за запахи?

  2. Какие они? Почему?

  3. Ваши ассоциации.

  4. Чем нравятся (не нравятся)?

  5. Ваши ощущения.


В ходе эвристической беседы обсуждаем вопросы, делимся своими наблюдениями, работаем над словом.

В результате рождаются творческие работы. Вот некоторые из них.


Запахи моего дома


* * *

Когда я со школы иду домой и захожу на веранду, то уже чувствую, что пахнет чем-то вкусным. Я знаю, сегодня это наваристый борщ. В нос бьёт запах кислой капусты, свеклы, томлёного мяса… Пахнет так аппетитно, что мне хочется, не переодеваясь, сесть за стол и поскорее попробовать эту вкуснятину.

Мама каждый день готовит по-разному: то борщ, то котлеты, то пироги, то ещё что-нибудь вкусненькое.

Мне больше всего нравятся мамины пироги. Такие румяные, с зажаренной корочкой, с вкусной, но очень горячей капустой внутри, которой я всегда обжигаю губы и язык.

Но всё равно люблю есть, пока горячие. Если мы поели эти пироги, то запах остаётся ещё долго.

Когда я прихожу с улицы, то знаю, что мама дома, потому что пахнет пирогами. Даже придя к маме на работу, она продавец в нашем магазине, я всё равно учую запах маминых пирогов, хоть здесь много народу.

Мама – рядом, и пахнет моим домом.

Уткина Анжела, 5 класс


* * *

Я очень люблю свой дом. Здесь тепло и уютно, потому что всё пахнет мамой. Вернее, не мамой, а её духами. В каждом уголке чувствуется нежный ароматный запах. Когда мама на работе, а я дома одна, мне кажется, что мама на самом деле дома, все вещи хранят запах её духов. Для меня он самый любимый, в нём перемешалось всё: и свежесть утренней росы, и весенняя зелень, и какие-то странные мне непонятные экзотические ароматы. Не успею проснуться, а дом уже весь в аромате. Эти духи мне напоминают лето, зелёные листья, цветочную поляну. Мамина сумочка, одежда, постель – всё пропитано приятным и волшебным запахом. И когда мамы нет дома, я вдыхаю этот родной и знакомый аромат и вижу улыбающееся розовощёкое лицо мамы, её лучистые глаза, тёплые мягкие руки, и мне не так грустно дожидаться её возвращения.


Сафонова Лиза, 5 класс


Пусть рассуждения не всегда логичны, стройны, доказательны, но они интересны и искренни. Дети пытливы и активны, и в этом я вижу результативность системы уроков своей авторской программы «Литература Алтайского края» в 5 классе.


Разбудить не только мысль, но и душу ребенка помогают мне нетрадиционные уроки.

У детей очень рано просыпается чувства цвета и звука и с возрастом обычно угасает, поэтому важными для развития чувственного восприятия детей считаю уроки-экскурсии «в цвет и звук», особенно в младших классах, проводимые на природе. Тема «К нам пришла осень» (5 кл.)

Ученики в роле журналистов с карандашами и блокнотами в руках идут вместе с учителем по аллее (или по берегу реки). Рассматривают, наблюдают, беседуют, размышляют. В результате ассоциативно-образного восприятия, рефлексии чувств появляется первые записи, новые сравнения: «последний лист осени грустен и одинок», «бугорок, покрытый увядшей травой, похож на островок», «в окнах домов, освещенных солнцем, будто пожар полыхает», «опавшие листья тихо шуршат».

Все, что детям при первом взгляде казалось однообразным, неожиданно открывается во всем богатстве красок. Умение видеть вокруг себя красоту жизни помогает сформироваться и читательскому опыту, узнать цену художественного слова, способствует обогащению речи учащихся, развивает их духовный потенциал.

Убеждена, что такая форма работы будет плодотворной, если есть система, поэтому уроки-экскурсии провожу два раза в год, чтобы дети могли понаблюдать за изменениями в одном и том же уголке природы в разное время года.


Практикую нестандартные уроки с применением материалов регионального компонента при подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы.

(Сборник диктантов. 9 класс. Тема №13. Задание 2. Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике).

Провожу урок-экскурсию к монументу целины. Предлагаю разработку урока-экскурсии «О чём рассказал монумент» (см. Приложение 4, стр. ) Ученики через зрительное восприятие целого комплекса архитектурных конструкций (скульптура, стелы, постамент), сопоставляя с надписями на плитах, осознают значение этого монумента для нашего села.

Продолжение работы - в классе. Работа над словом - толкование по словарю, над планом - обсуждение вариантов, написание работы «О чем рассказал монумент».

Положительные результаты для воспитания творческой активности личности дают уроки «Мои земляки - интересные люди».

(Сборник диктантов. 9 класс. Тема №50. Задание 2. Случалось ли вам встречаться с подлинно талантливым человеком? Расскажите об одном).

Уроки провожу в мастерской нашего односельчанина, талантливого резчика по дереву, о мастерстве которого знают по всему Алтайскому краю.

  • Через зрение (видят эксклюзивные предметы);

  • слух (слышат звук резьбы по дереву);

  • обоняние (запах деревянной стружки, краски, лака, клея);

  • осязание (трогают заготовки, насколько легки, тяжелы они должны быть)

открывается душа ребенка, происходит познание человека, его ремесла.

Итогом является подготовка к сочинению (рефлексия чувств).

Нестандартная организация учебных занятий повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, позволяет более качественно подготовить девятиклассников к письменному экзамену.

Композиционно выстроила систему уроков литературы по изучению творчества писателей и поэтов Алтая в соответствии с темами изучаемых программных произведений.

Например, в 11 классе:

  • после изучения творчества А.Т. Твардовского провожу урок по поэме М.И. Юдалевича «Крутояры»;

  • изучая тему «Литературный процесс 60-ых годов», провожу урок по рассказам В.М. Шукшина «Будь человеком»;

  • после изучения творчества В.Г. Распутина - урок «И.П. Кудинов о прошлом и настоящем» (по повестям «Хлебозары», «Голоса»);

  • после темы «Художественные поиски и традиции в современной поэзии» - урок «Авторская песня Р. Рождественского, нашего земляка».

Такая система уроков способствует воспитанию гражданской, идейно-нравственной позиции учащихся, помогает осознать значимость своего края в судьбе каждого ученика, чувство гордости за свой родной Алтай, так как литература наших земляков является частью отечественной литературы и поднимает общие созвучные проблемы.

Эффективным считаю проведение таких уроков в нетрадиционной форме.

  • Это урок-конкурс по поэзии М.И. Юдалевича, на котором каждый ученик - конкурсант и член жюри поочередно. Конкурсанты дают интерпретацию самостоятельно выбранного стихотворения поэта - земляка. Члены жюри рецензируют ответ. В результате такой формы урока развивается ассоциативно-образное мышление учащихся, рефлекторное восприятие. Школьники учатся умению строить доказательства или опровержения, высказывать собственное мнение по проблеме, анализировать ответы товарищей, делать выводы.

  • Урок-конференция по рассказам В.М. Шукшина «Будь человеком». Не ограничивая читательской инициативы детей, им предлагалось прочитать рассказы В.М. Шукшина по данной теме и познакомиться с литературой о В. М. Шукшине. Предварительная постановка проблемных вопросов, определяющих композицию и содержание конференции, позволила дифференцировать вопросы с учетом подготовленности учеников. В результате важного разговора на уроке ученики задумываются о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, внутреннем достоинстве. (Рефлексия).

Считаю: такая структура урока направлена на самореализацию ученика.

  • Урок-беседа за круглым столом «Размышляя о прочитанном» (по публикациям В.Ф. Загородникова в газете «Районные вести» Советского района)

Предлагаю методическую разработку урока (см.Приложение 5 стр. )

В результате предварительного прочтения статей В.Ф. Загородникова за 2005-2006 год за круглым столом обсуждались вопросы этики и культуры, духовности и бездуховности, вечную проблему «отцов» и «детей» в присутствии автора. Ученики высказывали свое мнение, анализировали, спорили, размышляли. Было живое общение с автором, который поделился своими впечатлениями о том, что он ожидал от этого разговора и что услышал. Такую форму урока считаю эффективной, так как она интересна, развивает познавательную активность, побуждает учащихся к самостоятельной работе, к самореализации своего личного «я». Это практическая работа над публицистическим стилем эффективна при подготовке к выпускным экзаменам, так как дома учащиеся пишут рецензию на прочитанную статью или репортаж с урока.

Разработала и провела интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «очерк А.Цирульникова «Планида Калошина» с использованием материалов местной печати (см. Приложение 6 стр. )

Ребята в ходе обсуждения статьи должны были ответить на главный вопрос: как в Богом забытой алтайской деревушке обыкновенная изба – читальня превратилась в «народную библиотеку». Можем ли мы создателя этой библиотеки назвать «героем нашего времени»? В конце урока говорим о том, какие мы читатели, и о положении библиотек в нашем Советском районе, ссылаясь на публикацию местной печати («Тлеющие очаги», газета «Районные вести», 2005 год).

Проведение уроков нетрадиционной формы, применение различных методических приемов с использованием материалов регионального компонента формирует активную жизненную позицию учащихся, умение взглянуть на себя со стороны, оценить свои дела и поступки, ощутить себя частью мира, в котором мы живём. Прививается интерес к учебному труду, повышается уровень речеведческой культуры учащихся, качество их гуманитарной подготовки, растет познавательная активность.


Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе

Материалы регионального компонента я использую в программе факультативных занятий по теме «Русское правописание» в 10-11 классах.

Например, в 10 классе «Виды речевой деятельности»:

  • Говорение.

Учащиеся получают задания (на выбор) рассказать о себе, о своей семье, о своем селе, о своей школе (её истории, традициях).

  • Аудирование.

Учащиеся получают задание прослушать по телевидению информационную программу (краевую) «Вести – Алтай», (местное телевидение) программу «Кедр», определить, каковы особенности передачи информации через новости, хронику, репортаж диктора. Содержится ли комментарий в рекламе.

В результате подобной работы на факультативном занятии над особенностями информационных сообщений школьники тренируют свои практические навыки в составлении репортажа с урока, новостей школы за неделю, хроники спортивной жизни села за последний год, комментария к статье из газеты «Районные вести» под рубрикой «50 лет целине» или комментария спортивного соревнования.

При изучении темы «Речевой этикет как правила речевого поведения» моделирую речевые ситуации, побуждающие учащихся к самоанализу и самоконтролю своих действий, поступков в окружающем социуме (ситуация «В транспорте», «В очереди», «В гостях»).

Изучая тему «Употребление этикетных форм в письменной речи», учащиеся составляют тексты с просьбой, благодарностью, приглашением ветеранов войны и труда на мероприятия в школу.

Изучая речевой этикет в частной и деловой переписке, анализировали письма из фонда школьного музея «Целина».

Такое методическое разнообразие в программе факультативных занятий считаю эффективным, так как они остаются в памяти учащихся, заставляют их работать над своей грамотностью, культурой речи, помогают глубже узнать историю своего села через формы эпистолярного жанра.

В рамках месячника русского языка и литературы разработала и провела разные формы внеклассных мероприятий.

  • Устный журнал «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

  • страница 1 «Хлеб - всему голова»;

  • страница 2 «Хлебороб вчера»;

  • страница 3 «Хлебороб сегодня»;

  • страница 4 «И в шутку и всерьез».

Все страницы журнала построены с учетом двух направлений:

  • анализ лексического значения слов по теме журнала;

  • употребление этих слов во фразеологических оборотах.

Ценность этого мероприятия в том, что вместе с познавательным материалом по лингвистике учащиеся узнают и об истинной цене хлеба, о важности труда крестьянина-земледельца из выступления перед ними лучшего механизатора хозяйства.

  • Вечер «Язык твой - друг твой». Цель - донести до учащихся идею ценности и значимости русского языка, поговорить о культуре речи, о вреде словотворчества. В программе - чтение стихов о русском языке победителей школьного конкурса, ролевые игры, инсценировки о культуре речи, викторина «Подумай и ответь». В итоге - награждение медалями «Знатоку русского языка».

  • Рыцарский турнир по русскому языку. Цель - создание ситуации для самовыражения и самореализации личности ученика в результате итогового повторения пройденной темы по русскому языку.

Важным является нравственный аспект: стремятся ли «рыцари» победить слабого или выбирают достойного противника.

Дети ежегодно участвуют в конкурсе школьных сочинений о жизни села, района, края по теме «Это родина моя». Названия даю самые разные: «Идет «молочное стадо», «Пора медосбора», «В ремонтно-тракторной мастерской» и др. К участию в конкурсе привлекаю всех своих учеников без исключения, так как вся методическая система моей работы направлена на то, чтобы в каждом ученике увидеть индивидуальность.

Есть интересные работы и у далеко не сильных учеников по русскому языку, так как тема для них близка и понятна, и я помогаю им реализовать свой потенциал.

Лучшие работы хранятся в школьном музее «Целина», печатаются в газете «Районные вести» Советского района (см. Приложение 7, стр. )


Выполнение функций классного руководителя

Я являюсь классным руководителем 10 класса, с которым работаю уже шестой год.

За это время уже сложились свои традиции классного руководства, одна из которых воспитание в детях любви к своей «малой родине», уважение к ее истории и людям, среди которых мы живем.
Эту задачу осуществляю в различных формах внеклассной воспитательной работы.

  • Провела тематические классные часы:

«История нашего села»

«Герои целинной эпопеи»

«История Урожайненской средней школы»

«Ветераны педагогического труда»

«Ветераны Великой Отечественной войны - наши земляки» -

с использованием материалов и документов школьного музея «Целина».

  • Провела экскурсию:

«История села в названиях улиц»

  • Традиционно участие класса в операции «Забота» (помощь ветеранам войны и труда в зоне пионерского действия)

  • В вахте «Память» (поздравление участников Великой Отечественной воины, приглашение их на классные мероприятия)

  • Приняли участие в проведении общешкольного юбилейного вечера «Нашей школе - 50!» (выпуск газеты, оформление зала).

Не менее важная задача - это развитие в своих учениках инициативы, самостоятельности, их творческого потенциала.


С этой целью провожу анкетирование, чтобы узнать их привязанности, увлечения, устойчивый интерес к какому-то делу.

Для сравнения предлагаю фрагменты анкетирования в 5 , 9 классе.


Фрагменты анкетирования в 5 классе.

        1. Интересно ли тебе в школе? Почему?

        2. Твоё любимое увлечение.

        3. Выполняешь ли домашнее задание самостоятельно или тебе помогают родители?

        4. Год основания нашего села. Почему оно так называется?


Фрагменты анкетирования в 9 классе.

  1. Твои советы учителю, чтобы урок был в удовольствие.

  2. Насколько ответственно относишься к домашним заданиям? Какова роль родителей?

  3. Твоё любимое увлечение.

  4. Судьба нашего села в истории России. Что ты об этом знаешь?




  • На классном собрании каждому даём общественное постоянное или временное поручение на демократических условиях, что приучает детей уже с 5 класса к выполнению обязанностей без диктата сверху. Контроль за осуществлением возложен на совет класса, информирует на классных часах.

  • Чтобы детям было интересно в школе, хотелось сюда приходить после уроков, вовлекаю их в дополнительные объединения по интересам.

Практикую проведение всех мероприятий по самостоятельно составленным сценариям.

В 5-6 классах проводила праздники с привлечением ребят, ответственных за конкурсы, оформление газеты, оформление классной комнаты и т. д.

Уже в 8-9 классах учащиеся провели все мероприятия самостоятельно (составление сценария, подготовка и проведение), где классный руководитель выступал в роли педагога - корректора.

В результате любого проведенного мероприятия в классе поощряем всех, кто положительно отличился. Кандидатуры обсуждаем на совете класса. Это может быть «мозговой центр» - ребята, которые составляли сценарий, готовили задания к конкурсам. Может быть редколлегия, выпустившая газету, спортсмены - победители, организаторы - активисты или лучшие мастеровые.

Главное для меня как классного руководителя - помочь ребятам увидеть значимость каждого ученика в любом деле. Поощрения могут быть разные: благодарность в дневник или информация в школьную стенгазету.

Это имеет свой положительный результат, вызывает у ребят чувство удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью, они коллективно участвуют в общественной жизни школы, села, района.

Традиционна связь классного руководителя с родительским комитетом в решении всех вопросов учебно-воспитательного процесса.

  • Контроль за учебой и поведением учащихся, вопросы поощрения и наказания детей

  • Контроль за отношением родителей к воспитанию детей.

  • Помощь в организации и проведении различных мероприятий (праздников, конкурсов, экскурсий, бесед на классных часах)

  • Распределение льготных учебников.

  • Контроль за питанием детей в столовой.

  • Помощь в ремонте помещения кабинета, в решении других хозяйственных вопросов.

  • Отчет родительского комитета о своей работе на классном родительском собрании.

Систематическое участие родителей в жизни класса имеет важное значение, прежде всего, для детей, так как перед ними наглядный пример ответственности и заинтересованности взрослых в успехе.

Ученики видят своих родителей уже с другой стороны, как общественников, которые активны, неравнодушны, востребованы, и на них можно равняться.

Чем теснее союз классного руководителя с родителями, тем результативнее работа с ученическим коллективом.


Приложение 1


* * *


  1. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свой ответ.

  2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

  3. Выделите орфограммы 1/2 абзаца.

  4. Выполните дополнительные задания.


  1   2   3   4

Похожие:

Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconОпыта
Использование подвижных и спортивных игр на уроках и во внеурочной деятельности по физической культуре как условие повышения эффективности...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности icon«Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconОбразовательная программа интегрированного курса для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Забайкальского края (3-4 классы)
Рекомендовано Областным научно-методическим советом по региональному компоненту Комитета образования, науки и молодёжной политики...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconИспользование музыки на уроках русского языка как одно из средств развития творческих способностей учащихся
В статье рассматривается система работы по использованию музыки на уроках русского языка, представлены некоторые методические рекомендации...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности icon4. Литература. «…лишь включаясь во все многообразные формы деятельности, индивид приобретает форму субъективности»
Работа с географической картой и атласом на уроках географии – как метод развития мыслительной деятельности учащихся
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconПрограмма основного общего образования для 6 класса общеобразовательной школы «биология. Живой организм»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности начального общего образования в рамках внедрения фгос ноо с. Новоульяновское
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconРазвитие креативности и исследовательских способностей учащихся при условии интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся. Обобщение опыта
За подписью заместителя Министра Министерства образования и науки Российской Федерации В. Фридлянова
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconТехнология получения биомассы насекомых и ее использование в качестве компонента стартовых кормов лаборатории биотехнологии ООО «мзса»
Разрабатывается технология получения пептидных функциональных добавок, а также рассматривается возможность применения полученных...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности iconВнеурочной деятельности
Тветствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница