Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название)

НазваниеУчебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название)
страница1/3
Ревина Г Б
Дата конвертации27.12.2012
Размер471,64 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Биологии

(название кафедры)


Ф.и.о. автора Ревина Галина Борисовна


Учебно -методический комплекс по дисциплине


Зоология беспозвоночных

(название)


Специальность: Биология


(код по ОКСО) (наименование специальности)

020201.65


(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК



2009


Автор-составитель:

Ревина Г.Б., кандидат биологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс «Зоология беспозвоночных»

(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности «Биология» .

(шифр) 020201.65

(наименование специальности)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих / специальных дисциплин / и является обязательной для изучения .

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


СТР.

I. Рабочая программа дисциплины 4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины 4 2Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

3Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 6


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7




  1. Содержание курса 8

  2. Лабораторные работы (лабораторный практикум 11

  3. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов 15

  4. Учебно-методическое обеспечение 21




    1. Литература 21

7.2.Дополнительная литература 21

8. Методические указания студентам. 22

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения 23 промежуточных и итоговых аттестаций





Рабочая программа дисциплины


1.Цели и задачи изучения дисциплины

Всесторонне изучить ,многообразие,строение и жизнедеятельность животных,их распростронение,связь со средой обитания,закономерности индивидуального развития.

Место курса в соответствующих областей знания.

  • Изучить особенности строения и характерные черты различных систематических групп животных;

  • Изучить простейших, как самостоятельное царство эукариотных животных;

  • Изучить многоклеточных беспозвоночных животных;

  • Обучить студентов навыками, необходимыми для выполнения НИР по изучению животных и практической деятельности в области биологии.



2.Требования к уровню освоения дисциплины


Студент должен знать:


  • Структуру органического мира;

  • Подразделение зоологии на отдельные дисциплины;

  • Теоретическое и практическое значение зоологии;

  • Общую характеристику подцарства простейших, строение клеток, типы размножения, классификацию;

  • Биологические особенности многоклеточных животных.



Студент должен уметь:


  • Воспроизвести информацию о предмете обсуждения, связанном с зоологией;

  • Грамотно прокомментировать основное содержание конкретных научных теорий;

  • Работать с постоянными и временными микропрепаратами;

  • Работать с фиксированными экземплярами животных;

  • Использовать полученные знания в разработке мер охраны животного мира, рационального использования промысловых видов и борьбы с вредными для человека видами.



3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 1

Вариант 1: для одной специальности с учетом разных форм обучения (условный пример)



Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестров

1, 2, 3

Аудиторные занятия:

105

Лекции

56

Лабораторные работы

49

Самостоятельная работа

94

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

199

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

Контрольная работа №№1,2-1 семестр; семестровое тестирование №№1,2- 1,2 семестр; контрольная работа №№ 2,3- 2 семестр

Курсовая работа

(№ семестра)

3 семестр

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров


Экзамен- 1,2




3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения- очная



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторная работа

Раздел 1.

Подцарство Protozoa


37


12


8


17

Раздел 2.

Подцарство Metazoa


162


44


41


77

Итого

199

56

49

94



4.Содержание курса


1 семестр


№ лекции

Содержание лекций

Объём в часах

1.

Предмет и задачи зоологи. Основные категории систематики животного мира. Характеристика простейших.

2

2.

Тип Саркомастигофоры. Характеристика. Классификация

2

3.

Подтип Жгутиконосцы. Особенности организации. Характеристика отдельных классов и отрядов. Паразитические жгутиконосцы и вызываемые ими заболевания

2

4.

Тип Апикомплексы. Особенности строения и развития в связи с паразитическим образом жизни. Специфика жизненных циклов грегарины и кокцидиеобразных. Вызываемые ими заболевания

2

5.

Тип Миксоспоридии. Особенности организации. Ноземотозы пчел и тутового шелкопряда. Миксоспоридозы. Меры борьбы

2

6.

Тип Инфузории. Особенности организации. Классификация. Физиологическое значение коньюгации. Важнейшие отряды. Отличие сосущих инфузорий от ресничных.

2

7.

Теория происхождения многоклеточных животных. Колониальные гипотезы. Полиэнергидные гипотезы. Отличительные особенности metazoa от protozoa. Классификация подцарства metazoa.

2

8.

Тип Губки. Общая характеристика. Классификация. Морфологические типы строения губок. Способы размножения

2

9.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Классификация. Тип Гребневики. Особенности строения и симметрии размножения и развития

2

10.

Класс Гидроидные. Чередование поколений и его значение. Сифонофоры. Класс сцифоидные. Характеристика. Систематический обзор. Класс коралловые полипы. Характеристика. Классификация

2

11.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Классификация. Класс ресничные черви. Особенности организации. Систематический обзор отрядов

2

12.

Класс Дигенетические сосальщики. Особенности жизненного цикла. Половая система, размножение. Важнейшие представители эндопаразитической фауны человека и животных. Класс Моногенетические сосальщики. Особенности организации в связи с эктопаразитическим образом жизни

2

13.

Класс Ленточные черви. Общая характеристика. Биология бычьего цепня, свиного солитёров и широкого лентеца. Отличительные особенности. Гельминтозы, вызванные ленточными червями. Профилактические мероприятия

2

14

Тип Круглые черви. Общая характеристика. Класс Фикация. Характеристика классов. Нематоды - паразиты человека и животных и вызываемые ими заболевания

2

15

Тип Кольчатые черви. Особенности организации. Классификация. Биологические особенности полихет и олигохет. Класс Пиявки. Особенности их организации в связи с хищным образом жизни

2



II семестр


1.

Тип Моллюски. Общая характеристика. Специфика строения моллюсков в зависимости от особенностей среды обитания. Усложнение нервной системы и органов чувств в зависимости от среды обитания. Классификация. Подтип Боконервные

2

2.

Подтип Раковинные. Особенности организации. Строение и расположение отдельных органов в связи с развитием ассиметрии. Биологические особенности морских, пресноводных, наземных и паразитических брюхоногих. Классификация. Промысловые объекты

2

3.

Класс Двустворчатые моллюски. Особенности организации в связи с малоподвижным образом жизни. Принципы классификации. Распространение, места обитания, образ жизни важнейших представителей. Промысловое значение. Искусственное разведение двустворок

2

4.

Класс Головоногие. Характеристика головоногих как наиболее высокоорганизованных представителей типа моллюсков. Ископаемые и современные представители. Отряды десятиногих и восьминогих. Промысловое значение

2

5.

Тип Членистоногие. Общая характеристика. Классификация

2

6.

Подтип Жабродышащие. Особенности строения ракообразных, как первичноводных животных. Типы разведения. Личиночные стадии. Классификация. Промысловые ракообразные

2

7.

Подтип Хелицеровые. Общая характеристика. Систематический обзор. Класс Паукообразные. Характеристика отрядов. Особенности организации в связи с образом жизни и средой обитания

2

8.

Подтип Трахейнодышащие. Класс многоножек как земных членистоногих. Характеристика подклассов губоногих, двупарноногих. Значение кивсяков в почвообразовательных процессах.

2

9.

Общая характеристика класса Насекомых как единственной группы беспозвоночных, выработавшей способность к активному полёту. Типы размножения. Географическое распространение, экология, значение их как опылителей. Хищные и паразитические насекомые

2

10.

Подкласс Скрыточелюстные насекомые (протуры, ногохвостки, двухвостки). Распространение, экология. Образ жизни. Подкласс Открыточелюстные. Особенности организации

2

11.

Систематический обзор насекомых с неполным метаморфозом. Отряды: таракановые, веснянки, прямокрылые, термиты, подёнки, стрекозы, равнокрылые

2

12.

Систематический обзор насекомых с полным метаморфозом. Отряды: жуки, сетчатокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые, блохи

2

13.

Тип Иглокожие. Особенности организации, размножение и развитие. Представление о вторичноротых животных. Распространение и образ жизни. Промысловые объекты

2



5.Лабораторные работы.


Темы лабораторных занятий 1 семестр

№ занятия

Объём в часах

Тема занятия

Краткое содержание занятия (основные вопросы)

Вид занятия

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

1.

2

Саркомастигофоры

Амеба. Арцелла Дифлюгия – особенности строения, жизненные свойства. Разнообразие фораминифер.

Лаб. Зан.

Оформление альбомов, работа с постоянными и временными микропрепаратами

Опрос, проверка альбомов. Выполнение самостоятельной работы

2.

2

Жгутиконосцы

Эвглена зелёная. Хламидомонада. Вольвокс. Особенности строения, жизненные свойства. Строение колонии вольвокса. Лейшмания. Трипаносома, опалина. Особенности строения, жизненные свойства. Цикл заражения лейшманией и трипаносомой. Болезни вызываемые этими возбудителями.

-\-

Выполнение рефератов: «сонная болезнь», Лейшманиоз». Оформление альбомов, работа с постоянными и временными микропрепаратами

-\-\-\-

3.

2

Апикомплексы

Особенности строения, жизненные свойства Грегарин. Кокцидия рода eimeria. Строение клетки жизненный цикл. Малярийный плазмодий Plasmodium vivax. Строение клетки

-\-

Выполнение рефератов: «малярийная лихорадка и борьба с ней» работа с постоянными микропрепаратами

Опрос, проверка альбомов и рефератов. Выполнение самостоятельной работы

4.

2

Инфузории

Ресничные инфузории. Химестоматы и круглоресничные. Инфузория туфелька – строение. Функции, жизненные свойства. Трубач, строение, жизненные свойства

-\-

Оформление альбомов

Опрос, проверка альбомов

5.

2

Инфузории. Контрольная работа №1 по теме: «подцарство простейших»

Разнообразие инфузории. Брюхоресничные, разноресничные. Сосущие инфузории. Особенности строения, жизненные свойства. Тип Саркомастигофоры. Тип Споровики. Тип инфузории.

-\-

-\-\-\-

Инфузории «Разнообразие и значение Простейших» Оформление альбомов, работа с постоянными и временными микропрепаратами

Подготовка к контрольной работе. Выполнение контрольной работы.

Опрос, проверка альбомов. Выполнение контрольной работы

6.

2

Тип Губки

Класс известковые губки. Класс стеклянные, или шестилучевые губки. Строение тела, жизненные свойства, разнообразие. Класс обыкновенные губки. Строение тела, жизненные свойства, разнообразие. Представители: геодея, бадяга.

-\-

Оформление альбомов. Работа с фиксированным экземпляром губок, с коллекциями скелетов губок

Проверка альбомов, опрос

7.

2

Кишечнополостные


Класс Сцифоидные

Внешнее и внутреннее строение. Медузоидные формы в классе Гидроидные. Разнообразие. Представители: обелия, пеннария.


Внешнее и внутреннее строение аурелии. Разнообразие сцифоидных медуз. Представители, особенности строения. Подкласс восьмилучевые Кораллы. Строение, жизненные свойства на примере альциониума. Подкласс шестилучевые Кораллы. Внешнее и внутреннее строение на примере актинии обыкновенной.

-\-


-\-

Оформление альбомов. Работа с фиксированными объектами пос. и микроскопами


Выполнение к/р

Проверка альбомов


Выполнение к/р

8.

2

Тип Плоские черви

Класс Ресничные черви. Особенности организации на примере молочно-белой планарии. Класс Сосальщики. Особенности организации, жизненный цикл кошачьей, сибирской двуустки, печеночного сосальщика. Особенности организации, связанные с паразитизмом

-\-

Выполнение рефератов: «Паразитические черви-сосальщики, вред и меры борьбы с ними» Оформление альбомов. Работа с фиксированными животными и с микропрепаратами

Опрос, проверка альбомов и рефератов.

9.

2

Тип Плоские черви

Класс Моногенеи. Особенности организации на примере лягушачьей многоустки. Класс ленточные черви. Особенности организации на примере бычьего цепня, широкого лентеца. Жизненные циклы ленточных червей

-\-

Выполнение рефератов: «Ленточные черви – паразиты животных и человека». Оформление альбомов. Работа с фиксированными животными и с микропрепаратами

Опрос, проверка альбомов и рефератов.

10.

2

Тип нематогельминты. Класс Нематоды, или круглые черви

Внешнее и внутреннее строение на примере аскариды и острицы. Развитие паразитических круглых червей, жизненные циклы.

-\-

Выполнение рефератов: «Паразитические круглые черви. Вред и меры борьбы с ними» Оформление альбомов. Работа с фиксированными и с животными микропрепаратами

Опрос, проверка альбомов и рефератов.

11.

2

Тип Кольчатые черви

Класс Олигохеты. Особенности организации на примере дождевого червя. Класс Полихеты. Особенности организации на примере нереиды, пескожила

-\-

Оформление альбомов. Работа с фиксированными и с животными микропрепаратами

Опрос, проверка альбомов

12.

2

Тип Кольчатые черви

Класс пиявки. Отряд хоботные Пиявки. Отряд бесхоботные пиявки. Особенности организации на примере медицинской пиявки

-\-

Оформление альбомов.

Выполнение семестровой работы, тестирование



Темы лабораторных занятий 2 семестр




Тема занятия

Краткое содержание занятия (основные вопросы)

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

1

2

3

4

5

1.

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.

Внешнее строение виноградной улитки. Внутреннее строение виноградной улитки. Особенности жизнедеятельности. Разнообразие.

Оформление альбомов. Работа с коллекциями раковин брюхоногих.

Опрос, проверка альбомов

2.

Класс Двустворчатые моллюски.

Морфология раковин двустворчатых моллюсков

Оформление альбомов. Работа с коллекциями раковин. Работа с фиксированными экземплярами моллюсков. Выполнение рефератов.

Опрос, проверка альбомов

3.

Класс Головоногие моллюски

Внешнее строение головоногих моллюсков на примере тихоокеанского кальмара. Особенности внутреннего строения головоногих.

Работа с фиксированными экземплярами моллюсков. Выполнение рефератов. Оформление альбомов.

Опрос, проверка альбомов и рефератов.

4.

Контрольная работа № 1

Тип моллюски

Выполнение к/р

Проверка к/р.

5.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Подкласс жаброногие раки. Внешнее и внутреннее строение

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами животных

Опрос, проверка альбомов

6.

Класс Ракообразные.

Подкласс максиллоподы. Отличительные особенности

-\-\-\-\-\-

Опрос, проверка альбомов

7.

Класс Ракообразные. Отряд дсятиногие.

Внешнее строение речного рака. Наружный осмотр: покровы, головогрудь, брюшко, конечности головогруди и брюшка

-\-\-\-\-\-

Опрос, проверка альбомов

8.

Отряд десятиногие ракообразные.

Внутреннее строение речного рака.

-\-\-\-\-\-

Опрос, проверка альбомов

9.

Класс Паукообразные.

Особенности организации паукообразных на примере паука-крестовика, клеща, скорпиона.

Выполнение к/р

Опрос, проверка альбомов. Выполнение к/р

10.

Класс Насекомые. Внешняя морфология насекомых

Особенности внешнего строения насекомых на примере черного таракана.


Строение ротовых аппаратов насекомых различных типов. Внутреннее строение насекомых

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами. Выполнение рефератов.


Работа с микропрепаратами ротовых аппаратов насекомых

Опрос, проверка альбомов

11.

Контрольная работа № 2

Тип членистоногие. Классы: ракообразные, паукообразные, насекомые.

Выполнение к/р (тест)

Опрос, проверка альбомов. Выполнение к/р

12.

Тип иглокожие

Особенности строения иглокожих на примере морской звезды и морского ежа

Оформление альбомов. Работа с фиксированными экземплярами животных

Опрос, проверка альбомов

В первом семестре 12 лабораторных занятий. 2 контрольные работы. Во втором семестре 12 лабораторных работ, 2 контрольных работ.


6. Тематика контрольных, рефератов и курсовых и методические указания по их выполнению.


Темы и вопросы к контрольным работам.


1 семестр


Тема: Губки и Кишечнополостные.

1. На каком основании губок относят к многоклеточным животным?

2. Какие типы клеток находятся в стенке губки?

3. Какую функцию они несут?

4. Различные морфологические типы губок?

5. Какие морфологические типы губок вам известны?

6.Классификация губок?

7. Чем обусловлено радиально-симметричное строение тела кишечнополостных?

8. Какие клеточные элементы находятся в экто- и энтодерме, какова их функция?

9. Черты сходства и различия в строении полипа и медузы?

10. В чем выражается чередование поколений у гидроидных?

11. В чем заключается биологическое значение медузоидной стадии?


Тема: Тип Плоские черви. Общая характеристика плоских червей.

  1. Классификация.

  2. Форма тела и наружные придатки.

  3. Способы питания червей и строение пищеварительной системы.

  4. Органы выделения?

  5. Нервная система и органы чувств?

  6. Половая система, размножение и развитие?

  7. Приспособление к паразитизму?

  8. Важнейшие представители трематод: печеночный, ланцетный, сибирский сосальщики?

  9. Особенности жизненного цикла трематод?

  10. Меры борьбы с трематодами?

  11. Важнейшие представители моногенетических сосальщиков?

  12. Паразитические ленточные черви: широкий лентец, свиной и бычий солитеры, эхинококк?

  13. Понятие о гельминтологии как науке: биогельминты, геогельминты, привести примеры?


2 семестр


Тема: класс ракообразные.

  1. Общая характеристика ракообразных?

  2. Классификация?

  3. Расчленение тела, развитие гетерономности?

  4. Строение наружного хитинизированного покрова?

  5. Специализация конечностей ракообразных?

  6. Строение пищеварительной системы и способы питания?

  7. Органы дыхания водных и наземных членистоногих?

  8. Развитие кровеносной системы в зависимости от органов дыхания?

  9. Формы выделительного аппарата?

  10. Прогрессивное развитие нервной системы и органов чувств?

  11. Размножение и развитие?

  12. Происхождение ракообразных. Трилобиты?

  13. Значение ракообразных в природе и жизни человека?


Тема: насекомые.

  1. Какие систематические группы составляют подтип трахейнодышащих?

  2. Кто такие первичнотрахейные, каковы основные особенности их морфологии и биологии?

  3. Что общего во внутренней организации многоножек и насекомых?

  4. Сопоставьте следующие признаки внешней морфологии насекомых, паукообразных и ракообразных:
  1   2   3

Похожие:

Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих специальных дисциплин и является обязательной для изучения
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гистология с основами эмбриологии
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика
...
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История России
Учебно-методический комплекс комплекс «История России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Страноведение США
Учебно-методический комплекс «Страноведение сша» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница