Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО "Happy Life") Специальность

НазваниеСтратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО "Happy Life") Специальность
страница1/20
Разработка
Дата конвертации28.12.2012
Размер2,56 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Разработка стратегии предпринимательской деятельности в сфере

международного туризма

(на примере туристской компании ООО "Happy Life")

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйст­вом (предпринимательство).

Диссертация на соискание ученой степени Кандидата экономических наук

2003

Оглавление
Введение 3

ГЛАВА I. Цели и задачи предпринимательской деятельности в сфере
международного туризма 14

  1. Оценка современного состояния предпринимательской
    деятельности в сфере международного туризма в Российской
    Федерации 14

  2. Исследования рынка туристских услуг в системе туристского
    менеджмента 25

  3. Направления исследований в туристском бизнесе 40

Глава II. Методы продвижения туристского продукта на рынок 51

  1. Особенности продвижения турпродукта 51

  2. Цена как инструмент продвижения туристского продукта 54

  3. Система управления себестоимостью турпродукта. Применение
    метода "директ-костинг" 63

Глава III. Разработка стратегии предпринимательской деятельности
туристской фирмы "Happy Life" 96

  1. Ситуационный анализ деятельности туристской фирмы "Happy
    Life" 96

  2. Анализ внутренней среды туристской фирмы "Happy Life" 107

  3. Разработка стратегии позиционирования туристской фирмы
    "Happy Life" 134

Заключение 143

Список литературы 152

Приложения 160

Введение

1. Актуальность темы исследования.

Формирование в России стабильной экономической ситуации во мно­гом зависит от темпов развития рынка и отечественного предприниматель­ства.

Предпринимательство — это особый вид деятельности, связанный с реализацией личностью творческих планов в сфере бизнеса, сочетающих весьма широкие возможности получения прибыли, с серьезным риском во­площения в жизнь тех или иных коммерческих идей. Предприниматель должен квалифицированно ставить перед собой определенные цели и ви­деть способы их достижения на основе выбора обоснованной стратегии и тактики для последовательного и поступательного движения к успешному результату.

К началу 2000 года число малых предприятий в России составило по­рядка 891 тысячи, из которых около 18 тысяч - туристские фирмы, а имен­но туристские операторы и туристские агентства. Следует учесть, что, на­чиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми кри­териями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ "О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Фе­дерации".

Предпосылки предпринимательства в современной России, в частно­сти, в сфере международного туризма начали формироваться в конце 90-х годов XX века, причем его развитие обусловлено развитием малого бизнеса. Российский малый бизнес - именно тот сектор экономики, который в бук­вальном смысле порожден реформами. Дата его рождения - 18 июля 1991 года. По данным Госкомстата, в 1992 году было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год, из которых около 7 тысяч - туристские предприятия. Начало развития малого предпри­нимательства сыграло решающую роль в зарождении в России частного

4

сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых пред­приятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий относились к сфере малого бизнеса. Подавляющее большинство туристских фирм (свыше 90%) также относится к сфере малого предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в сфере международного туризма - это деятельность частного лица или группы лиц, направленная на созда­ние собственного бизнеса, заключающегося в формировании туристского продукта, удовлетворяющего потребности потребителей в предоставлении качественных услуг по организации поездки за рубеж с целью отдыха, ле­чения, паломничества и других, для его дальнейшей продажи и получения максимальной прибыли.

Целью предпринимательства в сфере международного туризма явля­ется получение прибыли и для ее достижения необходим комплекс дейст­вий по формированию, продвижению и продаже нового и привлекательного турпродукта потребителям, характеризующегося оригинальностью, проду­манностью и соответствием требованиям рынка, постоянно заботясь о каче­стве и удовлетворенности клиентов, учете их пожеланий и удержании по­стоянных клиентов. Такой подход позволит туристской фирме разрабаты­вать конкурентоспособный туристский продукт и получать высокий и ста­бильный доход, а также заложить прочный фундамент для успешной дея­тельности в будущем.

Интерес к туризму во всем мире всегда был велик: по данным Все­мирной Туристской Организации (ВТО), туристская индустрия демонстри­рует самый большой рост среди мировых экономических отраслей. В тече­ние последних 16 лет средний темп роста выручки международного туриз­ма составил 9%, в 2000 году она достигла 478 млрд. долл., что на 4,5% больше чем в 1999 году. Число прибытий за тот же период в среднем вы­росло на 4,6% и в 2000 году составило 698 млн. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010 г. удвоится и достигнет миллиарда тури­стских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточ-

5

ную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом,1 а доходы от международного туризма к 2010 году приблизятся к 1,5 трлн. долларов.

Однако предпринимательство в сфере международного туризма в России стало активно развиваться только в самом начале 90-х годов. Это в первую очередь связано с долгим периодом "железного занавеса", отсутст­вием четкой нормативно-правовой базы, а также отсутствие связей с зару­бежными партнерами.

Данные о развитии международного туризма в России говорят о его быстром, но практически стихийном развитии. В начале 90-х годов число новых фирм росло с каждым днем. В 1991 году в Москве было зарегистри­ровано более 1000 турфирм. Резко увеличилась доля российских граждан, выехавших за рубеж с целью туризма: по данным официальной статистики, в 1991 году в России эта цифра составила 10,8 млн. Однако вскоре боль­шинство туристских предприятий столкнулось с многочисленными про­блемами. Многие туристские фирмы, созданные предпринимателями, не имеющими опыта работы в туризме и не учитывающими его специфики, обанкротились, другие работали как без лицензии на право осуществления международной туристской деятельности, так и с различными нарушения­ми закона "О защите прав потребителей", Гражданского Кодекса РФ, а так­же нарушениями в ведении финансовой отчетности.

Финансово-экономический кризис 1998 года нанес сильный удар по развитию отечественного рынка туризма: в 1997 году российские граждане совершили 4143 тыс. поездок за границу с целью туризма, а в 1998 году этот показатель составил 3330 тыс. Таким образом, наблюдается снижение количества выездов на 20%. Многие крупные турфирмы с региональными представительствами не смогли противостоять гиперинфляции и были вы­нуждены закрыться.

1 По данным ВТО.

6

К 2000 году рынок международного туризма в России вновь стал де-
! монстрировать увеличение показателей потребительского спроса, которые

i выразились в 4485 тыс. выездов за рубеж с целью туризма и стал относи-

тельно стабилен. В 2002 году за рубеж с целью туризма выехало уже 5044 тыс. российских граждан при общей численности выехавших граждан 20343 тыс.2 Уровень конкуренции значительно возрос, одной из приоритет­ных задач предпринимателей в сфере международного туризма стала про­блема разработки стратегии внедрения фирмы на рынок и развития бизнеса, в частности, разработки экономической стратегии фирмы, главной задачей которой является исследование рынка с целью разработки туристского про­дукта, максимально отвечающего требованиям потребителей, а также поиск путей привлечения и удержания клиентов.

Кроме того, туристским фирмам требуется проводить работу по рас­ширению спектра предлагаемых туристских услуг. Особое внимание долж­но уделяться различным аспектам вопросов безопасности в туризме, кото­рые в настоящее время очень актуальны.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях современной экономики необходимо создание благоприятной почвы для развития малого предпринимательства, выступающего важнейшим факто­ром уровня развития экономики страны.

Туризм является благодатной и перспективной сферой бизнеса для ведения предпринимательской деятельности. В 2002 году общее число ме­ждународных туристских прибытий составило около 715 млн., это на 22 млн. больше, чем в 2001 году, и почти на 19 млн. превышает рекордный по­казатель 2000 года (696,1 млн.).3 В этой связи автору представляется акту­альной дальнейшая разработка теоретико-методологических положений по экономике и менеджменту туризма, а также конкретных практических ре-

2 Туризм в цифрах' 2002; Стат. Сб./Госкомстат России; "Статистика России". - М., 2003, с. 19

3 Туризм в цифрах' 2002: Стат. Сб./Госкомстат России; "Статистика России". - М., 2003, с. 10

7

комендаций по проведению рыночных исследований в области междуна­родного туризма, от которых во многом зависит ее коммерческий успех.

Необходимо широко использовать принципы и методы менеджмента, осуществлять систематические исследования рынка для изучения и прогно­зирования спроса на туристские услуги, формирования рынка туризма, максимально ориентированного на потребителя и постоянном поиске но­визны предлагаемых услуг.

Следовательно, особое значение приобретает выработка оптимальной стратегии коммерческой деятельности, которая позволит туристской фирме уверенно и стабильно работать на рынке туристских услуг, предлагая кон­курентоспособный турпродукт и получая высокую прибыль.

Рынок туристских услуг в России в настоящее время достаточно на­сыщен: потребителям предлагается большой выбор туристских направле­ний и маршрутов, разработан широкий ассортимент туристского продукта: познавательный, оздоровительный, паломнический, конгрессный, эко-туризм. К этому числу прибавились различные виды экстремального туриз­ма, который сейчас стал довольно популярным. Многие российские граж­дане уже приобрели опыт в поездках за рубеж с целью отдыха и стали предъявлять более высокие требования к качеству предлагаемых турфир­мой услуг и к качеству обслуживания. Поэтому для того, чтобы услуги ту­ристской фирмы пользовались спросом в современных условиях, необхо­дим подход, основанный на подробном изучении потребностей потребите­лей, который позволит создать новые, интересные пакеты туристских услуг для клиентов и коммерчески выгодные для туристской фирмы, а также сформировать собственную клиентскую базу и круг своих постоянных кли­ентов. Кроме того, особую актуальность в настоящее время имеет качество предлагаемого турпродукта, которое часто находится на неприемлемом уровне и возможности получения клиентами подробной и правдивой ин­формации о нем, а также культуре обслуживания потребителей.

8

За последние 7 лет произошло много положительных изменений в об­ласти правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма: 24.11.1996 Госдумой РФ был принят закон "Об основах турист­ской деятельности в РФ", который является основным правовым докумен­том, реализуется Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Рос­сийской Федерации" на 1999-2005 гг., "Программа развития туризма в Мо­скве на период до 2010 г.", Федеральный закон "О лицензировании отдель­ных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ, Положение о лицензиро­вании туроператорской деятельности от 11.02.2002 №95, Положение о ли­цензировании турагентской деятельности от 11.02.2002 №95. В 1996 году принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В настоящее время российское правительство предпринимает ряд мер, направленных на поддержку малого предпринима­тельства, в частности льготное кредитование, внедрение упрощенной фор­мы финансовой отчетности, а также льготное налогообложение. Такой под­ход позволит обратить дополнительное внимание органов государственной власти на проблемы международного туризма с одной стороны, и будет способствовать росту интереса к предпринимательской деятельности в сфе­ре туризма с другой.

В настоящее время имеется настоятельная потребность в разработке современных методов и приемов туристского менеджмента и системы про­ведения рыночных исследований.

Одной из важнейших задач туристского менеджмента является полу­чение необходимой информации для выбора и обоснования стратегии дея­тельности, которая позволит турфирме добиться выгодного положения на рынке.

По данным одной из ведущих консалтинговых компаний "Ernst & Young", средняя стоимость проведения рыночного исследования и разра­ботки стратегии развития деятельности для туристской фирмы составляет в среднем 10 тыс. долларов США. Большая часть туристских фирм не может

9

пойти на подобные расходы и ведет работу в этом направлении самостоя­тельно. Однако, как показало проведенное автором исследование, 30% из 40 московских туристских фирм вообще не проводят рыночных исследований, объясняя это тем, что их бизнес и так приносит прибыль, а главным ориен­тиром на рынке для них является деятельность конкурентов. Такой подход отчасти логичен, но результат такой деятельности практически всегда один: туристская фирма не готова к каким бы то ни было изменениям рыночной конъюнктуры и не способна быстро и адекватно реагировать на изменения показателей спроса.

В настоящее время существует большой выбор средств и методов проведения исследований рынка, изготовления и размещения рекламы, продвижения турпродукта на рынок. Многим туристским фирмам, особенно вновь созданным, довольно тяжело сориентироваться и определить, каким образом строить схему своей деятельности в этом направлении.

В научных трудах и учебно-методической литературе по предприни­мательству, менеджменту и рыночным исследованиям отечественных спе­циалистов, среди которых Беляевский И. К., Хорошилов А. В., Сенин В. С, Азар В. И., Гуляев В. Г., Исмаев В. К., Немоляева М. Э., Шенгелия Н. О., Романов А. А., Данченок Л. А., Ильенкова С. Д., Голубков Е. П., Кварталь­ное В. А., Дурович А. П., Ващекин Н. П., Бусыгин А. В., Парамонова Т. Н., Литвинюк А. А., Немковский Б. Л., Резго Г. Я., Семин О. А., Папирян Г. А., Виханский А. В., Герчикова И. Н., Батизи Э. Э., Пешкова Е. П., а также за­рубежных специалистов - Ф. Котлер, Боуэн Дж., Вествуд Дж., Портер М., Эдварде Ч., Фридмэн М. и других недостаточно разработаны и освещены вопросы методики управления и прогнозирования туристских потоков и стимулирования спроса на туристские услуги.

В связи с этим автору представляется актуальной разработка научно обоснованных моделей организации предпринимательской деятельности в туристском бизнесе, изучение и поиск методов планирования стратегии

10

предпринимательской деятельности собственными силами и средствами ту­ристских фирм.

Актуальность данных вопросов и их недостаточная разработанность и освещенность в трудах отечественных и зарубежных специалистов и опре­делили выбор темы диссертационного исследования.

2. Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является выработка рекомен­даций по формированию стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма на основе анализа деятельности туропера­торов и турагентств.

Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:

  • Оценить роль международного туризма в экономике России;

  • Провести выборочное исследование показателей рынка международ­
    ного, въездного и внутреннего видов туризма;

  • Провести выборочное исследование рынка туристских услуг для вы­
    явления предпочтений и требований, предъявляемых потребителями;

  • Провести анализ процесса калькуляции себестоимости турпродукта и
    доказать целесообразность и эффективность применения метода "директ-
    костинг";

  • Разработать стратегию предпринимательской деятельности турист­
    ской фирмы, работающей в сфере международного туризма;

  • Определить экономический эффект от внедрения разработанной стра­
    тегии деятельности туристской фирмы.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconСоколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие
Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного...
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconПерспективы развития морского круизного туризма в архангельской области
Прежде всего, позвольте поприветствовать всех участников международного туристического форума от компании «Интурист-Архангельск»...
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconПо туризму; Диплом за лучший доклад на IХ республиканской межвузовской научно-методической конференции молодых ученых. Брест, 18
«География туризма Беларуси», «География международного туризма», «Экономика международного туризма», «Организация и управление туристским...
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconГод Мониторинг анонсов основных мероприятий в сфере инновационной деятельности и работы с талантливой молодежью и предпринимательской деятельности 27. 08
Мониторинг анонсов основных мероприятий в сфере инновационной деятельности и работы с талантливой молодежью и предпринимательской...
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconРепертуарные стратегии в современном учебном книгоиздании для высшей школы на примере изданий по гуманитарным и социально-экономическим
Репертуарные стратегии в современном учебном книгоиздании для высшей школы на примере изданий по гуманитарным и
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconМетодика расследования преступлений, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности

Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconКурсовая (36 страниц)
Опыт организации обучения на примере компании суэк (Сибирская Угольно Энергетическая Компания)
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconПрограмма 3-го Международного форума «MedSoft 2007»
Симпозиум «Информационные системы в сфере лекарственного обеспечения» (Пресс-центр)
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconРегистрация предприятий в Украине
С позиций целей правового регулирования регистрационный режим предпринимательской деятельности должен включать в себя следующие компоненты:...
Стратегии предпринимательской деятельности в сфере международного туризма (на примере туристской компании ООО \"Happy Life\") Специальность iconТоварные стратегии ведущих американских компаний в сфере информационных технологий
Работа выполнена на кафедре менеджмента, маркетинга и коммерции Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница