Утверждаю

НазваниеУтверждаю
страница1/5
Устинова Алина Владимировна
Дата конвертации27.12.2012
Размер0,56 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городская станция юных натуралистов


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГорСЮН

_________Ляхова Ю.М.

«__»____________2008 г


Дополнительная образовательная программа


«Экология животных»


для детей 10-13 лет

срок реализации - 2 года


Автор-составитель:

Устинова Алина Владимировна

Педагог дополнительного образования.


Ярославль, 2008

Содержание


1. Пояснительная записка …………………….…………………………

3

2 Учебно-тематический план…………………………………………….

7

3 Содержание программы ……………………………………………….

14

4 Методическое обеспечение ……………………………………………

20

5 Список литературы …………………………………………………….

29



1 Пояснительная записка


Программа направлена на расширение кругозора знаний детей в области биологии и экологии животных. Школьная программа не имеет возможность посвятить достаточное количество часов изучению особенностей животных разных географических зон и биотопов, здесь же, играя, дети узнают о животных, про которых даже не слышали. Большая коллекция живых зоологических объектов дает представление не только о привычных домашних животных, т.к. декоративные кролики, сирийские хомячки, лабораторные крысы, морские свинки, но и об экзотических представителях (зеленая игуана, мадагаскарские палочники, кубинские тараканы), и диких представителях живого мира (обыкновенная лиса, европейский хорь), имеется большая коллекция птиц разных биотопов. Общение с животными дает положительный эффект в воспитании детей. Программа построена таким образом, чтобы дети научились обращать внимание на взаимосвязь живых организмов с окружающей средой, особенности приспособлений у животных, позволяющие им населять самые разнообразные места обитания. У детей появляется другое видение мира, отражающее значимость и взаимосвязь конкретных явлений.

Задачами экологии животных является познание формирования их морфологических и физиологических особенностей образа жизни в зависимости от условий среды, изучение влияния среды на численность особей данного вида, на характер распределения их по территории и на формирование сообществ организмов, населяющих ту или иную территорию.

Программой предусмотрено включение в образовательный процесс игр, которые решают задачи обучения, воспитания, развития, социализации. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности. В системе коллективной творческой деятельности у детей развиваются внимание, память, мышление, речь, воображение, коммуникативные, аналитические способности – умения наблюдать, анализировать поведение животных.

Интересные игры и викторины познакомят детей с многообразием животного мира: наиболее интересными и удивительными существами, населяющими Землю, местами их обитания, образом жизни, способами добычи и спасения от врагов, особенностями общения и поведения. Играя, дети учатся сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать решения.

Содержание программы пробуждает интерес к природе, формирует экологическое мышление и помогает лучше усвоить школьную программу по биологии. Образцовой дополнительной образовательной программы на базе живого уголка пока нет, но автор полагает, что именно демонстрирование живых зоологических объектов и использование их в образовательном процессе дает наиболее полное представление о строении и поведении животных разных экологических групп и поэтому за живыми уголками стоит будущее биологического образования.


Цель программы: активация исследовательской, опытнической, творческой деятельности учащихся.


Задачи:

Образовательные:

- обеспечить поддержку детей, увлеченных биологией;

- способствовать развитию интереса учащихся по биолого-экологической направленности;

- ознакомить школьников с современными подходами и методами опытнической исследовательской деятельности;

- расширить кругозор знаний в области биологии и экологии животных.


Воспитательные:

-- воспитать доброго и отзывчивого человека, чтобы подрастающее поколение не допустило экологической катастрофы и вымирание видов на планете;

- способствовать профилактике асоциального поведения.


Развивающие:

- формировать экологического типа мышления;

- учитывать личные интересы детей, создать условия для самовыражения, саморазвития, самопознания, содействовать развитию самостоятельности учащихся.


Для реализации программы используются следующие принципы:

1. принцип доступности – создание условий для преодоления трудностей всеми учащимися в процессе обучения

2. обеспечение целенаправленного упорядочения знаний и умений учащихся

3. принцип причинности - показывает материальный характер приспособленности и природосообразности в живом мире

4. принцип наглядности – для устранения разрыва между конкретным и абстрактным знанием в передаваемой информации, использование живых зоологических объектов


Режим и форма занятий: занятие с группой проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, каждое из которых включает: 30 минут – лекция-беседа, 30 мин - закрепление знаний игровыми формами деятельности или исследовательская работа, 1 час- общение с животными, т.к. занятия проводятся в живом уголке.


Формы организации деятельности:

- лекция-беседа;

- практическая работа (исследование, опыт, эксперимент);

- экскурсия;

- учебная игра (разгадывание кроссвордов, загадок);

- викторины;

- конкурсы;

- творческие занятия (рисование, сочинения, наблюдения);

- самостоятельная работа детей по заданной теме (рефераты, доклады и так далее);

- праздник;

После первого года обучения

учащиеся должны знать:

-знать основные признаки животных разных классов

-называть (приводить примеры) животных разных классов, отрядов, родов

-знать (объяснять, характеризовать) особенности питания животных

-знать (объяснять, характеризовать) особенности восприятия животными окружающего мира

-характеризовать (описывать) особенности среды обитания организмов, действие экологических факторов

-знать и узнавать наиболее распространенные и исчезающие виды животных своего региона, животных одного класса, отряда, рода, вида.

-называть охраняемые территории Ярославля

учащиеся должны уметь:

-освоить основные методы исследования: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент

-анализировать, правильно называть соответствующими терминами явления

-уметь соотносить выделенные признаки между собой

-объяснять особенности внешнего строения, характер поведения, свойства среды обитания животных

-объяснять роль и последствия влияния деятельности человека на среду обитания животных


После второго года обучения:

учащиеся должны знать:

-называть (приводить примеры) животных разных географических зон, разных классов, отрядов, родов

-называть животных разных экологических типов

-характеризовать (описывать) особенности среды обитания организмов, действие экологических факторов

-знать характер распределения и формирования сообществ организмов, населяющих ту или иную территорию

-знать основные биотопы и населяющих их животных

учащиеся должны уметь:

-освоить основные принципы ведения научной работы

-объяснять роль биологического разнообразия,

-объяснять влияние среды обитания животного на его строение, поведение, образ жизни

-проводить экскурсии в живом уголке по заданной теме

Формы подведения итогов работы по программе.

1. Занятие контроля знаний (викторина, игровые занятия)

2. Беседа.

3. Семинар.

4. Выставка творческих работ.

5. Праздники.

6. Экскурсия

Программа «Экология животных» разработана для детей 10-13 лет на 2 года обучения. Занятия проводятся на базе живого уголка городской станции юных натуралистов.


2 Учебно-тематический план


Первый год обучения


Тема

Содержание занятия

Всего

часов

Теор.

часов

Практ.

часов

Экск.

часов

Введение в образовательную программу. Что изучает экология животных. Техника безопасности. Правила санитарии и гигиены. Экскурсия по живому уголку.

2

1

0

1

Игра «Кто больше знает о животных» Мониторинг знаний учащихся.

2

0

2

0

1.Раздел: Посвящение в юннаты.

История изучения поведения животных. Школа К. Лоренца, Н.Тинбергена.

2

1

1

0

Работы И.С. Павлова. Понятие об условных и безусловных рефлексах.

2

1

1

0

Инстинкт. Значение инстинкта в жизни животных.

2

1

1

0

Навыки и обучение животных. Основы приручения.

2

1

1

0

Знакомство с основными методами изучения животных: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Правила ведения полевого дневника. Экскурсия по Волжской набережной. Основы пользования биноклем.

2

1

0

1

Кормление животных. Эксперимент (избирательность питания крыс и песчанок). Наблюдение и сравнение поведения животных.

2

0

2

0

Творческое занятие. Рисунки на тему «Любимое животное в живом уголке»

2

0

2

0

Понятие о биоэтике. Эксперименты на животных: «за» и «против».

2

1

1

0

День защиты животных. Праздник.

2

0

2

0

2. Раздел: Питание животных.

Значение питания.

Основные типы питания и связанные с ними приспособления.

2

1

1

0

Способы питания и добывания корма (пассивное, паразитическое, активное питание). Животные, использующие орудия труда.

2

1

1

0

Потребность в пище. Специализация питания. Полифаги и монофаги.

2

1

1

0

Викторина на тему: «Питание животных».

2

0

2

0

3. Раздел: Среды жизни.

Понятие о средах жизни. Этапы освоения животными разных сред жизни. Понятие об адаптациях.

2

1

1

0

Средства пассивной защиты: покровительственная, предостерегающая, маскирующая окраска.

2

1

1

0

Средства активной защиты: поведение животных. Понятие о физиологической адаптации.

2

1

1

0

Водная среда обитания. Характеристика свойств среды. Приспособление животных к водной среде.

2

1

1

0

Видеофильм: Путешествие в мир подводных глубин. Беседа.

2

0

2

0

Почвенная среда обитания. Характеристика свойств среды. Приспособления животных к жизни в земле.

2

1

1

0

Наземно-воздушная среда. Характеристика свойств среды. Приспособление животных к данным условиям.

2

1

1

0

Организменная среда обитания. Характеристика свойств среды. Понятие о паразитах. Особенности прикрепительных аппаратов паразитов.

2

1

1

0

Насекомые, как пример освоения всех сред жизни.

2

1

1

0

Викторина по теме: Среды жизни. Приспособления животных.

2

0

2

0

4. Раздел: Классы позвоночных животных.

Понятие о систематике. Значение систематики.

2

1

1

0

Рыбы, и их среда обитания. Приспособление рыб к разнообразным условиям обитания.

2

1

1

0

Понятие о нересте и миграциях рыб. Определение возраста у рыб. Чешуя, ее типы. Микроскопирование чешуи.

2

1

1

0

Промысел рыбы. Охрана рыб.

2

1

1

0

Ихтиофауна Ярославской области.

2

1

1

0

Творческое занятие: рисунок на тему «Жизнь рыб»

2

0

2

0

Подготовка к Дню биологического разнообразия. Подготовка костюма.

2

0

2

0

День биологического разнообразия. Праздник-карнавал.

2

0

2

0

Земноводные, и их среда обитания. Приспособления к разнообразным местам обитания.

2

1

1

0

Пресмыкающиеся, и их среда обитания. Особенности экологии.

2

1

1

0

Творческое занятие: игра «Поле-чудес» по теме «Рептилии и амфибии»

2

0

2

0

Птицы, и их среда обитания. Особенности строения птиц разных экологических групп. Строение пера. Типы перьев.

2

1

1

0

Экология размножения птиц. Годовой цикл жизни птиц. Брачные ритуалы.

2

1

1

0

Демонстрирование фонограмм песен птиц. Игра «Угадай-ка»

2

0

2

0

Птицы Ярославской области.

2

1

1

0

Игра в кроссворды по теме «Птицы».

Значение птиц, их охрана.

2

1

1

0

Млекопитающие, особенности их организации, позволившие им занять самые разнообразные места обитания.

2

1

1

0

Многообразие млекопитающих. Экологические группы.

2

1

1

0

Семинар: Животные нашего края.

2

0

2

0

5. Раздел: Органы чувств животных. Пространственная ориентация животных (индивидуальные формы поведения, таксисы, навигация)

2

1

1

0

Органы слуха. Понятие об эхолокации.

2

1

1

0

Органы зрения. Значение.

2

1

1

0

Органы вкуса.

2

1

1

0

Термочувство. Электрочувство.

Боковая линия.

2

1

1

0

Значение обоняния в мире животных.

2

1

1

0

Итоговое занятие по теме: «Органы чувств животных».

2

0

2

0

6. Раздел: Экологические факторы.

Понятие об экологических факторах. Действие экологических факторов. Кривая толерантности.

2

1

1

0

Факторы неживой природы.

Значение светового режима в жизни животных. Дневные, сумеречные и ночные животные.

2

1

1

0

Значение температуры среды. Способы терморегуляции у животных. Понятие о холоднокровных и теплокровных животных. Особенности их строения, условий обитания.

2

1

1

0

Значение воды в жизни животных.

2

1

1

0

Практическое занятие. Понятие о газообмене. Значение кислорода для жизни. Способы дыхания животных.

2

0

2

0

Действие среды (течения, ветер, давление). Значение субстрата.

2

1

1

0

Подготовка к творческим конкурсам праздника «День птиц».

2

0

2

0

День птиц. Городской праздник.

2

0

2

0

Случайные абиотические факторы (пожары, ураганы и т.п.). Имитационная игра.

2

0

2

0

Факторы живой природы. Хищничество.

2

1

1

0

Конкуренция. Виды конкуренции.

2

1

1

0

Способы совместного существования разных видов животных.

2

1

1

0

Влияние антропогенных факторов на животных.

2

1

1

0

Понятие о Красной книге. Животные Ярославской области, занесенные в Красную книгу.

2

1

1

0

Охраняемые природные территории (памятники природы, заказники, заповедники, нац. парки) и их значение.

2

1

1

0

Ритмы поведения животных (сезонные, суточные, лунные).

2

1

1

0

Вымершие животные. Причины вымирания животных.

2

1

1

0

Итоговое занятие по теме: «Экологические факторы»

2

0

2

0

День защиты окружающей среды. Праздник.

2

0

2

0

Экскурсия:

Животные парков и садов. Следы жизнедеятельности животных.

2

0

0

2

Итоговая викторина: Мир животных.

2

0

2

0
  1   2   3   4   5

Похожие:

Утверждаю iconУтверждаю

Утверждаю icon«Согласовано» «Утверждаю»

Утверждаю iconУтверждаю
Список исполнителей
Утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»

Утверждаю iconУтверждаю
Специальность утверждена приказом Минобразования России от 02. 03. 2000 г. №686
Утверждаю iconУтверждаю
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Утверждаю iconНнгасу утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю iconУтверждаю
Практика устной и письменной речи (английский язык как основной, ускоренное обучение)
Утверждаю iconУтверждаю
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Утверждаю iconУтверждаю
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница