Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

НазваниеПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
страница1/6
Дата конвертации26.12.2012
Размер0,72 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации





ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

«ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ»


Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

111801 «Ветеринария»


Квалификация (степень) выпускника – «специалист»


Москва 2011

1. Цель и задачи дисциплины “ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ


Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические знания на клеточном и субклеточном уровнях о функционирующем, развивающемся и приспосабливающемся организме и закономерностях его развития в онто-генезе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) Общеобразовательная задача заключается в углубленном ознако-млении студентов со структурной организацией животных на тканевом и клеточном уровнях и дает фундаментальное биологическое образование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заве-дениям биологического профиля.

б) Прикладная задача освещает вопросы, касающиеся функциональ-ной гистологии, цитологии и эмбриологии и создает концептуальную базу для реализации междисциплинарных структурно-логических связей с целью выработки навыков врачебного мышления.

в) Специальная задача состоит в ознакомлении студентов с совре-менными направлениями и методическими подходами, используемыми в цитологии гистологии и общей эмбриологии для решения проблем живот-новодства и ветеринарии, а также имеющимися достижениями в этой области.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОоП

Дисциплина «Цитология, гистология и эмбриология» относится к циклу общепрофессиональных ветеринарно-биологических дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология »:

- Уметь ясно и четко строить устную и письменную речь.

- Использовать знание иностранного языка для получения необходимой информации из иностранных и отечественных источников.

- Представлять себе значение информации в развитии современного общества и владеть элементарными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

- Иметь общие представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область врачебной деятель­ности.

- Иметь основополагающие знания по биологии, химии, физики и др. естественным наукам.


Дисциплина «Цитология, гистология и эмбриология» является базовой, на которой строится большинство последующих дисциплин, таких как:

1. Анатомия животных.

2. Физиология и этология животных.

3. Клиническая диагностика.

4. Внутренние незаразные болезни.

5. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.

6. Акушерство и гинекология.

7. Иммунология.

8. Болезни лабораторных, мелких и экзотических животных.

9. Ветеринарно-санитарная экспертиза.

10. Болезни птиц.


3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ освоения дисциплины



Процесс изучения дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения.

- Представление о возможностях современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

- Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественных и количественный анализ.

- Обосновывать закономерности развития и структурной организации живых объектов на всех его уровнях жизнедеятельности (организм, система, орган, ткань, клетки).

- Использовать морфофункциональный подход к оценке структурных составляющих организма животных.

В результате изучения дисциплины студент должен знать.

    • а) Общие закономерности структурной организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях организма млекопитающих и птиц

    • б) гистофункциональные особенности тканевых элементов уча-ствующих в различных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных, секреторных и др.) на основе данных световой, электронной микроскопии и гистохимии

в) клинические аспекты функциональной гистологии и цитологии и эмбриологии систем и отдельных органов и современные методологические подходы и методы биологического анализа морфофункциональных изменений при изучении организма животных.


Студент должен уметь.

а) Распознавать изменения структуры клеток, тканей и органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособи-тельными реакциями организма.

б) Микроскопировать гистологические препараты.

в) Идентифицировать ткани, их клеточные и неклеточные струк-туры на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях.

г) Определять органы, а также их тканевые и клеточные элементы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях.

д) Распознавать изменения структуры клеток, тканей и органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособи-тельными реакциями организма.

е) Проводить сравнительный анализ наблюдаемых структурных изменений, формулировать выводы и обоснования к ним.

ж) Устанавливать связь изученного материала с другими дисциплинами.

з) Применять полученные знания в практической и научной деятельности.


Студент должен владеть.


а) Конкретными теоретическими знаниями по дисциплине.

б) Современными методами и способами изучения структурной организации биологических объектов на всех его уровнях.

в) Современными информационными и инновационными техно-логиями.


4. Объем дисциплины “ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

3


4


Аудиторные занятия (всего)

108

54

54

В том числе:

-

-

-


Лекции

44

22

22

Лабораторные работы (ЛР)

64

32

32

Практические занятия (ПЗ)










Семинары

-

-




Самостоятельная работа (всего)

108

40

68

В том числе:

-

-




Курсовой проект (работа)

-

-

-


Расчетно-графические работы

-

-

-


Реферат

+

+

+


Другие виды самостоятельной работы










Создание тематических презентаций, видеороликов

+

+

+


Изготовление макетов и фотоматериалов

+

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

Экзамен



зачет


Экзамен

Общая трудоемкость часы / зачетные единицы

216/6

94

122



5. Содержание дисциплины “ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ

5. 1. Содержание разделов дисциплины

Введение

Цитология, гистология и эмбриология как медико-биологические дисци-плины. Место гистологии, цитологии и эмбриологии в ветеринарном обра-зовании и их научно- практическое значение для ветеринарии. Предмет и за-дачи цитологии, гистологии и эмбриологии. Гистологические и цитологичес-кие методы исследования. Методы описательной и экспериментальной эм-бриологии. Основные этапы приготовления гистологического препарата. Ме-тоды и техника микроскопии.


Раздел I. Цитология

  1. Общие положения.

Клетка как основная элементарная единица растительных и животных орга-низмов. Формы клеточной организации- эукариоты и прокариоты. Общность и основные различая в морфофункциональной организации эукариотов и прокариотов. Понятие о неклеточных структурах. Разновидности неклеточ-ных структур. Их взаимоотношение с клетками.

Клеточная теория. Ее основные положения. Методологическое значение для биологии.


  1. Морфофункциональная организация основных систем и субсистем клетки животного.

Поверхностный аппарат клетки (клеточная оболочка). Субсистемы по-верхностного аппарата: надмембранный комплекс (гликокаликс), клеточная мембрана (цитолемма), подмембранный слой. Структурно- молекулярная организация и функциональное назначение каждой из субсистем. Общие функции поверхностного аппарата (рецепторная, транспортная, защитная, барьерная, адгезивная). Понятие об активном и пассивном трансмембранном переносе. Экзо- и эндоцитоз. Их разновидности и механизмы протекания. Межклеточные соединения. Их разновидности и особенности морфофун-кциональной организации.

Цитоплазма. Субсистемы цитоплазмы: гиалоплазма, структурированные образования, цитоскелет.

Общая характеристика цитоплазмы. Внутриклеточные органические и неорганические вещества. Их значение в жизнедеятельности клеточных структур.

Структурованные образования клетки- органеллы и включения. Понятия клеточной органеллы и клеточного включения. Классификация клеточных органелл. Разновидности клеточных включений. Значение органелл и включений в жизнедеятельности клетки.

Морфофункциональная характеристика органелл общего назначения.

Биологические мембраны. Общая характеристика. Функциональная характеристика. Химический состав. Современные модели структурно- молекулярной организации биомембран.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Ультраструктурная характеристика гранулярной (шероховатой) и агранулярной (гладкой) ЭПС. Функциональное значение каждой из разновидностей ЭПС. Их взаимоотношения между собой и с другими органеллами клетки.

Рибосомы. Общая характеристика. Роль и место рибосом в синтезе клеточных белков.

Комплекс Гольджи. Функциональное значение. Роль в клеточной секреции. Субсистемы пластинчатого комплекса: цистерны, микро- и макропузырьки. Их Морфофункциональная характеристика.

Митохондрии. Место и роль в клеточных процессах энергодобывания. Другие виды функциональной деятельности: транспортная, биосинте-тическая, накопительная, защитная. Субсистемы митохондрии: наружная мембрана, межмембранное пространство, внутренняя мембрана с кристами, матрикс. Их морфофункциональная характеристика. Теории эволюционного происхождения митохондрий.

Лизосомы и пероксисомы. Общая характеристика. Классификация лизосом. Их морфофункциональная характеристика. Понятие об аутотрофагическом и гетерофагическом цикле клетки. Участие лизосом в этих циклах. Морфофункциональная характеристика пероксисом. Внутриклеточные источники возникновения лизосом и пероксисом.

Цитоскелет. Морфофункциональная организация сократимых белков и белков, выполняющих опорную функцию в клетках. Строение и функциональное назначение микротрубочек, микрофиламентов и промежуточных филаментов. Их роль в организации цитоскелета и специфических органелл (жгутиков, ресничек, микроворсинок).

Ядерный аппарат эукариотической клетки. Роль ядра в жизнедеятельности клетки. Феномены плоидности и многоплоидности клеток.

Субсистемы ядерного аппарата: ядерная оболочка с поровым комплексом, хромосомы, ядрышко, нуклеоплазма. Морфофункциональная характеристика каждой из субсистем, входящих в состав ядерного аппарата. Понятие хроматина. Его разновидности и связь с функциональным строением клетки.


  1. Репродукция и механизмы дифференцировки соматических клеток.

Понятие клеточного цикла. Фазы клеточного цикла. Способы репродукции клеток: митоз и амитоз. Биологическое значение митоза и амитоза.

Понятие интерфазы. Характеристика периодов интерфазы и значение каждого периода для последующего деления клеток. Понятие митотического аппарата. Его составные части и значение для клеточного деления. Центриоли и центросома. Их морфофункциональная организация и значение в клеточном делении.

Характеристика профазы, метафазы, анафазы и телофазы.

Понятие и характеристика стволовой клетки. Основные отличая стволовой клетки от соматических клеток. Понятие и характеристика клеточной диффе-ренцировки. Клеточная дифферинцировка и ее механизмы. Эндорепродукция (полиплоидия, политения) и их функциональное значение. Внутриклеточная регенерация и ее биологическая сущность.

Понятие апоптоза- запрограммированной гибели клетки. Его характеристика.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПримерная программа наименование дисциплины «Биология» Рекомендуется для направления подготовки
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПримерная программа наименование дисциплины «Паразитология и инвазионные болезни» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
Цель дисциплины дать студентам теоретические и практические знания по вопросам, связанным с паразитарными заболеваниями животных,...
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПримерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая...
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПримерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется для направлений подготовки специальностей
Цель – приобретение студентами общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые...
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”, направления 511100 ”Экология и природопользование”
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПрограмма дисциплины Современные модели формирования мотивации для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Базовые парадигмы и концепции трудовой мотивации: содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПрограмма дисциплины история зарубежной литературы Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» / Авт сост. А. Р. Ощепков, Л. Г. Кихней, В. П. Трыков, О. Р. Темиршина. – М....
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconРабочая учебная программа по дисциплине Страноведение для специальности
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии
Курс нацелен на формирование и развитие у будущих педагогов научного мировоззрения, умения использовать приобретенные знания в широком...
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) iconПрограмма дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Авторы программы
В конечном счете «сверхзадачей» курса является стимулирование интереса будущих политологов к комплексу художественных произведений...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница