Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие

НазваниеОтряды млекопитающих: китообразные и ластоногие
Дата конвертации10.08.2012
Размер215,69 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие.


Цель урока: обеспечить усвоение учащимися материала о характерных особенностях строения ластоногих и китообразных как водных млекопитающих, признаках этих отрядов в связи с приспособленностью к водной среде обитания.

Задачи урока:

- образовательные - расширить и углубить понятие об экологических груп­пах млекопитающих животных; познакомить с многообразием морских млекопитающих, признаками приспособленности их к среде обитания; раскрыть их значение в при­роде и хозяйственной деятельности человека.

- развивающие - совершенствовать умения распознавать изученные виды ластоногих и китообразных на таблицах и рисунках; развивать познавательный интерес учащихся к природе; развивать умения анализировать, сравнивать, ставить и решать проблемы;

- воспитательные – продолжать воспитывать в детях бережное отношение к природе и живым организмам;

Оборудование: фотографии с изображениями китообразных, ластоногих компьютер, компакт-диск с презентацией по теме «Отряды млекопитающих: ластоногие и китообразные», индивидуальные карточки для учащихся с тестами.

Ключевые слова и понятия: китообразные, усатые киты, зубатые киты, китовые усы, цедильный аппарат, эхолокация, амбра, спермацет, ластоногие, вибриссы, настоящие тюлени, ушастые тюлени, моржи.

Ход урока:


  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания:

  1. Фронтальный опрос

К какому классу и отряду относится изображённое на рисунке животное?

Что характерно для животных класса млекопитающих? Отряда грызунов?

Где могут обитать представители этого класса? Почему?

Какие отряды млекопитающих мы уже изучили?


2. Тест «Отряды Млекопитающих»

Вариант № 1

Грызуны 1, 4, 9.

Первозвери 2, 6, 7.

Насекомоядные 3, 5, 8.

  1. Самый многочисленный отряд на Земле.

  2. Обитают только в Австралии и прилегающих к ней островах.

  3. Активны в основном в ночное и вечернее время суток.

  4. Зубы не имеют корней, растут постоянно, так как быстро стачиваются.

  5. Дифференцировка зубов не выражена, зубы одинаковые, остробугорчатые.

  6. Не имеют сосков.

  7. Имеют признаки млекопитающих и пресмыкающихся.

  8. Мордочка вытянута в виде хоботка.

  9. Представители: крыса, белка, суслик, бобр

Вариант № 2.

Зайцеобразные 1, 5, 9.

Рукокрылые 2, 3, 8.

Сумчатые 4, 6, 7.

  1. На верхней челюсти две пары резцов, в два ряда.

  2. Кости тонкие и лёгкие.

  3. Имеют перепонку между передними и задними конечностями.

  4. Первые плацентарные животные.

  5. Большая плодовитость.

  6. На брюхе имеют складку кожи в виде кармана.

  7. Представители: коала, поссум, опоссум.

  8. Активны в основном в ночное и вечернее время суток.

  9. Питаются в основном растительной пищей

Вариант № 3.

Грызуны 1, 4, 9.

Первозвери 2, 6, 7.

Насекомоядные 3, 5, 8.

  1. Питаются в основном растительной пищей

  2. Самые древние млекопитающие.

  3. Кора головного мозга не имеет борозд и извилин.

  4. На верхней и нижней челюсти по одной паре резцов.

  5. Очень хорошо развито обоняние.

  6. Температура тела непостоянная.

  7. Откладывают яйца, которые высиживают или вынашивают в специальной кожистой сумке.

  8. Представители: ёж, выхухоль, бурозубка.

  9. Клыков нет.

Вариант № 4.

Зайцеобразные 1, 5, 9.

Рукокрылые 2, 3, 8.

Сумчатые 4, 6, 7.

  1. Зубы не имеют корней, растут постоянно, так как быстро стачиваются.

  2. Грудина имеет киль.

  3. Ориентируются в пространстве с помощью эхолокации.

  4. Обитают только в Австралии, близлежащих к ней островах и Америке.

  5. Клыков нет.

  6. Первые плацентарные животные.

  7. Рождают недоразвитых детёнышей.

  8. Питаются в основном насекомыми.

  9. Представители: кролик, пищуха.


Вариант № 5. (для учащихся с диагнозом ЗПР)

Грызуны 1, 3, 4, 6, 8.

Сумчатые 2, 5, 7, 9.

  1. Самый многочисленный отряд на Земле.

  2. Обитают только в Австралии, близлежащих к ней островах и Америке.

  3. Питаются в основном растительной пищей

  4. На верхней и нижней челюсти по одной паре резцов.

  5. На брюхе имеют складку кожи в виде кармана.

  6. Зубы не имеют корней, растут постоянно, так как быстро стачиваются.

  7. Рождают недоразвитых детёнышей.

  8. Представители: крыса, белка, суслик, бобр

  9. Представители: коала, кенгуру, опоссум.



3. Изучение нового материала.

Приспособление млекопитающих к жизни в воде. Морскими зверями называют представителей двух отрядов - ластоногих и китообразных. Предки морских зверей были наземными, близкими к древним (примитивным) хищным. Об этом можно судить на основа­нии сходства зубов хищных и ластоногих. Водный образ жизни наложил глубокий отпечаток на строение морских зверей:

  1. Их перед­ние конечности превратились в органы движения в воде ­ласты, внешне напоминающие парные плавники рыб.

  2. Форма тела морских зверей тоже рыбообразная, обтекаемая.

  3. Волосяной покров слабо развит или вообще отсутствует, а, следовательно, не защищает от охлаждения, в связи с этим у морских зверей под кожей развит толстый слой жира, способствующий сохранению постоянной высокой температуры тела.

  4. Подкожный жир способствует также понижению удельной плотности.

Водный образ жизни видов этих двух отрядов не сви­детельствует об их родственных отношениях. Они име­ют независимое друг от друга происхождение: в отряде лас­тоногих ушастые тюлени и моржи родственны медвежьим, а настоящие тюлени - куньим, в то время как ближайшие родственники китообразных - копытные млекопитающие.


1. Отряд Китообразные.

Представители этого отряда - самые крупные в мире водные млекопитающие.

Китообразные совершенно потеряли связь с сушей и целиком приспо­собились к жизни в водной среде. Их внешнее сходство с рыбами настолько велико, что даже Карл Линней в первых изданиях своей «Системы природы» отнес их к классу Рыбы и только впоследст­вии исправил свою ошибку, причислив китов к млекопитающим.

Внимательно рассматривая изображение скелета кита, можно уви­деть рудиментарные остатки тазового пояса, совершенно потеряв­шие связь с позвоночником, но по этим двум небольшим косточкам, можно судить о том, что предки китообразных имели также и задние конечности. Передние конечности преобразованы в ласты: плечо, предплечье и пясть сильно укорочены, кисть же вы­тянута в длину, количество фаланг на пальцах увеличилось, что придает ластам необходимую эластичность.

Сильному изменению подвергся у китообразных и череп: че­люстные кости сильно вытянуты вперед, тогда как носовые сильно укорочены, вследствие чего дыхательные отверстия отодвинуты назад и обращены вверх (то есть к атмосферному воздуху при по­явлении кита на поверхности).


Задание классу: Посмотрите на изображение китообразных и выделите признаки, позволяющие им жить в воде.


  1. Форма их тела обтекаемая, торпедообразная.

  2. Кожа не имеет шерстного покрова, кожные железы отсутствуют.

  3. Передние конечности видоизменены в ласты, а задние конечности отсутствуют.

  4. Передвигаются китообразные при помощи мощного хвоста с крупным хвостовым плавником. Самое заметное внешнее отличие кита от рыб - это горизон­тальное положение хвостового плавника. Он позволяет китооб­разным передвигаться по волнистой линии, что обеспечивает связь с атмосферным воздухом.

  5. Дышат, как все звери, с помощью легких. За один вдох легкие китов наполняются воздухом в объеме до 5000 до 14000 л, что позволяет животным находиться под водой от 15 до 90 мин.

  6. Видят китообразные отно­сительно неплохо, слух развит еще лучше. Китообразные обладают способностью к эхолокации и легко ориентируются даже на большой глубине. Многие из китообразных совершают миграции, проплывая до 10000 км.

  7. Под кожей китообразных накапливается слой жира толщиной 18-50см. обеспечивающий постоянство температуры тела и уменьшающий удельную плотность.

Киты размножаются один раз в два года. Детены­шей китообразные рожают в воде, выталкивая их на воздух для первого вздоха. Длина родившегося детеныша составляют почти 1/3, а порой до половины длины матери, которая выкармливает китенка молоком. Детеныши китообразных рождаются вполне сформированными и сразу же могут следовать за матерью. Половозрелыми киты становятся в 4-6 лет. Современных китообразных известно около 90 видов.


В отряд Китообразных входит два под­отряда: усатых китов и зубатых китов.

Усатые (беззубые) киты. (11 видов)

У них отсутствуют зубы, а полость их рта ос­нащена особыми упругими роговыми пластинками, свисающими с твердого нёба в количестве от 180 до 400 и известными под назва­нием «китовый ус». Они образуют нечто вроде фильтра (цедильного аппарата), отцеживающего из ротовой полости лишнюю воду и отделяющего от нее захваченную вместе с водой мелкую живность (планктонные орга­низмы), которую затем кит заглатывает.


Вопрос классу: У каких животных мы уже встречали цедильный аппарат? (у уток, также питающихся водными организмами.)


Подотряд беззубых китов включает в основном крупных китов: из семейства гладких - гренландского, южного, карликового; из семейства серых - серого; из семейства полосатиков - кита синего, финвала, сейвала, полосатика.

К подотряду усатых китов относится самое гигантское животное на Земле.

Синий кит достигает 33 м длины и 150 т массы. Его масса равна массе 25-30 слонов или 150 быков.

- масса сердца синего кита - 600-700 кг, объем крови - 8000 л.

- длина кишечника - более четверти километра, объем желудка - 3000 л. Ежесу­точно кит поедает до 4 т мелких ракообразных и рыб.

- слой подкожного жира - 50 см.

- легкие вмещают 14000 л воздуха.

- детеныш рождается 8 м длины. Самка ежедневно производит 200-300 л молока с 40-50 % жира (у коров - 3-4 %).

Такие огромные животные могут существовать только в водной среде. (Вспомните собственные ощущения при плавании в бассей­не, реке, море.) Если киту при отливе случится остаться на мелко­водье, он погибает, задавленный собственной тяжестью.


Зубатые киты.

Другая группа - это зубатые киты, имеющие многочисленные зубы, у некоторых до 240 штук. Зубы у них все одинаковые, конусовидные, служат только для захвата добычи.

Подотряд зубатых китов включает несколько семейств: речных дельфинов, кашалотовых, дельфиновых.

Семейство речных дельфинов наиболее древнее семейство современных зубатых китов, у его представителей подвижная голова и узкое вытянутое рыло. Питаются рыбой, моллюсками и червями, которых часто выкапывают в илистом грунте. Обитают в реках Южной Америки. Индии, Китая.


В семействе кашалотовых киты с очень большой головой. Наиболее крупными размерами обладает кашалот, достигающий длины 21 м у самцов и самок - до 13 м и массы 80-100 т. Кашалоты во­дятся в основном в тропиках и субтропиках, но заходят и в наши воды.

В поисках добычи - главным образом головоногих моллюсков - кашалоты могут опуститься на глубину до 2200м. Под водой может находиться до 90 мин. Ориентируется под водой с помощью слуха и эхолокации. Живут кашалоты до 50 лет.

У кашалота огромная голова, которая составляет треть длины его тела, в передней части которой расположена жировая подушка, заполненная «кашалотовым воском» - спермацетом.

В кишечнике кашалотов образуются наросты - амбра - ценнейшее вещество для парфюмерной промышленности. Духи, содержащие амбру, отличаются необыкновенной стойкостью аромата. Из-за этого ценного продукта кашалотов добывали в большом количестве.

В 1272 г. некий венецианский купец, впоследствии известный путе­шественник Марко Поло прибыл на один из островов, расположенных при выходе из Персидского залива. В первую очередь он решил посетить городской базар. Именно здесь можно сразу узнать, чем и как живет го­род. Базар поразил чужеземца разнообразием восточных товаров. Его внимание привлекла лавка торговца золотыми украшениями. К торговцу подошел бедно одетый рыбак, от которого скверно пахло тухлой рыбой. Рыбак вытащил бурый «камень» величиной с апельсин и положил его на чашку весов. Торговец, исследовав камень, от которого тоже дурно пахло тухлой ры­бой, насыпал на другую чашку весов золотого песку. Когда чашки весов уравновесились, он ссыпал золотой песок в мешочек и передал рыбаку. Марко Поло был изумлен такой «сделкой». Когда он спросил араба об этом камне, тот ответил, что это амбра. Так Марко Поло впервые позна­комился с веществом амброй. Амбра - твердая воскообразная масса, как правило, темного цвета. Запах только что извлеченной амбры отвратителен. Долго пробывшая в морской воде или специально очищенная, она имеет тонкий, едва уловимый запах жасмина. Основное ее применение связано с производством парфюмерии. Стойкость аромата духов достигается только добавлением в них спиртового раствора амбры.


В семейство дельфиновых входят мелкие (1-10 м), очень быстрые, часто стадные обитатели морей. Все дельфиновые живут группами, прекрасно плавают, легко ориентируются даже в мутной воде. Между собой общаются с помощью ультразвуковых сигналов.

Наиболее широко распространены дельфины - афалина, белобочка, бесклювый, серый, касатка и др. Все дельфиновые - хищники, питаются в основном рыбой. Касатки могут нападать на других китов, ластоногих, пингвинов. В поисках пищи широко кочуют.

Наиболее известен дельфин афалина - одно из самых умных животных. Афалины со­провождают суда, спасают утопающих, легко дрессируются, имеют сложную систему ультразвуковых сигналов. Дельфин созревает в 5-6 лет, а живет до 30-40 лет и более.

Это процветающая группа китообразных. Кроме афалины из­вестно еще около 50 видов дельфинов. Белуха - до 6 м; снежно-­белый дельфин - может из морей заходить в Амур.

Тайна скорости дельфинов - в строении их кожи, которое по­зволяет гасить турбулентные завихрения, снижающие скорость движения. Эти свойства используются конструкторами при созда­нии обшивок подводных лодок и других субмарин.


Исторические корни китобойного промысла уходят в глубь средневековья, когда баски, жители северного побережья Испании, добывали китов в прибрежных водах Бискайского залива. В XVI­-ХVII вв. китобойный промысел переходит к голландцам, англичанам и норвежцам. Ценность представляли собой жир и китовый ус. Жир использовался в мыловарении и для изготовления мазей технического назначения. Из китового уса получали упругие пластинки, которые шли на изготовление дамских корсетов, чего требовала мода XVI-XIX вв. Мясо и внутренности китов тогда использовали в качестве удобрения.

Теперь из туши кита получают продукты самого разнообразно­го назначения. Мясо в замороженном виде и в виде консервов ис­пользуется человеком в пищу. Из китового жира получают глице­рин, стеарин, лярд, маргарин. Из печени - витамин А, лечебный препарат «Камполон». В китовом усе обнаружены аминокислоты, в том числе глютаминовая (она необходима для нормального функционирования клеток головного мозга). Из мяса получают ки­товую муку, богатую белками.


Для защиты китов от истребления было создано Международное статистическое бюро, которое устанавливало сроки промысла и норму выбоя китов для каждого года. Восемнадцать стран заключили меж­дународное соглашение, регулирующее размеры промысла. А с 1985 года по международному соглашению промысел китов был прекращен совсем. Многие виды китов (гренландский, японский, серый, синий, касатка черная, нарвал, бутылконос, клюворыл, ремнезуб) внесены в национальные Красные книги и охраняются законом.


2. Отряд Ластоногие.

Ластоногие также живут в воде, но часть времени проводят и на суше. У них главную роль при передвижении играют конечно­сти, тогда как у китообразных - хвостовой отдел. Это является существенным морфологическим отличием. Так как ластоногие частично связаны с сушей, в их строении есть больше сходства с наземными млекопитающими, чем у китообраз­ных, жизнь которых полностью проходит в воде.

  1. Животные средней и крупной величины: длиной от 1,2 до 6м и массой от 40 до 3500 кг.

  2. Тело вытянутое, веретенообразное, обтекаемое, с относительно маленькой головой и толстой шеей.

  3. Зубы острые и служат для схватывания добычи, питаются рыбой, ракообразными, моллюсками.

  4. Ушные отверстия при погружении в воду закрываются.

  5. Конечности короткие, их плечевые и бедренные отделы скрыты в теле, а видимые снаружи лапы преобразовались в подо­бие плавников - ласты. Передние ласты, как и парные плавники рыбы, управляют поворотами, а при передвижении по земле или льду позволяют ползти, цепляясь когтями за неровности грунта. Задние конечности всегда остаются вытянутыми назад, по своим очертаниям представляющими некоторое подобие рыбье­го хвоста, в передви­жении по суше участия не принимают, а в воде они служат мощ­ным органом движения.

  6. Имеют волосяной покров. В волосяном покрове наблюдается переход от густого меха с плотным пухом у морских котиков до редко расположенных грубых волос - у моржей.

  7. Подкожный слой жира около 10 см.

  8. Ластоногие - полуводные млекопитающие. Большую часть времени проводят в воде, где добывают себе пищу, на суше отдыхают, размножаются, выкармливают потомство. Ластоногие - вторичноводные животные. На это указывают дыхание атмосферным воздухом, общий план строения конечностей наземных млекопитающих, размножение на суше и на льдинах.

Раз в году рождают по одному детенышу, густо покрытому пухом. Половозрелыми становятся к 3-7 годам. Живут в холодных и умеренных морях. В тропической и субтропической областях обитают немногие виды - калифорнийские морские львы и некоторые котики. Общее число современных видов около 30. Представители отряда Ластоногие - тюлени, моржи, морские котики, сивучи.

Наибольших размеров достигает антарктический морской слон, имеющий длину тела до 7 м и массу около 3,5 т. Минимальными размерами обладает нерпа кольчатая, длиной до 78 см, обитающая в Арктике.


Семейство Настоящие тюлени.

Настоящие тюлени (каспийский, грен­ландский, кольчатый, или нерпа):

  1. не имеют ушных раковин, они превращены в клапаны, ко­торые закрывают ушные отверстия при нырянии.

  2. Задние ласты у них не могут подгибаться под туловище и участвуют в передвижении по твердому субстрату.

  3. Особыми клапа­нами замыкаются на это время и ноздри.

  4. На голове хорошо разви­ты вибриссы.

  5. Под водой могут находиться до 28 минут. Это объясняется большим содержанием гемоглобина в крови и миоглобина в мыш­цах (мясо тюленя почти черное).

  6. У тюленей на правом боку нахо­дится подкожный воздушный мешок, имеющий сообщение с тра­хеей. Этот мешок уменьшает плотность тела животного и позволя­ет ему дольше находиться под водой.

Гренландский тюлень - это ластоногое животное, у которого ушных раковин нет, задние ласты короткие, вытянуты назад и для передвижения на суше не служат. Они на суше ползут, загребая за поверхность передними ластами. У взрослых шерсть негустая, без подшерстка. У молодых, еще не умеющих плавать, мех густой, обычно белый.

Гренландский тюлень - обитатель арктических морей. Боль­шую часть года тюлени проводят в открытом море, питаясь рыбой, моллюсками и рачками. Зимой стада тюленей подходят к берегам и выбираются на большие ровные ледяные поля. Здесь самка рождает одного крупного зрячего детеныша. Белая шкурка тюлененка с густым мехом защищает его от мороза и делает неза­метным среди снегов. С началом весны стадо откочевывает на се­вер. Тюленей промышляют ради шкур и жира.

Семейство Ушастые тюлени.

Семейство Ушастые тюлени образовано морскими котика­ми и морскими львами.

  1. У них есть ушные раковины.

  2. При передви­жении на суше ушастые тюлени опираются и на передние, и на задние ласты.

  3. Самцы крупнее самок; в сезон размножения образу­ют на берегах большие лежбища.

Морской котик - имеет ушные раковины и задние ласты, ис­пользуемые для передвижения. Задние ласты на суше подгибаются под тело, затем выпрямляются - котик совершает прыжок. Морской котик живет в дальневосточных морях. Его тело по­крыто густым мехом с плотным, водонепроницаемым подшерст­ком. В начале лета котики большими стадами выходят на берега островов для размножения. Самка рождает одного детеныша, по­крытого черными волосами. Осенью, когда детеныши подрастут и научатся плавать, котики покидают острова до весны. У коти­ков ценный мех. У нас лежбища котиков со­хранились на Командорских островах, острове Тюленьем, некото­рых островах Курильской гряды. Котик - самый мелкий вид уша­стых тюленей.

Вдоль американского берега Тихого океана обитает морской лев. У нас по азиатскому берегу Тихого океана от Берингова про­лива до Кореи обычен сивуч. Лежбища сивучей находятся на ска­листых островах, мысах, рифах.

Семейство Моржи.

В семействе Моржей один род и один вид.

Морж - наиболее крупный из всех ластоногих, длиной до 4 м и массой до 2000 кг. У моржа кожа голая, волос нет. Для него характерны огромные клыки, длиной 40-70 см, свисающие с верхней челюсти вертикально вниз. Ими моржи роются на дне, добывая оттуда различных крупных беспозвоночных - моллюс­ков, раков, червей. Наевшись, любят поспать на берегу, собрав­шись тесной кучей. При движении по суше задние ноги подво­рачивают под тело, но ввиду огромной массы далеко от воды не уходят. Обитают в северных морях. Раньше лежбища моржей можно было встретить на берегах Норвегии и на плавучих льдах в Белом море. Теперь они везде единичны. Крупные скопления сохранились лишь у берегов Чукотки и на острове Врангеля. Истреблены моржи из-за клыков. Местные жители используют также их мясо, жир, шкуру.

Из ластоногих в Красную книгу России занесены: моржи - атлантический и лаптевский, тюлени - обыкновенный, островной или курильский, серый или длинномор­дый, белобрюхий, нерпы - ладожская и балтийская кольчатая.


III. Закрепление изученного.

1. Тест «Отряды Ластоногие и Китообразные»

Вариант № 1

  1. Морские млекопитающие в связи с приспособленностью к жизни в воде имеют

а) обтекаемую форму тела в) густой мех

б) хорошо развитое зрение г) большие размеры

  1. Ластоногие в отличие от китообразных имеют

а) конечности, видоизменённые в ласты в) способность к эхолокации

б) волосяной покров г) крупные размеры

  1. Назовите группу зубов, видоизменениями которых являются бивни моржей

а) большие коренные б) малые коренные в) клыки г) резцы

  1. Назовите морское млекопитающие, которое имеет огромную голову – до 1/3 длины тела?

а) синий кит б) кашалот в) морж г) афалина

  1. Назовите морское млекопитающие, у которого зубы отсутствуют

а) синий кит б) кашалот в) морж г) морской котик


Вариант № 2

  1. Какой признак не является характерной особенностью китообразных?

а) относительно маленькая голова в) способность к эхолокации

б) отсутствие волосяного покрова г) конечности в форме плоских ласт

  1. Какая особенность строения ластоногих является приспособлением к водному образу жизни?

а) волосяной покров в) наличие молочных желёз

б) торпедообразная форма тела г) лёгочное дыхание

  1. К подотряду Зубатых китов не относится?

а) кашалот б) касатка в) финвал г) афалина

  1. Кто из морских млекопитающих имеет ушные раковины?

а) гренландский тюлень б) морской котик в) морж г) дельфин - белобочка

  1. Что представляет собой «китовый ус»?

а) роговые пластинки в) видоизменённые резцы

б) видоизменённые волосы г) видоизменённые клыки

Вариант № 3. (для учащихся с диагнозом ЗПР)

  1. Морские млекопитающие в связи с приспособленностью к жизни в воде имеют

а) конечности превращённые в ласты в) густой мех

б) хорошо развитое зрение г) большие размеры

  1. Животные, каких отрядов обитают в морях

а) грызуны и зайцеобразные в) яйцекладущие и сумчатые

б) китообразные и ластоногие г) насекомоядные и рукокрылые

  1. Какое млекопитающее относится к отряду ластоногих?

а) синий кит б) кашалот в) морж г) дельфин-белобочка

  1. Какое млекопитающее относится к отряду китообразных?

а) гренландский тюлень б) кашалот в) морж г) морской котик

  1. Самое крупное животное на Земле.

а) синий кит б) кашалот в) морж г) морской котик


2.Обобщение.

Какие черты строения ластоногих и китообразных указывают на приспосо­бленность к водному образу жизни?

На основе каких признаков выделен отряд Китообразные?

На какие два подотряда делятся китообразные? Почему?

Чем отличаются строение и образ жизни морского котика от гренландского тюленя? По каким признакам их относят к одному отряду?

Какова приспособленность у их детенышей тюленей к жизни на льдинах?

Чем объясняется резкое снижение численности китов?

Как человек использует китообразных?


Задание на дом: § 33 до отряда Хоботные (с. 170 -174).


Анализ урока по теме: Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие.


Характеристика класса:

Класс, в котором проводился урок достаточно сложный, как по отношению к учёбе, так и по поведению. В классе обучается 14 человек (в том числе 1 ЗПР и 1 УО) Однако в классе есть много учеников (около трети), которые являются незаменимыми помощниками учителя при проведении уроков. Они могут мыслить, анализировать, выдвигать свои гипотезы, искать пути решения, поставленных перед ними задач. Но есть в класс учащиеся, которые слабо успевают по предмету: Егоров А. Кузнецов В. Андреева Е. Свои пробелы в знаниях они объясняют нежеланием учиться.


Место урока в курсе:

Этот урок является четвёртым в теме «Млекопитающие». Урок имеет ключевое значение, так как на уроке закрепляются знания учащихся о разных экологических группах хордовых животных, а особенно животных класса млекопитающие и приспособленности их к разным средам обитания.


Анализ цели урока:

Целью своего урока я считаю – обеспечение усвоения учащимися материала о характерных особенностях строения ластоногих и китообразных как водных млекопитающих, признаках этих отрядов в связи с приспособленностью к водной среде обитания. До учащихся цель урока была доведена. Постановка такой цели урока оправдана с точки зрения содержания программного материала. Знания, полученные на этом уроке, способствуют закреплению знаний о приспособленности разных экологических групп позвоночных к водной среде обитания. Было проведено сравнение с животными других классов позвоночных животных. Цель и содержание данного урока тесным образом переплетены с содержанием материала предыдущих уроков. О том, что урок достиг цели, свидетельствовали правильные и доказательные ответы учащихся на ключевые вопросы урока. Чётко отработаны основные ключевые понятия урока, о чём свидетельствуют полные ответы и оценки, полученные каждым учащимся в конце урока.


Анализ задач:

Цель урока это заранее запланированный результат, которого должны добиться учитель и учащиеся к концу урока. В цели любого урока должны быть отражены три основных аспекта, которые решаются через выполнение определённых задач урока.

- образовательные - расширить и углубить понятие об экологических груп­пах млекопитающих животных; познакомить с многообразием морских млекопитающих, признаками приспособленности их к среде обитания; раскрыть их значение в при­роде и хозяйственной деятельности человека.

- развивающие - совершенствовать умения распознавать изученные виды ластоногих и китообразных на таблицах и рисунках; развивать познавательный интерес учащихся к природе; развивать умения анализировать, сравнивать, ставить и решать проблемы;

- воспитательные – продолжать воспитывать в детях бережное отношение к природе и живым организмам;


Анализ структуры урока:

  1. Организационный момент:

Цель - подготовка к восприятию, обеспечение нормальной внешней обстановки для работы и психологический настрой учащихся на предстоящую работу на уроке.

Так как урок проводился в необычной обстановке, было заострено внимание на использование компьютера на этапах проверки выполнения заданий и этапах объяснения нового материала.

Поведение учителя и учащихся вполне соответствовало цели этого этапа. Учащиеся настроились на работу на уроке.

  1. Проверка домашнего задания:

Цель – проверить и закрепить знания каждого учащегося о классах и отрядах изученных отрядах млекопитающих.

Этот учебно - воспитательный момент проводился в два этапа. На первом этапе в форме фронтальной беседы были закреплены знания об особенностях строения млекопитающих животных. Цель этого этапа - подготовка к восприятию новой темы.

На втором этапе, который проводился в форме теста на соотнесение понятий, были проверены знания, полученные на предыдущих уроках. Для учащихся с диагнозом дан более облегчённый вариант теста. Проверка тестовых заданий проведена в форме взаимоконтроля в паре, это проведено с целью экономии времени на уроке, а также такой вид проверки способствует выявлению пробелов в знаниях, воспитанию критического отношения к ответам товарища и требовательности к постановки оценки.

  1. Новый материал:

Цель: знакомство с ластоногими и китообразными, как водными млекопитающими животными, особенностями их строения в связи с приспособленностью к водной среде обитания.

Перед учащимися четко была поставлена цель, совместно с учителем дети проанализировали названия отрядов млекопитающих. И пришли к выводу, что животные этого класса могут обитать водной среде.

Объяснение материала проводилось с использованием проблемного метода. Учащимся в ходе групповой работы было предложено решить проблемы, которые встали перед китообразными и ластоногими, как морскими млекопитающими животными.

Применение этого метода позволило развивать мыслительные процессы у учащихся (умение ставить и решать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать).

Группированная форма работы позволила включить в работу каждого учащегося, воспитывать чувство в коллективизма, уважение друг к другу в микрогруппах.

Реализация этого этапа показала, что ребята смогли сами выявить приспособленность ластоногих и китообразных к жизни в водной среде.

  1. Закрепление

Цель: проверить первичное усвоение темы.

Проведено снова в виде тестового задания (тест другого вида – на выбор правильного ответа). Интересная форма проверки задания обеспечила эмоциональный подъем. Оценена работа каждого.

  1. Домашнее задание дано после звонка с урока, поэтому достаточного инструктажа не получилось.

  2. Подведение итогов – не имело особого значения, так как обобщение проводилось после каждого этапа урока. Каждый ученик в конце урока получил оценку, которая складывалась из работы учащихся в течении всего урока.

Вывод: структура урока подчинена цели и содействовала достижению результата. Каждый ученик включен в работу, каждый предыдущий момент урока готовит к следующему этапу.


Анализ содержания.

Содержание, отобрано исходя из цели. Компоненты содержания урока взаимосвязаны, изложены логически правильно, одно вытекает из другого, доступны, интересны, используется опора на жизненный опыт учащихся, научность (новые названия, признаки) практическая направленность.

Содержание способствовало мыслительной деятельности, заставляло думать, анализировать, обобщать, тесно связано с другими науками (экология, физика), способствовало развитию кругозора учащихся.


Анализ методов.

На уроке были применены следующие методы: репродуктивная беседа, эвристическая беседа, была уместна, так как дети обладают определённой суммой знаний. Частично-поисковый и проблемный методы способствовали развитию мыслительной деятельности. Самостоятельный поиск - дети сами, опираясь на имеющиеся знания, выдвигали гипотезы и доказывали или опровергали их.

Использование информационно-компьютерных технологий позволило заинтересовать детей новыми формами учебной работы.

Организована работа в виде разных задач, тесты разных видов, работы в группах и парах, индивидуальный подход. Качество освоения знаний оценено через тест на закрепление.


Анализ работы учащихся.

Активность учащихся на уроке достаточно высокая, но не у всех учащихся. Однако все были включены в индивидуальную и групповую работу.

Интерес к материалу повышенный, так как стимулировали его применяемые методы: ИКТ, проблемный, заставивший добывать знания самостоятельно.

Культуре труда научены, все учебно-воспитательные моменты осуществлялись быстро и организованно. Навыки самоконтроля развиты, это проявилось при групповой работе, при проверке тестовых заданий


Анализ домашнего задания.

Домашнее задание проверено индивидуальным тестовым заданием, обобщено в форме фронтальной беседы.

Захотят прочитать дополнительные сведения – много узнали, думаю учить не нужно, учащиеся много запомнили с урока, так как при объяснении материала были включены на восприятие все органы чувств.

Объём домашнего задания определился тем, что прошли на уроке. Оно посильно для всех учащихся. Характер домашнего задания закрепляющий, развивающий.

Похожие:

Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие icon«самый большой вид млекопитающих»
Из за некоторых внешних сходств акулы и некоторых видов китообразных, люди путают и думают, что это рыбы, но это не так. Так – как...
Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconКитообразные (Сеtасеа) Тихоокеанского сектора Арктики: современное распределение, миграции, численность

Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconК началу 1920 года Красная армия располагала не менее 43 107-мм японскими орудиями (3861)
К началу 1920 г в Фергане были разгромлены отряды Мадамин-бека. Однако наступление большевистских формирований не ограничилось пределами...
Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconЗональные фаунистические комплексы и структура сообществ мелких млекопитающих и связанных с ними членистоногих в Западной Сибири 03. 00. 08 зоология
Зональные фаунистические комплексы и структура сообществ мелких млекопитающих и связанных с ними членистоногих в Западной Сибири
Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconРоль млекопитающих в таежных и лесостепных экосистемах освоенных и охраняемых территорий камского бассейна

Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconМетодика комплексной оценки состояния сообществ и популяций доминирующих видов или видов-индикаторов мелких млекопитающих, амфибий и рыб
Методика комплексной оценки состояния сообществ и популяций доминирующих видов или видов-индикаторов мелких млекопитающих, амфибий...
Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconЭколого-фаунистическая характеристика хищных млекопитающих семейства куньи (carnivora, mustelidae) севера нижнего поволжья

Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconЗакономерности раннего постнатального системогенеза у морских млекопитающих
Работа выполнена в научно-исследовательском центре «Государственный океанариум» Украины, г. Севастополь
Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconОбъединенных наций
...
Отряды млекопитающих: китообразные и ластоногие iconМеханизмы поведения млекопитающих: роль стресса и неопределенности среды
Работа выполнена в отделе научных исследований гук «Московский зоологический парк»
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница