Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы

НазваниеПрограмма поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы
страница1/3
Дата конвертации27.12.2012
Размер418,81 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа охватывает необходимый объем знаний, которые должны продемонстрировать на вступительном экзамене лица, предполагающие обучаться в аспирантуре по специальности 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Программа ориентирована на выявление профессиональной подготовленности будущих аспирантов для решения конкретных научно-практических задач в области научной специализации.

Программа вступительного экзамена разработана на основе программы государственных аттестационных испытаний выпускников, обучающихся по специальности 050720.65 физическая культура, и включает вопросы по теории и методике спортивной подготовки, медико-биологическим и психолого-педагогическим основам избранного вида спорта, теории и методике оздоровительно-рекреационной и адаптивной физической культуры. Соответственно программа содержит четыре раздела: теорию и методику спортивной подготовки, медико-биологические и психолого-педагогические особенности избранного вида спорта, теорию и методику оздоровительной физической культуры и теорию и методику адаптивной физической культуры, а также основную и дополнительную литературу.

Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы.


Раздел I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ


1.1. Характеристика профессиональной деятельности тренера в избранном виде спорта


Характеристика профессиональной деятельности специалиста - тренера. Знания, умения и навыки в деятельности - тренера. Сферы приложения труда тренера. Требования к тренеру в современных условиях (общая культура, уровень профессионализма, знание закономерностей спортивной подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей спортсмена). Тренер, его роль в спортивной подготовке, научная работа тренера.


1.2. Социальные функции спорта, основные направления в развитии спортивного движения


Социальные функции спорта: соревновательно-эталонная, эвристически- достиженческая, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, социальной интеграции и социализации личности, коммуникативная, экономическая, личностно-нравственного воспитания, обучения и развития. Основные направления в развитии спортивного движения (массовый спорт, детско-юношеский, спорт высших достижений, профессиональный).


1.3. Классификация видов спорта


Классификации видов спорта, основанные на различных принципах: по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности соревнующихся (по Л.П. Матвееву); по структурному признаку двигательной активности (по В. С. Фарфелю); по способу определения соревновательного результата (по В.С. Келлеру).


1.4. История возникновения и развития избранного вида спорта


Возникновение и развитие избранного вида спорта. Первые правила по виду спорта. Эволюция правил, техники и тактики избранного вида спорта. Основные достижения российских спортсменов на современном этапе спорта.


1.5. Характеристика соревновательной деятельности в избранном вида спорта и ее роль в подготовке спортсмена


Избранный вид спорта в системе физического воспитания. Характер и величина соревновательных нагрузок. Содержательность соревновательной борьбы, компоненты, обеспечивающие адаптированные действия спортсменов: сенсорный, центральный, моторный. Комплектный характер двигательной деятельности.


1.6. Структура соревновательной деятельности. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности


Структура соревновательной деятельности. Состав технико-тактических действий спортсменов. Физические и психические качества, функциональные возможности и морфологические особенности.

Факторы, обусловливающие эффективность соревновательной деятельности. Оснащенность спортсмена технико-тактическим арсеналом и умение применять его в условиях соревнований. Уровень развития физических и психических качеств и свойств спортсмена. Основные понятия и термины в избранном виде спорта.


1.7. Классификация соревнований в избранном виде спорта


Значение соревнований. Соревнования как полигон демонстрации
спортивных результатов. Соревнование как форма повышения спортивного мастерства спортсменов в процессе многолетней подготовки. Классификация соревнований:

- по решаемым задачам;

- по рангу;

- по характеру организации и системе проведения;

- по возрастным категориям участников.

Правила, положения, календари соревнований, их роль и значение.


1.8. Тренировка как составная часть подготовки спортсменов, её цели и задачи


Сущность спортивной тренировки, ее место в системе подготовки спортсменов. Цели и задачи спортивной тренировки. Понятия подготовки спортсмена, готовности, тренированности и ее видов, спортивной формы и закономерностей ее развития. Критерий спортивной формы. Условия осуществления тренировочного процесса. Основные виды подготовки спортсмена. Современные тенденции совершенствования спортивной тренировки.


1.9. Принцип углубленной специализации, индивидуализации и особенности его реализации в избранном виде спорта


Специализация - углубленное развитие определенных функций и качеств, доскональное овладение относительно узким крутом специальных знаний и навыков. Реализация названного принципа с учетом специфики соревновательной деятельности, установки на высшие показатели через специализацию с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Узкая специализация как возможность проявления одаренности в области спорта. Построение и проведение тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

Принцип единства общей и специальной подготовки в избранном виде спорта.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития. Взаимосвязь задач и содержания общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка как предпосылка к специальной подготовке.


1.10. Принцип непрерывности тренировочного процесса


Основные положения принципа непрерывности тренировочного процесса: круглогодичность многолетнего тренировочного процесса, достижение прочности усвоения и кумулятивного эффекта, интервалы отдыха между занятиями, гарантирующие восстановление и повышение работоспособности.


1.11. Принцип постепенности и предельности наращиваний тренировочных нагрузок


Зависимость увеличения функциональных возможностей организма от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Зависимость качественных сдвигов от накопления количественных изменений, Соответствие постепенности в тренировке возможностям и уровню подготовленности спортсмена. Подведение к максимальным нагрузкам - основополагающий фактор в системе спортивной подготовки.


1.12. Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок


Варьирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Масштабы волн: малые, средние, большие! Комплекс причин, объясняющих неизбежность волнообразных колебаний нагрузки (фазовость и гетерохронность, адаптация и восстановление, биоритмы и факторы среды, объем и интенсивность нагрузки).


1.13. Принцип цикличности тренировочного процесса


Зависимость жизнедеятельности спортсмена от индивидуальных особенностей организма. Частичная повторяемость упражнений занятий, этапов, периодов в рамках определенных циклов (микро-, мезо-, макроцикды).


1.14. Классификация средств спортивной тренировки


Классификация средств спортивной тренировки Соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений, специально-подготовительные, общеподготовительные упражнения, их состав и назначение.


1.15. Характеристика метода обучения двигательному действию в целом


Понятие «метод». Характеристика метода разучивания двигательного действия в целом (сохранение структуры, рисунка и ритма двигательного действия), его достоинства и недостатки.


1.16. Характеристика метода обучения двигательному действию по частям


Метод обучения двигательному действию по частям предусматривает расчленение двигательного действия. Правила применения метода разучивания по частям. Его достоинства и недостатки. Способы использования метода разучивания двигательного действия по частям.


1.17. Структура процесса обучения технике упражнения в избранном виде спорта


Структура обучения как этапность обучения отдельному техническому
приему. Ознакомление с техническим приемом: задачи, средства, методы.
Разучивание технического Приема в упрощенных условиях: задачи, средства,
методы. Совершенствование технического приема в условиях, близких к
игровым: задачи, средства, методы. Совершенствование технического приема игре: задачи и значение.


1.18. Классификация ошибок при обучении двигательному действию и методика их исправления


Классификация ошибок (общие, частные, комплексные; автоматизированные, неавтоматизированные; существенные и незначительные; типичные и нетипичные). Исправление сшибок, создание рациональной техники. Правила исправления ошибок и методические приемы. Способы исправления ошибок.


1.19. Причины возникновения ошибок и их профилактика


Причины возникновения ошибок при обучении двигательному действию. Профилактика ошибок. Соблюдение принципов и рациональная методика обучения.


1.20. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса тренировки


Факторы, определяющие величину тренировочных нагрузок. Объем тренировочных нагрузок. Интенсивность тренировочных нагрузок. Их взаимосвязь. Классификация нагрузок. Виды динамики развития тренировочных нагрузок. Характер и виды отдыха.


1.21. Характеристика метода круговой тренировки


Круговая тренировка организационно-методическая форма проведения физических упражнений. Средства круговой тренировки и их распределение по станциям. Индивидуальное дозирование нагрузки («максимальный» тест МТ). Варианты использования круговой формы организации упражнений для развития физических качеств. Положительные сторожа применения круговой тренировки.


1.22. Характеристика равномерного метода спортивной тренировки в избранном виде спорта


Равномерный метод как метод стандартной непрерывной нагрузки. Равномерность и стандартизации - одно из условий формирования и закрепления навыков и морфо-функциональной адаптации организма. Его основные характеристики (длительность и интенсивность), функциональные показатели работы. Положительные стороны использования равномерного метода в тренировочном процессе. Задачи, решаемые с помощью равномерного метода на различных этапах тренировки.


1.23. Характеристика переменного метода спортивной тренировки, в избранном виде спорта


Переменный метод как метод вариативного упражнения. Направленного изменение воздействующих факторов по уходу упражнения, предъявление повышенных и необычных требований к организму. Задачи, решаемые с помощью переменного метода. Варианты реализации переменного метода. Преимущества недостатки: переменного метода.


1.24. Характеристика повторного метода спортивной тренировки в избранном виде спорта

Повторный метод как метод прерывного воздействия. Его характерная особенность. Задачи, решаемые повторным методом. Основные варианты использования повторного метода. Преимущества и недостать повторного метода.


1.25. Характеристика соревновательного метода спортивной тренировки в избранном виде спорта


Соревновательный метод, стимулирующий максимальное проявление физических и технологических способностей спортсмена на фоне высокого эмоционального напряжения. Задачи, решаемые соревновательным методом в спортивной тренировке. Разновидности соревнований.


1.26. Характеристика игрового метода спортивной тренировки в избранном виде спорта


Особенности игрового метода, отличающие его от других методов спортивной тренировки (эмоциональность, изменчивость условий, инициатива, комплексное проявление физических и психологических качеств, разнообразие способов достижения цели).


1.27. Физические способности и основные закономерности их развития


Понятия о физических качествах (способностях). Основные закономерности развития физических качеств; движение - ведущий фактор; зависимость развития от режима двигательной деятельности; этапность развития; неравномерность и гетерохронность; перенос физических способностей.


1.28. Сила, силовые способности, средства и методы их развития в избранном виде спорта


Определение понятия силы и виды ее проявления. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей. Режимы работы мышц. Собственно-силовые способности: абсолютная и относительная сила. Скоростно-силовые способности: взрывная и скоростная сила. Сензитивные периоды развития силовых способностей. Средства и методы развития силовых способностей.


1.29. Быстрота, скоростные способности и методы их развития в избранном виде спорта


Понятие о быстроте и скоростных способностях. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей. Методы развития быстроты двигательных реакций (простой и сложный). Методы развития быстроты одиночного движения и частоты движений. Сенситивные и возрастные периоды развития быстроты.


1.30. Ловкость как физическое качество, классификация и методика развития в избранном виде спорта


Ловкость: определение и понятия, формы проявления. Факторы, определяющие уровень развития и проявления ловкостных способностей. Критерии оценки. Классификация ловкости. Средства и методы развития. Возрастные особенности проявления.


1.31. Выносливость, ее виды, средства и методы развития в избранном виде спорта


Понятие выносливости, формы ее проявления (утомление и выносливость), виды выносливости. Факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости. Средства и методы развития. Возрастные периоды развития выносливости.


1.32. Гибкость, её виды и методы развития в избранном виде спорта


Понятие о гибкости, виды гибкости и критерии измерения. Факторы, определяющие уровень развития и проявления гибкости. Средства и методы ее развития.


1.33. Техническая подготовка в избранном виде спорта (определение, задачи, средства и методы)


Определение технической подготовки, технической подготовленности.
Виды технической подготовки. Её задачи, средства и методы. Критерии
оценки техники. Основные факторы, обусловливающие совершенствование
технического мастерства.


1.34. Физическая подготовка в избранном виде спорта (определение, задачи, средства и методы)


Определение физической подготовки. Виды физической подготовки. Задачи, средства, методы и функции. Критерии оценки физической подготовленности. Взаимосвязь физической подготовки с уровнем развития технической, тактической, психологической подготовки.


1.35. Тактическая подготовка в избранном виде спорта (определение, задачи, средства и методы)


Тактическая подготовка. Ее определение и задачи. Факторы, определяющие уровень тактического мастерства. Формы и виды тактики. Средства и методы тактической подготовки. Последовательность обучения тактическим действиям и их совершенствования. Критерии тактического мастерства спортсменов.


1.36. Психологическая подготовка в избранном в виде спорта (определение, задачи, средства и методы)


Определение психологической подготовки. Виды психологической подготовки. Их задачи, средства и методы. Психологические качества в структуре соревновательной деятельности спортсмена. Психологические состояния спортсменов. Критерии психологической готовности. Связь психологической подготовки с другими видами подготовки спортсмена.


1.37. Интегральная подготовка, в избранном виде спорта (определение, задачи, средства и методы)


Интегральная подготовка: определение, взаимосвязь техники, тактики, физических и психологических качеств в процессе соревновательной деятельности. Задачи, средства и методы интегральной подготовки. Критерии интегральной подготовки спортсменов.


1.38. Теоретическая подготовка в избранном виде спорта (определение, задачи, средства и методы)


Теоретическая подготовка. Повышение интеллектуального уровня как фактор неуклонного повышения спортивного мастерства в системе многолетней тренировки. Общие и специальные вопросы теоретической подготовки. Задачи, содержание и методы теоретической подготовки на всех этапах многолетней работы со спортсменами.


1.40. Основы периодизации спортивной тренировки, спортивная форма, фазы ее становления


Основа периодизации спортивной тренировки (закономерности становления спортивной формы). Фазовый характер развития спортивной формы. Критерии спортивной формы. Подготовительный период: этапы, задачи, средства, методы я состав мезоциклов. Соревновательный период: задачи, состав мезоциклов, средства и методы. Переходный период: его задачи, направленность и основное содержание.


1.41. Структура тренировочного занятия, его формы и методика построения


Целостность тренировочного процесса; обеспеченная на основе определенной структуры тренировочного процесса. Структура тренировочного занятия. Типы занятий и формы проведения.


1.42. Структура микроциклов, методика их построения и виды


Определение понятия микроцикла и факторов, влияющих на структуру микроцикла. Структура микроцикла. Типы микроциклов. Микроцикл как управление процессами утомления и восстановления.


1.43. Структура мезоциклов, методика их построения и виды


Мезоцикл - средний тренировочный цикл и его структура. Внешние признаки мезоцикла. Виды мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные. Их задачи.


1.44. Структура макроциклов и методика их построения


Факторы, определяющие продолжительность и содержание макроциклов. Построение тренировки в годичных циклах (задачи, содержание подготовительного, соревновательного и переходного периодов). Закономерности построения макроцикла. Структура макроцикла. Виды макроциклов.


1.45. Перспективное планирование тренировочного процесса


Перспективное планирование тренировочного процесса. Основа перспективного планирования, предметы планирования, требования к планированию, формы планирования, документы планирования.


1.46. Этапное (текущее) планирование тренировочного процесса


Планирование этапов тренировки, предметы планирования, структура этапного планирования, документы планирования.


1.47. Оперативное планирование тренировочного процесса


Оперативное планирование тренировочного процесса (занятие, микроцикл, недели, месяц), структура оперативного планирования. Предметы оперативного планирования; зависимость оперативного планирования от закономерностей восстановления работоспособности. Документы оперативного планирования и их виды.


1.48. Документы планирования и учета учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта


Учебный план, определяющий основные направления и продолжительность учебной работы. Учебная программа, составленная на основе учебного плана и определяющая объем знаний, умений и навыков. Многолетний перспективный план (групповой и индивидуальный) подготовки спортсменов. Годичный план-график подготовки спортсмена (на основе календарного плана соревнований). Рабочий план, определяющий конкретное содержание занятий. План-конспект тренировочного занятия.


1.49. Значение педагогического контроля в тренировочной деятельности


Контроль как фактор управления подготовкой спортсмена. Реализация педагогического контроля в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Группы тестов. Оперативный контроль, текущий контроль и этапный. Контроль за соревновательными, тренировочными воздействиями и подготовленностью спортсменов.


1.50. Основное содержание и разновидности комплексного контроля в подготовке спортсмена


Педагогический контроль (за физической, технической и тактической подготовленностью), медико-биологический контроль (за состоянием здоровья, функциональным состоянием систем организма, степенью переносимости нагрузок н влиянием восстановительных средств). Психологический контроль и его значение в тренировочном процессе.


1.51. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена


Контроль за состоянием подготовленности спортсмена: оценка специальной физической подготовленности, технико-тактической подготовленности, психологического состояния и поведения на соревнованиях. Учет результатов контроля.


1.52. Контроль за факторами внешней среды в тренировочной и соревновательном деятельности


Учет факторов, влияющих на тренировочную и соревновательную деятельность (местность, климат, состояние спортивных сооружений, качество спортивного инвентаря и оборудования, объективность судейства и бытовые условия).


1.53. Учет в процессе спортивной тренировки в избранном виде спорта


Задачи, содержание и значение учета в процессе спортивной тренировки. Предварительный, текущий, этапный виды учета и контроля и их значение. Документы учета.


1.54. Общая характеристика многолетнего процесса подготовки спортсменов


Понятие о системе многолетней подготовки в спорте, структура системы многолетней подготовки. Этапы многолетней подготовки спортсменов, задачи и содержание, средства и методы на отдельных этапах подготовки спортсменов.


1.55. Отбор в процессе многолетней подготовки спортсмена в избранном виде спорта


Начальный отбор для занятий видом спорта. Критерии отбора. Углубленный отбор с дифференциацией спортсменов (по видам, функциям и т.д.) на основе изучения индивидуальных особенностей спортсмена. Задачи, методы, организация и критерии отбора. Отбор в сборные команды и для участия в ответственных соревнованиях. Задачи, методы и организация.


1.56. Организация и проведение соревнований в избранном виде спорта


Значение соревнований, классификация соревнований (по решаемым задачам; по рангу; по характеру организации и системе проведения; по возрастным категориям участников). Организационные мероприятия по проведению соревнований. Положение о соревнованиях. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, смешанная.


1.57. Характеристика системы тренировочно-соревновательной деятельности


Основные компоненты системы тренировочно-соревновательной подготовки. Система отбора и спортивная ориентация. Система соревнований. Система спортивной тренировки. Система факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки. Подготовка кадров. Научно-методическое и информационное обеспечение. Медико-биологическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение. Финансирование. Организационно-управленческие факторы. Факторы внешней среды.


1.58. Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ (в избранном виде спорта)


Основные задачи подготовки (физической, технической, тактической, психологической и интегральной) юных спортсменов в ДЮСШ на различных этапах многолетней подготовки. Программы для спортивных школ. Планирование учебно-тренировочного процесса и контроль.


1.59. Характеристика основных методов научного исследования в спорте


Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов. Педагогическое наблюдение: виды, организация. Беседа, интервью, анкетирование и их виды. Контрольные испытания. Хронометрирование. Педагогический эксперимент. Виды педагогических экспериментов.


1.60. История и проблемы современного олимпийского движения


Возникновение олимпийских игр. Возникновение и первоначальное развитие олимпийского движения. Исторические предпосылки возникновения олимпийского движения. Создание Международного Олимпийского Комитета. Деятельность Пьера де Кубертена. Девиз и эмблема олимпийских игр. МОК и его президенты во 2-ой половине XX века. Хронология олимпийских игр XX и XXI веков. Значение олимпийских игр в современном мире.


  1   2   3

Похожие:

Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconИстория русского литературного языка
«История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него...
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconЭлектронно-информационный отдел
Мы надеемся, что «Азбука» поможет вам быстрее сориентироваться в новых для вас условиях вузовской жизни и даст ответы на интересующие...
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconПрограмма дисциплины история зарубежной литературы Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» / Авт сост. А. Р. Ощепков, Л. Г. Кихней, В. П. Трыков, О. Р. Темиршина. – М....
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы icon2012 сборник материалов для подготовки к экзамену содержание
Пробный экзамен 2010
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы icon«Алдиаровская сош»
Комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся седьмых классов к единому государственному экзамену
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки...
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconКнига представляет собой третью часть комплексного курса русского языка как систематизированной подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) для школьников старших кла
Егэ, включает материалы, связанные с многоаспектным анализом текста: его признаками, средствами связи, средствами выразительности....
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconТеоретические основы подготовки студентов к научным исследованиям Методическое пособие
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей вузов. Может быть полезно руководителям дипломного проектирования,...
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconВопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века»
Народничество: представители, идеи, теоретические манифесты Г. И. Успенский как представитель народничества
Программа поможет будущим аспирантам сориентироваться в перечне рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы iconПрограмма курса история отечественной литературы для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
«Древняя русская литература»; «Русская литература и журналистика XVIII века» – д-р филол наук, проф. Л. В. Овчинникова
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница