Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки

НазваниеПримерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки
страница1/2
Дата конвертации26.12.2012
Размер292,1 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

«Зоология»


Рекомендуется для направления подготовки -111100 «Зоотехния»


Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


Москва 2010

1. Цели и задачи дисциплины: Ознакомить студентов с биологическим многообразием животных – курсом зоологии, где изучаются животные, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение; происхождение, классификация, роль в биосфере и в жизни человека; методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, влияние животных различных таксонов на жизнь человека.



2. Место дисциплины в структуре ООП: Зоология относится к дисциплинам естественнонаучного цикла, дисциплина призвана обучить будущего специалиста зоологии, как комплексной науке, дать представление о морфологии, анатомии, физиологии, экологии и биоразнообразии животных. Студент должен изучить основные признаки животного типа организации; место животных в трофических цепях и в биосфере Земли в целом; основные закономерности эволюции животного мира; принципы филогенетической систематики и построения иерархической таксономии царства животных; современное состояние животного мира и проблемы сохранения его разнообразия. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая биология».

Курс «Зоология» является основополагающим для изучения следующих дисциплин: морфология животных, физиология животных, этология с основами зоопсихологии, основы ветеринарии, разведение животных и т.д.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурными (ОНК)

  • использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);

  • осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

  • имением навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).

б) профессиональными (ПК): п

  • готовностью использовать современные информационные технологии (ПК-3);

  • способностью к обоснованию принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных (ПК-5);

  • способностью проводить зоотехническую оценку животных, основанную на знании их биологических особенностей (ПК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные направления эволюции животных; причины и факторы эволюции, биологические особенности основных видов животных, связанных с обеспечением жизненных потребностей человека; систематику животных, эволюционную морфологию и биологию систематических групп и единиц, основы зоогеографии.

Уметь: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; рационально использовать биологические

    особенности животных при производстве продукции, осваивать самостоятельно новые разделы фундаментальных наук, используя достигнутый уровень знаний.

    Владеть: физическими способами воздействия на биологические объекты, биологическими методами анализа, приемами мониторинга животных, способами оценки и контроля морфологических особенностей и животного организма.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общий объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

2

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

38

38

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

-




Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

Другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

108

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




Учебный модуль I.

Введение в зоологию.




1

Модульная единица 1.

История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы систематики животного мира. Основы охраны животного мира.

История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы систематики животного мира. Основы охраны животного мира




Учебный модуль II.

Зоология беспозвоночных




2

Модульная единица 2.

Подцарство одноклеточные.

Подцарство Одноклеточные (Protozoa). Сравнительная характеристика, строение и жизненные отправления представителей подцарства одноклеточных. Жизненный цикл. Таксисы и их роль в жизни одноклеточных. Способы питания. Размножение. Инцистирование. Среда обитания. Колониальные одноклеточные. Значение одноклеточных для сельского хозяйства, их классификация.

Тип Саркомастигофоры (Sarcomastigophora). Подтип Саркодовые (Sarcodina). Строение и образ жизни. Голые и раковинные амебы. Фораминиферы. Радиолярии. Паразитические саркодовые. Свободноживущие саркодовые в почвообразовательном процессе и биологической очистке водоемов.

Подтип Жгутиковые (Mastigophora). Строение и образ жизни. Особенности питания и размножения. Растительные и животные жгутиконосцы. Паразитические жгутиковые, вызываемые ими болезни у человека и животных. Колониальные формы жгутиковых и их значение в понимании происхождения многоклеточных животных.

Тип Апикомплексы (Apicomplexa). Класс Споровики (Sporozoea). Строение и образ жизни. Кокцидии, токсоплазма, гемоспоридии. Особенности размножения. Циклы развития. Заболевания, вызываемые споровиками.

Тип Инфузории (Ciliophora). Строение и образ жизни. Особенности размножения. Свободноживущие и паразитические инфузории. Значение инфузорий в биологической очистке воды и в пищевых цепях водоемов. Инфузории рубца жвачных животных.

3

Модульная единица 3.

Происхождение многоклеточных.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

Подцарство Многоклеточные (Metazoa). Черты строения многоклеточных животных. Многоклеточный организм как целостная система. Основные отличия многоклеточных от одноклеточных. Классификация подцарства.

Тип Губки (Spongia). Характеристика губок как наиболее примитивных многоклеточных животных. Строение, размножение и образ жизни. Морские и пресноводные виды, их значение в биологической очистке водоемов.

Тип Кишечнополостные (Coelenterata). Характеристика кишечнополостных как радиально-симметричных двухслойных животных с дифференцированными тканями, органами и нервной системой. Строение и образ жизни. Классификация. Особенности размножения у представителей разных классов. Коралловые рифы и острова. Значение кишечнополостных в пищевых цепях морей и океанов.


4

Модульная единица 4

Тип Плоские черви.

Тип Плоские черви (Plathelminthes). Трехслойность и двухсторонняя симметрия тела. Строение и образ жизни. Свободноживущие и паразитические формы плоских червей. Паразитизм и его возникновение. Филогения типа. Классификация.

Класс Дигенетические сосальщики (Trematoda). Особенности строения и жизнедеятельности. Приспособление к паразитическому образу жизни. Размножение и циклы развития. Болезни, вызываемые дигенетическими сосальщиками. Мероприятия по профилактике этих заболеваний. Представители: печеночный, ланцетовидный и кошачий сосальщики.

Класс Ленточные черви (Cestoda). Особенности строения и жизнедеятельности. Представители и их значение как паразитов человека и животных. Размножение и циклы развития. Меры профилактики заболеваний и борьбы с паразитическими видами. Представители: широкий лентец, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

5

Модульная единица 5

Тип Круглые черви.

Тип Круглые, или Первичнополостные черви (Nemathelminthes). Общая характеристика типа, классификация, происхождение.

Класс Собственно круглые черви, или Нематоды (Nematoda). Распространение и приспособленность к разным условиям обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Половой диморфизм. Размножение и развитие. Понятие о геогельминтах и биогельминтах. Свободноживущие почвенные нематоды и их значение в почвообразовательных процессах. Круглые черви - паразиты растений. Круглые черви - паразиты человека и животных. Разнообразие жизненных циклов паразитических нематод: аскариды, острицы, власоглавы, трихинелла.

6

Модульная единица 6

Тип Кольчатые черви.

Тип Членистоногие.

Тип Кольчатые черви (Annelida). Общая характеристика кольчатых червей как вторичнополостных животных. Наружная и внутренняя метамерия. Филогения типа. Классификация. Класс Многощетинковые черви (Polichaeta). Класс Пиявки (Hirudinea).

Класс Малощетинковые черви (Olygochaeta). Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности биологии дождевых червей, их роль в почвообразовательных процессах. Дождевые черви как промежуточные и резервуарные хозяева гельминтов. Производство биогумуса. Пресноводные олигохеты в пищевых цепях водоемов.

Тип Членистоногие (Arthropoda). Значение членистоногих в биотическом круговороте веществ, их роль в сельскохозяйственном производстве. Характеристика типа. Происхождение членистоногих. Классификация.

7

Модульная единица 7

Тип Членистоногие.

Подтип Жабернодышащие, подтип

Хелицероносные.

Подтип Жабернодышащие (Branchiata). Класс Ракообразные (Crustacea). Особенности строения и жизнедеятельности. Представители. Роль ракообразных в распространении гельминтов. Ракообразные в пищевых цепях водоемов и их биологической очистке. Промысловое значение.

Подтип Хелицероносные (Chelicerata). Класс Паукообразные (Arachnida). Особенности строения и жизнедеятельности. Представители, особенности их биологии и экологии. Клещи как распространители и возбудители инвазионных и инфекционных заболеваний. Иксодовые клещи, их значение для здравоохранения и животноводства.

8

Модульная единица 8

Подтип Трахейнодышащие.

Надкласс Многоножки.

Надкласс Шестиногие.

Подтип Трахейнодышащие (Tracheata). Надкласс Многоножки (Myriapoda). Надкласс Шестиногие (Hexapoda). Особенности строения и жизнедеятельности насекомых как высшего надкласса членистоногих. Разнообразие насекомых и их роль в биоценозах. Сравнительная морфофизиологическая характеристика насекомых в связи с приспособлением к различным условиям среды. Экология насекомых. Размножение. Стадии развития. Прямое развитие. Неполное и полное превращение. Половой диморфизм и полиморфизм. Особенности поведения и заботы о потомстве. Покровительственная окраска и мимикрия. Особенности строения конечностей и ротового аппарата.

9

Модульная единица 9

Систематика насекомых

Бескрылые и крылатые формы. Классификация насекомых. Отличительные признаки отрядов и основные представители, имеющие значение для сельского и лесного хозяйства. Значение насекомых в деятельности человека, в опылении растений и почвообразовательных процессах.

10

Модульная единица 10

Тип Моллюски.

Тип Иглокожие.

Тип Моллюски (Mollusca). Общая характеристика типа. Особенности строения, размножения, развития и экологии моллюсков. Прогрессивные и примитивные черты строения. Классификация.

Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda). Особенности строения и жизнедеятельности. Представители. Моллюски - промежуточные хозяева паразитических червей, вредители сельскохозяйственных культур

Класс Двустворчатые моллюски (Bivalvia). Особенности строения и жизнедеятельности. Основные представители, их значение в питании человека, кормлении животных, пищевых цепях, биологической очистке водоемов.

Тип Иглокожие (Echinodermata). Понятие о вторичноротых. Особенности эмбриогенеза иглокожих и вытекающие из него морфофункциональные характеристики группы: амбулакральная и гемальная системы. Примитивность нервной системы, строение пищеварительной системы, отсутствие специализированных систем транспорта и газообмена. Эволюция и таксономическое разнообразие иглокожих. Функциональная роль различных иглокожих в морских экосистемах, промысловое значение морских ежей и голотурий.




Учебный модуль III.

«Зоология позвоночных»




11

Модульная единица 11

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип Личиночнохордовые.

Тип Хордовые (Chordata). Основные черты строения хордовых - наиболее высокоорганизованной группы животных. Роль хордовых в биосфере. Происхождение. Классификация.

Подтип Личиночнохордовые (Urochordata). Краткая характеристика строения и жизнедеятельности (на примере асцидии), как вторично упрощенной группы животных.

Подтип Бесчерепные (Acrania). Краткая характеристика строения и жизнедеятельности (на примере ланцетника). Значение бесчерепных и личиночнохордовых для понимания происхождения и эволюции позвоночных.

12

Модульная единица 12

Подтип Позвоночные. Класс

Круглоротые. Класс Хрящевые рыбы.

Подтип Позвоночные (Vertebrata). Прогрессивные черты строения позвоночных. Происхождение. Эволюция органов опоры и движения, пищеварения, дыхания и кровообращения, выделения, размножения, нервной системы и органов чувств позвоночных. Классификация позвоночных. Деление на группы анамниа и амниота. Хозяйственное значение позвоночных.

Класс Круглоротые (Cyclostomata). Характеристика строения и жизнедеятельности на примере миног и миксин.

Класс Хрящевые рабы (Chondrichthyes). Характеристика строения и жизнедеятельности на примере акул и скатов. Роль хрящевых рыб в пищевых цепях, их хозяйственное значение.

13

Модульная единица 13

Класс Костные рыбы.

Класс Хрящевые рабы (Chondrichthyes). Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Отличительные черты организации и жизнедеятельности. Основные подклассы: Лучеперые (ганоидные и костистые); Лопастеперые (двоякодышашие и кистеперые).

14

Модульная единица 14

Систематика надкласса Рыбы.

Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Характеристика основных семейств, имеющих важное хозяйственное значение. Промысловые рыбы, их ресурсы и рациональное использование.

15

Модульные единица 15

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся.

Класс Земноводные, или амфибии (Amphibia). Характерные черты строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие. Экология земноводных. Классификация. Особенности организации представителей разных отрядов. Роль земноводных в пищевых цепях биоценозов

Класс Пресмыкающиеся (Reptilia). Характеристика строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие. Значение яйцевых и зародышевых оболочек пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных (группа Амниота). Классификация. Особенности организации представителей разных отрядов. Экология пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в пищевых цепях биоценозов, в регулировании численности насекомых-вредителей и грызунов.

16

Модульная единица 16

Класс Птицы

Класс Птицы (Aves). Характеристика строения и жизнедеятельности в связи со способностью к полету. Размножение и развитие. Классификация. Особенности организации представителей основных надотрядов птиц. Характеристика основных отрядов килегрудых птиц. Экология птиц. Экологические группы. Роль птиц в пищевых цепях биоценозов. Домашние птицы и их происхождение.

17

Модульная единица 17

Класс Млекопитающие (морфология).

Класс Млекопитающие (Mammalia). Характерные черты строения и жизнедеятельности. Особенности организации млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных. Классификация. Размножение и развитие.

18

Модульная единица 18

Класс Млекопитающие (систематика).

Характеристика основных отрядов и важнейших представителей. Роль млекопитающих в биоценозов. Домашние млекопитающие. Хозяйственно-промысловые млекопитающие. Млекопитающие - вредители сельского хозяйства.

19

Модульная единица 19

Основы экологии животных и

зоогеографии.

Содержание и задачи эко­логии животных. Понятие об экологических факторах среды. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное влияние факторов. Понятие о популяциях. Типы популяций. Структура популя­ций (демографическая, территориальная, иерархическая). Понятие о биоценозах, биогеоценозах и агроценозах. Экологические закономерности структуры биогеоценозов. Динамика биогеоценозов и антропогенное влияние на них. Трофические цепи и сети животных. Основы зоогеографии, понятие фауна, зоогеографическая область, ареал. Главные зоогеографичекие области суши, характеристика их фаун.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Морфология животных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18




2

Физиология животных































11

12

13

14

15

16

17

18




3

Основы ветеринарии

1







4

5

6

7

8

9































4

Разведение животных


































12

13

14

15

16

17

18

19

5

Кормление животных


































12

13

14

15

16

17

18

19


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий (час)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан

зан.

Семин.

СРС

Все-го



Учебный модуль I.

Введение в зоологию.

2




2




2

7



Модульная единица 1.

История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы систематики животного мира. Основы охраны животного мира.

2




2




3






Учебный модуль II.

Зоология беспозвоночных

8




18




18

44



Модульная единица 2.

Подцарство одноклеточные.

2




2




2






Модульная единица 3.

Происхождение многоклеточных.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

6




2




2






Модульная единица 4

Тип Плоские черви.







2




2






Модульная единица 5

Тип Круглые черви.







2




2






Модульная единица 6

Тип Кольчатые черви.

Тип Членистоногие.







2




2






Модульная единица 7

Тип Членистоногие.

Подтип Жабернодышащие, подтип

Хелицероносные.







2




2






Модульная единица 8

Подтип Трахейнодышащие.

Надкласс Многоножки.

Надкласс Шестиногие.







2




2






Модульная единица 9

Систематика насекомых







2




2






Модульная единица 10

Тип Моллюски.

Тип Иглокожие.







2




2






Учебный модуль III.

«Зоология позвоночных»

8




18




32

58



Модульная единица 11

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип Личиночнохордовые.

1




2




4






Модульная единица 12

Подтип Позвоночные. Класс

Круглоротые. Класс Хрящевые рыбы.

1




2




4






Модульная единица 13

Класс Костные рыбы.

1




2




4






Модульная единица 14

Систематика надкласса Рыбы.







2




4




23

Модульные единица 15

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся.

1




2




4




24

Модульная единица 16

Класс Птицы

1




2




4




25

Модульная единица 17

Класс Млекопитающие (морфология).

1




2




4




26

Модульная единица 18

Класс Млекопитающие (систематика).







2




2




27

Модульная единица 19

Основы экологии животных и

зоогеографии.

2




2




2



  1   2

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «Биология» Рекомендуется для направления подготовки
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «Паразитология и инвазионные болезни» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
Цель дисциплины дать студентам теоретические и практические знания по вопросам, связанным с паразитарными заболеваниями животных,...
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические...
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется для направлений подготовки специальностей
Цель – приобретение студентами общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые...
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины Современные модели формирования мотивации для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Базовые парадигмы и концепции трудовой мотивации: содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины история зарубежной литературы Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» / Авт сост. А. Р. Ощепков, Л. Г. Кихней, В. П. Трыков, О. Р. Темиршина. – М....
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”, направления 511100 ”Экология и природопользование”
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Авторы программы
В конечном счете «сверхзадачей» курса является стимулирование интереса будущих политологов к комплексу художественных произведений...
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин
...
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Рекомендуется для направления подготовки iconКурс «Зоология» в блоке предметной подготовки занимает одно из центральных мест среди биологических дисциплин. «Зоология» преподается в течение 3 и 4 семестров на 2 курсе озо и одо
Изyчение данного курса предполагает проведение промежyточного зачета и заканчивается экзаменом. Предyсмотрено выполнение кyрсовых...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница