Санкт-петербурга

НазваниеСанкт-петербурга
страница1/22
Дата конвертации27.12.2012
Размер2,81 Mb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Н.М. Романова, В.В. Михайленко


НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ОБЩЕСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ХVIII-ХХI вв.





Санкт-Петербург

2004

УДК 314.

ББК 63.5(2)

м73.


Национальные общества Санкт-Петербурга ХVIII-ХХI вв.

Н.М. Романова, В.В. Михайленко. Научное информационно-справочное

издание. СПб.: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004. - 210 с.

Введение, гл. 1, 3, приложение ­ Н.М. Романова, гл. 2, В.В. Михайленко, Н.М. Романова.

Рецензенты: В.М. Грусман, канд. пед. наук, Российский Этнографический музей, А.Х. Даудов, доктор истор. наук, проф. СПбГУ, И.С. Риммер, депутат Законодательного собрания Санкт­Петербурга.

В справочнике содержатся сведения о добровольных национально-культурных обществах Санкт-Петербурга почти за два столетия истории города. Материалы справочника показывают широту и многообразие общественных инициатив горожан разных национальностей в сфере культуры.

Предлагаемый читателю справочник ­ первое сводное специализированное издание, которое поможет заинтересованным лицам получить информацию о 500 наиболее известных национальных обществах Санкт­Петербурга ХVIII-ХХI вв. культурно-просве­тительной направленности.

Справочник будет полезен для национальных диаспор и членов общественных объединений Петербурга, регионов России и зарубежных государств, заинтересованных в расширении контактов, для историков, культурологов, работников органов государственной власти, учреждений культуры и образования; коммерческих структур, планирующих свою благотворительную политику, а также для всех горожан, которые интересуются культурной жизнью Петербурга и хотят принять в ней активное участие.


Издание осуществлено при поддержке Администрации Санкт-Петербурга


ISBN­5­94261­018­5.


@ Комитет по внешним связям и туризму Санкт-Петербурга

@ Н.М. Романова, В.В. Михайленко.


Издание печатается в авторской редакции

Оригинал-макет и печать: ЗАО «Издательский Дом СПН»

Подписано в печать 17.08.2004 г. Формат 60х90 1/16

Печать офсетная.

Тираж 700 экз. Заказ №


197342 Санкт­Петербург, Торжковская ул. д.1, кор. 2


Содержание:


Введение


Гл. 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1.История образования национальных обществ

1.2.Современные национально-культурные общественные организации

1.3. Виды национальных организаций


Гл. 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА кон. XVIII - первая пол. XX вв.


Гл. 3. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОЮЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ втор. пол. XХ – нач. XXI вв.


Абхазские

Азербайджанские

Армянские

Ассирийские

Афганские

Башкирские

Белорусские

Болгарские

Булгарские

Бурятские

Вепсские

Вьетнамские

Греческие

Грузинские

Дагестанские

Еврейские

Ингушские

Казахские

Караимские

Карачаевские

Киргизские

Китайские

Коми

Корейские

Кумыкские

Курдские

Латышские

Лезгинские

Литовские

Марийские

Молдавские

Мордовские

Немецкие

Нигерийские

Осетинские

Польские

Руандийские

Русские

Сербские

Татарские

Тувинские

Туркменские

Узбекские

Украинские

Финские

Цыганские

Черкесские

Чеченские

Чувашские

Эстонские

Югославские

Якутские

Межнациональные

организации


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Государственные органы власти Санкт­Петербурга

2. Консульские учреждения в Санкт­Петербурге

3. Представительства субъектов Российской Федерации в Санкт­Петербурге


ПРИМЕЧАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


История становления Российского государства неразрывно связана с процессами формирования населения страны. Россия всегда была одним из самых многонациональных государств мира.

Санкт-Петербург с первых дней своего существования складывался как многонациональная столица, население которой отражало пестроту этнического состава, многообразие культур и религий Российской империи. Особенность становления Петербурга как столицы многонациональной Российской империи заключалась в том, что он возник и рос не эволюционным путем, а по воле царя-реформатора Петра I. Перенося столицу из Москвы в Петербург в 1712 г., царь стремился европеизировать страну не только светскими заимствованиями, но и путем сближения византийско-церковной модели славянского мира с религиозным обиходом западных христианских церквей европейских стран. Большую роль в этом сыграло привлечение в православную Россию иностранных специалистов. Петр I всегда оказывал предпочтение деловым качествам людей, нежели их национальной, религиозной или расовой принадлежности.

Французский писатель Александр Дюма был восхищен панорамой Невского проспекта, на котором мирно уживались храмы различных конфессий. В своих воспоминаниях он справедливо назвал главный проспект российской столицы «улицей веротерпимости». Никогда за 300 лет истории в Санкт-Петербурге не было конфликтов на религиозной почве. Религия всегда являлась неотъемлемой частью культуры этноса. Национально-культурное и религиозное многообразие Петербурга сохраняется и до наших дней.

В настоящее время в Петербурге проживает свыше 4,6 млн. человек (почти 3,2% населения России). Всего в Петербурге насчитывается около 130 национальностей, из которых русские составляют 91,8% (по переписи 1989 г. ­ 89%), украинцы ­2,3%, белорусы ­1,5 %, евреи ­1,3%, татары - 0,8%, армяне ­ 0,3%, грузины ­ 0,2%, азербайджанцы ­ 0,2%, чуваши ­ 0,1%, финны ­ 0,1%, поляки ­ 0,1%. Доля остальных национальностей составляет менее 0,1% [1].

В Петербурге насчитывается около 200 национально-культурных общественных организаций (НКО). На протяжении всей истории Петербурга деятельность обществ была ориентирована на сохранение и развитие национально-самобытной культуры, родного языка, традиций этнических групп горожан. Современная ситуация характеризуется тем, что общественные организации, сформированные по этническому признаку, стремятся к расширению взаимодействия с другими национальными диаспорами города, установлению контактов с НКО других регионов страны. Это очень важно, поскольку ознакомление с культурой, обычаями, верованиями других народов способствует взаимопониманию между ними, устраняет недоверие, напряженность и подозрительность, формирует толерантное мировоззрение и поведение горожан в различных ситуациях, что является залогом профилактики и борьбы с терроризмом и экстремизмом на национальной и религиозной почве. Все национально-культурные общественные организации объединяют идеи гуманизма.

Деятельность НКО является стабилизирующим фактором совместного проживания в условиях мира и согласия, дружбы и сотрудничества. Общественные организации Петербурга, которые обладают авторитетом в силу большой социально-культурной значимости, являются неотъемлемым компонентом современного гражданского общества не только города, Северо-Западного региона, но и России [2].

Книга состоит из двух частей и приложения. Первая часть посвящена истории создания добровольных обществ и современному состоянию культурной жизни национальных диаспор Петербурга. В историческом обзоре авторы стремились проанализировать причины и условия образования и деятельности национальных общественных объединений, раскрыть характер их взаимоотношений с государственными органами власти при разных политических системах, а также провести классификацию современных обществ в научно-практических целях. В этом же разделе рассматриваются вопросы о сотрудничестве национальных обществ с культурно-просветительными учреждениями города.

Основное внимание в книге уделено информационно-справочному материалу о национальных обществах города почти за два столетия.

Материалы главы о национальных обществах Санкт-Петербурга XVIII-XX вв. практически являются вторым расширенным изданием книги «Национальные культурно-просветительные учреждения Санкт-Петербурга (ХVIII-XX вв.). Адресная книга», опубликованной в 1993 г. [3].

И сегодня «Адресная книга» является наиболее полным сводом информационно-справочных материалов о национальных культурно-просветительных обществах города. Новые данные об истории национальных обществ Петербурга позволили авторам внести в настоящий справочник некоторые изменения и дополнения, сохранив прежнюю структуру книги. Национальные общества перечислены в алфавитной последовательности, а межнациональные (смешанные) - в произвольном порядке.

Правописание названий обществ и учреждений соответствуют их уставным и историческим документам.

Данные о современных этнических объединениях сгруппированы в два отдельных блока. Это вызвано тем, что до нач. 20-х годов в городе существовало немного обществ, объединяющих людей разной национальности. Поэтому в первом блоке перечислены в алфавитной последовательности общества, объединяющие народы одной национальности.

При наличии нескольких обществ одной национальности очередность их перечисления определяется датой создания. Если же отдельные общества объединяются в какую-либо структуру, то первоначально помещается информация о ней (например, о национально-культурной автономии), ее учредителях, а затем о конкретных организациях. Вторую группу образуют межнациональные общественные организации, как действующие, а также и не активирующие свою работу в настоящее время по каким-либо причинам, информация о которых ограничена лишь данными регистрационных документов Управления юстиции (в тексте организации помечены звездочками).

В приложение вошли фотографии, иллюстрирующие деятельность национально-культурных общественных организаций.

Структура справочного материала о НКО однотипна. Это полное название организации, даты создания и регистрации (первой и последующих) в государственных органах власти (ранее в Исполнительном Комитете Совета народных депутатов ­ ИСП, с конца 80-х гг. ­ в Управлении юстиции Администрации Санкт-Петербурга ­ УЮ) и других реквизитов (почтовый и юридический адрес, телефон/факс, фамилии руководителей).

Процесс создания организаций идет непрерывно, поэтому в книге приведены более подробные сведения об организациях, которые контактируют с государственными учреждениями и ведут активную культурно-просветительную работу. В действительности в городе и области существует значительно большее число национально-культурных объединений граждан. Все сведения об организациях в основном почерпнуты из уставов и учредительных документов, информационных изданий объединений, письменных и устных данных, полученных автором непосредственно от руководителей обществ. При этом следует отметить, что телефоны и адреса в силу различных обстоятельств могут измениться.

Авторы выражают благодарность за помощь в получении информации и консультации при написании книги Васильеву В.В., Дыдымовой А.С., Липсон Г.М., Конновой А.Н., Коптину Б.А., Риммеру И.С., Родзевичу О.Д., Селивановой И.Н., Смирновой Т.М., Чурову В.Е.

Авторы будут признательны за пожелания и предложения, которые поступят в их адрес: 191186 Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1, Российский Этнографический музей, Н.М. Романовой, тел.: 313-47-06,факс: 315-86-42, e-mail: ethnomus@soros.spb.ru.


Гл. 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


1.1. История образования национальных обществ


Истоки формирования традиций и своеобразия культурной жизни Петербурга ­ современного многонационального и многоконфессионального мегаполиса ­ коренятся в его истории, неразрывно связанной с историей России, одного из самых полиэтничных государств мира.

На протяжении веков национальная политика царского правительства носила русификаторский, шовинистический характер. Культура нерусских народов, официально именовавшихся «инородцами», подвергалась гонениям со стороны властей, которые запрещали издание литературы и преподавание в учебных заведениях на национальных языках, даже регламентировали выбор места жительства, хозяйственных занятий. Во многих регионах осуществлялась насильственная христианизация. Царизм выступал как тормоз экономического и культурного развития народов, препятствовал их консолидации в борьбе за национальную независимость и гражданские права, в т. ч. и в духовной сфере.

В таких условиях нерусские народы Российской империи не могли реализовать свои потребности в области культуры через государственные учреждения ввиду их почти полного отсутствия. Такое положение дел способствовало созданию общественных объединений с целью удовлетворения духовных потребностей и интересов определенных слоев населения, разных по национальной, профессиональной и социальной принадлежности и т. п. Прогрессивные деятели, передовые представители национальной интеллигенции стремились создавать добровольные общественные объединения, цель которых заключалась в сохранении и развитии родного языка, культуры, проведении досуга, общении, издании литературы на национальных языках, укреплении земляческих связей, консолидации этнических групп в целях выживания в инонациональной среде и получения разнообразных видов помощи от соотечественников. Деятельность добровольных объединений заполняла пустующую нишу социокультурной сферы Петербурга.

Для понимания роли добровольных организаций как общественного института важно проследить характер их взаимоотношений с государством за определенный исторический период. Это позволяет представить процесс в динамике, выделить истоки зарождения и исторические условия существования, основные тенденции, закономерности и этапы развития.

Политика власти по отношению к любым обществам всегда зависела от того, насколько соотносились цели, задачи, формы и методы, масштаб и характер деятельности этих объединений с государственно-правовыми основами и идеологией существующей социально-политической системы.

Политика эта, наряду с общей генеральной линией, была дифференцирована в зависимости от направленности работы организаций. Наиболее пристальное внимание уделялось различным культурно-просветительным объединениям, т.к. идеи просвещения и революционного обновления всегда были тесно взаимосвязаны. Просвещением народов в основном занимались культурно-просветительные и благотворительные добровольные общества. В деятельности других общественных объединений этот аспект также присутствовал.

Большинство культурно-просветительных обществ (КПО) были тесно связаны с административными структурами. В ряде случаев общества возникали по инициативе правительства и даже наделялись государственными функциями. Чаще всего общества создавались активистами национальных диаспор в целях сохранения и развития национальной культуры, изучения родного языка и истории своего народа, проведения досуга, развития творчества, оказания помощи нуждающимся и т. д.

Общества, как правило, проходили процедуру организационного оформления (уведомительного и разрешительного характеров) в государственных органах. Существовали и такие общества, которыми административный аппарат особо не интересовался. Это были в основном общества взаимопомощи, спортивные, земляческие, корпоративные (например, врачей, купеческие клубы и др.), а также связанные со специфическими особенностями традиционно-бытовой культуры народов (например, еврейские похоронные общества «хевро-кадиша»). Часто обозначенная в названии общества национальность не соответствовала административной единице территории расселения коренных народов или месту проживания членов общества в настоящий момент (например, выходцы из многонациональной Лифляндской губернии в начале века организовывали в Петербурге эстонские, латышские, финские, немецкие и другие общества; национальные диаспоры города создавали общества по этническому признаку).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Санкт-петербурга iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №34 (735), 12 сентября 2011 г
Слет дружин юных пожарных Санкт-Петербурга (Детский оздоровительный лагерь «Заря» пос. Молодежное, Приморское ш., 656). Подробности...
Санкт-петербурга iconВсероссийская научно-практическая конференция «200 лет российскому гимназическому образованию»
««200 лет российскому гимназическому образованию» организованной Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по...
Санкт-петербурга iconОпыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга
Кий отдел Дворца детского творчества «у вознесенского моста» является методическим центром экологического образования в Адмиралтейском...
Санкт-петербурга iconКулясов И. П. Негосударственные экологические организации Санкт-Петербурга. Справочник // Ред. Е. Кобец, Э. Лахти. Спб: тэиа, Нотабене. 1998. с. 21, 23, 26, 41
Кулясов И. П. Негосударственные экологические организации Санкт-Петербурга. Справочник // Ред. Е. Кобец, Э. Лахти. Спб: тэиа, Нотабене....
Санкт-петербурга iconНаправление развития общего образования
Государственное общеобразовательное учреждение гимназия №192 Калининского района Санкт-Петербурга
Санкт-петербурга iconРезультаты участия в олимпиадах 19 Дополнительное образование 21
Образовательный процесс осуществляется на основании лицензии, выданной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга 28 апреля 2007 г....
Санкт-петербурга iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №4 (755) от 6 февраля 2012 г
Акция по безопасности дорожного движения “Пешеходный переход: вместе спасти жизни” совместно с гибдд московского района на территории...
Санкт-петербурга iconГосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Публичный доклад
Медико-социальные условия пребывания детей в доу, сохранение и укрепление здоровья детей
Санкт-петербурга iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №14 (665), 19 апреля 2010 г
Круглый стол «Петербург – открытый город (проблемы социальной и культурной адаптации мигрантов в Петербурге)» (Моховая ул., 15 Дом...
Санкт-петербурга iconПубличный доклад
Государственного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница