Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией

НазваниеПособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией
страница1/30
профессора В И
Дата конвертации28.12.2012
Размер5,3 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
В.М.ХАЧАТУРЯН

ИсториЯ

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10—11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией

доктора исторических

наук, профессора В. И. У кодовой

Рекомендовано Департаментом

общего среднего образования

Министерства образования

Российской Федерации

3-е издание, исправленное и дополненное



Москва '*-————— Издательский дом «Дрофа»

1999


Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уко-ловой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.


Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

Рекомендовано к изданию Министерством образования Рос­сийской Федерации и включено в Федеральный перечень учеб­ников.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5—7107—2643—5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10—15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообра-

зии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясня­ется тем, что теория цивилизаций развивается уже не-

сколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «город­ской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопос­тавлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, гру­бый. Значит, уже в древности люди осознавали разни­цу между жизнью цивилизованной и грубой, варвар­ской.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс про­должается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а 'скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал­лельно.

Среди них можно выделить две основные разновид­ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест­ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз­ни человечества произошли большие изменения, кото­рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост­индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ­ют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилиза­ция», «индустриальная цивилизация» и т.д. Назва-

ние не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох­ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет исполь­зоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует по­мнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые зани­мают определенную территорию и имеют свои осо­бенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с грани­цами государств. Однако бывают и «исключения». На­пример, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных госу­дарств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от дру­гих цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный в переводе с латыни означает «мест­ный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, фило­софия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилиза­ции. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с те­чением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «яд­ро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее неповторимость, уникальность ло­кальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стади­альной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуаль­ное, разнообразие исторического процесса. Таким об­разом, обе теории имеют свои преимущества и взаим­но дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема исто­рии, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изуче­ния истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в совре­менной исторической науке.

Курс по истории мировых цивилизаций — завер­шающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже прой­денного материала дать старшеклассникам представ­ление об основных закономерностях и направлени­ях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им ов-

ладеть некоторыми общими принципами цивилизаци-онного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными циви-лизационными регионами (например, Западом и Вос­током).

Таким образом, в учебнике слово «цивилиза­ция» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии чело­вечества и цивилизация как социокультурная общ­ность.

* * *

В оформлении учебника использована гравюра худож­ника середины XVII в. Отто ван Веена, в аллегорической форме изображающая время. О циклическом характере вре­мени напоминает змея, помещенная на первом плане. Аллегорические фигуры Детства, Юности, Зрелости и Ста­рости символизируют четыре «возраста» цивилизации, не­отвратимый ход исторического времени и идею преемствен­ности.



Глава I

Цивилизации Востока в эпоху древнего мира



..Азия выступает по сравнению с крошеч­ной Европой во всем величии своего огром ного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей осно­вой, откуда вышли все люди.

К. Я с перс

§1

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ — К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал со­здаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам пе­реход к цивилизации, конечно, осуществлялся посте­пенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобыт­ности, вполне определенны.

История превратила человека в существо, стре­мящееся выйти за свои пределы.

К. Ясперс, современный немецкий философ

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам иррига­ционных сооружений резко повысилась производи­тельность сельского хозяйства.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному

Ирригация система орошения полей с помощью ис­кусственных каналов, водохранилищ и т. д. Привилегия исключительное право, преимущество, предоставленное избранным людям.

10

положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиоз­ные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в кото­рых жители, по крайней мере частично, были осво­бождены от сельского труда. Начали возводиться мо­нументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре исто­рии человечества, некоторые ученые называют пер­вичными. Это название подчеркивает, что они вырос­ли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. На­против, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей

Древние цивилизации в середине I тысячелетия до н. э.



11

степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни об­щества. В этом заключается одна из важнейших осо­бенностей цивилизаций древнего мира.

Географическая зона, в пределах которой возник­ли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется остров­ком среди бескрайнего моря народов, стоявших на сту­пени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивили­зации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месо­потамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилиза­ций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская ци­вилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилиза­ция, из которой выросла древнегреческая. В I тысяче­летии до н. э. список древнейших цивилизаций попол­нился: на территории Закавказья сформировалас цивилизация Урарту, на территории Ирана — могуще­ственная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не тольк Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатиче­ских условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температу-

12

ра в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь не­сколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникнове­ния цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие пре­пятствия, это замедляло развитие. Но образование ци­вилизаций не проходило в идеальных условиях. На­оборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать до­стойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершен­ствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в до­линах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И дей­ствительно, плодородная почва в их дельтах способст­вовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих

Теория «вызова-и-ответа» была сформулирована из­вестным английским историком А. Тойнби (1889— 1975): естественная среда самим фактом своего су­ществования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

13

поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному зем­леделию «аграрной революцией».

Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.

Конечно, не все древние цивилизации были речны­ми, но каждая из них сталкивалась с трудностями, за­висевшими от особенностей ландшафта и климата.

V

Вызов побуждает к росту... слишком хорошие ус­ловия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

А. Тойнби

Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивили­зации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полу­островное положение было еще одним вызовом приро­ды. И ответом на него явилось зарождение навига­ции, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных усло­вий, в которых существовали цивилизации древнос­ти, цивилизационный процесс везде шел в неразрыв­ной связи с освоением и преобразованием естествен­ной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд об­щих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последую­щих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают скла­дываться цивилизационные особенности, определив­шие их различную судьбу и в древности, и в эпоху

14

средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Восто­ка и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в пер­вобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2. Где и когда зародились самые древние цивилизации ми­ра? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, сущест­вовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружа­ющая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

§2

ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ

Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался -разви­тием ирригационного земледелия. Создание иррига­ционных систем требовало организации коллективно­го труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систе­му каналов. Все эти работы невозможно было осущест­вить без жесткой организации, без сильной централи­зованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некото­рые различия, но суть ее была единой: во главе госу­дарства стоял правитель, обладавший всей полнотой



Деспотия в переводе с греческого означает «неогра­ниченная власть»; форма самодержавной власти.

15

власти и считавшийся собственником всей земли. Та­кой тип власти реализовался за счет разветвленной ад­министративной системы, т. е. аппарата чиновни­ков, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовы­вали совместные сельскохозяйственные работы, стро­ительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень дол­говечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари-боги

Широко кругом простирается небо вдали. Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, — Повсюду на этой земле только слуги царя. Из древнекитайской «Книги песен», XI—VII вв. до н. э.,

Итак, цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считал­ся, по крайней мере формально, единственным собст­венником всех земель, во время войн стоял во главе ар­мии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались! налоги, он организовывал ирригационные работы, яв-1 лялся верховным жрецом, посвященным во все таинст­ва. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фа­раон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым вопло­щением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фара­он был наделен «солнечным именем» — он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой ма­гической силой, которую нельзя расходовать впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба, вер­ховного божества.

16

В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все создан­ные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу он есть огонь и ветер, он — солнце и луна, он — владыка пра­восудия...».

Все эти пышные титулы были не просто цветисты­ми метафорами, с помощью которых царь возвеличи­вался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохра­нялась вера в то, что царь (вождь) обладает магиче­ской силой, от которой зависит благополучие его наро­да. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погре­бальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жили­ще» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалось представле­ние о том, что царь является богом (в Китае уже в I ты­сячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправед­ного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

Структура общества

В цивилизованном обществе усиливались профес­сиональные, функциональные различия (ремесло отде­лялось от земледелия, возникла тбрЗД&ашо* ть,дД. рос-

- ^ •, >,,, ;%/ *>з |

17 еч'1' ) г>)> ""-'Л !

ло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференциро­ванной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностя­ми, правами и привилегиями.

Одежда зависит от ранга, а потребление бо­гатств — от размеров вознаграждения, соответст­вующего рангу знатности. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмеливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он бо­гат, он не решается воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением...

Из китайского философского трактата «Гуаньцзы»,

VII в. до н. э.

Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Предста­вители знати занимали высокие государственные пос­ты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и много­численный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приноси­ла большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в пос-

Иерархия последовательное расположение общест­венных слоев или служебных званий от низших к выс­шим, в порядке их подчинения.

18

тавке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получа­ли снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, во­ины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым рабо­там: например, в Египте воины трудились на камено­ломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремес­ленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или зна­ти, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные об­щинники-крестьяне. Исключением является только Египет, где, по мнению ученых, община почти цели­ком была поглощена властью и скорее всего входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а по­том в соседские общины. На основе первобытной со­седской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родст­венные связи.

Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собствен­ностью всей общины, т. е., как правило, их нельзя бы­ло продать.

Все члены общины были связаны круговой пору­кой: это означало и взаимопомощь, и ответственность

19

за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинив­шихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник дол­жен был платить налог государству, т. е. царю, ко­торый, как уже говорилось, формально владел всей землей.

Несмотря на достаточно тяжелые повинности, при­надлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производи­ла все необходимое для своего существования. Госу­дарство вмешивалось в ее жизнь в основном когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом само­управления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности бы­ли свои особые божества и культы.

Человек в общине чувствовал себя прежде всего частью коллектива, а не отдельной личностью, ко­торая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматрива­лось как суровое наказание.

Существование общины было построено на тради­ционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколения­ми, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйствен­ная, и духовная, была очень консервативной.

20

Однако не все крестьянство принадлежало к общи­нам; многие лишались своих наделов, так как в общи­не шел, хотя и очень медленно, процесс имуществен­ного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже по­лучали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав боль­шой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабст­ва принято называть домашним. Труд рабов использо­вался также на землях и в мастерских, принадлежав­ших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве.

Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники — например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно бы­ло пожизненным: отработав свой долг, вчерашний не­вольник вновь становился свободным человеком. Чис­ленность рабов могла быть весьма значительной: ска­жем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

И все же труд рабов оставался на Востоке допол­няющим по отношению к труду свободных и зависи­мых крестьян и ремесленников: он не играл опреде­ляющей роли в экономической жизни.

Вопросы и задания

1. Что такое деспотия? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древ­него Востока?

2. Подумайте, какое значение имело то, что царь считался собственником всей земли. В какое положение по отношению к

21

нему это ставило все остальные слои населения, в том числе и знать?

3. Почему в древности цари обожествлялись? Приведите примеры, свидетельствующие об этом

4. Расскажите о структуре обществ в древних цивилизациях Востока. Почему такое общество называют иерархическим? Ка­кую роль в нем играли рабы и свободные или зависимые об­щинники?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconУчебное пособие для педагогических учебных заведений Под редакцией академика рао
Рао а. И. Пискунов (руководитель); чл кор. Рао, проф. Р. Б. Вендровская; проф. В. М. Кларин; проф. М. Г. Плохова; доц. В. И. Блинов;...
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс
Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconМетодическое пособие и контрольные задания для учащихся общеобразовательных школ учебно-тренировочные тесты
Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconРусская литература ХХ века
Они помогут сориентироваться в обширной художественной, научной и учебно-методической литературе. Пособие адресовано студентам филологам...
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconКурс лекций и практические занятия часть 1 Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconВведение в строительную профессию
Введение в строительную профессию: методическое пособие для слушателей отделения довузовской подготовки, учащихся школ и средних...
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр)
Н. Ф. Басов – доктор педагогических наук, редактор, введение, глава 1, глава 3, глава 1, глава 13 (в соавторстве с Е. Ю. Смирновой),...
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений
Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С. А. Теляковского. Москва. «Просвещение» 2003г
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией iconФомина м. И. Современный русский язык: учебник / под редакцией н. С. Валгиной. 6-е изд., Перераб. И доп
Учебник предназначен прежде всего для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. Но он рассчитан также для...
Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией icon«Охрана природы и заповедное дело»
Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по дисциплине «Охрана природы и заповедное дело» студентам высших...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница