Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название)

НазваниеУчебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название)
страница1/2
Ревина Г Б
Дата конвертации27.12.2012
Размер465,29 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Биологии

(название кафедры)


Ф.и.о. автора Ревина Галина Борисовна


Учебно - методический комплекс по дисциплине


Зоология


(название)


Специальность: Водные биоресурсы и аквакультура


(код по ОКСО) (наименование специальности)

110900.62


(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК


2009

Автор-составитель:

Ревина Г.Б., кандидат биологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс «Зоология»

(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности «Водные биоресурсы и аквакультура»


(шифр) 110900.62

(наименование специальности)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих специальных дисциплин и является обязательной для изучения .

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

I. Рабочая программа дисциплины 4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины 5

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 7




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7




  1. Содержание курса 8

  2. Лабораторные работы (лабораторный практикум 12

  3. Тематика контрольных работ 17

  4. Учебно-методическое обеспечении 19




    1. Литература 19

7.2. Методические указания студентам 21

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 23


1.Рабочая программа дисциплины


Курс «Зоология» является необходимой составной частью профессиональной подготовки студентов биологического профиля.

Занятие зоологии имеют большое значение для развития медицины, ветеринарии, охотничьего промысла, рыбного хозяйства, промысловых видов и борьбы с вредителями для человека видами.

Предлагаемая программа рассчитана на чтение курса для специальности «Водные биоресурсы—≥ и—≥ аквакультура»—≥ дневной—≥ формы—≥ обучения

1.Цели и задачи изучения дисциплины


Всесторонне изучить многообразие строения и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального развития.

Задачи курса:

  • изучить структуру органического мира;

  • показать роль ученых зоологов в формировании зоологии как системы дисциплин;

  • ознакомить студентов с основами систематики животных;

  • изучить простейших, как самостоятельное царство эукариотных животных;

  • изучить особенности строения и характерные черты различных систематических групп животных;

  • изучить роль беспозвоночных и позвоночных животных в различных экосистемах;

  • дать студентам необходимые знания, умения для выполнения НИР по зоологии и практической деятельности в этой области.

Курс зоология изучается в 1,2 семестрах, что создает предпосылки для дальнейшего изучении дисциплины по специальности.


2.Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен освоить и теоретическое и практическое содержание дисциплины, уметь применять теоретические знания при решении практических задач и использовать при работе учебную и научную литературу.


Студент должен знать:


  • особенности организации одноклеточных и многоклеточных животных;

  • основы систематики животных;

  • значение и роль животных в крупных экосистемах;

  • биологические особенности беспозвоночных и и позвоночных животных.


Студент должен уметь:


  • работать с постоянными и временными микропрепаратами;

  • работать с фиксированными экземплярами животных;

  • использовать полученные знания для разработки мер охраны животного мира и рационального использования.



3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестров

1, 2

Аудиторные занятия:

140

Лекции

70

Лабораторные работы

70

Самостоятельная работа

120

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

260

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

Контрольная работа №№1,2,3-1 семестр; семестровое тестирование №№1,2,3- 1,2 семестр

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров


Экзамен- 1,2 семестр



3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения- очная



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторная работа

1. Зоология беспозвоночных животных


132


38


38


56

2. Зоология позвоночных животных


128

32

32

64

Итого

260

70

70

120

4.Содержание курса


1 семестр


№ лекции

Содержание лекций

Объём в часах

1.

Предмет и задачи зоологи. Зоология как система дисциплин. Краткая история развития зоологии. Ученые зоологи.

2

2.

Животные в составе органического мира. Их значение. Основы систематики. Краткая история изучения простейших.

2

3.

Биологические особенности одноклеточных животных: размеры, форма тела, особенности передвижения, питания, способы размножения. Классификация .

2

4.

Тип Саркомастигофоры. Общая характеристика. Классификация. Подтип Саркодовые. Характеристика. Систематический обзор. Подтип Жгутиконосцы. Особенности организации. Систематический обзор.

2

5.

Тип Апикомплексы. Общая характеристика. Особенности жизненного цикла грегарин и кокцидиеобразных. Заболевания человека и животных, вызванные споровиками. Меры борьбы. Профилактика.

2

6.

Тип Миксоспоридии. Тип Асцестоспоридии. Тип Лабиринтулы. Особенности организации. Классификация.

2

7.

Тип Инфузории. Общая характеристика. Классификация. Класс Ресничные инфузории. Обзор отрядов. Особенности организации представителей класса. Сосущие инфузории.

2

8.

Подцарство Metazoa. Общая характеристика. Основные гипотезы происхождения многоклеточных животных. Тип Губки. Общая характеристика. Классификация.

2

9.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Классификация. Класс Гидроидные. Особенности организации. Систематический обзор. Класс Сцифоидные. Особенности организации. Биология отдельных представителей класса. Характеристика Коралловых полипов. Строение Коралловых рифов. Значение рифов в экосистеме океана.

2

10.

Тип Плоские черви. Повышения уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Организация турбеллярий как примитивных плоских червей. Дигенетические и моногенетические сосальщики. Особенности организации и жизненный цикл важнейших представителей в связи с паразитическим образом жизни.

2

11.

Класс Ленточные черви. Особенности организации и жизненного цикла. Цестоды-паразиты человека и животных. Вызываемые ими заболевания и меры профилактики цестодозов.

2

12.

Тип Круглые черви. Общая характеристика. Классификация. Особенности организации нематод в связи с паразитическим образом жизни. Жизненные циклы геогельминтов и биогельминтов, вызываемые ими заболевания и меры профилактики.

2

13.

Тип Кольчатые черви. Прогрессивные черты организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Особенности организации Многощетинковых и Малощетинковых червей. Разнообразие и значение.

2

14

Тип Моллюски. Общая характеристика. Классификация. Особенности организации брюхоногих моллюсков. Разнообразие и значение в природных сообществах и жизни человека.

2

15

Класс Двустворчатые моллюски. Особенности организации. Распространение и образ жизни важнейших представителей. Промысловое значение. Класс Головоногие. Прогрессивные черты организации. Систематический обзор. Биология основных промысловых видов.

2

16

Тип Членистоногие. Общая характеристика. Классификация. Особенности организации ракообразных. Систематический обзор.

2

17

Особенности организации высших ракообразных. Промысловые десятиногие. Биология важнейших представителей. Систематика.

2

18

Подтип Хелицеровые. Общая характеристика. Особенности организации паукообразных. Систематический обзор.

2

19

Подтип Трахейнодышащие. Общая характеристика. Классификация. Внутреннее и внешнее строение насекомых. Систематический обзор. Значение.






2 семестр



1.

Тип Иглокожие. Общая характеристика. Классификация. Систематический обзор. Промысловое значение морских ежей и голотурий.

2

2.

Тип Хордовые. Общая характеристика. Классификация. Подтип Позвоночные. Особенности организации на примере ланцетника.

2

3.

Подтип Личиночно-хордовые. Общие черты организации. Систематический обзор.

2

4.

Позвоночные без зародышевых оболочек. Надкласс Бесчелюстные. Класс Круглоротые. Общая характеристика. Классификация.

2

5.

Надкласс Рыбы. Характеристика рыб как первичных водных челюстноротых. Общая характеристика хрящевых рыб. Систематический обзор.

2

6.

Класс костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение костистой рыбы. Характеристика основных отрядов. Распространение,экология,хозяйственное значение рыб.

2

7.

Надкласс Наземные, или четвероногие позвоночные. Общая характеристика. Классификация. Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строене. Систематика и распространение современных амфибий.

2

8.

Позвоночные с зародышевыми оболочками. Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика. Систематический обзор. Экология,хозяйственное значение.

2

9.

Класс Птицы. Общая характеристика. Систематика. Хозяйственное значение. Рациональное использование и охрана птиц.

2

10.

Подкласс Настоящие, или Веерохвостые птицы. Надотряд Бескилевые, Страусовые птицы. Их основные отличительные особенности. Обзор отрядов.

2

11.

Надотряд Плавающие, или Пингвины. Особенности организации. Систематически обзор. Надотряд Типичные птицы. Особенности организации. Обзор отрядов. Экология и поведение птиц.

2

12.

Класс Млекопитающие, или звери. Общая характеристика. Систематический обзор.

2

13.

Подкласс Первозвери. Особенности организации и развития. Инфракласс Низшие звери. Морфофизиологические особенности сумчатых. Географическое распространение. Экология.

2

14

Инфракласс Высшие звери, или Плацентарные. Прогрессивные черты организации. Систематический обзор.

2

15

Отряды высших зверей: хищные, ластоногие, китообразные, рукокрылые, зайцеобазные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы, грызуны, хоботные, мозоленогие, Экология млекопитающих. Практическое значение.

2



5.Лабораторные работы.


Темы лабораторных занятий 1 семестр


№ занятия

Объём в часах

Тема занятия

Краткое содержание занятия (основные вопросы)

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

1

2

3

4

6

7

1.

2

Биологические особенности одноклеточных

Подтип Саркодовые. Особенности организации на примере амебы, арцеллы и дифлюгии.

Оформление альбомов. Работа с постоянными и временными микропрепаратами.

Выполнение самостоятельной работы. Оформление альбомов. Опрос.

2.

2

Подтип Жгутиконосцы, Подтип Опалины.

Особенности организации растительных и животных жгутиконосцев на примере эвглены зеленой и трипаносомы. Особенности организации опалины лягушачьей.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Выполнение самостоятельной и лабораторной работы. Оформление альбомов. Опрос.

3.

2

Апикомплексы.

Особенности строения и жизненные свойства споровиков. Малярийный плазмодий. Жизненный цикл. Малярийная лихорадка и борьба с ней.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Выполнение

контрольной

работы

4.

2

Инфузории.

Разнообразие инфузорий. Отряды инфузорий. Инфузория туфелька-строение, функции, жизненные свойства.

Оформление альбомов. Работа с постоянными микропрепаратами.

Выполнение самостоятельной и лабораторной работы. Оформление альбомов. Опрос. Проверка альбомов

5.

2

Контрольная работа по теме Подцарство простейшие.

Тип Саркомастигофоры. Тип Апикомплексы. Тип Инфузории.

Контрольная работа.

Выполнение самостоятельной и лабораторной работы. Оформление альбомов. Опрос. Проверка альбомов

6.

2

Тип Губки.

Класс Известковые губки. Класс Стеклянные губки. Класс Обыкновенные губки. Строение тела, жизненные свойства. Разнообразие.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Выполнение самостоятельной и лабораторной работы. Оформление альбомов. Опрос. Проверка альбомов

7.

2

Тип Кишечнополостные.



Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Внешнее и внутреннее строение стебельчатой гидры и сцифоидной медузы. Аурелия.

Выполнение с/р. « Сцифоидные медузы», « Разнообразие и значение медуз». Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Проверка альбомов. Выполнение самостоятельной работы. Опрос

8.

2

Тип Плоские черви.

Класс Ресничные черви. Особенности строения на примере молочно-белой планарии. Класс сосальщики. Особенности организации, жизненный цикл кошачьей двуустки и печеночного сосальщика.

Выполнение рефератов. «Паразитические черви Сосальщики. Вред и меры борьбы с ними». Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Опрос. Проверка альбомов и рефератов. Выполнение лабораторной работы.

9.

2

Тип Плоские черви.

Класс Моногенеи. Особенности организации на примере Лягушачьей многоустки.

Выполнение рефератов «Ленточные черви-паразиты животных и человека».

Опрос. Проверка альбомов и рефератов.

10.

2

Тип Плоские черви.

Ленточные черви. Особенности организации на примере бычьего цепня, свиного цепня и широкого лентеца. Жизненные циклы ленточных червей.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Выполнение самостоятельной работы. Оформление альбомов. Опрос.

11.

2

Тип Круглые черви.

Внешнее и внутреннее строение на примере аскариды и острицы. Развитие паразитических круглых червей, жизненные циклы.

Выполнение рефератов «Паразитические круглые черви. Вред и меры борьбы с ними». Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами.

Опрос. Проверка альбомов и рефератов. Выполнение лабораторной работы.

12.

2

Тип Кольчатые черви.

Класс Олигохеты. Особенности организации на примере дождевого червя. Класс Полихеты. Особенности организации на примере нереиды.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами и фиксированными экземплярами животных.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.

13.

2

Контрольная работа.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Выполнение контрольной работы.

Проверка контрольных работ.

14.

2

Тип Моллюски.


Класс Головоногие.

Класс Двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.


Класс Головоногие моллюски. Внешнее и внутреннее строение виноградной улитки и тихоокеанского кальмара.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами животных. Выполнение рефератов. Выполнение к/р.

Опрос. Проверка альбомов и рефератов. Проверка контрольных работ.

15.

2

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Отряд Десятиногие.

Внешнее строение ракообразных. Внутреннее строение речного рака.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами животных.

Выполнение самостоятельной работы. Проверка альбомов. Опрос.

16.

2

Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные.

Особенности организации паукообразных на примере паука-крестовика, Собачьего клеща.

. Работа с фиксированными экземплярами животных, микропрепаратами.

Проверка альбомов. Опрос.

17.

2

Класс Насекомые.

Изучение внешнего строения насекомых. Ротовые аппараты насекомых.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами и коллекциями насекомых.

Опрос. Выполнение самостоятельной и лабораторной работы.

18.

2

Класс Насекомые.

Внутреннее строение насекомых.

Оформление альбомов. Работа с микропрепаратами и коллекциями насекомых.

Выполнение самостоятельной и лабораторной работы. Оформление альбомов. Опрос. Проверка альбомов

19.

2

Семестровое тестирование.

Подцарство простейшие.Тип Губки, Тип Кишечнополостные, Тип Плоские-черви; Тип круглые черви, Тип Кольчатые черви.

Выполнение тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий.



Темы лабораторных занятий 2 семестр




Объем занятия

Тема занятия

Краткое содержание занятия (основные вопросы)

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1.

2

Тип Иглокожие.

Особенности организации, развитие и размножение иглокожих.

Выполнение рефератов «Промысловые Иглокожие». Работа с фиксированными экземплярами.

Выполнение лабораторной работы. Выполнение рефератов.

2.

2

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Особенности организации бесчерепных на примере ланцетника.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.

3.

2

Подтип Личиночно-хордовые или оболочники.

Пищеварительная система асцидий. Размножение и развитие.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами.

Опрос. Проверка альбомов.

4.

2

Класс Круглоротые.

Особенности организации круглоротых на примере обыкновенной миноги.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.

5.

2

Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы.

Внешнее и внутреннее строение хрящевых рыб на примере акулы и ската.

Оформление альбомов. Выполнение лабораторной работы.

Опрос. Проверка альбомов и выполнение самостоятельной работы.

6.

2

Класс Костные рыбы.

Внешнее и внутреннее строение костистой рыбы.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами. Систематика рыб.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.

7.

2

Контрольная работа.

Подтип Бесчерепные; Подтип Оболочники; Надкласс Бесчелюстные; Надкласс Рыбы.

Выполнение контрольной работы.

Проверка выполнения контрольной работы.

8.

2

Надкласс Наземные. Класс Земноводные.

Внешнее и внутреннее строение земноводных.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.

9.

2

Класс Пресмыкающиеся

Покровы пресмыкающихся. Внешнее и внутреннее строение.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.

10.

2

Контрольная работа.

Класс Земноводные; Класс Пресмыкающихся.

Выполнение контрольной работы.

Проверка выполнения контрольной работы.




11.

2

Класс Птицы.

Покровы птиц. Скелет птиц. Внутреннее строение птицы.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными

экземплярами.

Опрос. Проверка альбомов. Выполнение лабораторной работы.




12.

2

Отряд птиц.

Различные виды птиц: 1. Лесные птицы 2. Болотно-луговые птицы 3. Птицы открытых ландшафтов 4. Водоплавающие птицы.

Оформление альбомов. Работа с фиксированными препаратами.

Опрос. Выполнение лабораторной работы.




13.


2

Контрольная работа.

Класс Птицы.

Выполнение контрольной работы.

Проверка контрольных работ.




14.

2

Класс млекопитающие.

Внешнее и внутреннее строение млекопитающих.

Оформление альбомов. Выполнение самостоятельной работы.

Опрос. Выполнение самостоятельной работы.




15.

2

Основные отряды высших зверей.

Определение млекопитающих. Систематический обзор отрядов.

Определение млекопитающих. Промысловые виды.

Опрос. Выполнение самостоятельной работы.




16.

2

Контрольная семестровая работа.

Зоология позвоночных

Выполнение контрольных тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий.






6. Тематика контрольных работ.


Темы и вопросы к контрольным работам.


Тема 1. Подцарство Простейшие.


1. Отличие в строении одноклеточных эукариот от прокариот.

2. Роль простейших в пищевых цепях экосистемы

3. Размножение простейших и разнообразие жизненных циклов.

4
  1   2

Похожие:

Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих / специальных дисциплин / и является обязательной для изучения
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гистология с основами эмбриологии
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика
...
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История России
Учебно-методический комплекс комплекс «История России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Страноведение США
Учебно-методический комплекс «Страноведение сша» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница