Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир

НазваниеПрограмма курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир
страница1/7
Дата конвертации28.12.2012
Размер0,94 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7
Белая Г.А. (Москва, РГГУ)


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

(СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)


ПРОГРАММА КУРСА


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….

Формы аттестации и промежуточного контроля.…………………

Структура курса. Лекционный материал.Часть I. Взорванный мир.

Введение в методологию исследования истории

советской литературы…...……………………………….……………

Тема 1. Смена кода в русской литературе ………………………...

Тема 2. Революционная культура как идеологическая и

экзистенциальная парадигма……..………………………………..

Тема 3. Модели революционной культуры:

теоретическое самосознание…..…………………………………....

Тема 4. Величие и падение “левого” искусства в России.

Художественные открытия русского авангарда

(творчество Б. Пастернака)…………………………………..…….

Тема 5. Мифы крестьянской культуры и революция

(творчество С. Есенина)………………………………. ……..….….

Тема 6. Парадоксы демократизации культуры

( творчество М. Зощенко) ..………………………………….……...

Тема 7.Феномен амбивалентности в русской советской

литературе. Трагедия нераздельности и неслиянности

(творчество И. Бабеля) ………….…………………………………..

Тема 8. Русские утопии и антиутопии ХХ века

(от Е. Замятина до А.Платонова)………………………………….

Тема 9. Неотрадиционализм в русской советской литературе

(творчество Мих. Булгакова)………………………………………..

Тема 10 Литература эмиграции первой волны (обзор).…………………………………………….……………………

Тема 11. Творчество М. Цветаевой………………………………..

Часть II. Стабилизация тоталитарной мифологии.

Тема 1. Управляемая литература и ее теория. Канон социа-

листического реализма …………………………………...

Тема 2. Проблема центра и периферии в литературе 30-х

Годов (творчество Н. Заболоцкого)…..…………………………....

Тема 3. Художественное преодоление канонических идей

и форм революционной литературы

(творчество М. Шолохова)………………………………………..….

Тема 4. “Отщепенство” как экзистенциальный опыт

советского писателя

(творчество О.Мандельштама)……………………………..…..

Тема 5. Анна Ахматова и русский экзистенциализм……….……

Тема 6.. Литература военных лет. Новые явления

в литературном

процессе конца 40-х- начала 50-х годов……..…………….….….

Часть III. Саморазрушение советской литературы . ….………..

Тема 1. Феномен “шестидесятых”. “Оттепель”…….…………..

Тема 2. Социокультурная и художественная

продуктивность “оттепели”. Литература 70-х

и ее противоречия……………………………………….……………

Тема 3. Опрокинутый канон………………………….……………...

Тема 4. “Возвращенная литература”

как историко-литературная проблема ………….………..………..

Планы семинарских занятий ………………….……………………

Часть I

Семинар 1 ……………………………………….……………………..

Семинар 2 .…………………………………….……………………….

Семинар 3 …………………………………….………………………..

Семинар 4………………………………………………………………...

Семинар 5………………………………………………………………..

Семинар 6 ………………………………………………………………..

Семинар 7 ……………………………... ……………………………….

Часть II-III .

Семинар 1 ………………………………………………………………..

Семинар 2 ……………… ………………………………………………

Семинар 3 ………………………………………………………………...

Семинар 4 ……………………. …………………………………….……

Тематический план лекций……………………………………...……..

Тематический план семинарских занятий……………..…………….

Контрольные вопросы к курсу “История русской

литературы”, Части I, II, III ……………………..……………………..

Критерии оценок за рецензирование текстов……………………….

Критерии оценок за реферирование текстов…...………………..….

Критерии оценок контрольных работ по

стилевому анализу текста…………………………………………….…

Тематика (примерная) вопросов к блиц-контрольным………..….…

Список источников и литературы……………………………………….

Мемуарная литература………………………………………………..…

Научная литература. Общие работы ……………………………………..


Пояснительная записка.


Учебный курс “История русской литературы ХХ века (советский период)” по своему статусу является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин и читается в течение двух семестров (VII и VIII) студентам IV курса филологического отделения ИФФ (специальность 021700 “Филология”).

Его сложность связана с научной нерешенностью ряда важнейших проблем. Во-первых, сегодня широко распространено отождествление творчества писателей советского периода с тоталитарной культурой в целом; во-вторых, в общий массив русской литературы ХХ столетия только начинает вливаться эмигрантская литература: пока интенсивная публикация текстов с фундаментальными комментариями опережает осмысление места и значения этого потока литературы в общем культурном поле ХХ века; в-третьих, представление о литературе советского периода обогащается за счет “возвращенной литературы”, которая раньше была запрещена цензурой или издавалась за границей.

Цель курса: способствовать формированию филолога-литературоведа, умеющего реконструировать закономерности историко-литературного процесса. Дидактическая цель курса заключается в формировании мыслительных стратегий, обеспечивающих переход от “школы памяти” к “школе понимания”. Для изучения курса литературы советского периода, привычно толкуемого в идеологических параметрах, поставленная цель крайне актуальна и нуждается в теоретическом обосновании.

Задача курса: формирование навыков исследования историко-литературного процесса 20-х – 80-х гг.; выработка критериев для различения “тоталитарной литературы” и литературы “тоталитарного” общества; установление принципов исторической продуктивности художественного творчества.

В итоге студенты должны знать: основные тенденции развития истории русской литературы ХХ века; место “советского” периода в общем контексте русской и мировой литературы ХХ века; канон социалистического реализма и ситуации отступления о него.

Студент должен иметь представление: о логике смены историко-литературных этапов, истории литературы ХХ века как о многоуровневой, иерархически организованной системе со своими специфическими особенностями.

Студент должен уметь: самостоятельно анализировать творчество писателей, работающих в идеологизированом социокультурном пространстве; собирать и описывать материал для реконструкции литературных репутаций писателей советского периода; проводить сравнительный типологический анализ различных этапов в развитии революционной литературы России и других стран.

Методологически концепция курса строится с учетом идей крупнейших русских и западных ученых, в частности, идей Ю.М. Лотмана о культуре как динамической модели с постоянно меняющимся соотношением центра и периферии, его же понимании народной культуры как “инокультуры” и его трактовки смены культурных кодов.

Кризис предреволюционной русской литературы исследуется в контексте идей Г.С. Кнабе об имманентных законах развития культуры, авторитарная советская культура – в контексте идей М.М. Бахтина о монологизме и диалогизме и т.д

Эти теоретические идеи дают ключ к интерпретации тех явлений, которые произошли и продолжают происходить в русской литературе ХХ века (становление революционной литературы и ее саморазрушение; судьба системы этических и эстетических ценностей русской классической литературы; смена кода в 20-е годы, смена кода в 90-е и т.п.).

Методическую основу преподавания составляет синтез различных форм деятельности студента: сочетание проблемных лекций с семинарскими занятиями, предполагающими филологический анализ художественных текстов и направленными на выработку навыков самостоятельного анализа проблематики и поэтики материала. Отдельные темы отведены для самостоятельного изучения. Предполагается проведение блиц-контрольных. Функции лекций тем самым меняются, приобретая установочный характер.

Реферативный конспект важнейших статей или монографий позволяет закрепить изученный материал. Примерный объем рецензии – 5-6 стр., объем реферата зависит от объема материала (статья – 5-7 стр., монография – 15-20 стр.).

Предусмотрено в данном курсе и разнообразие видов работ: рецензии, рефераты, коллоквиумы, дискуссии. Особое внимание уделено самостоятельному подбору художественных текстов, работающих на общую проблему. Разные жанры критических работ имеют своей целью помочь студенту уже на этапе обучения осознать свои профессиональные наклонности и потенциальные возможности.

Общий вектор методики работы – преобладание у студентов исследовательской, креативной деятельности над репродуктивной. Предполагается, что в результате освоения данного курса конкретные знания, полученные студентами, могут быть трансформированы в способы их исследовательской работы.

Большое количество дополнительной литературы – не случайно: оно рассчитано на студентов, ориентирующихся на поступление в аспирантуру.

Курс “История русской литературы XX века (советский период)” делится на 3 части.

I часть - “Взорванный мир”- преимущественно охватывает переходный период от дореволюционной литературы к литературе и культуре советского общества (20-е годы);

II часть – “Стабилизация тоталитарной мифологии” - посвящена анализу литературы 30-40-х годов;

III часть – “Саморазрушение замкнутых культур” – включает в себя материал 40-х - 80-х годов.

В основу изложения этого материала положен проблемный принцип.

Объем курса: I часть: лекции – 22 час., семинары – 14 ч.

II, III части: лекции – 20 час., семинары – 6 час.

Итого: лекции – 44 час., семинары – 22 час.


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ:


  1. Рецензирование художественных и научных текстов;

  2. Реферирование научных статей и монографий;

  3. Стилевой анализ художественных текстов;

  4. Участие в блицконтрольных;

  5. Участие в дискуссиях-коллоквиумах.



Часть I. ВЗОРВАННЫЙ МИР

Введение в методологию исследования истории советской литературы.


Проблема “Искусство и действительность” в марксистской критике и теориях “формальной школы” (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум). Современные воззрения на проблему: идеи “нового историзма”. Реконструкция исторического контекста как базовая установка современных ученых в России и за рубежом. “Новый историзм” и “семиотика культуры” Ю.М. Лотмана. “Культурное целое” как первичная задача историко-литературного анализа. Взаимосвязь между движениями и тенденциями, находящимися как внутри, так и вне господствующей идеологии. Центр и периферия в советском культурном пространстве. Множественность смыслов и ценностей в культурном поле советской эпохи. Меняющаяся конфигурация “ценностных кругозоров”, существование различных “концептуальных зон” в культуре, и диспозиция доминирующих и периферийных зон в различные исторические моменты (20-е годы; 30-40-е; 50-60-е; 70-80-е). Теория мозаичности русской культуры, понятие об


“открытых” и “закрытых” культурах. Понятие культурной парадигмы, и ее роль в дифференциации подтипов культуры.

Борьба “художника” с “истолкователем” как центр художественных споров в советской литературе. Напряжение в системе “идея-образ”, конфликт между рациональными установками писателя и его художественным видением. Судьба категорий “интуиция”, “вымысел”, “воображение”, “художественное видение”, “индивидуальность художника”, “иррациональность” и т.п. в советской критике.

Амбивалентность литературы советского периода как ее родовая черта. Специфика художественной информации, и вопрос об историческом бытовании художественных произведений во времени.


Обязательная литература:

  1. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1975 С. 408-461.

  2. Кнабе Г.С. Материал к лекциям по общей теории культуры и культуры античного мира. М., 1993.С. 17-29, 57-87.

  3. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия “художественная литература” // Лотман Ю.М. Избр. Соч. в 3-х тт. Т.1. Таллинн, 1992.

  4. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (бытовое поведение как историко-психологическая категория) Там же. С. 296-317.

  5. Лотман Ю.М. Массовая культура как историко-культурная проблема. Т. 1. С. 380-388. – Там же.

  6. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры – Там же.

  7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С.270-272.


Дополнительная литература.

  1. Гаспаров М.Л. Лотман и марксизм // НЛО, №19 (1996).

  2. Козлов Сергей. На randez-vous с “Новым историзмом” // НЛО, №42 (2000).

  3. Плюханова М.Б. Исследования Ю.М. Лотмана по древнерусской литературе и ХVIII веку // Лотмановский сборник 1. М., 1994. С. 180.



Тема 1. Смена кода в русской литературе.


Оценка Октябрьской революции 1917 года в советских и современных исторических работах. Проблема периодизации советской литературы. Появление новых материалов и фактов, опровергающих старые нормативные схемы.

Литературная ситуация 1917-1919 гг.

Разноречивость оценок революции (от “октябрьского величия” (А. Блок) до “октябрьских гримас” (З. Гиппиус), “окаянных дней” (И. Бунин). Статьи М. Горького (“Несвоевременные мысли”), очерки И. Бабеля в газете “Новая жизнь” (март-июнь 1918 года), “до-литература” (“Народ на войне”) С. Федорченко. Критика большевизма в статьях и очерках В.Г. Короленко. М. Волошин: неприятие насилия и террора.

20-е годы: миф и реальность. Панорама литературной жизни 20-х годов.

Литературные группировки как примета литературного быта 20-х годов, принцип их дифференциации. Литературные манифесты ХХ века как новый и специфический жанр. Нетождественность литературных деклараций и реальной художественной практики.

Культура и власть. Введение цензуры. Пересмотр культурного наследия с классовых позиций.

“Потрава” интеллигенции. Высылка русской культурной элиты за границу (1922). Интенсивность эмиграции. Попытки взаимодействия писателей метрополии и диаспоры. Судьба журналов “Беседа”, “Русский современник”, газеты “Накануне”.

Переосмысление кодовых понятий русской классической культуры – “честь”, “насилие”, “гуманизм”, “личность” и др. (“Голый год” Б. Пильняка, “Сорок первый” Б. Лавренева, “Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников…” И. Эренбурга, “Города и годы” К. Федина, “Разгром” А. Фадеева, и др.). Путь русской литературы от идеи “исторической неизбежности” революции к идее ее “исторической необходимости”. (ранние дневники Б. Эйхенбаума, статьи И. Эренбурга начала 20-х гг и др.)


Форма контроля:

Рецензия на книгу Н. Мандельштам “Воспоминания” (М., 1989).

Реферат по книге: А. Якобсон. Конец трагедии. М., 1992.


Обязательная литература

  1. Бунин И. Окаянные дни. М.,1990 С. 65-171

  2. Литературные манифесты: от символизма к Октябрю. – М.,1929. С. 28-98; 129-140; 151-167; 180-184; 228-238; 258-260; 276-282.

  3. Мандельштам Н.Я.. Воспоминания (1989)



Дополнительная литература:

  1. Аймермахер К. Культура и власть при Ленине и Сталине. М., 1999.

  2. Белоус В.Т. Петроградская Вольная Философская ассоциация (1919 -1924) – антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране. М., 1997.

  3. Волошин М. Россия распятая. // Максимилиан Волошин. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991.

  4. Гиппиус З. Дневники. М.,1999

  5. Короленко В.Г. Письма к Луначарскому // Короленко В.Г. Земли! Земли! М., 1991.

  6. Тополянский В.Д. Вожди в законе. М., 1996.

  7. Федотов Г. Письма о русской культуре: судьба и грехи России. Т.2. М., 1992.

  8. Цветаева М. Живое о живом // Цветаева М. Собр.соч. в 7 ТТ. Т.4. М.,1994.

  9. Чуковский К. Дневник 1901-1929. М.,1991.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы, допущенной Министерством образования РФ (2008г).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение тем учебных часов по разделам курса
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconАттестации по дисциплине «Концепции современного естествознания» для специальности – юриспруденция и налоги и бух учет
К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые освоили лекционный курс и сдали ксрс (в виде доклада для студентов...
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconРабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В., II категория. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПояснительная записка Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионные периоды являются контрольные работы.
Наиболее эффективными для биологических дисциплин обобщающего цикла являются вопросы анализирующего и сравнительного характера. Комплекс...
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПрограмма обучения в университетском медикл-биологическом классе Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Структура, содержание и календарный план курса биологии в университетском медико-биологическом классе (11 класс)
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом
Программа учебного курса “межгосударственный переговорный процесс: теория и практика”
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconУчебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1
Методические указания и программа курса для студентов, обучающихся по специальности «История»
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПриказ № От рабочая программа учебного курса география 6 класс часов
Программа содержит краеведческий материал, выделенный курсивом, в объеме 17 часов
Программа курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир iconПрограмма курса Культура звучащей речи Для студентов факультета журналистики Москва
Программа курса «Культура звучащей речи». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 24 с
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница