Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии

НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии
Дата конвертации28.12.2012
Размер141,61 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2011г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.01.5 Педагогические технологии

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)


1. Цель и задачи дисциплины


Цель: формирование у студентов грамотности в вопросах понимания сущности и особенностей современных технологий обучения.

Задачи:

1. Формирование представлений о:

  • теоретических характеристиках современных педагогических технологий;

  • сущности и особенностях современных педагогических технологий

  • особенностях подходов к оценке эффективности педагогических технологий.

2. Развитие:

  • аналитических умений;

  • диалогического мышления;

  • способности к оценке эффективности педагогических технологий.

3. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности, стремления к овладению педагогическими технологиями.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

знать и понимать:

- сущность понятия педагогической технологии;

- характерологические особенности основных педагогических технологий;

- задачный подход как технологическую основу целостного педагогического процесса;

- сущность понятий «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача»;

- технологию диагностики, проектирования и планирования педагогического процесса;

- технологию организации развивающей деятельности;

- технологию педагогического взаимодействия;

- технологию учета и анализа результатов педагогического процесса;

уметь грамотно оценивать эффективность технологии обучения.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоёмкость дисциплины

50

50

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





И (или) другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

20

20

Курсовая работа





Расчетно–графические работы





Реферат

-

+

И (или) другие виды самостоятельной работы





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет – 5 сем.


4. Содержание дисциплины


4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

1

Теоретические характеристики современных педагогических технологий

4



4

2

Сущность и особенности основных педагогических технологий

12



8

3

Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса

14



8




Всего

30



20


4.2 Содержание разделов дисциплин


РАЗДЕЛ 1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.

Тема 1. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе. (2 часа)

Отражение смыслов, составляющих категорию «педагогическая технология» в педагогических концепциях в исторической ретроспективе. Логика «наполнения» современного содержания понятия «педагогическая технология». Значение работ отечественных и зарубежных педагогов для формирования содержания понятия «педагогическая технология». Современное понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе.

Тема 2. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.(2 часа)

Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. СРС. Классификация педагогических технологий.


РАЗДЕЛ 2. Сущность и особенности основных педагогических технологий.

Тема 3. Характеристика основных педагогических технологий ( 8 часов)

Основные педагогические технологии: проблемные, адаптивные, развивающие, личностно–ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения. Этнопедагогические технологии. Дистанционное образование.

Тема 4. Педагогические технологии авторских школ. (4 часа)

Педагогика М. Монтессори. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера. Модель «Русская школа». Технология авторской школы самоопределения (А.Н. Тубельский). Агрошкола А.А. Католикова. Школа–парк М.А. Балобан.


РАЗДЕЛ 3. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса.

Тема 5. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса ( 2 часа)

Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач. Технология решения педагогических задач.

Тема 6. Технология конструирования педагогического процесса. ( 4 часа)

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

Тема 7. Технология осуществления педагогического процесса. (4 часа)

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Технология организации развивающей деятельности. Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса.

Тема 8. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.(4 часа)

Технология педагогического взаимодействия. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя–воспитателя. Понятие о технологии педагогического общения Этапы решения коммуникативной задачи. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.


5. Лабораторный практикум


Не предусмотрен.


6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:


  1. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – Изд. 4-е, стереотип. – М. : Академия, 2008. – 566 с.

  2. Борытко, Н. М. Педагогика : учебное пособие для вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – М. : Академия, 2007.

б) дополнительная литература:


  1. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения : учебное пособие для вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М. : Высшая школа, 2004. – 156 с.

  2. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы : учебное пособие для вузов / Н. П. Капустин. – М. : Академия, 2001. – 214 с.

  3. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно–методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2000.–223 с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Академия, 2008. – 268 с.

  5. Образовательная технология XXI века : деятельность, ценности, успех / В. В. Гузеев [и др], гл. ред. В. М. Лизинский. – М. : Педагогический поиск, 2004. – 96 с.

  6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для вузов / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Изд. 3–е, стереотип. – М. : Академия, 2007. – 175 с.

  7. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : Проспект, 2004. – 428 с.

  8. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 566 с.

  9. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М. В. Буланова–Топоркова [и др.]; под общ. ред. В. С. Кукушина. – Ростов–на–Дону : МарТ, 2002. – 318 с.

  10. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат.–М. : Академия, 2006. – 391 с.

  11. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии : учебное пособие: В 2 ч. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров; МПУ. – М. : Роспедагентство, 1996. – 269 с.

  12. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : Академия, 2007. – 364 с.

  13. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 284 с.

  14. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : учебно–методическое пособие : в 2 т. / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. – 815 с.

  15. Тихомирова, Е. И. Я расту... : Программа деятельности педагога по созданию воспитывающей среды : Человековедение / Е. И. Тихомирова, В. Н. Чучкалова. – 2–е изд., испр. и доп. – Самара : Изд-во Самарского Государственного педагогического университета, 2000. – 182 с.

  16. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе : Методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. – М. : Дашков и К´, 2002. – 358 с.

  17. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : обобщения и рекомендации : учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. – Изд. 3–е. – М. : Дашков и К´, 2007. – 279 с.

  18. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 437 с.

  19. Ширшов, Е. В. Информационно–педагогические технологии : ключевые понятия : словарь : учебное пособие / Е. В. Ширшов.–Ростов н /Дону : Феникс, 2006. – 253 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Рабочая программа по педагогическим технологиям, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ПФ, методические рекомендации для студентов, контрольно-измерительные материалы, библиотечные фонды ТГПУ.


7. Материально – техническое обеспечение дисциплины

Телевизор, видеомагнитофон, видеотека, аудиопроигрыватель, видеопроектор, компьютерный класс.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8. 1. Методические рекомендации для преподавателей


Содержание учебной программы дисциплины «Педагогические технологии» реализуется посредством лекционных занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных-ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ технологий, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка тестовых заданий, сценариев учебных (игровых) ситуаций, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет).


8.2 Методические указания для студентов


Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Сравнительный анализ классификаций педагогических технологий.

  2. Достоинства и недостатки традиционного обучения.

  3. Сравнительный анализ развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.

  4. Каковы отличительные особенности современных информационных технологий? Достоинства и ограничения использования информационных технологий.

  5. Специфика технологии дидактической дискуссии. Виды и приемы подготовки и проведения дидактической дискуссии.

  6. Каковы особенности задачного подхода в обучении.

  7. Разработайте опорную схему–конспект по любой теме какого–либо учебного курса.

  8. Разработайте план проведения учебной дискуссии по какой–либо социально–педагогической проблеме.

  9. Разработайте ролевую игру по какой–либо теме курса «социальная педагогика».

  10. Определите и охарактеризуйте особенности знаково–контекстного обучения.

  11. Обоснуйте преимущества проблемного обучения.


Тематика рефератов


  1. Технологии интенсификации обучения на основе схемовых и знаковых моделей учебного материала.

  2. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

  3. Технология саморазвивающего обучения.

  4. Способы проблемно–конфликтного группового обучения.

  5. Групповая гипнопедия как метод активизации резервных возможностей.

  1. 6.Педагогика сотрудничества.

  1. Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей.

  2. Системы развивающего обучения с напрвленностью на развитие творческих качеств личности.

  3. Технология мастерских.


Перечень вопросов к зачету


  1. Отражение смыслов, составляющих категорию «педагогическая технология, » в педагогических концепциях в исторической ретроспективе.

  1. Значение работ отечественных и зарубежных педагогов для формирования содержания понятия «педагогическая технология».

  2. Современное понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе.

  3. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

  4. Классификация педагогических технологий.

  5. Проблемное обучение.

  6. Развивающее обучение Занкова Л.В.

  7. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.

  8. Личностно–ориентированное обучение.

  9. Модульно–рейтиноговое обучение.

  10. Контекстное обучение.

  11. Информационные технологии.

  12. Технологии уровневой дифференциации обучения.

  13. Технологии группового обучения. КСО.

  14. Активные методы обучения (кейс-метод).

  15. Технология дебаты.

  16. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  17. Технология портфолио.

  18. Метод проектов

  19. Суггестивные технологии.

  20. Мультимедиатехнологии.

  21. Игровые технологии обучения.

  22. Этнопедагогические технологии.

  23. Дистанционное образование.

  24. Педагогика М.Монтессори.

  25. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера.

  26. Модель «Русская школа».

  27. Технология авторской школы самоопределения (А.Н. Тубельский). Агрошкола А.А. Католикова. Школа–парк М.А. Балобан.

  28. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач.

  29. Технология конструирования педагогического процесса.

  30. Технология организации развивающей деятельности.

  31. Технология педагогического воздействия на личность.

  32. Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью».


Программу составили:

ассистент кафедры социальной педагогики___________________Шварева О.В.

доцент кафедры социальной педагогики, к.п.н. _______________Яковлева А.Г.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________2011 г.


Зав. кафедрой социальной педагогики ______________ Яковлева А.Г.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ


Председатель

методической комиссии педагогического факультета _____________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан педагогического факультета ________________Титова Г.Ю.

Похожие:

Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПримерная программа наименование дисциплины «Биология» Рекомендуется для направления подготовки
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПрограмма дисциплины история зарубежной литературы Для студентов факультета журналистики Москва
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» / Авт сост. А. Р. Ощепков, Л. Г. Кихней, В. П. Трыков, О. Р. Темиршина. – М....
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПрограмма дисциплины история зарубежной литературы Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» / Авт сост. А. Р. Ощепков, Л. Г. Кихней, В. П. Трыков, О. Р. Темиршина. – М....
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconГ. Алдан 2009г Оглавление. Стр. Раздел Педагогические технологии, применяемые в моей практике
Фрагмент урока в 4 классе по теме «Приближённое вычисление площади» технология проблемного обучения 12
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”, направления 511100 ”Экология и природопользование”
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПримерная программа наименование дисциплины «Паразитология и инвазионные болезни» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
Цель дисциплины дать студентам теоретические и практические знания по вопросам, связанным с паразитарными заболеваниями животных,...
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПрограмма дисциплины "Русский язык" для специальности 0312 Преподавание в начальных классах
Охватывает все основные во­просы каждого раздела. Просматривается система в изложении тем каждого раздела, научный подход к содержанию...
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПедагогические условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии (на примере школ Таджикистана) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Работа выполнена на кафедре биологии Кулябского государственного университета имени Абуабдуллаха Рудаки
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические...
Программа дисциплины опд. Ф. 01. 5 Педагогические технологии iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница