Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение

НазваниеМедицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение
страница1/5
Дата конвертации27.12.2012
Размер0,73 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


История медицины


Медицина Киевской Руси

IX-XI веков


девиз «Русь»


2010 г.


Содержание


Введение………………………………………………………………….......3


1. Краткая характеристика Киевской Руси IX в…………………..….…….8

1.1. Географическая характеристика Киевской Руси IX в………….8

1.2. Территориальное устройство Киевской Руси IX в……………..9

1.3. Народы, граничащие с Киевской Русью в VIII-XI вв…….…...13

1.4. Хозяйство и быт славян IX-XI вв………………………..……..30


2. Медицина Киевской Руси……………………………………………….41

2.1. Проблематика понятия………………………..………………...41

2.2. Письменность и медицина………………………..…………….43

2.3. Средства традиционной народной медицины

Киевской Руси IX-X вв……….………………………………....45

2.4. Гигиена Киевской Руси IX-XI вв………………..…..………….56


Заключение………………………………………………………………….61


Библиография……………………………………………………………….62


Введение

Актуальность темы исследования. Множество устремлений историков, как прошлого, так и настоящего направлено на разработку и исследование моделей возникновения и развития государства Киевская Русь. Со времен идей Герарда-Фридриха Миллера прошло почти триста лет. Его теория «Происхождение народа и имени российского» все чаще оказывается в центре внимания современных деятелей науки. Все чаще о ней высказываются: «неправдоподобная», «ложная».

Течение научной мысли двадцатого века дало развитие новым взглядам на ход истории Киевской Руси. Актуальными представились вопросы о происхождении славян, их религии, государственного устройства, культуры народов. Увы, большинство источников не дошло до нас в своем подлинном виде. С приходом христианства на Русь огромное количество памятников язычества было уничтожено. Большие трудности в изучении данного периода создают немногочисленные летописи авторов того периода, с расхождениями в текстах, описывающих одну и ту же картину происходящего.

Таким образом ученые, сопоставляя данные письменных источников, археологических раскопок, дошедших до наших дней памятников культуры строят новые модели устройства Киевской Руси.

Среди исследуемых областей особо часто выделяются религия, культура и государственный строй, однако редко где упоминается медицина. Собственно, чаще она упоминается, как отсутствующая область. Мол, не было ее и все тут. Иногда можно услышать, что на Руси всю жизнь водкой лечились. Вот и вся медицина. Часть ученых (к счастью небольшая) доходит до абсурда, говоря о восточных славянах Х века, как о необразованном, некультурном народе, обитающем в лесах и носящим набедренные повязки. Что говорить о временах одиннадцативековой давности, если в 2008 году недалекие соседи думали, что по улицам Москвы свободно разгуливают медведи.

С ходом истории государства российского почти все сферы жизни русского народа подвергались неизменным метаморфозам. Происходил видимый прогресс в областях сельского хозяйства, политической жизни государства, религиозных воззрений народа, общественной жизни. В связи с научным прогрессом и переходом общества на новый вышестоящий уровень, якобы, и появилась медицина на территории российского государства. Есть мнения, что медицина на Руси возникла лишь после того, как Русь была крещена и установилась прочная связь последней с Византией. Кирилл и Мефодий, якобы, изобрели письменность и тогда стали появляться книги медицинского содержания, «травники», «зелейники» и т.п. В монастырях византийскими «лечцами» практиковались методы эмпирической медицины, фитотерапии, ухода за больными. В широких кругах общества, вдруг, откуда ни возьмись, появилась народная медицина. Забавно, не правда ли? Сначала утверждая, что медицины вовсе не было, ученые умы наткнулись на новую сферу жизни общества, реактивно распространившуюся по территории славянских земель за какие – то 3 века. Как это назвать я пока не знаю. Массовый гипноз? Известно, что народная медицина распространена и по сей день. А откуда она возникла? Чем могли быть обоснованы сходства и различия между медициной соседствующих с Русью государств и медициной последней? И на конец, в каком из государств медицина являлась на тот момент преуспевающей сферой общественной жизни? Вот именно эти вопросы подтолкнули меня к написанию данной работы.

Недостаточная изученность такой важной области, как медицина Киевской Руси, заключает актуальность этой работы. Интерес для меня также представляет проведение параллели между медициной соседствующих с Киевской Русью развитых государств и непосредственно медициной Киевской Руси, а также анализ полученных данных и построение соответствующих выводов.

Объектом исследования является медицина Киевской Руси.

Предметом исследования является:

- народная, традиционная и научная медицина Киевской Руси;

- медицина государств – соседей Киевской Руси;

- социо-культурное влияние медицины на сферы жизни народа;

- миграция элементов врачевания среди соседствующих народов.

Хронологические рамки исследования. Мною выбран наиболее показательный период в развитии медицины Киевской Руси. Это IX – XI века. Именно этот период характеризуется наиболее важными и выраженными реформами, затрагивающими все слои населения. Также он характеризуется великими войнами, обусловившими в итоге расширение территории государства, взаимопроникновение культур и развитие медицины.

Территориальные рамки исследования: Киевская Русь IХ века охватывала значительную территорию Восточной Европы. Северными границами считались Ладожское и Чудское озера. Южной – Черное море. Территория государства ограничивалась Вислой с запада и Волгой с востока.

Историография исследования: Степень изученности данной темы не велика. Современные ученые при написании научных трудов пытаются охватить достаточно объемную область, не выделяя при этом каких-либо характерных черт и периодов. В итоге историкам удается донести лишь малую часть той информации, которая является основополагающей для изучения предмета.

Среди ученых, занимавшихся проблематикой медицины Киевской Руси можно выделить Ю.П. Лисицина, С.М. Марчукову, Т.С. Сорокину.

Цель работы: Исследование медицины, как основополагающей социо-культурной сферы жизнедеятельности человека и общества в целом в период образования и развития Киевской Руси в IX – XI века.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- исследовать общественно – политический строй Киевской Руси того периода;

- проанализировать бытовую сферу жизни общества того периода;

- исследовать медицину, как область регулирующую взаимоотношения родовых общин и народов;

- сравнить достижения медицины, соседствующих с Киевской Русью государств(Византия, Хазарский Каганат) и достижения медицины последней;

- исследовать миграцию традиций врачевания между государствами-соседями.

Научная новизна работы. При написании данной работы была сделана попытка комплексного и более глубокого исследования медицины Киевской Руси IX–XI вв. Детально исследовалась народная традиционная медицина. Давалось научное обоснование некоторым народным практикам лечения.

Проводилось сравнение и взаимовлияние медицины Киевской Руси с медициной преуспевающих государств(Византия, Хазария).

Основные методологические принципы исследования. Методология исследования базируется на применении:

  1. общенаучных методов;

  2. принципов исторического анализа;

  3. подходов социокультурного анализа:

- историзм позволяет рассматривать явление в развитии, как имеющее историю возникновения, становления и исчезновения. На его применении базируется исследование эволюции социальных институтов;

- системный подход как рассмотрение совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предполагает учет широкого исторического контекста, многообразия социально-политических структур и экономических институтов;

- объективность включает комплексное рассмотрение различных источников, их анализ и сопоставление;

- восхождение от конкретного к абстрактному предполагает раскрытие сущности объекта как целого на основе совокупности с характеризующих объект признаков;

- восхождение от абстрактного к конкретному позволяет получить глубокое содержательно-конкретное знание;

- историко-генетический метод основан на последовательном раскрытии свойств объекта в процессе его исторического движения. Он способствует изучению эволюции социально-политических институтов;

- историко-сравнительный метод подразумевает сопоставление различных явлений. Он открывает возможности выявления общего и особенного однотипных и разнотипных объектов на различных уровнях взаимодействия;

- историко-системный метод характеризуется целостным охватом познавательной исторической реальности, раскрытием внутренних механизмов функционирования систем;

- социокультурный анализ основан на признании психологического фактора как равноценного в исторической системе.

Использование совокупности подходов позволяет осуществить комплексное рассмотрение проблемы исследования.

Практическая значимость исследования. Данная исследовательская работа обобщает известные к настоящему моменту данные о народной медицине Киевской Руси. Расширяет горизонты научной работы по этой проблематике.


Глава I

Краткая характеристика Киевской Руси IX в.


1.1. Географическая характеристика Киевской Руси IX в.

К VIII-IX в. союзы славянских племен занимали обширную территорию Восточной Европы. Северной границей служили Чудское и Ладожское озёра. Чёрное море представляло южную границу славянских земель.

"Эта территория принадлежит к Восточно-Европейской, или Русской, равнине (средняя высота над уровнем моря 170 м). Характер местности в целом равнинный, лишь в отдельных местах имеются небольшие повышения поверхности. Таковы Среднерусская, Валдайская, Смоленская и Подольская возвышенности. В формировании современного рельефа заметную роль сыграло древнее оледенение. В северных районах сохранился моренный покров со слегка холмистым рельефом. В средней полосе ледниковая морена подверглась размыву талыми водами, что привело к значительному сглаживанию холмов. В южной части, на территории, непокрывавшейся ледником, поверхность рассечена долинами крупных рек и имеет развитую балочно-овражную сеть.

Русская равнина обладает развитой речной системой. Равнинность территории при небольшой высоте и обширной площади определили значительную долину рек при малом уклоне их русел. Из рек южного стока наибольшую площадь занимает Днепр с его крупными притоками Припятью, Десной и Сожем. К старой восточнославянской территории принадлежат еще бассейн Днестра и Южного Буга, а также верхнее течение Волги с бассейном Оки. Из бассейнов северной части Русской равнины нельзя не назвать Ильменский, включающий Ловать, Мсту, Шелонь и Волхов; Псковский-с рекой Великой; Западнодвинский и Неманский.

Значительная часть Восточно-Европейской равнины покрыта лесами. Преобладают смешанные и широколиственные леса. Лишь южные окраины восточнославянской территории принадлежат к лесостепи, где лес с лиственными породами деревьев чередуется с разнотравными степями.

Для северных и южных районов Русской равнины типичны подзолистые почвы, а там, где хвойные леса перемежаются с лиственными, а также луговыми полянами с густым травным покровом, распространены дерново-подзолистые почвы с повышенным содержанием перегноя. В зоне широколиственных лесов образовались бурые или серые лесные почвы, более плодородные по сравнению с подзолистыми. В лесостепных районах преобладают чернозёмы - самые плодородные почвы.

Равнинный характер, благоприятные климатические условия, обилие рек и лесов способствовали освоению человеком Русской равнины в глубокой древности”.1

Большую часть Восточно-Европейской равнины заселяли племена славян. А точнее сказать, союзы племен. Для удобства и комфорта существования, поселения часто происходили в бассейнах рек, на территориях менее подверженных опасностям. Часто городища возникали на холмах, которые являлись более выгодными местами для обороны. Также поселения основывались на пересечениях крупных торговых путей, тем самым принимали непосредственные участия во внутри- и межгосударственных экономических отношениях.


1.2. Территориальное устройство Киевской Руси IX в.

Рассматривая территориальное устройство славянского протогосударства того периода, следует отметить иерархию образования «земель», которые большинство историков XX века очень любили называть племенами. Итак, семья принадлежала к родовой общине и являлась ее ячейкой. Род или родовая община принадлежала племени – объединению родов по экономической и территориальной общности. Совокупность племен называется племенным союзом, или «землей». Этот вопрос затронул Озар Ворон в своей книге «Святослав». Озар говорит: «Древляне, вятичи и прочие – не племена. Летопись упоминает их в одном ряду с западнославянскими лютичами и поморянами. И земли они занимают такие же. Но лютичи – не племя. И поморяне не племя. Это, выражаясь суконным языком этнографической науки, союзы племен. Лютичи, к примеру, это ратари, хижане, чрезпняне, долечане, и еще с полдюжины племен помельче. Не меньше, наверно, племен входило в союзы древлян и кривичей. В союз вятичей, по археологическим данным входило шесть племен. Вот только союзы племен сложились у восточных славян так давно и прочно, что про отдельные племена памяти не осталось. Совсем. Видно к началу летописания никто про них не помнил.

А союз племен – это явление принципиально новое. Не родовое, а политическое, территориальное. Отсюда уже шаг – два до государства. И действительно, в союзах, упоминаемых летописью, есть и «княжение свое», и «законы отцов своих». Не обычаи, тут же отдельно упомянутые, именно законы! Еще до Рюрика «жили мирно поляне, древляне, северяне, северяне радимичи, вятичи и хорваты».

Как назвать всех этих древлян, вятичей и тиверцев не на научном жаргоне, а живым русским языком? Опять обратимся к летописцу. В один ряд с ними он ставит литву, немцев, свеев-шведов… Народы! А по-древнерусски – «земли». «Послала нас к тебе Древлянская земля» - не «племя»!»2 Таким образом, можно предположить, что действительно, к VIII-IX векам на территории Восточной Европы, заселенной славянами действовали союзно-племенные отношения и соблюдалось территориальное княжественное деление.

Одним из первых, кто описал славян, был летописец Нестор. К XII в. было известно 13 племенных союзов. Поляне занимали центральное место среди других племён в образовании Русского государства. Их поселения приходятся на территорию среднего Поднепровья. «Летопись гласит: ”Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне…” Название “поляне” произошло от слова “поле” – открытое место. “Книга Велеса также говорит о том, что: ”На полях мы стали называться полянами”, но одновременно приводит легенду о происхождении полян от прародительницы Полевы, дочери Богумира. Это можно понимать и так, что во главе полян в древние времена стояла женщина с именем Полева, избравшаяся из рода Богумира.»3 Среди древнейших городов полян авторы указывают Киев,

Вышгород, Василев, Белгород.

Западными соседями полян являлись древляне. Предполагается, что имя своего союзы древляне получили за то, что основная их масса проживала в лесах. Отсюда, якобы, и корень «древ» - дерево. На данный момент очень трудно рассуждать о происхождении этнонима не имея точной и объективной информации. Однако, взглянув на карты, можно увидеть большие площади лесных массивов, расположенные к западу и северо-западу от Киева. Возможно версия о происхождении слова «древляне» от территории, где они проживали верна. В летописи упоминаются также города древлян – Искоростень и Овруч.

Территории, что западнее древлян занимали бужане (волыняне, дулебы). Здесь уместен вопрос. Почему летописец упоминает один и тот же народ три раза, при чем каждый раз по-разному? Вероятно, до VII века на Волыни проживало несколько союзов. Этими союзами были и бужане и волыняне и, непосредственно, дулебы. В летописи упоминается также об обрах, как об агрессивном соседе славян. «Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина.»4 Возможно, что дулебы объединились в союз с волынянами для защиты своих земель от агрессора и в итоге ассимилировали.

Однако существует другая точка зрения. Г.А. Хабургаев считает, что «новое славянское население, оформившееся в том же регионе после падения «Дулебского» («Волынского») объединения, получает и новое наименование – по историческому названию области: велыняне».5

Дреговичи занимали территории между Припятью и Западной Двиной. «На днепровском левобережье, По Десне, Сейму и Суле, расположилась севера (северяне). Здесь же, на левом притоке Днепра – Соже, локализуются радимичи. Верховья Оки занимали вятичи. Одним из крупнейших русских племен были кривичи, заселявшие верхние течения Днепра, Волги и Западной Двины, а также, судя по поздним летописным сводам, будущую Псковскую землю. Летописец называет еще полочан, поселившихся на речке Полоте, притоке Западной Двины. Судя по данным других летописей, полочане представляли ответвление кривичей. Самым северным русским племенем были словене, жившие в обширном бассейне оз. Ильмень. Южную окраину восточнославянской территории по Днепру, Южному Бугу и Днестру занимали уличи и тиверцы, а где-то на юго-западе, по видимому в Прикарпатье, обитали хорваты». 6

Не стоит забывать, что Нестор пишет о событиях VII века. Что же представляло из себя государство Киевская Русь к IX веку?

К IX веку союзы славян представляют собой отдельные друг от друга автономные единицы. Автономны, как по экономическим, военным, социальным, так и культурным показателям. В повести временных лет говорится о междоусобицах, нередко происходивших между землями славян. Тем более, что земли эти являлись сами по себе данниками варягов с одной стороны и хазар с другой. Эти факторы непосредственно повлияли на ход событий. Динамика наблюдалась следующая:

- призвание на княжение Рюрика;

- произошло объединение чуди, словен, кривичей и веси;

- союз вышеперечисленных субъектов получил название Русь.

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля»7, - так говорит летопись о появлении Киевской Руси, как о сложившемся государстве.

В 879 году умирает князь Рюрик и передает княжение своему родственнику Олегу.

В 882 году князь Олег предпринимает попытку к объединению союзов племен в одно крепкое с территориальной, и мощное с военной и экономической точек зрения государство. В повести временных лет говорится о том, что Олег «…взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.»8

Итак, к концу IX века имело место объединение племенных союзов славян. Было создано милитаристское государство агрессивно настроенное на Византию и Хазарский каганат. Тип государственного строя – военная демократия. Ведущую роль занимали: народное собрание (вече), вожди и старейшины. Племенные союзы, входящие в Киевскую Русь того периода: варяги; чудь; словены; меря; весь; кривичи; древляне; северяне; поляне; радимичи и прочие, прозвавшиеся русью.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconСергей Батов Воссозданная история Руси Часть I
Украины-Руси с древнейших времен до, так называемого, литовского периода. В ней иначе характеризуются исторические личности, правители...
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Москва, 24 июня 2008 года
Киевской купели, в которой были соединены со Христом народы, ныне окормляемые Русской Православной Церковью. Празднуемая дата побуждает...
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconПовседневная жизнь удельной руси в контексте “хожений” русских путешественников XII-XV веков

Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconКурс лекций Москва 2008 Содержание Лекция Введение 3 Лекция Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире 9 Лекция История науки и техники в XIV первой половине XVII вв. 19
Лекция Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) 26
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconЖитие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского
Святая Русь — это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому...
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconМногоканальная электромиостимуляция и гипербарическая оксигенация в комплексном лечении больных с диабетической ангиопатией
Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconКомплексная медицинская реабилитация больных с хронической лимфовенозной недостаточностью нижних конечностей
Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconВалерий Демин Тайны Русского народа: в поисках истоков Руси Содержание
Сейдозера, в одном из самых труднодоступных уголков Кольского полуострова, пробирался отряд обессиленных людей. Скоро вечер
Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconПол Феррис Зигмунд Фрейд Содержание Введение Благодарности

Медицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение iconО. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты
Книга «Допетровская Русь» знакомит читателя с биографиями исторических деятелей России на фоне социально экономических, политических,...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница