Опыт экологизации в вузах сибирского региона

НазваниеОпыт экологизации в вузах сибирского региона
страница1/7
Дата конвертации10.08.2012
Размер0,99 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

РАЗДЕЛ 1

ОПЫТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В ВУЗАХ СИБИРСКОГО РЕГИОНА


«Сегодня именно человеческий потенциал дает наибольшие основания относить нашу страну к числу развитых, тогда как по целому ряду других позиций она принадлежит скорее к развивающимся.…Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно “социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии XXI века...»

Стратегия развития (модернизация образования)

ПОИСК – еженедельная газета научного сообщества

Опубликовано: 11.09.00


Сегодня во всем мире и в нашей стране приходят к пониманию того, что безопасность представляет собой многофакторное понятие. Она включает в себя не только состояние Вооруженных Сил, но и общее состояние (экономическое, социальное, нравственное) мировой цивилизации, нашей страны и надежность механизмов управления в обществе, безопасность технологических процессов. Сегодняшняя ситуация порождает опасность особого вида – создание «общества всеобщего риска». Это связано с тем, что экономическое положение России не позволяет в необходимом объеме реализовать социально-экологические программы. Однако известно, что при форсированной экономической модернизации в развивающихся странах, как правило, обостряются именно экологические проблемы. Это приводит к обесцениванию результатов экономического роста деградацией окружающей среды. Значит, нельзя ждать подъема экономики для последующего решения экологических задач. В России в период перехода к открытой экономике и демократическому обществу существует реальная возможность избежать повторения ошибок, допущенных развивающимися странами в их экологической деятельности.

По мнению О.Н. Яницкого 1, доктрина «национального экологического согласия», государственный контроль и легальные возможности самоорганизации – необходимые условия для мобилизации общества в решении социально значимых экологических проблем. В данном контексте роль системы высшего образования трудно переоценить. Для достижения всесторонней безопасности и далее устойчивого развития необходима модернизация высшей школы с учетом экологического императива, или экологизация. Она затрагивает все компоненты системы образования (рис. 1, 2 Предисловия).

В результате восьмилетней работы в рамках МЭБО удалось собрать поистине бесценный опыт по преподаванию дисциплин экологического цикла, по осмыслению механизмов и путей реализации экологического образования и научных исследований в далеко не простых условиях современности в рамках преподавательских конференций. В данном разделе мы представляем научно-методические материалы ученых и преподавателей вузов Сибирского региона, являющихся активными участниками проектов «МЭБО» и «Зеленые страницы Сибири».

Опубликованные работы представляют собой как аналитические статьи, описывающие инновационные процессы в сфере экологического образования, так и конкретные учебные программы, по которым ведется преподавание соответствующих дисциплин. Знакомство с этими материалами позволит читателю составить более полное представление о современной ситуации в данной области.

Редколлегия



РЕШЕНИЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» В РАМКАХ МЭБО

28.03 – 30.03.2001 г. на базе НГПУ

«Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация» (Генеральный секретарь Конференции ООН в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро Морис Стронг)

В третье тысячелетие человечество вошло с чувством возрастающей тревоги за судьбу социума и Природы в целом. За предыдущие тысячелетия человечество неуклонно пыталось, с одной стороны, выяснить, каково его место на Земле, а с другой, - возомнив себя элитой в животном мире Природы, очень быстро возвело человека на трон царя Природы с вытекающей отсюда вседозволенностью. Режим усиленного прессинга человека на экосистемы ставит под угрозу их существование как естественной компоненты биосферы. Сегодня угроза выживания пришла со стороны самой родительницы - Природы, быстро деградирующей в результате усиленного наступления цивилизации. Рост не утилизированных промышленных отходов, возможное потепление климата, накопление токсических веществ и тяжелых металлов в почве и водах мирового океана, сведение лесов и опустынивание, истощение озонового экрана, загрязнение радионуклидами, потеря многообразия и многие другие следствия человеческой деятельности остро обозначили проблему реальности дальнейшего существования жизни на планете.

Осознание человеком своей истинной сущности как гетеротрофного звена целостной трофико-динамической сети биосферы заставило его сменить парадигму антропоцентризма на био- или даже эксцентризм. Этому в значительной мере способствовала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, прошедшая в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Именно здесь было обращено внимание на необходимость широкого развертывания сети экологического образования, воспитания и просвещения, подготовки кадров экологов, учебников и учебных пособий, широкого привлечения СМИ, населения к проблемам состояния окружающей среды. Особо было обращено внимание на необходимость использовать опыт и взгляд на проблему устойчивого развития коренными народами в системе образования и подготовки кадров.

Экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает роль системообразующего фактора образования в целом, определяя его стратегические цели и ведущие направления, входит в интеллектуальную основу школы будущего. И, как указано в Государственном стандарте образования: «Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности духовного и практического опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивая его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с природой». Реализуя эту цель экологического образования, необходимо помнить четыре положения, сформулированных в документах конференции в Рио:

• экономическое развитие в отрыве от экологии, природопользования ведет к уничтожению цивилизации на Земле;

• экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;

• экология без права на действия становится неэффективной и является элементом системы порабощения;

• право на действие без экологии открывает путь к самоуничтожению всех.

Россия, находясь на пути интеграции со странами Европейского сообщества и интенсивно развивая внутреннюю рыночную экономику, не могла не откликнуться и не поддержать инициативы конференции в Рио. Кроме того, Россия остро нуждается в специалистах нового поколения, умеющих профессионально работать в новых условиях, в новом информационном пространстве.

В этом плане в нашей стране сделано много положительного.

* Разработаны стандарты экологического образования, министерские программы по экологии для системы школьного и вузовского образования.

* Подготовлен и издан федеральный комплект учебников и методическое обеспечение к ним.

* Издана серия экспериментальных учебников по экологии, рекомендованных МОРФ.

* Изданы атласы по регионам России, в которых значительный крен сделан на вопросы экологии и охраны природы.

* Изданы видеофильмы, задачники, пособия.

* Разработаны авторские концепции и программы разноуровневой подготовки по экологии.

* Есть опыт введения в учебные планы интегрированных курсов экологической ориентации («Экология и культура», «Экология и диалектика»).

* Начата работа по разработке концепций непрерывного экологического образования различных регионов, например, по Новосибирской области, Предбайкалью такие концепции уже утверждены местными мэриями.

Вместе с тем нет общего объединяющего начала, концепции формирования единого информационного пространства непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.

В основу формирования этого образовательного пространства должны быть вынесены следующие основные положения.

1. Формирование представления об экологическом императиве, то есть, в понимании акад. Н. Моисеева, о границах потребления и поведения; другими словами, степени экологической свободы.

2. Стратегией экологического образования должно стать формирование мировоззрения, опирающегося на знания и ценностные ориентации. Отсюда вытекают основные педагогические функции экологического образования, сформулированные в Государственных стандартах:

- способствование формированию и развитию единой картины мира;

- формирование общеучебных и общечеловеческих умений прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей;

- раскрытие социокультурной сущности образования в целом;

- базирование экологического образования на принципах интеграции, гуманитаризации и гуманизации;

- воспитание чувства экологической ответственности, то есть «той меры свободы с окружающей средой, границы которой определяются законами устойчивости и саморегуляции природных систем».

Отечественную школу характеризует (по крайней мере, всегда характеризовал) фундаментальный характер получаемого образования (в том числе и естественного цикла), что уходит своими генетическими корнями в «русский космизм». Как определяют программные государственные документы, экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В свете выше изложенного базисного представления о сущности и значимости экологического образования в рамках создания единого образовательного пространства Сибирского региона предусматриваются следующие основные шаги и направления работы.

I. Блок организационных вопросов.

1. Организационное оформление единого координационного центра экологического образования на базе научно-методического центра по экологическому образованию и просвещению кафедры ботаники и экологии НГПУ.

2. Подготовка обзорных материалов по состоянию и перспективам системы экологического образования и воспитания по всем вузам Сибирского региона, сопряженных с этой проблемой.

3. На базе собранных материалов подготовка и публикация каталога «Зеленые страницы Сибири» (материалы этого каталога представлены в данном сборнике. – Прим. ред.).

4. Создание общего информационного пространства через систему ИНТЕРНЕТ.

II. Блок методологических вопросов.

1. В области научных изысканий и экспериментов:

а) найти механизмы и пути интеграции экологического образования и воспитания между различными звеньями единой цепочки образовательного пространства «семья – детский сад - школа - вуз - производство»;

б) на фоне имеющей место специализации скоординировать основы базового экологического образования для разных типов высших учебных заведений;

в) учитывая уникальность Сибирского региона как относительно его общей протяженности, геополитического положения, биоразнообразия, высокого научного и промышленного потенциала, так и относительно многонационального и этнического состава населения, особое внимание обратить на разработку региональной компоненты; красной нитью в этом аспекте должна проходить идея истории народа, культурных традиций и уклада, экологических основ единения народа и природы. На этом фоне разрабатывать модификации методов и форм образования, адаптированных к местным условиям.

2. В области инициации инновационных процессов:

а) дальнейшее развитие и совершенствование работы МЭБО-недели;

б) разработка и развитие интерактивных форм работы по решению экологических проблем;

в) дальнейшее развитие единой сети ИНТЕРНЕТ-образования на базе инновационных технологий;

г) расширение опыта работы студентов, учащихся над экологическими проектами в режиме телеконференций;

д) разработка, совершенствование и внедрение различных форм дистанционного образования.

3. В области развития межвузовской кооперации:

а) разработать возможные варианты совместного выполнения студентами различных вузов общих курсовых работ, дипломных проектов, НИРС на базе решения определенных экологических проблем;

б) разработать возможные варианты совместного участия студентов различных вузов в экспедициях, полевых практиках и т.д.;

в) найти пути интеграции НИР профессорско-преподавательского состава различных вузов в решении общих проблем при выполнении грантов, проектов.

III. Блок методических вопросов.

1. Усиление работы по разработке и созданию учебников, учебных пособий экологической ориентации как на бумажных носителях, так и в электронных вариантах с учетом региональной компоненты.

2. Создание базы данных в экологическом разделе в сети ИНТЕРНЕТА по:

- основным направлениям экологической работы в вузах Сибирского региона;

- новым поступлениям экологической литературы;

- интересным педагогическим находкам в области инновационных технологий;

- экологическим программам;

- экологическим организациям Сибирского региона и России в целом.


УДК 577.4 + 500

В.В. Анюшин, Н.М. Дерешева

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ – КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ

В проекте национальной стратегии экологического образования (2000) указывается на необходимость подготовки кадров, готовых не только теоретически, но и практически решать обостряющиеся экологические проблемы, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к рыночной экономике и модели устойчивого развития.

Приоритетом национальной экологической политики России в области экологического образования и культуры признана подготовка квалифицированных специалистов в сфере эколого-просветительской работы и экологического образования.

Республика Хакасия, расположенная в центре Евразии, является уникальным природным регионом, нуждающимся в особой охране. Она занимает часть Минусинской впадины, огражденной от сопредельных территорий Кузнецким Алатау и Западным Саяном, входит в Алтае-Саянский экологический регион, являющийся природным и культурно-историческим памятником России. И главное, входит в число 200 мировых экологических регионов, имеющих особое глобальное природоохранное и культурно-историческое значение, и отличается большим природным разнообразием: от степей в центре котловины до гольцов и снежников на вершинах гор. Живописность и красота пейзажей Хакасии уже стала известна далеко за её пределами. 30% площадей республики являются особо охраняемыми территориями. Значительное воздействие на природу Хакасии оказывают водохранилища (Саяно-Шушенское, Красноярское), Саянский алюминиевый завод, другие промышленные предприятия, котельные и транспорт. Антропогенному воздействию подвергнуто около 20% территории республики (сельскохозяйственные земли и промышленные районы).

Для сохранения уникальной природы Хакасии и устойчивого развития региона необходима подготовка экологических кадров как для средней школы, так и для промышленных предприятий, которые бы владели основами этноэкологии. Региональный и школьный компоненты экологического образования в республике ведут учителя биологии и географии , а на промышленных предприятиях практически нет инженеров-экологов с базовым образованием, отсутствуют специалисты-организаторы эколого-просветительской работы.

Анализ сложившейся в Хакасии ситуации показывает, что ведущей концепцией экологического образования является концепция усиления экологизации образования.

Исследование состояния проблемы формирования экологической культуры населения Хакасии показало, что все осознают кризисность экологической обстановки. Учителя включают в образовательный процесс аксиологически ценные экологические сведений. Однако это не всегда дает нужные результаты, и у школьников различных возрастных групп обнаруживается невысокий уровень как экологических знаний, так и экологической культуры в целом.

Формирование экологической культуры рассматривается нами как качественный показатель практического отношения человека к природе, который включает в себя совокупность знаний и умений, взглядов и убеждений, мотивов и действий, связанных с необходимостью разумного, рационального природопользования, с поиском путей сохранения и улучшения окружающей природной среды.

Хакасский университет проводит планомерную подготовку кадров экологов высшей квалификации в крупных научных центрах. Одновременно разрабатывались методические материалы по обеспечению экологизации учебного процесса в рамках старых специальностей (биология, химия) по смешанной модели. При этом реализуется деятельностный подход. Наряду с изучением теоретических курсов по экологии, студенты проводят научные исследования экологического профиля в природе, в школе при выполнении курсовых и дипломных работ. Были заключены договора о базах практик с заповедником «Хакасский», Хакасским республиканским национальным заповедником под открытым небом. Для углубления экологической подготовки была введена дополнительная программа подготовки по экологии студентов-биологов на платной основе.

Одним из приемов подготовки кадров к формированию экологической культуры населения является проведение научной конференции студентов и молодых учёных «Экология Южной Сибири – 2000 год» с ежегодным числом участников более двухсот человек, начато издание научного журнала экологической направленности «Вестник Хакасского государственного университета. Серия биология, медицина, химия».

В течение последних двух лет в Институте естественных наук и математики Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова пролицензированы и открыты следующие специальности высшего профессионального образования экологического профиля или направленности: 013100-Экология (квалификация «Эколог»), 320700-Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (квалификация «Инженер-эколог»), 011600-Биология (квалификация «Биолог»), 033300-Безопасность жизнедеятельности (квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности»). Лицензирована и открыта послевузовская подготовка (аспирантура) по специальностям «экология» и «ботаника», ведется создание рабочих программ новых и экологизация «старых» учебных дисциплин, учебных планов. Организуются студенческие научные исследования совместно с Госкомэкологии Хакасии, научно-исследовательскими институтами, заповедниками не только по изучению биоразнообразия, но и по установлению этнической культуры взаимодействия хакасов с природой, восстановлению древних обычаев сохранения природы и выполнения различных запретов по отношению к ней. Разрабатываются программы спецдисциплин и спецкурсов по экологии Хакасии. Совместно с НИИ аграрных проблем и Госкомэкологии Хакасии издана монография «Редкие и исчезающие виды растений Хакасии», ведется работа по созданию Красной книги растений Хакасии.

В последние годы в Хакасии активизировалась работа общественных экологических организаций в области формирования экологической культуры населения, в частности, общественного благотворительного фонда «Чазы». Под его патронажем в сентябре 2000 г. прошло заседание инициативной группы (включившей представителей крупной промышленности, учебных и культурно-просветительских учреждений, экологических движений), которая обратилась в Правительство и Верховный Совет Республики Хакасия с предложением о принятии комплексной целевой программы формирования экологической культуры населения.

Хакасский университет им.Н.Ф.Катанова принимает активное участие в создании программы, однако назрела необходимость разработки концепции единого образовательного пространства в преподавании экологии с учетом регионального компонента, использования сетевых технологий для ВУЗов сибирского региона.


УДК 373.523 + 577. 4 (571.52)

Л.К. Аракчаа

Тывинский государственный университет

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconРазработка электродных покрытий на основе минерального сырья восточно-сибирского региона
Работа выполнена в фгбоу впо «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconI. Теоретическая часть: pr региона
Иркутской области, направленная на формирование положительного имиджа региона для привлечения инвестиций
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Новосибирский Государственный Университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconПалеолит Арало-Каспийского региона
Охватывает три крупных геоморфологических региона: Прикаспийскую низменность, Туранскую плиту, складчатые области Южного Урала и...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconДоклад о положении детей в Омской области в 2011 году
Ритм социально-экономической жизни нашего региона заставляет находить оптимальные и эффективные решения, совершать ответственные...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconЗам директора автоматизация библиотеки вуза: опыт внедрения, проблемы, состояние
Анализируя 10-летний опыт внедрения информационных технологий библиотеки уипа, хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, с...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconГигиеническая оценка влияния ртути на здоровье сельского населения, проживающего в зоне техногенного загрязнения
Работа выполнена в Ангарском филиале учреждения Российской академии медицинских наук Восточно-Сибирского научного центра экологии...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconГеология и кинематика ишимбинской и приенисейской зон разломов енисейского кряжа
Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институте геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения ран...
Опыт экологизации в вузах сибирского региона iconФилософский факультет Томского государственного университета (исторический очерк)
Прошло 20 лет: открыт приказом мо РФ от 12 ноября 1987 г. Возраст молодой, но прошлое его длительно по времени и богато по содержанию....
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница