Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет

НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет
страница1/10
Зарецкий Ю П
Дата конвертации27.12.2012
Размер483,33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации




Министерство образования и науки

Российской Федерации



Государственный университет –




Факультет философии




Программа дисциплины




ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ




для направления 030100.62 «Философия»

подготовки бакалавра


Автор Зарецкий Ю.П.


Рекомендовано секцией УМС Секция факультета философии


Председатель Порус В.Н.

____________________________

«____» _______________200__г.


Утверждено УС факультета философии

Ученый секретарь

____________________________

«____» _______________200__г.

Одобрено на заседании

кафедры истории философии


Зав. кафедрой Руткевич А.М.

____________________________

«_____» _____________200__г.




Москва



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области. Первая её часть предполагает систематическое изучение мирового исторического процесса с древнейших времён до нового времени. При этом программа в первую очередь ориентирует на знакомство с центральными сюжетами в истории различных цивилизаций Востока и Запада и опускает многие, порой достаточно значительные, пласты прошлого человечества из-за ограниченности отведённого на курс времени.

Она включает предисловие, разъясняющие содержание таких центральных понятий, как “история” и “цивилизация”, а также дающее общее представление о важнейших этапах изучения прошлого человечества. Основная её часть охватывает периоды первобытного общества, Древнего Востока, античности, Средних веков, раннего нового, нового и новейшего времени. Используемое в предлагаемой программе понятие “раннее Новое время” также может показаться непривычным для большинства читателей, знакомых преимущественно с отечественной исторической литературой. Однако совершенно очевидно, что без специального выделения этого периода, как это принято в мировой науке, и уяснения его рубежного места в истории мировых цивилизаций, сегодня уже никак не обойтись.

Заложенное в основу программы понятие “цивилизация” трактуется чрезвычайно широко. Оно вбирает в себя всё то главное, что было наработано теоретиками цивилизационного подхода к изучению прошлого человечества в XIX и XX вв., но не сводится ни к одной из существующих моделей (О. Шпенглера, М. Вебера, А.Тойнби или какой-либо иной). Таким образом, программа представляет собой в известном смысле альтернативу наметившемуся в некоторой нашей новейшей литературе подходу, предполагающему замену всего многообразия и богатства событий и процессов мировой истории новомодными историософскими моделями. Её задача видится не столько в том, чтобы уместить исторический процесс в какие бы то ни было жёсткие логические конструкции, сколько в том, чтобы представить его многообразие и многовариантность. При этом структура программы не отвергает необходимость стройных дидактических схем, наоборот, во многом покоится на тех основах, которые были созданы в нашей стране и за рубежом за десятилетия преподавания аналогичных курсов, прежде всего курса всеобщей истории.

В настоящее время стала очевидной несостоятельность формационной модели мирового исторического развития, до недавнего времени почти безраздельно господствовавшей в отечественном обществоведении. Недостатки ее слишком серьезны и многочисленны: сильный “крен” в сторону социально-экономической проблематики, упрощенческий классовый подход к изучению всех исторических явлений, включая идеологию и мораль, преувеличение исторического значения социальных конфликтов и наоборот уничижительное отношение к эволюционным путям развития, наконец, сам “скелет” этой модели, периодизация всеобщей истории, основывающаяся на умозрительной схеме смены общественно-экономических формаций. Вопрос, однако, заключается не в том, чтобы заменить эту старую модель на другую “единственно верную” и вновь попытаться пользоваться ею в качестве “универсальной отмычки” при решении основных проблем преподавания истории мировых цивилизаций. Современные требования к построению учебного процесса основываются на иных принципах, исходящих прежде всего из идеи плюрализма, из необходимости сопоставления различных точек зрения и творческого поиска истины.

Именно эти принципы и заложены в основу предлагаемой программы. Здесь дается более широкая характеристика различных подходов к анализу дискуссионных вопросов мировой истории, предлагается ее “гибкая” периодизация, приближенная к общепринятой в мировой практике, обращается особое внимание на проблему “человек в истории” в ее различных аспектах, развитие политико-государственных и правовых институтов. Одним из ключевых понятий также является понятие модернизации как общий термин для обозначения широких социально-экономических (в меньшей степени – культурных) изменений, которые произошли и сейчас ещё происходят в различных регионах при переходе от коорпоративно-общинного традиционалистского жизненного уклада к новому индустриальному и постиндустриальному.

При подготовке программы использовался опыт разработки аналогичных учебных программ и пособий в нашей стране, особенно в последние годы, учитывались также принципы построения университетских курсов за рубежом.

Её структура и содержание предполагают творческий подход к освоению материала, при котором особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов с литературой и источниками. Список рекомендуемой литературы составлен с таким расчетом, чтобы максимально сориентировать преподавателя и студента на новейшие издания исследований отечественных и зарубежных учёных, а также публикации источников последних лет. При этом ставилась задача представить как можно больше разнообразных спорящих позиций, создать определённый фон, ту многоголосицу, безусловно усложняющую труд и преподавателя, и студента, но совершенно необходимую для подлинного освоения богатств, скрытых в столетиях мировой и отечественной истории.

Тематический план учебной дисциплины






пп



Название темы




Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

занятия

Первый модуль













Введение

1

1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconПрограмма 6-8 октября 2009 года Москва Организаторы и спонсоры Министерство образования и науки Российской Федерации Российская академия наук
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет icon«методы и техники социологического исследования»
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство иностранных дел российской федерации
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconПрактикум Владивосток 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Практикум по дисциплине «Мировая политика» составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначен...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconРоссийской федерации государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии
Разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconКодексу российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2002 года
З. О. Александрова заслуженный юрист Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 1-го класса разделы III...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconРоссийской федерации письмо
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации
Информацию об изменениях и уточнениях в телефонном справочнике направлять в нмо (к. 222, т. 267-91-64)
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница