Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р

НазваниеОткрытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р
Дата конвертации28.12.2012
Размер97,94 Kb.
ТипУрок
МОУ Августовская средняя общеобразовательная школа «ОЦ»


Открытый урок по физической географии России

в 8 «А» классе

на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»


Цель урока: раскрыть уникальность природы озера Байкал и показать причины уникальности.

Задачи.

  1. Образовательные: знакомство с основными приемами и методами поиска и обработки необходимой информации из разных источников для урока; формирование основного экологического образования.

  2. Развивающие: развитие у учащихся познавательных интересов; самостоятельности мышления; расширение кругозора учащихся о родном крае.

  3. Воспитательные: совершенствование умения работать самостоятельно и в коллективе; воспитание патриотических чувств.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта гор юга Сибири, картины с изображением Байкала.

Форма проведения урока: ролевая игра « Путешествие по Байкалу»

На доске: 1) слова Л.С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях»; 2)план изучения темы:

  1. Географическое положение озера.

  2. История открытия.

  3. Геологическая история происхождения котловины озера и
    характер ее берегов.

  4. Климат озера Байкал.

5. Уникальность воды озера

  1. Органический мир озера.

  2. Экологические проблемы Байкала.

Ход урока

I. Организационный момент. Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.

  1. группа. Геологи и геоморфологи.

  2. группа. Гидрологи или лимнологи.

  3. группа. Историки.

  4. группа. Зоологи и экологи.

  5. группа. Климатологи.

II. Работа по теме урока. Группы специалистов получают карточки - инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10 -15 минут, и с отчетом выступает от группы либо делегат, либо по указанию (выбору учителя, либо вся группа).

1 карточка - геологам

  1. Определить возраст котловины озера Байкал.

  2. Какие очертания имеет озеро и почему?

  3. Почему озеро является самым глубоким?

  4. Каков характер берегов озера?

  5. Какими породами сложены берега?

  6. Какие острова находятся в озере?

2 карточка - гидрологам или лимнологам

  1. В чем уникальность воды Байкала?

  2. Прозрачность воды.

  3. Химический состав воды.

  4. Реки, впадающие в озеро.

  5. Реки, вытекающие из озера.

  6. Ледовый режим, температуры воды

  7. Движение воды.

  8. Наука, изучающая природу озер, называется лимнология.

3 карточка - историкам

  1. Как называю Байкал буряты - коренное население побережья
    озера?

  2. Когда впервые на берегах озера появились русские?

  3. Что такое « Житие протопопа Аввакума?»

  4. Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

  5. Кто из ученых занимался изучением Байкала?

  6. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?


4 карточка - зоологам, ботаникам и экологам

  1. В чем уникальность фауны озера Байкал?

  2. Какую роль играет планктон озера?

  3. Чем уникальна рыбка голомянка?

  4. Назовите представителей фауны озера?

  5. Какие животные имеют промысловое значение?

  6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

  7. Каков тип растительности Прибайкалья?

  1. В чем значение озера для человека и для природы?

  2. Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного
    решения?

  1. В чем причины изменения природы озера Байкал?

  2. Каковы пути решения проблем Байкала?

5 карточка - климатологам

1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип
климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие
(баргузин, верховик, сарма, култук)?

К карточкам предлагается как источники информации: учебник ( Б. параграф 39), хрестоматия, справочники, карты и др. имеющаяся информация. На обсуждение группам дается 10 -15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится к отчетам по изучаемым вопросам. Если по какому вопросу ученик или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

Далее предоставляется слово группам специалистов. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.


Геологи и геоморфологи.

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера - 15 - 20

млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тысяч лет).

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.

Очертания озера продолговатые - соответствуют разлому. Длина озера около 620 км., а ширина - от 24- 79 км.

Байкал - самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина - 1637 м,

средняя - уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

На Байкале 27 островов самый большой остров Ольхон ( 73 км в длину и 11 км в ширину.

Отчет группы гидрологов – лимнологов.

Озера изучает наука лимнология.

Озеро имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды озера.

В озеро впадает около 350 рек. Самая крупная из них река Селенга. И лишь одна река Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная (температура -10-12 градусов). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма - ураганный ветер, дующий с северо - запада с гор поперек озера.

Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

Отчет историков

Буряты называют Байкал - «Байгал -далай», что означает « Байкал - море».

Русские на берегах появились в 1643 году - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях « Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения.

Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.

Байкал изучали: И.Д, Черский, И.Г. Гмелин, Л.С.Берг, П.С. Паллас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок). Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера - заповедника. Ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождение котловины озера Байкал; одни считают, что это тектонический разлом, другие считают, что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры.

Отчет группы зоологов, экологов.

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500

видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений - водоросли.

70% обитателей озера - эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся

нигде более, только в Байкале. К таким видам относится голомянка -

живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато - белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет, т.к. жир легче воды) и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Голомянка глубоководная рыба, она может опускаться на глубину

1000 м, но чаще всего плавает на глубинах 250 -500 м , а ночью поднимается до глубины 50 - 100 м. Длина рыбки 18-20 см.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценных хариус, сиг, и, конечно знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - омуль). Ловят омуля больше летом, чем зимой из - подо льда. Сети из прочной капроновой нити в длину от1,5 - 2 км, а в высоту 4 - 5 м.

Летом, чтобы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками в верхних 5-10 метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль невелик по размерам: длина
рыбы 30-40см, а вес 2-4 кг.

Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь - в точь похожа на тюленя - обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из - за его ценного меха, и стал редкостью на Байкале.

Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лиса, бурый медведь, лось и другие. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Байкал является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекает множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды - планктона.


Необходимые природоохранные мероприятия :

  1. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

  2. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.

  3. Запретить молевой сплав древесины по рекам.

  4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

  5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами

( опасен «дикий туризм»).

  1. Поднять экологическую культуру населения.

  2. Объявить озеро объектом Всемирного природного наследия.

Отчёт группы климатологов.

Климат Прибайкалья умеренный резко - континентальный. Зима очень холодная - средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на10:-14-17.А лето на берегах прохладное т.к. (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода) +15 градусов - средняя температура июля. Из - за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на озере. Скорость ветра достигает 60 метров в секунду. Северо -восточный ветер - баргузин или верховик - дует вдоль озера.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует

антициклон.

III. Итог урока.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись.

Термины записаны в тетрадях и на доске: тектонический разлом, грабен, Баргузин, сарма, эндемики, голомянка, омуль, Ангара, Ольхон, нерпа.


IV.Домашнее задание.

Параграф 39. Составить 5 вопросов, которые бы начинались со слова «Почему»


БАЙКАЛ

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом.

И небо, павшее в Байкал,

И сам он величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь - до донышка - просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы - сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев


СИБИРЬ

Край, где несметный клад заложен.

Под слоем - слой мощней вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как донный лед на глубине.

А. Твардовский

Похожие:

Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconОткрытый урок по окружающему миру по программе «Школа 2100» 2 класс
Цель урока: познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой...
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconДоклад эколога
Уникальное озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Оно является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные...
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconУрок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"
Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconКовалёва Л. Г., учитель русского языка моу сош пос. Новоколхозное Неманского района Урок русского языка в 7 классе Тема урока
Цель урока: Организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями...
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconУрок по теме "Земноводные". Цель урока
Цель урока: обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь...
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconУрок географии в 7 классе. "Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и исследования"
Цель: определить географическое положение материка и ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение...
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconОткрытый урок развития речи с использованием элементов триз – педагогики в 3 классе
Учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р icon«География материков и океанов. 7 класс»
Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока урок-экспедиция....
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р icon6 класс
Цель урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека
Открытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р iconИнтегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе
Географическом острове, заглянуть в Ботанический сад, посетить Зоологический лес. А какое озеро встретится нам на пути? Мы вместе...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница