Опыта

НазваниеОпыта
страница1/8
Зубарева Наталья Анатольевна
Дата конвертации27.12.2012
Размер0,9 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Департамент образования Владимирской области

Владимирский институт повышения квалификации работников образования


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


Тема опыта:

«Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время ».


Автор: Зубарева Наталья Анатольевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы № 9 г. Владимира.


2009 год

Тема опыта: «Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время ».


Автор: Зубарева Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Владимира.


Условия возникновения опыта.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Владимира расположена по адресу ул. Парижской Коммуны, д. 45а. В микрорайоне школы недостаточно детских учреждений, где ребята могли бы реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в свободное от занятий время (построенный недавно ФОК удовлетворяет потребность в спортивном развитии учащихся). Не все дети имеют возможность посещать детские учреждения в других частях города, поэтому большое количество ребят проводят свое свободное время дома, либо на улице.

Основную часть свободного времени учащиеся практически всех возрастов проводят отнюдь не в библиотеках и театрах, а в основном за компьютером. Это связано с поиском различного рода информации учебного и внеучебного характера. Но справиться с огромным объемом поступающей информации ребята, как правило, не могут, так как не обладают комплексом умений и навыков, позволяющих должным образом обработать и усвоить необходимый материал.

Сложившаяся ситуация позволяет выделить ряд противоречий.

  1. Главным является противоречие между объемом информационного потока и отсутствием оптимальных инструментов для его усвоения.

  2. Противоречие между ожидаемыми результатами деятельности учащихся и реальным уровнем подготовки выпускников.

  3. Противоречие между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учеников.



Ведущая педагогическая идея


Решить противоречия можно путем подбора оптимального комплекса образовательных педагогических технологий для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся в условиях модернизации образования.


В связи с этим становятся актуальными следующие задачи:

  • Изучить комплекс информационно-коммуникационных технологий.

  • Отобрать оптимальные образовательные технологии для применения в условиях средней школы, а также варианты их интегрирования с ИКТ.

  • Выявить условия для эффективного применения ИКТ-технологий на уроках и во внеурочное время.

  • Отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя формирования метапредметных умений и навыков средствами ИКТ-технологий.



Актуальность и перспективность опыта.


5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: «Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа". Он подчеркнул, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования…».1

В связи с этим, одной из главных задач современной школы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно этот подход является наиболее перспективным в условиях обсуждения стандартов образования нового поколения.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.2

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и.т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.3

Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.


Теоретическая база опыта.


Среди теоретических вопросов, связанных с темой исследования, можно выделить следующие:

  • метапредметные результаты образовательной деятельности,

  • влияние современных образовательных технологий на достижение метапредметных результатов образовательной деятельности

современная педагогическая наука в вопросе о метапредметных результатах обучения обращает внимание на следующие проблемы:

  • определение метапредметных результатов и их места в общей образовательной результативности,

  • интеграция ИКТ и современных образовательных технологий в образовательный процесс,

  • роль ИКТ в формировании метапредметных результатов.(4)

В современной педагогической литературе понимание сущности метапредметных способов и результатов деятельности только формируется. Поэтому спектр мнений по этому вопросу достаточно широк.

Так, Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. считают, что результатом метапредметного образования должно стать «формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале»5.

Роман Пастушенко, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского института последипломного педагогического образования, размышляя о европейском образовании, под метапредметными компетенциями предлагает понимать «комплексы ведомостей, пониманий, умений и отношений, обеспечивающие: способности учиться, сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации; сохранять здоровье тела и духа; самостоятельно определяться и действовать независимо; действовать продуктивно, творчески подходя к работе».6

Федорова С.Ш., учитель истории и обществознания, в качестве метапредметных компетенций рассматривает, во-первых, способности «защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, нужды и границы; формировать и реализовывать жизненные планы и личные проекты; действовать в рамках широкой перспективы (широкого контекста)»; во-вторых, способности «интерактивно пользоваться языком, символами и текстом; интерактивно использовать знания и информацию; интерактивно использовать (новые) технологии»; в-третьих, способности «строить отношения с другими; сотрудничать; разрешать конфликты».7

Важное место метапредметным результатам деятельности учащихся в процессе модернизации образования уделяется в «Концепции федеральных образовательных стандартов общего образования». Здесь под метапредметными результатами понимаются «…освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».8

Таким образом, суммируя вышесказанное, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной и прочих сферах.

Формирования ключевых метапредметных компетенций многие авторы (Симонова Ю.В., Родосская Н.Б., Добролюбова Л.Л., Югова Л.Б., Полат Е.С., Бельчусов А.А., Яковлев А.И.) связывают с информационно-коммуникационными технологиями.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Но в любых вариантах программного обеспечения основным способом передачи, хранения, получения информации является текст. Печатный текст организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Другие средства массовой коммуникации - фотография, видеоизображение, аудиоинформация – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры текста. Образы и звуки создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

В обучающей среде, созданной информационно-коммуникационными технологиями, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Такая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем.

Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования с современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков является навык информационного поиска. Остановимся на нем более подробно и рассмотрим основные педагогические аспекты изучения данной информационной технологии.

Информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.

Информационно-поисковая система – это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации.

Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в образовании. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать.

«Использование процедур информационного поиска позволяет сформировать определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации».9

Важным компонентом применения информационно-коммуникационных технологий является использование мультимедийных продуктов (электронные учебники, энциклопедии, тесты, тренажеры и т.п.).

Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе образования является интерактивность мультимедийных приложений.

В статье «Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация» Кочегарова Л.В. отмечает, что важное место при использовании ИКТ занимает компьютерная система контроля знаний.10 При этом автор различает четыре уровня контроля и оценивания знаний:

  • 1 уровень содержит информационную модель предметной области, соответствующую предметным знаниям организатора тестирования в период проведения контроля;

  • 2 уровень выводит итоговую оценку знаний тестируемого по результатам сопоставления эталонной модели, содержащейся в компьютерной системе контроля знаний, с реконструированной моделью, построенной по ответам тестируемого;

  • 3 уровень обладает возможностью учитывать неполные или не совсем точные ответы;

  • 4 уровень содержит адаптивную и управляемую преподавателем процедуру выявления знаний, анализа их глубины и качества с последующей реконструкцией на этой основе информационной модели тестируемого.11


Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой».12

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

«В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции М. П. применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов».13

Таким образом, применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

Особую проблему в рамках модернизации образования составляет диагностика результативности освоения содержания образования выпускниками. В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указываются параметры, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускника. Среди них называются следующие: «система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности; коммуникационные и информационные умения».14


Технология опыта.


Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему ориентироваться в нем.

Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы: 1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов; 2) электронные интерактивные тренажеры, тесты; 3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.

Среди подобных средств обучения в образовательном процессе мною используются следующие.

  1. «История средних веков. 6 класс». (Образовательная коллекция.1С).

  2. «История нового времени. 7 класс». (Образовательная коллекция.1С).

  3. «История Отечества 882-1917». (Современный Гуманитарный Университет).

  4. «История России XX век». (ч.1-4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.).

  5. «Обществознание 8-11 класс». (пособие к учебникам под ред. Боголюбова Л.Н.)

  6. «Подготовка к ЕГЭ – обществознание». (Тестирование, БУКА, 2007).

  7. «Подготовка к ЕГЭ – история». (Тестирование, БУКА, 2007).

  8. «ЕГЭ 2008. Обществознание. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).

  9. «ЕГЭ 2008. История. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).

В своей урочной и внеурочной деятельности для обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся я использую следующие возможности ИКТ – технологий, а также их интеграцию с современными образовательными технологиями.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Опыта iconСергей Владиславович Козлов Спецназ гру. Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны. Аннотация
Книга предназначена в первую очередь специалистам. Автор составитель затрагивает как вопросы общих проблем жизнедеятельности наших...
Опыта iconТема емн
Назначение ответственных за презентацию «Из опыта работы над своей темой по самообразованию»
Опыта iconПедагогического опыта
«Интенсивная подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом егэ»
Опыта iconИз опыта работы библиотек
Гкук пермская государственная ордена Знак Почета краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького
Опыта iconРуководитель проекта Е. В. Шкребела
Обзор возможных подходов к налогообложению малого бизнеса и опыта различных стран в этом вопросе 7
Опыта iconОпыта
Использование подвижных и спортивных игр на уроках и во внеурочной деятельности по физической культуре как условие повышения эффективности...
Опыта iconИнформационно-педагогический модуль
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «сош №3 г. Кувандыка» Кувандыкского района Оренбургской...
Опыта iconЭлективный курс «Село Новое-Томышево малая частица великой р оссии». п г. т. Новоспасское 2008г
Из опыта работы учителя истории и обществознания Ново-Томышевской основной общеобразовательной школы Асанова Р. Ф
Опыта iconМирча Элиаде йога: бессмертие и свобода
Исходный пункт — Равносильность страдания и существования — «Я» — Субстанция — Отношения между Духом и первоматерией — Как возможно...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница