Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы

НазваниеКонкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы
Дата конвертации28.12.2012
Размер154,5 Kb.
ТипКонкурс

Капба Людмила Степановна, учитель русского языка и литературы, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»., город Старый Оскол, Белгородская область. Мастер- класс



Конкурс лучших учителей образовательных учреждений

Белгородской области


МАСТЕР - КЛАСС


Капба Людмилы Степановны

учителя русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного

учреждения «Лицей №3»


Старый Оскол


2007

Презентация педагогического опыта учителем мастером.


В течение 3 лет провожу исследовательскую работу по теме «Повышение профессиональной компетенции лицеистов третьей ступени в процессе преподавания русского языка на основе профильного обучения».

Работа над темой позволила выявить следующие противоречия:

- между обязательным минимумом содержания образовательных стандартов по русскому языку и требованиями программы углублённого изучения предмета;

- между недостаточной грамотностью отдельных учащихся и высоким уровнем речевой культуры в лицее;

- между недостаточным количеством часов (1 час в неделю в 10-11 классах) для изучения русского языка и необходимостью увеличения количества учебных часов для формирования языковых компетенций лицеистов.

Анализ выявленных противоречий позволил определить ведущую педагогическую идею - совершенствование преподавания русского языка через профильное обучение и введение элективного курса.

Цель: развивать языковые способности у каждого лицеиста, формировать знания о системе языка и его нормах, вырабатывать умения применять их в собственной речевой практике, совершенствовать все виды речевой деятельности выпускников.

В соответствии с темой и целями мною поставлены задачи:

- создание условий для наиболее полного выявления творческих способностей;

- обеспечение высокого уровня обучения школьников старших классов через непрерывное повышение профессионализма учителя;

- интеграция деятельности всех участников образовательного процесса по повышению языковой культуры лицеистов.

Выпускники 11 «Б» (биологического) класса углублённо изучали биологию. По выбору изучали элективный курс по экологии и информационным технологиям. В учебных планах даётся 1 час на русский язык на третьей ступени обучения. Лицеисты в двух подгруппах (1 час в неделю) занимались дополнительно, изучая элективный курс по русскому языку «Будущее России должно быть грамотным», составленный мною на основе принципов интенсивного речевого развития.

Промежуточная диагностика показала, что 85% лицеистов выполнило задания части А и Б на пробном тестировании на «4» и «5», шесть отметок «3». 100% - ю успеваемость прогнозирую на ЕГЭ по русскому языку: все 28 выпускников должны сдать без двоек, тройки могут быть у четырёх школьников. Четыре лицеиста планируют продолжить обучение на гуманитарных факультетах в вузах страны.

Моя деятельность базируется на реализации комплексно-целевых программ, по которым работает педагогический коллектив, одной из которых является программа «Интеллект», способствующая развитию интеллектуально-творческого потенциала школьников, организации профильного обучения, сотрудничеству с вузами. Поэтому использую компетентностный подход в обучении лицеистов третьей ступени, так как развитие речи теснейшим образом связано с формированием интеллекта. (Интеллектуальные качества выявлены у 91 % выпускников 11 «Б» класса).

В условиях профильной школы применяю современный интегративный и личностно - ориентированный подходы в обучении, в результате чего прослеживается тенденция к переосмыслению традиционного урока русского языка как урока русской словесности.

Об эффективности подходов свидетельствует 100 % успеваемость во всех классах, где я работаю.

Для построения технологий последовательно и чётко реализую принцип системности в обучении. На каждом этапе ставлю конкретные задачи и цели, выстраиваю систему уроков и творческих занятий, образующих целостную технологию обучения. В неё входит подбор текстов и таких заданий, которые позволяют обучающимся выявить важные особенности авторского повествования и создать на их основе собственные высказывания. Лицеисты работают по алгоритму: вижу текст, думаю о смысле, выделяю тему и основную мысль. А при написании сочинения применяют современный подход: что хочу написать, как и для чего. Тестирование показало, что у них сформированы способности проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально – семантической основе.

На уроках использую электронные учебники и программы, на основе которых лицеисты создают свои проекты.

Формы и приёмы организации учебного процесса на третьей ступени обучения, которые использую, соотношу с конечной целью обучения русскому языку лицеистов. Выпускники владеют следующими видами компетенций:

- лингвистическая компетенция - умение проводить лингвистический анализ языковых явлений (умеют 95% выпускников 2004 года);

- языковая компетенция - практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм;

- коммуникативная компетенция - владение разными видами речевой деятельности, умение воспроизводить чужую речь и создавать собственные высказывания (владеют 92% выпускников 2006 года);

- социокультурная компетенция - осознание духовной сущности родного языка.

Результаты ЕГЭ по русскому языку: В 2004 году ЕГЭ сдавали 76 выпускников, успеваемость 100%, средний образовательный балл по лицею составил 61,3 - лучший результат в городе и в Белгородской области. В 11 «А» классе образовательный балл - 68 - лучший результат в Белгородской области и России. Школьница Гесс Елизавета вошла в список шести выпускников нашей области, набравших 90 баллов на ЕГЭ.

В 2004 году выпускница Харевич Олеся по итогам областной олимпиады по литературе без вступительных экзаменов зачислена на филологический факультет БГУ. Выпускница Асабина Оксана по итогам собеседования и на основе конкурсных творческих работ зачислена на факультет журналистики МГУ.

Для достижения таких результатов кроме традиционных уроков развития речи и уроков анализа и предупреждения ошибок провожу занятия в форме творческой мастерской, где обучающиеся не получают готовых знаний, они их добывают с позиции «я - исследователь». Проектно – исследовательская деятельность как учебно - трудовая органично связывает теорию и практику, поэтому я создаю на уроках ситуацию успеха. Она развивает инициативу, самостоятельность, формирует навыки самоконтроля и самокоррекции обучающихся.

Мною создана программа «Юный журналист», рассчитанная на пять лет, она носит комплексный характер и ставит своей задачей разработку и обоснование условий и мер для выявления и развития творческих способностей лицеистов. Реализовалась на базе 11 «Б» класса (2 часа в неделю). Журналистика – увлекательная деятельность по сбору, обработке и распространению информации, позволяющая моим воспитанникам достичь наилучшего результата в обучении, воспитании и реализации полученного опыта при выборе профессии.

14 выпускников 2004 и 2006 года, которые занимались в кружке «Юный журналист», продолжили своё дальнейшее обучение на факультетах журналистики и филологии в вузах страны: Асабина О.- факультет журналистики МГУ, Крашенинникова М.- факультет журналистики БГУ, Шевцова Е. - факультет журналистики РУДН, Харевич О., Котова М., Костина К. - филологический факультет БГУ и другие.

В средствах массовой информации города Старый Оскол успешно работают журналистами бывшие «кружковцы», которые получили соответствующее образование. (Анпилова О.- на телевидении «9 канал», Евдокимов А., Разумов А.- на телевидении Лебединского комбината, Чуй К.- на телевидении Стойленского комбината, Сидельникова Е.- в рекламном агентстве Воронежа). В кружке «Юный журналист» они занимались с седьмого класса: овладевали теоретическими знаниями и знакомились с газетными жанрами.

В восьмом классе школьники учатся писать газетные статьи на заданную тему и издают стенную газету. Обучающиеся старшей ступени принимают активное участие в издании печатной газеты «Лицеист». Это первое школьное издание в городе. О её роли в жизни лицея писали в муниципальной газете «Оскольские новости» в мае 2006 года.

Выстраиваю алгоритм работы творческих групп на старшей ступени: учу приёмам создания интервью, приёмам постановки вопросов и ведению диалога, приёмам редактирования, репортажа и фотографирования. Создание собственных проектов помогает школьникам ощутить результаты журналистского мастерства. Такая система работы проводится со школьниками по плану перед выпуском каждого номера газеты. Для того чтобы овладеть приёмами вёрстки газеты, в типографию приглашаются кружковцы, которые освоили ПК и Интернет.

В этом учебном году я преподаю в пятом и седьмых классах. Поэтому с семиклассниками, которые посещают кружок первый год, начинаю новый этап в своей педагогической деятельности, работая с ними по программе «Юный журналист». Возникла проблема: школьники ещё не научены журналистским навыкам, поэтому не могут издавать газету, а она выходит постоянно с 2001 года 2 раза в четверть. Поэтому работаю с учениками из других классов, которые принимают активное участие в обсуждении тематики каждого номера газеты, Учителя – предметники говорят, что их обучающиеся с интересом проводят блиц-опросы, берут интервью и пишут статьи, потому что это очень интересная форма работы, которая развивает творческие способности и инициативу.

Я сегодня представлю формы работы в газете, покажу систему заданий и приёмов, которые надо выполнить, чтобы написать газетные статьи. Моя идея – выпустить газету «Оскольский пеликан». Цель: раскрыть ваши творческие способности в области журналистики и научить приёмам работы с газетными жанрами.

В результате моей работы во внеурочное время у лицеистов шире и глубже формируется языковая и коммуникативная компетенции, развиваются интеллектуальные, информационные и организационные навыки и умения. 15 школьников (50%) 11 «Б» класса, посещавшие кружок «Юный журналист», формулируют цель деятельности, осуществляют самоконтроль, самооценку и самокоррекцию. Таким образом, практическая работа журналистов – школьников помогает мне ощущать наилучшие результаты педагогического труда.

Опыт издания газеты востребован в настоящее время. В 2007 году прошёл первый областной конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», что свидетельствует о размахе данного движения, говорит о необходимости и значимости детских изданий. Обязательно буду участвовать в этом конкурсе со своими воспитанниками, а сейчас мы создаём сайт газеты «Лицеист».


Проведение имитационной игры.


ТЕМА: «ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «ОСКОЛЬСКИЙ ПЕЛИКАН»: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И НАПИСАНИЕ СТАТЕЙ».


Цели: 1.организовать деятельность участников игры по ознакомлению с газетными жанрами;

2.прокомментировать практические рекомендации по написанию фотозарисовки, репортажа и интервью;

3.показать приёмы работы с газетными статьями и приём вёрстки газеты.

Формы и приёмы работы:

- приёмы работы с фотозарисовкой, приёмы создания репортажа; приёмы обработки интервью;

- приёмы редактирования статей в группах;

- приём чтения статьи вслух и приёмы вёрстки газеты;

- форма организации работы в малых группах по 4 человека, группа образуется в результате случайного подбора.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, фотоаппарат, памятки о газетных жанрах на столах у каждой группы; стенд для « вёрстки» газеты, на котором заранее нарисован пеликан и написано название газеты; у каждой группы на столах стоят таблички с надписями репортёры, журналисты фотокорреспонденты, заместитель редактора, редактор.

Игра проводится с участниками прошлых лет конкурса «Учитель года». Время: 15 минут.

План проведения имитационной игры:

1. Организационный этап.

2. Постановка целей деятельности.

3. Организация работы по группам.

4. Сбор материала и написание статей в газету.

5. Моделирование и «вёрстка» газеты «Оскольский пеликан».

6. Фотографирование редколлегии.

Ход игры:

1. Организационный этап.

2. Постановка целей деятельности. ( Время работы 2минуты).

Мы читаем разные газеты, в одной из них, в газете «Зори», журналисты написали об открытии конкурса «Учитель года – 2007». Приглашаю в редакционную коллегию физиков и лириков, музыкантов и спортсменов для того, чтобы раскрыть свои таланты в области журналистики и написать о конкурсе. Для этого я покажу вам приёмы и формы работы, которые должны использовать журналисты, чтобы написать газетную статью. Я научу вас приёмам вёрстки. Итогом нашей творческой работы будет выпуск газеты «Оскольский пеликан - 2007».

3.Задание для групп. Три группы по четыре человека: репортёры, корреспонденты, журналисты и заместитель редактора получают памятки по написанию газетных статей.

4.Сбор материала и написание статей в газету. (Время работы 5 минут).

Первая группа репортёров создаёт статью в жанре интервью, для этого каждый участник группы знакомится с памяткой «интервью», редактор – мастер объясняет приёмы постановки вопросов. В результате этой работы участники, используя приём диалога, опрашивают четыре – пять человек, записывают их ответы и, используя приём редактирования, создают статью - интервью.

Вторая группа участников знакомится с памяткой «репортаж» и, используя приём ключевых слов, которые предлагает мастер, пишет репортаж с места событий. Используя приём редактирования, участники оформляют статью в газету.

Третья группа журналистов знакомится с памяткой «фотозарисовка», мастер рассказывает о приёмах описания фотографии и предлагает использовать словосочетания для статьи.

Заместитель редактора обращается в это время в зал с просьбой написать стихи, эпиграммы, пожелания в рубрику «Литературная страничка». Редактор - мастер подходит к каждой группе по 2-3 раза и организует действия репортёров, корректирует собранный материал и показывает, как оформить сигнальную страничку в газету.

5. Вёрстка газеты «Оскольский пеликан». (Время работы 5 минут).

Заместитель главного редактора предлагает взять слова А.С.Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» в качестве эпиграфа и оформляет их в имитационной газете. В ней обозначены рубрики: «Репортаж», «Фотозарисовка», «Интервью», «Литературная страничка». Журналист от первой группы зачитывает фотозарисовку, представитель от второй группы знакомит присутствующих с репортажем, редактор озвучивает вопросы интервью, ответы на которые зачитывает корреспондент от третьей группы. Листы со статьями вставляют в газетные прозрачные карманы. Заместитель редактора зачитывает поступившие от участников стихи и оформляет их в рубрике «Литературная страничка».

6. Фотография на память. Редактор фотографирует на память членов редколлегии новой газеты «Оскольский пеликан»

Таким образом, мы с вами достигли цели: сверстали газету «Оскольский пеликан».

Итоговая рефлексия. (Время 1-2 минуты).

Участники игры:

- значимый приём работы с газетными жанрами;

- интересная форма работы интервьюирования, потому что знакомишься с разными людьми и узнаёшь их мнение;

- и я так объясняю на уроках, когда школьники пишут сочинение по картине, как объяснял мастер задание к работе с фотографией;

- располагает доброжелательное и заинтересованное отношение мастера к учителям- ученикам, поэтому сразу включаешься в работу.





Материалы к имитационной игре


ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ


Репортаж - сообщение о местных событиях и событиях дня (информация по радио, телевидению и в печати).


Интервью - беседа с каким- либо лицом.


Фотозарисовка – небольшая статья по фотографии в газете.


ИНТЕРВЬЮ – беседа с каким – либо лицом.


РЕПОРТАЖ – сообщения о местных событиях и событиях дня (информация по радио, телевидению и в печати).


ФОТОЗАРИСОВКА - небольшая статья по фотографии в газете.

Для более глубокого развития языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций лицеистов я создала программу «Юный журналист», цель которой – выявление и развитие творческих способностей обучающихся. Журналистика – увлекательная деятельность по сбору, обработке и распространению информации.

23 выпускника из трёх гуманитарных классов связали свою судьбу с филологией и журналистикой. Например, Анпилова Оксана работает на телевидении 9 КАНАЛА, Разумов Алексей –редактором телеканала Лебединского ГОКа, Семиколенов Сергей – директором Санкт – петербургского радиовещания, Асабина Оксана учится на 4 курсе факультета журналистики МГУ, Чернобровенко Катя в институте печати на факультете Редакторское дело.

А когда-то все они начинали заниматься в кружке «Юный журналист» и издавали первую в городе печатную газету «Лицеист», которой исполнилось 6 лет. На днях вышел очередной номер газеты…,которую гости получат на память о встрече.

Мы читаем с вами разные газеты. Сегодня я приглашаю физиков и лириков в редколлегию, чтобы раскрыть свои таланты в области журналистики и сверстать газету «Оскольский пеликан». Нашим девизом будут слова Пушкина и Р. Рождественского. Я покажу вам систему заданий, формы и приёмы, которые надо выполнить, чтобы написать газетные статьи, посвящённые дню лицеиста и школьным проблемам.

В создании газеты примут участие 4 группы: Корреспонденты, журналисты, репортёры и будет работать поэтическая мастерская. Прошу и гостей принять участие в издании газеты.


РЕФЛЕКСИЯ

Какие формы и приёмы работы вы узнали?

Что понравилось в работе журналиста?

КОРРЕСПОНДЕНТЫ

ИНТЕРВЬЮ – беседа с каким – либо лицом.


Блицопрос на злободневную тему дня

Завтра ваши выпускники будут сдавать пробный ЕГЭ по русскому языку. Вы очень переживаете?

Как вы относитесь к тому, что через год ЕГЭ будет введён по всем предметам?

Бывали у вас ночные кошмары перед сдачей ЕГЭ вашими выпускниками?

Как вы относитесь к тому, что в скором будущем школы будут формироваться по принципу: начальная и основная?


ЖУРНАЛИСТЫ

ФОТОЗАРИСОВКА - небольшая статья по фотографии в газете


1.Можно использовать словосочетания: яркие краски, осенние мотивы, очень интересно, выставка в лицее, посвящённая дню лицеиста, урожай -2007 года, букеты цветов, икебана, творческие работы, красиво выглядят, поразили своей фантазией


2.Дайте название фотозарисовке.


3. Почему нельзя использовать вторую фотографию?

РЕПОРТЁРЫ

РЕПОРТАЖ – сообщения о местных событиях и событиях дня (информация по радио, телевидению и в печати).


19 октября в школе проходил традиционный День лицеиста. Вы были участниками многих мероприятий и поэтому сможете сделать репортаж с места события по фотографиям.


Можно использовать словосочетания: план мероприятий, радостные лица, посетили зимний сад, заседание научного общества, интересно рассказывал, узнали много, посвящение в первоклассники, улыбающиеся лица, звание «лицеист», в литературной гостиной, бард Левицкий, исполнял песни, интересно и увлекательно.


ПРОБА ПЕРА


Срифмуйте строки со словами: школа

осень

пора

день

любовь

пароль

на любую тему.

Опишите смешной случай из вашей педагогической практики


Можно использовать словосочетания: вспоминаю случай, смешной случай, из далёкой юности, было недавно, очень смеялись, смеялись долго, вспоминаем часто.





Похожие:

Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconИнформационно-педагогический модуль
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «сош №3 г. Кувандыка» Кувандыкского района Оренбургской...
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconТворческий отчет учителя русского языка и литературы высшей категории Сайдаковой Ольги Викторовны

Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconОб итогах работы учреждений культуры, искусства, кино и архивного дела в 2009 году и задачах на 2010 год
Тамбовской области О. И. Бетина задач: поддержка духовных и культурных традиций; обеспечение доступности лучших достижения современного...
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconРешением экспертного совета управления образования и науки администрации Алексеевского района
На заседании межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconНаучно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных учреждений коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconПоложение об открытом конкурсе научных и творческих Работ среди студентов и аспирантов факультетов истории, социологии, психологии, журналистики, экономики, политологии и менеджмента «Благотворительность в России: основные векторы развития»
Российских образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – «Конкурс»). Конкурс проводится при поддержке...
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconМетодическая разработка учителя русского языка и литературы
Работа после 1-го знакомства с учебным материалом –проверка учителем—работа ученика по допущенным ошибкам—самопроверка по ключу
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconЛях Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
В современном преподавании русского языка наблюдаются две очевидные тенденции: во-первых, стремление повысить компетенцию учащихся...
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области мастер класс капба Людмилы Степановны учителя русского языка и литературы iconУчителя русского языка и литературы моу «Гатчинская сош №1» Фадеевой Ольги Валерьевны
Охватывает достаточно большой объем типов ошибок. Автор выделяет такие группы ошибок, которые ни М. С. Соловейчик, ни Т. А. Ладыженская...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница