Урок по теме "Земноводные". Цель урока

НазваниеУрок по теме "Земноводные". Цель урока
Дата конвертации10.08.2012
Размер71,75 Kb.
ТипУрок
Урок по теме "Земноводные".

Цель урока: обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране.

Оборудование: книги о земноводных, иллюстрации и рисунки с изображением земноводных, выполненные учащимися, звукозапись "Голоса земноводных" и компьютерная презентация о земноводных, стенд "Не поднимай камень (об охране земноводных), влажные препараты о цикле развития амфибий.

 

Ход урока:

I.                  Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация).

II.               Проверка знаний по теме "Земноводные" (этот урок – заключительный в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных.)

Задание 1. Рассказать о размножении земноводных (сроки размножения, половой диморфизм, брачное поведение, выметывание икры, уход за потомством, назвать стадии развития земноводных и дать краткую характеристику каждой стадии).

Задание 1. Под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.

Система органов

дыхания

Система органов пищеварения

Кровеносная

система

Названия органов: жабры, легкие, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды.

Задание 2.  Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, два круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

 

 

Первое и второе задания, после выполнения, учащиеся проверяют в ходе фронтальной проверки, двое учащихся работают у доски - заполняют таблицу.

Задание 3.  Вспомните особенности процесса размножения земноводных и ответьте на вопросы:

1.     В какое время года земноводные приступают к размножению?

2.     Выражена ли у них внешняя разница между самкой и самцом? В чем это проявляется?

3.     В какой среде амфибии выметывают икру, и происходит их развитие?

4.     Ухаживают ли амфибии за своим потомством?

5.     Как называют личинок бесхвостых земноводных?

6.     Какие общие признаки в строении имеют головастики с рыбами?

III.            Актуализация знаний учащихся. (Учащиеся с учителем вспоминают названия отрядов в классе земноводных, их ярких представителей и примерную численность).

IV.            Изучение материала.

     1.  Многообразие земноводных.

         Слова учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и  высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий.

         У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. А помогут нам поближе познакомиться с земноводными ваши одноклассники, которые только что вернулись из увлекательнейшей заочной экспедиции, объехав почти все страны мира.

          Учащиеся прослушивают сообщения о червягах, тритонах, саламандрах, лягушках, жабах, квакшах, жерлянках, чесночницах и необыкновенных амфибиях, таких как жаба – ага, лягушка – помидор и др. (Рассказы учащихся сопровождаются показами слайдов презентации к теме урока).

          В ходе просмотра иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию).

          Учитель также обращает внимание учащихся на "Рекорды земноводных". (Комментарии учителя к материалам слайда).

      Слова учителя: земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:

·        Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.

·        Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.

·        Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

·        Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лен и "оживать" после оттаивания.

·        Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.

2.     Звуки амфибий.

(Комментарии учителя фрагмента записи с голосами земноводных и ее прослушивание).

Слова учителя: земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка.

3. Земноводные республики Марий Эл. Амфибии Красной книги России и республики Марий Эл. (Рассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги республики).

Слова учителя: 33 вида амфибий занесены в Красную книгу. Из них 9 видов занесены в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра. Два вида занесены в Красную книгу нашей республики – серая жаба и сибирский четырехпалый тритон.

4. Охрана земноводных. (Беседа с учащимися, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий).

Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

5. Значение земноводных. (Фронтальная беседа с учащимися).

Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

V. Закрепление изученного материала. (Проводится в форме викторины – соревнования).

Задание 1.Проверка выполнения задания по распределению земноводных по отрядам. (Фронтальный опрос).

Задание 2. Дайте определение следующим терминам:

анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены),

амфибия (двоякодышащее, земноводные),

метаморфоз (развитие с превращением), резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки),

половой диморфизм (проявление разницы во внешнем виде между самкой и самцом внутри одного вида).

Задание 3.   Ответьте на вопросы:

1.     Как жабы и лягушки восполняют недостаток влаги в организме? (Купаются в росе).

2.     Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3.     Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).

4.     Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных уголков природы на планете. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).

5.     Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).

6.     Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жабу – агу).

7.     Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (Она предупреждает, что ядовитая).

VI.    Подведение итогов урока.

          Определение "лучшего специалиста по земноводным"; выставление    индивидуальных оценок учащимся по количеству жетонов – амфибий.

VII. Задание на дом: изучить § 39 учебника, повторить материал главы 8; составить доклад о необыкновенных способностях земноводных и их поведении; отгадать загадку:

Загадка.Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты, вакуумные присоски или ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

Похожие:

Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconОткрытый урок по физической географии России в 8 «А» классе на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: р
Цель урока: раскрыть уникальность природы озера Байкал и показать причины уникальности
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconОткрытого урока по русскому языку
Цель урока: формирование умения собирать информацию по теме и представлять её в занимательной форме
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconМетодическая разработка урока по теме: «Животноводство»
Цель урока: познакомить учащихся с отраслями животноводства: скотоводство, свиноводство, на примере зао саф «Русь»
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconУрок окружающего мира во 2 классе по теме «Какие бывают животные?»
Цели: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные,...
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconУрока по учебно тематическому плану
Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconУрок является заключительным по теме «Земля»
«Земля». Урок с применением инновационных кейс – технологий, которые позволяют учащимся на основе изученного ранее материала темы...
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconУрок Тема урока: Природные зоны Южной Америки Цель урока: изучить состав, особенности природы природных зон материка; сформировать представления о разнообразии растительного и животного мира
Задачи: закрепить знания учащихся об особенностях климата, его влиянии на внутренние воды; показать своеобразие природы материка
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconКовалёва Л. Г., учитель русского языка моу сош пос. Новоколхозное Неманского района Урок русского языка в 7 классе Тема урока
Цель урока: Организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями...
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconУрока по теме: «Австралия»
Образовательная цель: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения,...
Урок по теме \"Земноводные\". Цель урока iconУрок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"
Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница