Программа развития ООН в туркменистане туркменистан

НазваниеПрограмма развития ООН в туркменистане туркменистан
страница1/13
Дата конвертации26.12.2012
Размер1,9 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ ТУРКМЕНИСТАНА

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД


КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН В ТУРКМЕНИСТАНЕ







ТУРКМЕНИСТАН


ЧЕТВЕРТЫЙ ДОКЛАД

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕШЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН

О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ


Ашхабад – 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


УСТАНОВОЧНОЕ РЕЗЮМЕ ---------------------------------------------------------- 4


ГЛАВА I. ОБЩИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ТУРКМЕНИСТАНА, ТЕНДЕНЦИЙ И ФАКТОРОВ УГРОЗ


1.1. Общий обзор состояния компонентов биоразнообразия ----------------------- 12

1.1.1. Агробиоразнообразие --------------------------------------------------------- 12

1.1.2. Биоразнообразие лесной экосистемы ---------------------------------------16

1.1.3. Биоразнообразие водно-болотных угодий ---------------------------------17

1.1.4. Биоразнообразие речной экосистемы ---------------------------------------19

1.1.5. Биоразнообразие горной экосистемы --------------------------------------- 20

1.1.6. Биоразнообразие субгумидных и засушливых земель -------------------22

1.2. Общий обзор тенденций развития факторов угроз, грозящих национальному биоразнообразию

1.2.1. Тенденции сокращения биоразнообразия ----------------------------------- 23

1.2.2. Тенденции уменьшения мест обитания ------------------------------------- 25

1.2.3. Тенденции инвазий чужеродных видов -------------------------------------- 26

1.2.4. Тенденции чрезмерного потребления природных ресурсов ------------- 27

1.2.5. Тенденции экологически небезопасной разведки и добычи нефти и природного газа -------------------------------------------------------------------------- 28

1.2.6. Тенденции глобального изменения климата -------------------------------- 29

1.3. Воздействие изменений состояния биоразнообразия ------------------------------ 30


ГЛАВА II. ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ТУРКМЕНИСТАНА


2.1. Приоритетные мероприятия национальной СПДСБ -------------------------- 32

2.2. Целевые задачи и индикаторы СПДСБ -------------------------------------------- 35

2.3. Вклад мероприятий СПДСБ в осуществление статей Конвенции, тематических программ и сквозных вопросов ---------------------------------------- 35

2.4. Краткий обзор прогресса реализации приоритетных мероприятий ---------- 37

2.5. Финансирование приоритетных мероприятий ------------------------------------ 41

2.6. Обзор достижений и препятствий --------------------------------------------------- 42


ГЛАВА III. ВКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ УЧЕТ ТЕМАТИКИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ НА СЕКТОРАЛЬНОМ И МЕЖСЕКТОРАЛЬНОМ УРОВНЯХ


3.1. Масштабы включения тематики биологического разнообразия в секторальные и национальные стратегии и программы ----------------------------------------------------------- 43

3.2. Действующие механизмы стратегий, национальных и региональных программ и меморандумов ------------------------------------------------------------------------------------------- 44

3.3. Экосистемный подход и его использование ------------------------------------------ 45

3.4. Масштабы включения тематики биоразнообразия в оценки экологических последствий ---------------------------------------------------------------------------------------------- 46

ГЛАВА IV. ВЫВОДЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛИ, НАМЕЧЕННОЙ НА 2010 Г, И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ -------------------------------------------------------------------- 47


А. Оценка результатов осуществления цели, намеченной на 2010 год ---------- 47

В. Результаты осуществления целей и задач Стратегического плана КБР -- 58

С. Выводы ---------------------------------------------------------------------------------------- 62


ДОБАВЛЕНИЕ I - Данные о стороне, представляющей доклад, и о подготовке

национального доклада ----------------------------------------------------------------------------- 65

ДОБАВЛЕНИЕ II - Источник информации ------------------------------------------- 66


ДОБАВЛЕНИЕ III - Результаты осуществления целевых задач

a) Глобальной стратегии сохранения растений --------------------------------------- 68

b) Программы работ по охраняемым территориям ---------------------------------- 74


ПРИЛОЖЕНИЕ I - Результаты выполнения решений КС-8 --------------------- 83


ПРИЛОЖЕНИЕ II – Дополнительные мероприятия СПДСБ (2008) -------- 85


ПРИЛОЖЕНИЕ III – Международные проекты ------------------------------------- 87


ГЛОССАРИЙ ------------------------------------------------------------------------------------ 88


СОКРАЩЕНИЯ -------------------------------------------------------------------------------- 91


УСТАНОВОЧНОЕ РЕЗЮМЕ


Территория Туркменистана (49, 1 млн. га) расположена в глубине Азиатского материка и входит в состав Туранской климатической провинции и является крайним северным районом континентальных субтропических климатов Центральной Азии. На севере страна граничит с Республикой Казахстан, на востоке и северо-востоке – Узбекистаном, юге – Ираном и юго-востоке - Афганистаном. Большую часть страны (80%) занимают пустыни Каракум (35 млн. га), Сундукли с прилегающими низкогорьями (2,8 млн. га) и Прикаспийские пустыни. Вдоль границы с Ираном расположены горы Копетдаг-Хорасанской горной провинции, на границе с Узбекистаном – Койтендаг Памиро-Алайской горной системы, на границе с Афганистаном – Бадхызское холмогорье как северная часть предгорий Парапамиза. Контрастность природно-географических условий определили амплитуду колебаний высотных отметок от -92 м (Арчакайская впадина) до 3 139 м (пик Туркменбаши, или г. Айрыбаба хр. Койтендаг). Специфика особенности природной обстановки Туркменистана включает значительную продолжительность солнечного сияния, максимальный показатель суммы солнечной радиации, высокая прогреваемость воздуха (свыше 50 0 по С в тени) и почвы, резкая континентальность и крайняя степень засушливости климата.

Согласно Всемирному фонду охраны природы (WWF) данная территория находится в пределах одного из 200 глобальных экологических регионов, в границах которого размещены две глобальные горячие точки биологического и генетического разнообразия – Копетдаг-Хорасанские (Копетдаг) и Центральноазиатские (Койтендаг) горы при широком диапазоне естественных экосистем. Ключевая роль Туркменистана·в мире заключается в сохранении уникальных массивов природных экосистем, обеспечивающих функционирование биосферы в целом, где биоразнообразие выступает ценнейшим компонентом национального достояния и ведущего стратегического ресурса страны.

Международные соглашения. Наша страна присоединилась к природоохранным конвенциям ООН, являющимся в глобальном масштабе гарантом сохранения окружающей среды и предупреждения экологических катастроф, подтвердив тем самым свою готовность решать вопросы национального биоразнообразия на международном уровне. В их числе, Рамочная конвенция об изменении климата (1995) и Киотский протокол (1998), Конвенция о биоразнообразии (1996) и Картахенский протокол (2008), Венская конвенция об охране озонового слоя (1993) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1993) и все его поправки (1994, 2008), Конвенция по борьбе с опустыниванием (1996) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1996), Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1999), Рамочная (Тегеранская) Конвенция по охране морской среды Каспийского моря (2006), Субрегиональная рамочная (Ашхабадская) Конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии (2006), Рамсарская конвенция по водно-болотным угодьям международного значения (2009). В качестве компонента Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных Туркменистан подписал «Меморандум о взаимопонимании по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию сайгака (Saiga tatarica tatarica)», «Меморандум о взаимопонимании по сохранению стерха (Grus leucogeranus)» и «Меморандум о взаимопонимании по вопросам сохранения и восстановления благородного оленя (Cervus elaphus bactrianus)».

Проблема сохранения биоразнообразия проходит через все статьи Конвенция о биоразнообразии (КБР), также сохраняя приоритет в Конвенции по опустыниванию (статья 6 Приложения 4) и Рамочной Конвенции об изменении климата (статья 4), позволяя стране охраняя, пользоваться своими генетическими ресурсами. Туркменистан, будучи стороной КБР, автоматически стал участником Международного договора ФАО о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (2007), хотя на сегодня этот Договор не подписан ни одной из стран Центральной Азии. Туркменистан является Стороной Региональной стратегии сохранения, пополнения и использования генетических ресурсов растений для продовольствия и сельского хозяйства в Центральной Азии и Закавказье на период до 2015 г (2007). Для стран Центрально-Азиатского региона стратегически важно иметь межгосударственное соглашение о сохранении местных/стародавних сортов плодовых культур и их дикорастущих сородичей – природного генофонда поддержания устойчивого развития плодоводства.

Туркменистан, подписав в 1995 г. Декларацию о продлении членства в Конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), поддерживает решение КС-9 КБР (19-30.05.2008) о значимости Глобального плана действий ФАО в области сохранения генетических ресурсов животных для производства продовольствия. Для наведения мостов между пользователем и хозяином генетических ресурсов для страны важно вступить в процесс биодипломатии и стать Стороной Боннских руководящих принципов - механизма доступа к генетическим ресурсам и распределению выгод, что будет способствовать защите продовольственной независимости страны.

Проблема сокращения биоразнообразия включена в «Национальный план действий Президента Туркменистана по охране окружающей среды» (НПДООС) и частично рассматривается в национальной программе действий по борьбе с опустыниванием и на уровне форм адаптации биоразнообразия - Втором национальном сообщении РКИК (2006-2009). Перекрестная оценка потенциала трех международных конвенций (КБР, КБО и РКИК) позволила стране не только укрепить сотрудничество между ними, но и определить ресурсы поддержания и повышения сопротивляемости компонентов биоразнообразия климатическим изменениям (Оценка потенциала …Тематические отчеты, 2006).

Для улучшения экологической обстановки в прикаспийском регионе Туркменистана в рамках Каспийской экологической программы (КЭП) разработан программный документ - Национальный Каспийский План Действий (НКПД, 2008), как основа для согласования действий по решению национальных и трансграничных экологических проблем Каспийского моря, и проведен трансграничный диагностический анализ КЭП (2007). Ведущая роль в формировании и исполнении НКПД состоит в принятии мер по безотлагательному регулированию неблагоприятного воздействия на глубоководные экосистемы Каспийского моря и виды в этих районах.

Поддерживая принятые международные конвенции, Туркменистан стремится в полной мере выполнять принятые по ним решения и обязательства. В рамках реализации КБР были проведены Международный семинар по сохранению биоразнообразия Центральной Азии (1999), Национальный семинар лесоводов (2000) и ряд рабочих совещаний таких, как по ведению научной работы в заповедниках, созданию первых национальных парков (2006-2008) и подготовке второго издания Красной книги Туркменистана (1998) и др. На региональном семинаре стран Центральной Азии по проблемам изменения климата в регионе (Ашхабад, 2008) были рассмотрены и вопросы сохранения биоразнообразия.

Мировое сообщество высоко оценило эти позитивные усилия нашей страны, что нашло отражение в решениях, принятых Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (МКУР) для государств Центральной Азии. В ноябре 2006 г в Ашхабаде была подписана «Рамочная конвенция по окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии», как её единая экологическая стратегия. Создание единой законодательной платформы поможет сформировать дополнительные приоритеты, определить перспективы дальнейшего регионального сотрудничества стран Центральной Азии по осуществлению задач сохранения и устойчивого управления ресурсами биологического разнообразия. Опубликованы Оценочный доклад по приоритетным экологическим проблемам Центральной Азии (2006) и Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии (2007). Научно-информационный центр (НИЦ) МКУР оказывает Межгосударственной комиссии информационную и экспертную поддержку по реализации Регионального плана действий по охране окружающей среды Центральной Азии. Между Министерством охраны природы (МОП) Туркменистана и Министерством окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии 10.03.2009 г подписана Декларация о намерении сотрудничества в области охраны окружающей среды Туркменистана.

Биоразнообразие. Изучение биоразнообразия Туркменистана тесно связано с различными аспектами сохранения видов, местообитаний и ландшафтов, которые в итоге и определяют основные параметры окружающей среды. Понимание этого момента нашло отражение в национальной политике Туркменистана, ставшей на путь гармонизации нашего общества, адекватно отражая глобальную Повестку дня XXI века в «Стратегии социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года». Сохранение и поддержание национального биоразнообразия выдвигается в качестве важного критерия его устойчивого развития.

Проблема сокращения биоразнообразия включена в законодательно утвержденный правительством страны НПДООС (2002). Разрабатывается Протокол по биоразнообразию к Рамочной конвенции по охране морской среды Каспийского моря. С 2002 по 2010 г в стране действует Стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия (СПДСБ). В Секретариат Конвенции представлен «Третий национальный отчет по выполнению Конвенции ООН о биоразнообразии» (2006) и выставлен на его сайте http://www.biodiv.org/world/map.aspx?ctr=tm.

Биологическое разнообразие Туркменистана – это 3140 высших и 3924 вида низших растений; около 13 тыс. видов животных, из них 683 – позвоночные (Состояние биологического разнообразия Туркменистана, 2002). Биоразнообразие характеризуется высокими показателями автохтонности развития флоры и фауны на фоне морфолого-систематических и репродуктивных особенностях формирующих их видов. Оценка риска от исчезновения биоразнообразия Туркменистана на видовом, подвидовом и популяционном уровнях дана в Красной книге Туркменистана (1999). Признавая биологическое разнообразие как стабилизирующий фактор устойчивости экосистем, его национальное богатство рассматриваем на уровне глобальной значимости.

Горные экосистемы Копетдага, Койтендага и Бадхыза – «горячие точки» концентрации биоразнообразия, ключевая роль которых, с одной стороны, связана с центром происхождения культурных организмов, с другой - естественными изолированными убежищами древнейших биологических и культурно-исторических реликтов. В горах и предгорьях встречается 2/3 всего видового биоразнообразия наземных позвоночных страны. Основную часть территории (80%) занимают засушливые экосистемы таких крупных ландшафтных выделов, как барханные и обарханенные пески, такыры и такыровидные почвы, солончаки и глинистые бедленды.

На экосистемном уровне проведены конкретные мероприятия по сохранению глобально угрожаемых видов (переднеазиатский леопард, джейран, кулан туркменский, благородный олень, каспийский тюлень, среднеазиатская кобра и гюрза) в местах их естественного обитания. Определены основные тенденции развития факторов угроз (сокращение биоразнообразия, уменьшение мест обитания различных видов флоры и фауны, инвазии чужеродных видов; чрезмерное потребление природных ресурсов, экологически небезопасная разведка и добыча нефти и природного газа, глобальное изменение климата), грозящих национальному биоразнообразию (раздел 1.2).

Лесной фонд страны представлен естественными горными (арчовники, фисташники), тугайными и пустынными (саксаульники) лесами, которые занимают 20,3% общей площади страны. Самые крупные площади занимают песчано-пустынные (9351 тыс.га) и тугайные (44,5 тыс. га) леса. Искусственные леса (36,4 тыс. га) обеспечивают облесение пустынных территорий и горное лесоразведение. Основным собственником генетических ресурсов растений (ГРР) является государство, вне зависимости от того, произрастают ли они на особо охраняемой территории или лесных землях. Из-за отсутствия свежих материалов лесоустройства, инвентаризации и обследований лесов в последние годы заметно ослаблен государственный учет лесного фонда и ведение лесного кадастра. В настоящее время вопросы сохранения лесных ресурсов включены в государственные программы: разработана «Комплексная программа развития лесного хозяйства Туркменистана», ключевое место в которых занимают сохранение лесных культур, в частности фисташки.

В предгорьях Копетдага, близ столицы и других крупных промышленных центров страны, на площади более 24 тыс. га создана лесопарковая зона из хвойных и лиственных пород деревьев и кустарников (1998–2009 гг.), образующие «зеленый пояс» городов. Создание зеленого кольца из древесно-кустарниковых пород – составная часть процесса лесовосстановления.

Основные водно-болотные угодья туркменского побережья Юго-Восточного Каспия - Туркменбашинский, Северо-Челекенский, Балханский и Михайловский, - попадают с 2009г. под действие Рамсарской конвенции как водно-болотные угодья международного значения. Залив Туркменбаши - ключевая орнитологическая территория (КОТ), на которую в январе 2007 г был получен первый официальный международный сертификат. Действия страны на каспийском побережье направлены сегодня на решение проблем сокращения биоразнообразия и снижения качества окружающей среды (загрязнение) на фоне сокращения биоресурсов (рыбных запасов), ухудшения состояния береговой инфраструктуры и ареалов и воздействия нефтяной промышленности в регионе. В рамках специальной программы интегрированного управления прибрежными территориями Каспия рассмотрены проблемы сохранения глубоководных генетических ресурсов, снижающих до минимума антропогенное разрушение мест обитания, нарушение почвенного покрова и опустынивание территорий (приложение I).

Генетические ресурсы. В Туркменистане сохранились 172 вида диких сородичей растительных культур, включая 40 пород плодовых культур и группу зернобобовых и овощных, составляющие основу современного земледелия (ячмень, рожь, вика, лук, морковь и др.). Они представляют 69% от общего числа видов Среднеазиатского генетического центра. Наличие огромного числа эндемичных видов среди диких сородичей культурных растений, свойственных только Копетдагу с примыкающим Хорасаном и Койтендагу, подчеркивает высокую глобальную значимость данного центра генетического разнообразия в происхождении одомашненных культур. Данный центр совпадают с очагами формообразования домашнего скота: винторогого (Capra falconeri) и безоарового (Capra aegagrus) козла - родоначальника домашней козы, а виды и подвиды рода Ovis – домашних баранов. Из всей мировой фауны только в Туркменистане сохранился представитель рода Equus – кулан туркменский (E. hemionus ssp. onager). С древнейших времен разводят здесь местные породы туркменской борзой (тазы) и туркменской овчарки (алабай), ахалтекинской и йомудской лошадей и туркменского одногорбого верблюда- дромедара (арвана).

В национальном Генетическом Банке семян музея «Ак бугдай» (или Белая пшеница) собраны 270 сортообразцов пшеницы, включая 42 древних аборигенных местной селекции и 144 сортообразцов ячменя. Аборигенное ядро коллекции (core collection) генофонда Махтумкулийский научно-производственный экспериментальный центр генетических ресурсов растений (МНПЭЦГРР) по 8 плодовым культурам (гранат, яблоня, груша, слива, инжир, фисташка и миндаль) и винограда представляют 409 образцов (включая, 186 аборигенных сортообразцов и 223 дикорастущих форм туркменского происхождения), или 24,7% общего состава коллекции МНПЭЦГРР на 2004 г.

Охраняемые территории. Экологическую устойчивость страны определила национальная система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), направленная на улучшение, охрану и рациональное использование земельных и водных ресурсов, прибрежных территорий и водно-болотных угодий, обеспечивая при этом сохранение и восстановление биоразнообразия. Охрана биоразнообразия Туркменистана проходит в границах природных экосистем ООПТ трех провинций: Туранской, где действуют Репетекский, Амударьинский и Капланкырский заповедники. В качестве выборки природного богатства Горно-Среднеазиатской провинции представляет Койтендагский заповедник, на территории которого гармонично сочетается культурное и природное богатство. Горные заповедники Сюнт-Хасардагский и Копетдагский достаточно репрезентативно представляют биоразнообразие Копетдаго-Хорасанской горной провинции. Охраняются также экосистемы Бадхызского заповедника, лежащего на стыке пустыни Каракумы, Копетдаго-Хорасанских гор и предгорий Парапамиза. На территории Хазарского (бывшего Красноводского) заповедника типично сухая закаспийская пустыня контактирует с восточной частью морской акваторией Каспийского моря.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) составляет почти 4 % (или 1916, 02 тыс. га) всей территории страны. Будущее ООПТ – это развитие модернизированных территорий с разным режимом охраны (постоянным и временным), где принцип зонирования сочетался бы с включением участков экологической реставрации. Выявлены территории регламентированного природопользования Туркменистана (50% площади стран). Разработан «Перспективный план развития сети особо охраняемых природных территорий Туркменистана», в котором основным элементам охраны природы стал национальный природный парк. Продолжается подготовка эколого-экономических обоснований для создания в этрапе Махтумкули Балканского велаята Сумбарского национального парка, а в Ахалском велаяте – Арчабильского – первых в природоохранной практике страны, реализация которых приведет к значительному расширению площади охраняемой территории. Начат процесс инвестирования развития экологического туризма на охраняемых природных территориях, что станет рождением в перспективе нового рынка - рынка «долгов за природу». По международной методике, разработанной для Всемирного банка и WWF, начат процесс контроля эффективности управления для охраняемых территорий. Была оказана стране финансовая международная поддержка в рамках 19 проектов, поддержанных ГЭФ, по осуществлению программы работ по охраняемым районам (приложение III).


Электронный иллюстрированный Каталог природоохранных объектов (ландшафтные, ботанические, зоологические, водные, геологические и палеонтологические) Юго-Западного Копетдага (2006 г.) включил 81 из 104 номинантов на статус «памятник природы», поддержанных 800 фотографиями. Наиболее полная информация по заповедникам Туркменистана опубликована в сборнике «Заповедники Средней Азии и Казахстана» (2006 г.) по адресу:(http://iucnca.ne).

На территории Туркменистана выделены и описаны 50 ключевых орнитологических территорий (КОТ), что послужит документированным обоснованием для усовершенствования функционирования системы охраняемых территорий и проведения на их территории мониторинговых исследований. Ключевые орнитологические территории Туркменистана стали составной частью всемирной сети Международного союза охраны птиц.

Национальная Стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия (СПДСБ, 2002). Структура СПДСБ направлена на выполнение основных целей Конвенции. В СПДСБ установлена главная цель и 12 основных целей, которые позволили стране прояснить глобальную цель на период до 2010 г. Было запланировано 55 действий и 253 мероприятий, которые были распределены в пределах 14 стратегических компонентов (целевых задач), показывающих каким образом будут достигнуты главная цель и основные цели. В качестве индикаторов достижения цели был использован показатель «результат». Рассмотрев выполнение основных целей СПДСБ на 2008 г. (Мониторинг и оценка эффективности …, 2008), было отмечено их частичное выполнение (49,0%). В реестре 12 основных целей и целевых задач национальной СПДСБ относительно полно представлены 11 глобальных целей и 21 целевых задач в рамках 7 тематических программ КБР, хотя выполнены они далеко не в полном объеме. Определенные трудности были встречены при выполнении 1 и 2 целевых задач Глобальной программы КБР. В стране пока не были реализованы ресурсы по расширению сети охраняемой территории до 6% к концу 2008 г.

Отсутствие четко расписанных межведомственных соглашений на фоне имеющихся пробелов в законодательном пространстве страны осложнили процесс выполнения Глобальных целей КБР. Природоохранная деятельность страны была направлена (раздел 2.3.) в основном на сохранение видов и их устойчивое использование и в значительно меньшем объеме — на обучение/профессиональное развитие и мониторинг. Частично выполнены мероприятия, направленные на создание адекватной среды, т.е. решения проблем сотрудничества, проведения оценки воздействия секторов народного хозяйства на биоразнообразие на фоне реформирования правовых вопросов и поиска финансовых источников.

Решение проблемы снижения процесса деградации естественных ландшафтов (4 целевая задача СПДСБ) сегодня рассматривается в рамках региональной программы «Инициатива стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами» (ИСЦЗАУР), выполнение которой рассчитано на 10 лет. В экологическом аспекте Программа стремится сократить причины деградации земель и его негативного влияния на функциональную целостность основных экосистем путем продвижения устойчивого управления земельными ресурсами на различных административных уровнях. Планируются также проведение серии работ по развитию устойчивой системы управления пастбищными территориями и водопойными пунктами. Осуществлены попытки восстановления некоторых традиционных систем выпаса, включая использование традиционного сбора воды и ее хранение. В рамках программы ИСЦАУЗР стартовал проект «Создание потенциала и инвестиции на местном уровне для устойчивого управления земельными ресурсами», деятельность которого направлена на восстановление лесных ресурсов Центрального Копетдага и разработку модели по восстановлению и устойчивому управлению пастбищами в горных и пустынных районах.

Относительно низкий показатель затратной эффективности (49,0%) выполнения СПДСБ обусловлен также и частичным выполнением мероприятий по управлению при отсутствии информационного центра по выполнению СПДСБ — аналог центра КХМ (или Центр по биоразнообразию). Национальная СПДСБ, как государственный документ, был утвержден Государственной комиссией по обеспечению обязательств Туркменистана, вытекающих из конвенций и программ ООН по окружающей среде, но не был утвержден главой государства и не был принят к руководству и исполнению секторами народного хозяйства.

Национальные целевые задачи СПДСБ не были включены в соответствующие секторальные стратегии, планы и программы, за исключение Каспийской экологической программы (КЭП). В рамках КЭП разработаны такие документы, как НКПД и ТДА; разрабатывается Протокол КЭП по биоразнообразию. В каждый проект по освоению природных ресурсов Каспия согласно требованиям ОВОС включены мероприятия по экологической экспертизе.

Выполнение Стратегического плана в основном сфокусировано на снижение существующих темпов утраты биоразнообразия. Национальные индикаторы были представлены в качестве результатов, как критерии оценки успеха или определения степени завершенности данного вида деятельности. Выполнение запланированных мероприятий СПДСБ способствовало устранению или смягчению отдельных угроз, грозящих биоразнообразию. По-видимому, для снижения нагрузки на биоразнообразие необходимо включение экономических рычагов, что повысит эффективность реализации самой СПДСБ.

Аналитический отчет «Мониторинг и оценка эффективности выполнения Стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия» (2008) стал обоснованием для внесения дополнительных приоритетных мероприятий. Это позволило привести в соответствие действующий СПДСБ с последующими решениями Конференции Сторон за период 2002-2007 г. Рассмотрев ход выполнения стратегического плана, было установлено, что план выполнен на 49,0% и было предложено его дополнить 23 новыми приоритетными мероприятиями (приложение II).

Механизм посредничества КБР. Подготовлены ресурсы под открытие планируемого национального Центра по Клиринг-Хауз механизму – механизму посредничества Конвенции о биоразнообразии. Обрисован общий круг параметров национального потенциала для формирования системы мониторинга биоразнообразия. Функции механизма посредничества в Туркменистане сфокусированы на обмен тематической информацией со всеми Сторонами Конвенции и будут использованы для поддержания национального (внутреннего) управления ресурсами биоразнообразия. На сайте КХМ будут представлены все документы страны по выполнению решений Конвенции о биологическом разнообразии на национальном уровне. Ведутся работы по устойчивому использованию биоресурсов ООПТ и совершенствованию их управления. Перекрестный анализ проблем по сохранению биоразнообразия на трех уровнях (системном, институциональном и индивидуальном) позволил разработать комплекс практических рекомендаций по наращиванию потенциала для осуществления приоритетных мероприятий СПДСБ.

Финансовые ресурсы. Туркменистан, имеющий статус развивающейся страны, ориентируется в основном на национальные источники финансирования. В национальном бюджете стране выделены расходы на научные биологические исследования, включая и нужды сохранения биоразнообразия. Внешняя финансовая поддержка (около 40 проектов) через международные гранты вместе с бюджетным финансированием позволила укрепить государственную систему охраняемых природных территорий, издать Красную книгу Туркменистана и сформировать КХМ. Отдельные мероприятия СПДСБ были профинансированы международными донорами. Страна получила поддержку ГЭФ на подготовку национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия, проведение самооценки национального потенциала для осуществления Конвенции, выполнение пакета мероприятий по сохранению биоразнообразия in-situ и ex-situ, а также подготовку национальных докладов по выполнению решений КБР и др. Не смотря на все эти действия, страна не испытывает дефицит в финансовых ресурсах для выполнения СПДСБ и соответствующих программ КБР.

В тоже время, страна для выполнения обязательств по Конвенции готова приступить к формированию новых экономических механизмов и стимулов. Необходимо на национальном уровне рассчитать стоимость «экосистемных услуг» и провести соответствующую оценку вклада экосистем в глобальную биосферную устойчивость.

Выводы. Таким образом, слабое межсекторальное сотрудничество по устойчивому использованию биоразнообразия ограничили возможности страны в полном объеме осуществление всех целей КБР, включая и тематику Картахенского протокола. В практику страны не внедрены и методы определения экономической эффективности природных ресурсов, хотя они отражены в целевых задачах СПДСБ. Отсутствие Координационной группы по управлению и администрированию процесса реализации СПДСБ также осложнил проблему сбора межведомственной информации по основным компонентам биоразнообразия для оценки и мониторинга процесса выполнения страной обязательств Конвенции о биоразнообразии.

В процессе разработки и подготовки всех национальных отчётов, материалов и обзоров, касающихся выполнения статей Конвенции, был сформирован в стране соответствующий потенциал с широким участием местных общин и лиц государственного уровня. Получены определенные успехи в осуществлении цели, намеченной на 2010 г, и стратегического плана. Обсуждение всех вопросов с привлечением местных слоев населения позволило не только донести до всех участников процесса значимость статей Конвенции, но и обеспечить широкое обсуждение возможных путей их решения на локальном уровне. Положительные результаты получены при выполнении программы работ по охраняемым территориям (добавление III b) при заметных пробелах в решении глобальной стратегии сохранения растений на национальном уровне (добавление III a).

Представители Туркменистана приняли участие в составе правительственных делегаций на встречах Конференции сторон КБР. Конвенция в Туркменистане выполняет ведущую роль в решении международных вопросов, связанных с сохранением биоразнообразия. Большинство целей и задач Стратегического плана КБР относительно успешно осуществляются в Туркменистане. Многие из поставленных задач национальной СПДСБ (более чем на 70%) могут быть реализованы к 2010 году. Для достижения прогресса в будущем необходимо целенаправленно сосредоточить внимание на включение интересов сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в региональные и национальные документы и процессы, связанные с основными отраслями экономики (такими как сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство и торговля), а также на повышении уровня согласованности в национальном масштабе.

Поэтому приоритетной задачей МОП остается на сегодня проблема обеспечения функционирования Национального Информационного центра по биоразнообразию как инструмента межгосударственного сотрудничества и отчетности перед Конвенцией по биоразнообразию. Устойчивость механизма посредничества (КХМ) позволит создать в стране потенциал для обмена информацией по биоразнообразию внутри страны и за ее пределами. Туркменистан разделяет мнение всех Сторон КБР, что ценность биоразнообразия определяется прежде всего его экономической ценностью генетических ресурсов, биологических видов, ролью экосистем и ландшафтов в устойчивости экономики страны. В качестве вклада страны в реализацию цели действуют Государственная комиссия по совершенствованию законодательства и Межведомственная комиссия по обеспечению выполнения международных обязательств Туркменистана в области прав человека. На основе приоритета норм международного права в работе по выполнению международных обязательств большая роль отводится мониторингу действующего законодательства, приведению его в соответствие с международными стандартами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconОсновная образовательная программа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconЮсуф Хамадани «Рутбат ул-хаят»
Издатель: Культурный центр Посольства ири в Туркменистане и Центр культурных и международных исследований
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан icon«Программа по развитию сети центров доступа к правовой и иной социально значимой информации (Программа пцпи) в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура»
Федеральная научно – образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconОписание полигона «Бадхыз-Карабиль» (Туркменистан) приоритетного участка эконет
Общая площадь имеющихся оопт составляет 144680 га, в т ч территория Бадхызского госзаповедника – 87680 га, Пулихатумского госзаказника...
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconПрограмма “ социально-экономического развития облученского муниципального района до 2015 года ” Москва-Облучье 2011 г
Программа социально-экономического развития Облученского муниципального района до 2015 года
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconПрограмма развития сферы туризма Спасского муниципального района и г. Болгар на 2011-2016 гг. Содержание
Программа развития сферы туризма Спасского муниципального района и г. Болгар на 2011-2016 гг
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан icon«Открытая дверь»
Комплексная программа развития молодежной общественно полезной деятельности Фонда «Созидание»
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного к
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Программа развития ООН в туркменистане туркменистан icon«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница