Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса

НазваниеУчебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса
страница1/2
Дата конвертации28.12.2012
Размер282,29 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

С ГИМНАЗИЧЕСКИМИ КЛАССАМИ

ШКОЛА № 887 ЗОУО ГОРОДА МОСКВЫ


Учебная исследовательская работа


НАПОЛЕОН:

ИСКУССТВО БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ

И ЗВЕЗДА ИСКУССТВА


Авторы: Лахтина Алиса,

Трегубова Ксения

ученицы 9 б класса.

Руководитель:

Луцишин Артур Васильевич,

учитель истории, обществознания и МХК

кандидат исторических наук


Москва, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….С. 3


ГЛАВА 1. РОМАН. ПОВЕСТЬ. ПЕСНЯ. ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.....................................................С. 5


ГЛАВА 2. ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В КИНЕМАТОГРАФЕ

НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ВАТЕРЛОО» …………...............................С. 17


ГЛАВА 3. ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В ЖИВОПИСИ……………………..С. 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....С. 26


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ…………………………………………С. 27


ВВЕДЕНИЕ

Имя выдающегося военачальника и политика веками притягивало внимание общества. Разгадать загадку гения этого человека люди пытались по-разному: создавая исторические монографии, сохраняя память о нем в фольклоре, а также пытаясь изобразить образ героя художественными средствами, рождая произведения искусства.

Изучение жизни и судьбы Наполеона Бонапарта - это актуальная задача и сегодня, так как в мировой истории найдется немного деятелей, сопоставимых с ним по масштабу свершений и влиянию на ход исторического процесса, как Европы, так и России. Но еще интереснее, на наш взгляд, обратиться к рассмотрению того, каким представляли образ некогда грозного «повелителя Европы» представители разных видов искусства в различные эпохи. Не только сам Наполеон, как мы видим, является ярчайшей звездой на историческом небосклоне, но и его образ, отраженный в искусстве, тоже можно считать звездным. Наполеон – это человек, сделавший себя сам в конкретной исторической ситуации. А вот образ Наполеона – это уже порождение многих замечательных деятелей культуры, которые не смогли пройти в своем творчестве мимо фигуры «маленького капрала».

Итак, объектом изучения в нашей работе мы избрали личность Наполеона Бонапарта и его жизненный путь, а предметомотдельные произведения искусства, где так или иначе отображен образ Наполеона. Так как генерал Бонапарт очень популярен в мировой культуре (можно вспомнить даже торт или коньяк его имени), то мы взяли для анализа лишь некоторые произведения искусства. Мы обратились к тем работам, где отображены критические моменты жизни и судьбы нашего героя, либо кризисные периоды в судьбе людей, столкнувшихся с Наполеоном. В своем исследовании мы проанализировали два литературных произведения: небольшую повесть «Святая Елена. Маленький остров» Марка Алданова, российского писателя первой половины ХХ века и фрагмент эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В первом случае любопытна и биография самого писателя, оказавшегося в эмиграции после революции 1917 г. и гражданской войны. Автор повести описывает Наполеона в кризисный период его жизни – в момент ссылки на далекий остров, когда вселенская слава его гения начинает угасать. Тем интереснее проследить отношение героев повести: молодой англичанки, русского дипломата, французских офицеров, итальянского путешественника или африканского туземца к поверженному титану. В романе «Война и мир» мы обратились только к фрагменту описания Аустерлицкого сражения и неожиданной встречи Андрея Болконского с Наполеоном после битвы, так много изменившей в мировоззрении молодого русского офицера. Кризис духовного мира Андрея нашел выход в невольном сравнении бездонного неба и пусть гениального, но все же человека – Наполеона.

Кроме этого мы проанализировали образ Наполеона в живописи на примере полотен Ж.-Л. Давида и А.Гро и в кинематографе. Мы посмотрели и описали свои впечатления от киноработы режиссера Сергея Бондарчука «Ватерлоо», где опять-таки показаны самые критические моменты военной биографии Бонапарта: встреча с французской армией Нея после бегства с острова Эльба и легендарная битва при Ватерлоо. Обратившись к образу Наполеона в музыке, мы остановили свой выбор на одной из песен русского рок-поэта и музыканта Александра Башлачева, человека яркой и трагической судьбы. Песня называется «Грибоедовский вальс» и повествует о несчастной судьбе водовоза Степана Грибоедова, случайно почувствовавшего себя в роли Наполеона.

Для того чтобы можно было сравнить, насколько образ Наполеона в этих произведениях искусства соответствует реальной исторической личности, мы внимательно прочитали одну из классических исторических работ о нашем герое – монографию знаменитого советского историка А.Тарле «Наполеон».

Таким образом, целью нашей работы мы считаем сравнение образа Наполеона, сложившегося в мировом искусстве с реальным историческим деятелем Наполеоном Бонапартом.

Для достижения указанной цели нам по ходу работы над проектом пришлось решить следующие задачи:

  • отобрать, систематизировать и проанализировать исторические и художественные произведения о Наполеоне;

  • сопоставить его образ в искусстве (литературе, живописи, кинематографе, музыке) с его обликом исторического деятеля;

  • создать компьютерную презентацию для иллюстраций положений проекта.

Нашу работу можно использовать на уроках истории в 8 и 10 классе, а также на уроках истории, литературы, МХК и обществознания, поэтому можно считать, что она имеет практическую значимость.

В начале своей работы мы выдвинули следующую рабочую гипотезу: «Образ Наполеона в искусстве несколько приукрашен по сравнению с исторической личностью Наполеоном Бонапартом».

Отметим, что изучение того вклада, который внес в мировую культуру сам Наполеон как военачальник и государственный деятель (основание Лувра, Комеди де Франсэ, влияние на появление стиля ампир, египтологии и т.д.), заслуживает отдельного исследования и находится за рамками данной работы.

ГЛАВА 1. РОМАН. ПОВЕСТЬ. ПЕСНЯ.

ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В этой главе мы представим вашему вниманию анализ образа Наполеона Бонапарта в литературе. Образ человека, который оставил след в истории мира и покорил немало сердец. Наполеон, так или иначе, стал героем многих великих произведений русской литературы. Вспомним, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» он незримо присутствовал в душе главного героя. Бонапарт – один из кумиров Онегина. Когда Татьяна оказалась в доме Евгения, то поняла, что у ее любимого два объекта поклонения: лорд Байрон и Наполеон:

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом. [6, С.136].

А какую важную роль Наполеон играл в размышлениях Родиона Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»! Именно в мыслях о судьбе Наполеона родилась теория Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею». В разговоре с Соней Мармеладовой Родион сравнивает себя с героем нашего исследования и в ужасе видит свою слабость: «…или что если я задаю вопрос: вошь ли человек? – то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет… Уж если я столько дней промучился: пошел ли бы Наполеон или нет? – так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон….». [4,C.385]

Наполеон долгое время был образцом для подражания и для героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрея Болконского.

Итак, Наполеон Буонапарте родился 15 августа на острове Корсика в городе Аяччо в 1769 году в семье бедного адвоката. В то время, как его соратники гуляли и наслаждались жизнью, он изучал артиллерийское искусство и грыз гранит знаний. Имел наклонности к математике, истории, географии. Уже в двадцать четыре Наполеон проявил себя при Тулоне и вскоре стал бригадным генералом. Термидор резко перевернул его жизнь. Его лишили должности и заключили в тюрьму, правда позже освободили и восстановили в звании. Он стал желанным гостем на любом светском вечере, был новеньким в высшем обществе и вызывал интерес к своей личности. Переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799г., о котором многие слышали, отдал бразды правления в руки Наполеона. С этих пор Бонапарт именовался первым консулом, в 1802 г. он провозгласил себя консулом пожизненно, а уже в 1804 он стал императором французов Наполеоном I. Всё своё состояние и все свои силы новоявленный император тратил на войну и захват всего Мира. Ему не было жалко ни денег, ни своих сил, ни сил народа. Основной целью являлась Англия - самая богатая и процветающая на тот период времени страна. Бонапарт завоевал очень много земель. Слишком много, чтобы справиться с этим всем самостоятельно. Он стал назначать своих родственников на места управления, но гениальным стратегом, талантливым правителем и умелым хозяином был именно Наполеон, только Наполеон. Его империя стала рушиться и, в конце концов, он отрёкся от престола и был сослан на остров Эльба. Но Бонапарт потом ещё раз вернулся. В 1815 году 20 марта он, со своей маленькой армией, был с триумфом встречен в Париже. Французские солдаты, зная и помня, кто перед ними, не могли препятствовать этому возвращению, ведь это был их маленький капрал. Наполеон вторично правил ровно сто дней. Но когда он проиграл сражение при Ватерлоо, то снова отрёкся от престола и был сослан на остров Святой Елены в Атлантическом океан[7].

Именно поэтому в роли предмета рассмотрения избранной нами темы мы взяли повесть М.А. Алданова «Святая Елена, маленький остров» [1]. Это произведение является интересным тем, что содержит в себе описание жизни великого императора непосредственно уже в ссылке, а материал подобного характера обычные учебники не предоставляют. Ввиду этого у нас появляется уникальная возможность подробней узнать Наполеона, как человека и личность, а не только, как гениального стратега.

Итак, «Святая Елена, маленький остров» - это не просто историческо-художественная повесть, но и биография Бонапарта, более объемная и насыщенная. Из-под пера автора вылетают выражения показывающие Наполеона, как очень известного и действительно глобально мыслящего человека. Его размышления и дискуссии с товарищами приводят в восхищение и заставляют пересмотреть свои взгляды на жизнь. Например, маленькая девочка Сузи называет великого императора «злым Боней» [1,C.293] - даже английские дети знали, кто такой Боня, и не одобряли его действия, им был неприятен его образ, он был для них, как Баба-яга. Тот, кого они не разу не видели, но о ком много раз слышали от взрослых. Очень профессионально и ярко подчёркивается достоинство Бонапарта, его уровень. Доказательством этому является эпизод, в котором некий советчик, предлагает императору бежать в корзине с бельём… холодный взгляд экс-властителя почти всего мира, говорит сам за себя: «Отвечать не стоило: умный человек сам должен был бы почувствовать, что Наполеон не может бежать в корзине с бельём. А главное, теперь бежать было больше некуда» [1,C.326].

Все боятся и трепещут перед великим императором; о нём помнят каждую минуту, потому что столько, сколько сделал он для Франции не сделал никто, и даже его враги, англичане, уважали его, как личность, стратега, как своего достойного врага. Признание императора гениальным человеком очень открыто и публично: «Деспотия королей хуже самовластия Бонапарта, ибо где у них его гений?» [1,C.303]. Также, на наш взгляд, талантливый стратег был очень активным, он - источник энергии и запала, готовый завоевывать всё, и работать, работать, работать. Об этом свидетельствуют строки «…с усталыми людьми Наполеону нечего было делать» [1,C.307]. Трудоголизм тоже является отличительной чертой императора. Он всё время что-то делал, причём не пустое, а многозначительное и немаловажное. Он всё время думал о будущем своей страны, своего народа, своих поданных. Он ценил и уважал своё Отечество. Был настоящим патриотом, страстно и безоглядно любил свою прекрасную Францию, сделал её великой. Наполеон был всеми признанным лидером. Легендой. Его никто никогда не мог заменить. И в наши дни образ императора и сыгранная им роль в истории мира у многих вызывает восхищение. Как говорил сам Наполеон: «Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека». Он был абсолютно прав, и сам относился к числу цивилизованных людей.

При всем этом, Бонапарт по-своему смотрел на общество, на человечество в целом, и был противоречив в этих взглядах. М.Алданов выражает эту же мысль следующим образом «Наполеону всегда был свойственен жадный интерес к людям, странно сочетавшийся в нём с совершенным к ним презрением»; вдобавок к тому автор подчеркивает, что «…он во всех людях давно уже видел только существующие факты» [1,C.337]..

Описание бесед Бонапарта с его подданными, говорит о его рассудительности. У него есть своё мнение, и он его придерживается, но не навязывает. Создаётся впечатление, что ему скучно в обществе этих людей, хотя они взрослые и образованные, что ему смешно слушать и наблюдать за их диспутами. Это возвышает его над всеми, он словно Бог, смотрящий на людскую суету. Также при изучении этих бесед и коллективных обсуждений можно отметить, что Наполеон не выражает своих эмоций. Он абсолютно спокоен и сдержан. Никто не может догадаться и понять по его поведению, что он действительно чувствует, его нельзя было предсказать. Об этом свидетельствуют и высказывания его соперников, которые не раз говорили, что Бонапарт непредсказуем. Мы думаем, что это плоды особого стиля мышления и огромного, ярко-выраженного индивидуализма. В его голове, сердце что-то работало не так, как у других. По-другому, но при этом не хуже, а в сотни раз лучше. Каждая его фраза, резюме длительного анализа волнующего его вопроса, это блестяще выраженная, законченная и совершенная мысль, сто процентное попадание. Он сам - кладезь знаний. Причём он искусно использовал их. И этим благородством и мудростью пронизана вся повесть - вот что значит писать о гениальном человеке. У него не было звёздной болезни, слава не затмила ему разум. Он просто знал, что он лучший и делал то, что от него требовалось, выполнял свою работу и с успехом реализовывал свои планы.

Читая повесть, мы можем определить, что Наполеону было жутко скучно. Без завоеваний и приключений, без грандиозных сражений он не мог, он увядал, как цветок увядает без воды. Эта тягота тоже о многом говорит - императору было не важно сколько ему лет, как он выглядит (а выглядел он неплохо), ему было даже всё равно, что его поразило смертельное заболевание. У него была больна печень. Это была патология - его отец умер от того же. Но Бонапарт не хотел лечиться, хотя у него были огромные возможности, и абсолютно не признавал медицину. Правда, он попросил своих подданных после его смерти вскрыть тело и изучить эту болезнь. Это решение было принято им исключительно ради своего сына. Перед нами предстаёт отец, мы видим, что в нём живёт любовь, любовь к своему ребёнку. Вообще, Наполеон души не чаял в своём чаде. Они редко виделись, но это никак не мешало цвести большому и светлому чувству в сердце грозного императора. Мы считаем, что это очень трогательно, что это проявление его героизма. И в этом весь Наполеон.

Также горячо и трепетно он любил своих солдат - он относился к ним по-отечески и никогда не выражал пренебрежение, а это особый подход и опять же, как мы говорили раньше, нестандартное мышление и восприятие всего, что есть вокруг.

Безусловно, Наполеон знал, что скоро умрёт, но держался очень мужественно. В повести есть один эпизод, описывающий прибытие на остров итальянского маркиза, который жаждет встречи с «освободителем Италии». Наполеон решил увидеться с гостем, ввиду того, что всё, что он скажет, будет афишировано в Европе. Это было ему на руку. Бонапарту хватило двух минут, чтобы приготовиться, и когда маркиз вошёл в комнату, он был поражен. На наш взгляд, это подтверждают блестящие строчки: «Он рассчитывал увидеть больного узника; перед ним сидел император Наполеон» [1,C.337]. Даже в последние дни жизни, когда он составлял завещание, император ушёл в работу с головой. Он работал дни на пролёт и, изредка, приказывал читать себе в слух Гомера.

Мы вновь наблюдаем проявление трудоголизма. Такое ощущение, что маленький капрал никогда не уставал, был как заведённый. Будто его ничто не тревожило. Словно в боку не было острой бритвы.

Конечно, уход из жизни этого великого человека стал огромной потерей. И пусть, будучи в ссылке, Бонапарт ничего не завоёвывал, но осознание того, что его больше нет, было ужасным. Даже английские офицеры не могли сдержать слёз: «Им было жутко оттого, что умер такой великий человек, - правда, враг дорогой старой страны, но всё таки the greatest man in the world, по сравнению с которым ничего не стоила жизнь их, обыкновенных людей» [1,C.358]. Алданов мастерски рисует картину прощания с императором. Эта сцена пронизана всеобщей трагедией и болью. В тот день всех объединило общее горе. И англичане, и французы; военные и высокого ранга, и ниже - никто не мог выдержать такого удара судьбы. Один из представителей Англии поцеловал край шинели, укрывавшей бездыханное тело императора, и все повторили его действие. Это было знаком уважения, преклонения перед гениальным правителем. Также на наш взгляд, важен один момент, в котором говорится, что когда сердце Бонапарта перестало биться, то его лицо помолодело лет на двадцать. Этим автор хотел подчеркнуть, что император не смог бы успокоиться в этой жизни, он всё время работал, его утомил такой ритм, но он не желал останавливаться ни на минуту. И вот, когда он умер, ему, возможно, стало легче, он окунулся в покой, заснул прекрасным долгим сном. Заснул навсегда.

Несмотря на то, что гении умирают, их душа в будущем проявляется в других людях. Так, например, Алданова вдохновил великий император, и, кто знает, может, он почувствовал себя чуть-чуть Наполеоном. В любом случае, мы лишний раз убедились, что Бонапарт был очень интересной личностью и человеком с большой буквы. Память о Наполеоне Бонапарте сохраняется, пока он интересен деятелям искусства и людям, знакомящимся с их произведениями.

В романе Льва Толстого «Война и мир» Наполеон предстаёт немного в другом свете. Если у Марка Алданова мы видим почти идеального человека, рассудительного и очень мудрого, то у Толстого он выглядит более реалистично. Мы можем рассмотреть его до того, как его отправили в ссылку и понаблюдать за структурой его отношений со своими подданными.

Безусловно, Наполеон был любимым императором, которым восхищались и перед которым трепетали. Окружающие были способны на что угодно, лишь бы понравиться Его Императорскому Величеству. Наполеон имел успех, славу и популярность. Может быть, именно поэтому Толстой создаёт образ уверенного в себе и, в чём-то, эгоистичного и самолюбивого человека. На наш взгляд, эти качества не что иное, как плоды возвышения Бонапарта, отражающие его колоссальный подъём по социальной и полководческой лестницам. И вот перед нами император - великий, но всё же тщеславный. В сцене перед Аустерлицким сражением Толстой сравнивает Наполеона с влюбленным и счастливым мальчиком – влюбленным в себя и свои победы и счастливым от свершений: «Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из-за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце. Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело»[7,C.252]. Уже в этой сцене Толстой развенчивает героя, показывает его вполне человеческие чувства и качества, подчеркивает его самоуверенность и тщеславие. Апогея негативное отношение автора к Наполеону достигает в сценах после ранения князя Андрея. Осознав себя между жизнью и смертью, увидев бездонное небо Аустерлица, Андрей переосмысливает свое земное предназначение и отношение к прежним ценностям, среди которых важнейшее место занимала слава, подобная наполеоновской: «Вот прекрасная смерть», - сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон… Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи… Он знал, что это был его Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нему облаками» [7,C.269]. Толстой показывает тщетность мелких страстей по сравнению и великим смыслом жизни, разрыв между великими силами природы и возможностями одного человека, но для того, чтобы подтвердить свое суждение он обращается к образу самого великого из живших тогда людей – к Наполеону.

На наш взгляд, Наполеон был некой загадкой для всех, очень непредсказуемым. Никто не знал, что от него ждать, как он будет реагировать. В этом есть большой плюс. Он мог, не опасаясь, рассчитывать каждый свой шаг и в дальнейшем с уверенностью реализовывать свои планы.

Можно с уверенностью отметить, что в основном «маленького капрала» представляли как истинного патриота, сильного человека, просто гения или даже идеал. В искусстве давно появилась «наполеоновская легенда». Конечно же, нам пришлось столкнуться так же с образом поверженного льва, не теряющего свою гордость и величие даже после проигрыша, и с далеко неидеальным образом, созданным Толстым.

Иной подход в оценке образа Наполеона мы увидели в песне «Грибоедовский вальс» русского рок-барда Александра Башлачева, одного из самых интересных поэтов рок-культуры. В данном произведении Наполеон вновь предстает перед нами как великолепный полководец, гений, а так же сильный духом человек. Но, мы отметили, что в данном произведении подчеркивалось другое.

В отдаленном совхозе "Победа"

Был потрепанный старенький "ЗИЛ".

А при нем был Степан Грибоедов,

И на "ЗИЛе" он воду возил. [2. C.79].

Первые строчки песни никак не хотели каким-либо образом связываться с личностью «маленького капрала». Действительно, что общего может иметь водовоз из совхоза с гениальным императором Франции? Тем более, что дальше мы видим такие слова:

Был по обыкновению пьян.

Словом, был человеком обычным водовоз Грибоедов Степан. [2. C.79]

Ответ на поставленный вопрос станет выводом из песни Башлачева.

В первую очередь, стоит определить, был ли образ Наполеона недостижимым для других людей. Мы считаем, что нет. Да, несомненно, он был очень талантлив, но ведь далеко не все талантливые люди добиваются высот Бонапарта. На наш взгляд, одним из секретов «маленького капрала» была поистине стальная сила воли и непоколебимая целеустремленность. Но этого может добиться почти каждый человек. Стоит только захотеть. Соответственно, и стать таким человеком, как Наполеон Бонапарт, теоретически может каждый.

В песне «Грибоедовский вальс» мы наблюдаем трагическую судьбу русского мужика. Трагичность заключается в том, что герой вешается. Что же произошло такого, что здоровый мужчина заканчивает свою жизнь в петле?

События начинают развиваться довольно безобидно. В деревню нашего героя приезжает «выдающийся гипнотизер», и Степан, желая «проверить обман», поднимается к нему на сцену. Далее начинаются действительно странные вещи. Наш водовоз попадает на поле битвы сражения под Аустерлицем. Башлачев описывает это так:

И поплыли знакомые лица...

И приснился невиданный сон -

Видит он небо Аустерлица,

Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны.

Он услышал раскаты стрельбы

Он заметил чужие знамена

В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье

И движением властной руки

Дал приказ о начале сраженья

И направил в атаку полки.


Опаленный горячим азартом,

Он лупил в полковой барабан.

Был неистовым он Бонапартом,

Водовоз Грибоедов Степан.


Пели ядра, и в пламени битвы

Доставалось своим и врагам.

Он плевался словами молитвы

Незнакомым французским богам.


Вот и все. Бой окончен. Победа.

Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!

Покачнулся Степан Грибоедов,

И слетела минутная блажь. [2,C.80].

Как мы видим, Степан был не наблюдателем этого выдающегося сражения. Он был его лидером. Наполеоном Бонапартом. Наверное, будет не лишним отметить, что это была не простая битва, а одна из самых грандиозных побед Бонапарта, битва, в которой был положен конец третей антифранцузской коалиции. Не каждому выпадает такой шанс, но и не каждый способен даже после нескольких мгновений жизни «маленького капрала» вернуться в свою жизнь. Наполеон, как мы отметили выше, не был недостижимым идеалом. Он был вполне реальным человеком, добившимся всего самостоятельно. Но, несмотря на это, его жизнь была далеко не стандартной, не обычной. И Степан, почувствовав это, не может продолжать жить своей жизнью. Финал песни трагичен:

Он домой возвратился под вечер

И глушил самогон до утра.

Всюду чудился запах картечи

И повсюду кричали "Ура!"


Спохватились о нем только в среду.

Дверь сломали и в хату вошли.

А на них водовоз Грибоедов,

Улыбаясь, глядел из петли.


Он смотрел голубыми глазами.

Треуголка упала из рук.

И на нем был залитый слезами

Императорский серый сюртук. [7,C.81].

В произведении Башлачева, Степан Грибоедов получил уникальную возможность почувствовать себя Наполеоном, пусть всего на несколько мгновений. И русскому водовозу этого вполне хватило, чтобы понять отдаленность императора от остального мира, почувствовать разницу между жизнью талантливейшего полководца, способного делать, казалось бы, невозможные вещи, и жизнью обычного русского мужика. Андрей Болконский сравнил облик Наполеона и силы Природы, Божественную мощь и не смог жить как прежде. Водовоз Степан примерил образ Наполеона и не смог жить дальше вообще. Роль образа Наполеона для любого человека важна, так как император Франции – уникальная фигура в мировой истории и литературе.

  1   2

Похожие:

Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconТворческая работа по составлению сказок. Развитие творческого воображения детей с помощью игр
Творческая работа с терминами искусства и создание литературно-художественных образов на уроках изобразительного искусства
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconРабочая учебная программа для подготовительного отделения детской художественной школы пояснительная записка
На первых годах обучения в подготовительной группе изучение целесообразно объединить предметом «Изобразительное искусство»
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconКир булычев девочка, с которой ничего не случится
Завтра Алиса идет в школу. Это будет очень интересный день. Сегодня с утра видеофонят ее друзья и знакомые, и все ее поздравляют....
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconКакой должна быть учебная презентация?
Пусть это будет не больше 15 слайдов, большее количество тяжело для запоминания и ослабит эффект восприятия темы в целом
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconПроделанная работа: реализация проекта «Моя исследовательская работа»
Цель: создание условий для принятия обучающимися ценностей общества и способов самоопределения в них
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconНаучно-исследовательская работа

Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconСергей Мусский 100 великих скульпторов
«Скульптура — это искусство, которое, удаляя излишек обрабатываемого материала, приводит его к форме тела, предначертанной в идее...
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconУчастие в конференциях 34 Выступления студентов кафедры на конкурсах 35
Научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры и студенческая научная работа 26
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconРабота студентов
Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...
Учебная исследовательская работа наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства авторы: Лахтина Алиса iconПримерная программа дисциплины «История хореографического искусства»
Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы балета,...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница