Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере

НазваниеОтчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере
страница1/4
Дата конвертации26.12.2012
Размер0,6 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4



Карачаево-Черкесский государственный университет

им. У.Д.Алиева

Лаборатория педагогических и этнокультурных исследований

в сфере образования


КРАТКИЙ

ОТЧЕТ О НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ (НИЛ ПиЭИвСО)

ЗА 2011 ГОД.





Научно – исследовательская работа лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере образования (НИЛ ПиЭИвСО) выполнялась в соответствии с тематическим планом научно – исследовательской работы лаборатории на 2011 год.

1. Доктрина веротерпимости в исламе как идейная основа воспитания толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе, проект РГНФ № 11-16-09003

Руководитель НИР зав. лаборатории

доц. Койчуев А.А-Дж.


Цель: определить теоретические основы и условия реализации исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе.

Задачи проекта:

разработать методологию использования исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи; определить условия оптимальной реализации заложенного в исламе потенциала толерантности и законопослушности в воспитании мусульманской молодежи.

Новизна поставленной задачи Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной апробации возможностей и определении наиболее оптимальных условий использования исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе, применительно к работе образовательных и иных социальных учреждений. Теоретическая значимость исследования состоит в приращении теоретического знания общей и социальной педагогики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что будут

- разработаны программное и методическое обеспечение использования исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи в поликультурной среде применительно к работе образовательных и иных социальных учреждений.

Краткая аннотация результатов НИР Работа над выявлением и исследованием уровня толерантности, а также объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на толерантность мусульманской молодежи в республиках Северного Кавказа, проводилась нами в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, Ингушской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Дагестан. Для решения поставленной задачи использовались главным образом методы сбора и анализа эмпирических данных (анкетирование, беседа, контент-анализ), методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, логический, моделирование, анализ и синтез).

Анкетирования и беседы проводились среди той части молодежи республик Северного Кавказа, которая не только «считает» себя мусульманином или мусульманкой, но и придерживается нравственных и религиозных норм и установлений ислама в повседневной жизни. В ходе исследования были получены следующие результаты. Всего опрошено в Республике Адыгея 80 человек, из которых уровень толерантности (национальной и религиозной) высокий у 31 человека, присутствует (средний) у 48 человек, недостаточный у 7 человек. В Карачаево-Черкесской республике опрошено всего 316 человек, уровень высокий -75 человек, присутствует (средний) у 216 человек, недостаточный у 25 человек. В Кабардино-Балкарской республике, всего 184 человек: высокий у 24 человек, присутствует (средний) у 137 человек, недостаточный у 23 человек. В республике Северная Осетия – Алания всего 47 человек. Опрошенные все без исключения признают людей иных вероубеждений высоконравственными, «если верующие следуют догматам своей веры», «готовы к сотрудничеству с представителями иных этносов и конфессий, если это сотрудничество в благом», что позволяет говорить о присутствии толерантности. Небольшое количество опрошенных в ходе бесед объясняется как отсутствием исламских учебных заведений и других мест сбора молодых мусульман вне мечетей, так и недоверием с их стороны к исследователю, проводившему беседы и анкетирование. Для подобного недоверия есть определенные основания, по словам наших собеседников, «все они находятся на учете в МВД или ФСБ республики лишь только потому, что они мусульмане». Исследование конфессиональной ситуации в республике показывает, что воспитательная работа с мусульманской молодежью ведется недостаточно гибко и продуманно. Недостаточно учитывается исламский исторический и культурный фактор становления и развития осетинского этноса, среди которого, по данным Муфтията Республики Северная Осетия – Алания, до 25 % мусульман (как практикующих, так и выходцев из традиционно мусульманских родов и фамилий). В Республике Ингушетия опрошено всего 123 человека, высокий уровень у 21 человека, присутствует (средний) у 98 человек, недостаточный у 4 человек. В Чеченской республике, всего 147 человек, высокий у 69 человек, средний (толерантность выраженно присутствует) у 63 человек, недостаточно толерантны -15 человек. Республика Дагестан, всего 286 человек, уровень терпимости высокий у 149 человек, присутствует у 105 человек, недостаточный у 32 человек.

Исследуя факторы толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе, на основании проведенных опросов мы приходим к выводу, что основными факторами проявлений нетерпимости со стороны молодых мусульман являются: 1) необъективное освещение в СМИ событий, так или иначе затрагивающих ислам и мусульман; 2) проявления дискриминации, шовинизма и национализма по отношению к мусульманскому населению России, декларирование лозунга «Россия для русских», неприязненность и необоснованная подозрительность окружающих людей к мусульманам вообще; 3) не всегда оправданные адекватные «профилактические» меры «силовиков», иногда действующих по принципу «лес рубят - щепки летят»; 4) отсутствие должной инициативы со стороны значительной части представителей «высшего звена служителей исламского культа» в поиске новых путей и средств духовно-нравственного и гражданского воспитания и развития мусульманской молодежи; 5) широкое бытование у значительной части немусульман ложных стереотипов в отношении ислама и мусульман. Последний фактор провоцирует эскалацию «протестных акций, распространение идей конфессионального и национального сепаратизма, формирует у молодых мусульман нежелание интегрироваться в общество, ставящее под сомнение их гражданскую полноценность, а значит- унижающее их человеческое и гражданское достоинство. Этим, по нашему мнению, объясняется известный факт, что среди тех, кто «ушел в горы», есть «высокообразованные и хорошо обеспеченные молодые люди», которые, сумев обеспечить себе в нашем обществе материальный достаток, все же убеждены, что современное государство и общество не хотят и не могут обеспечить их духовные потребности.

Среди факторов, влияющих на уровень религиозной и национальной терпимости, необоснованной подозрительности по отношению к мусульманам (даже внутри самой конфессии, когда одни мусульмане, считая себя «последователями правильного традиционного ислама», иногда проявляют недоверие по отношению к тем представителям своей конфессии религиозная практика которых несколько отличается от той, которую они считают правильной и верной). Ложное или необъективное освещение событий. Откровенное преследование (частые и не всегда обоснованные задержания, постановка на учет в МВД И ФСБ). Слабая разработанность или даже отсутствие политики социальной интеграции мусульманской молодежи (включая ее активное вовлечение в разного рода социальные проекты). Недостаточная развитость межконфессионального диалога, отсутствие широких совместных солидаризирующих программ и проектов, популяризирующих веротерпимость, национальное и расовое равенство и сотрудничество, в первую очередь между православной и мусульманской молодежью. Нерешенность «застарелых» социально-политических проблем – проблема полной реабилитации депортированных народов Северного Кавказа. Проблема признания факта геноцида (массового истребления) причерноморских адыгов в период русско-кавказской войны. Проблема интеграции и социализации детей и молодежи, переживших активные фазы контртеррористических операций в Чеченской республике др. Недостаточность, а часто и отсутствие широкой религиозно-просвещенческой работы с мусульманской молодежью в большинстве республик региона, за исключением Чеченской и Ингушской республик. Неучастие в этой работе светских образовательных и иных учреждений, оставление религиозно-просвещенческой работы с мусульманской молодежью сугубо религиозных учреждениям, которые не в состоянии охватить всю мусульманскую молодежь.

Вместе с тем, исследование показало, что участие светских образовательных учреждений в популяризации гуманистических идей ислама в мусульманской этнокультурной среде позволяет охватить в религиозно-просвещенческой работе, в данном случае в деле популяризации гуманистических идей исламской доктрины веротерпимости, гораздо более широкие массы мусульманской молодежи. Привлекая к этой работе как авторитетных религиозных и общественных деятелей, так и светских ученых (исламоведов, педагогов, психологов, социологов, культурологов и др.) вполне возможно ее качественное улучшение. Важная роль в воспитании и развитии толерантного сознания мусульманской молодежи должна отводиться средствам массовой информации, учреждениям культуры, кино и телевидению. Учреждения культуры и СМИ должны пропагандировать и популяризировать примеры межэтнического и межконфессионального согласия, взаимодействия, дружбы и сотрудничества, культурной и исторической общности национальностей и конфессий России в истории и современности. Государственным и муниципальным учреждениям, отвечающим за досуг, физическое и военно-патриотическое воспитание молодежи, при активном участии военных комиссариатов, подразделений МВД и МО РФ, целесообразно проводить, в пределах своих компетенций, воспитательную, разъяснительную, интегрирующую, социализирующую работу с мусульманской молодежью. учитывая особенности конкретного региона Северного Кавказа (исторические, культурные, социальные, экономические, политические, этнические и др.). Сама деятельность должна осуществляться на основе непрерывности, последовательности, систематичности и цикличности, иметь характер общенациональной программы. Воспитывая толерантность – интегрировать, интегрируя – социализировать, социализируя – воспитывать у молодежи толерантное сознание. Воспитание толерантности мусульманской молодежи будет эффективно лишь в том случае, если оно будет основано на гуманистических основах учения ислама, прежде всего, на широкой популяризации доктрины веротерпимости в исламе, являющейся одной из вероучительных основ этой мировой религии. Выполнению данной работы будет способствовать разработанная нами концепция использования исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе.

Основными понятиями Концепции являются «исламская доктрина веротерпимости», «исторические и ценностные основы толерантности в исламе», «программа использования исламской доктрины веротерпимости как идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе», «условия, принципы и подходы использования исламской доктрины веротерпимости как идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи».

Ключевые идеи концепции.

  1. Ведущая идея концепции заключается в утверждении необходимости использования гуманистических идей ислама, в частности исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи.

  2. В условиях стремительной реисламизации Северного Кавказа, повышения уровня религиозности молодежи региона представляется плодотворной идея использования исламской доктрины веротерпимости в воспитании толерантности мусульманской молодежи.

  3. Необходимость научного осмысления влияния учения Ислама, его воспитывающих духовно развивающих доктрин, в частности, доктрины веротерпимости как идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи.

  4. Реализация идеи будет способствовать разработке и совершенствованию методического обеспечения данной деятельности применительно к работе различных государственных и муниципальных учреждений.

  5. Идея учета в педагогической работе с мусульманской молодежью религиозных убеждений воспитуемых и ценностей Ислама.

  6. Идея единения знаний (знание доктрины веротерпимости в Исламе) и действий (следование учению ислама о веротерпимости и справедливости, в повседневной жизни и деятельности). Предполагает воспитание и самовоспитание молодых мусульман в соответствии с высказыванием Пророка Мухаммада - «Мусульманин тот, рядом с которым другие люди чувствуют себя в чистоте и безопасности».

Общие условия использования исламской доктрины веротерпимости как идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе.

Реализация основных идей данной концепции предполагает создание следующих условий.

Первое. Использование исламской доктрины веротерпимости в качестве идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи должно строиться на культурно-историческом подходе. Этот подход предполагает признание и пропаганду единства вероучительных основ и ценностных доминант исторических религий России, а также духовного родства их последователей, в первую очередь, ислама и православия, мусульман и православных христиан.

Второе. Целенаправленное и последовательное формирование понимающего, объективного и доброжелательного отношения остального российского общества по отношению к исламу и к мусульманам. Мусульмане должны чувствовать себя равными среди равных, в своих гражданских правах и обязанностях, россиянами. Невозможно воспитать толерантных мусульман в нетерпимом к исламу и к мусульманам обществе.

Третье. Подготовка кадров для государственных и муниципальных учреждений со знанием истории, культуры ислама, менталитета мусульман и национального характера северокавказских народов.

Четвертое. Реализация Концепции должна осуществляться на основе таких общедидактических принципов, как систематичность и последовательность, а также принципов воспитания (принципа ориентации на духовные ценности и ценностные отношения)

Пятое. Эффективное использование традиционных воспитательных методических средств (бесед, разъяснений, обсуждений, дискуссий) предполагает учет возрастных и индивидуально - личностных особенностей воспитанников, национального характера и менталитета народа, представителями которого (рых) они являются.

Шестое. Необходимо активное привлечение мусульманской молодежи к разработке и выполнению разного рода благотворительных, просвещенческих и других социальных проектов, в том числе совместных с представителями молодежи иных конфессий.

Седьмое. Понимание и поддержка всех ветвей и ступеней власти.

Рассмотрим некоторые исторические и ценностные основы терпимости в исламе. Исламская доктрина веротерпимости является одной из основ исламского вероучения. Об этом свидетельствуют признание исламом богооткровенными более ранних авраамических религий, а их последователей людьми Писания (ахл аль-Китаб); признание пророческой миссии основателей учений иудаизма и христианства равной пророческой миссии Мухаммада – продолжателя Учения Единобожия, с коим были ниспосланы и предшествовавшие ему пророки и посланники. Здесь следует подчеркнуть, что имеющее место несогласие мусульманских ученых – богословов с некоторыми положениями современной религиозной догматики, а также практики иудеев и христиан, по мнению мусульманских богословов, ничуть не умаляют чистоту пророческой миссии основателей этих вероучений. Богоугодность и важность служения их, первых последователей и сподвижников, следовавших, с точки зрения мусульман, неискаженным учениям иудаизма и раннего христианства, которые «впоследствии были несколько изменены» дальнейшими поколениями приверженцев этих вероучений, «отошедших от принципа строгого Единобожия, принципов равенства и отрицания богоизбранности какого-либо народа».

В истории Арабского халифата много свидетельств того, что соблюдение принципов совещательности, равенства и справедливости по отношению как к мусульманскому, так и иноконфессиональному населению этого государства, виделось гарантией его благополучия, путем и средством следования букве и духу ислама. В свою очередь, и иудеи, и христиане.и зороастрийцы, люди разного вероисповедания, принадлежащие к разным народам и расам, внесли важный вклад в становление и развитие мусульманской культуры и науки. Зарубежные и отечественные исследователи Аль-Ашкари, Мухаммад аль-Газали, Аль-Кайси, Аль-Хашими, Ф.Мустафа, М.Бюкай, Ж.Варденбург, К. Детмеринг, Ф. Габриели, Ф.Гюлен, А.Зарринкуб, Дж. Робинсон, О.П. Семотюк, В.Якупов, Ю.А. Михайлов, С.Н.Султанмагомедов, М.П. Гаджиев и другие отмечают важное значение, отводимое в учении Ислама этническому и расовому равенству, свободе развития личности, неприятию принуждения в принятии веры, религиозной терпимости как основным ценностям человеческого общества. Вместе с тем, история мусульманского сообщества, к сожалению, содержит примеры как следования мусульманами исламским ценностям и принципам веротерпимости и справедливости, так и отхода отдельных представителей исламской уммы от этих ценностей и принципов ислама. Здесь следует отметить также, что исламское общество никогда не знало сколько-нибудь значительной расовой дискриминации, по нашему мнению, во многом благодаря изначальному объединению учением ислама всех мусульман, независимо от их расовой принадлежности, в единую, покорную Богу исламскую умму. И опять же, история исламского сообщества, точнее история взаимоотношений «мусульманских», «исламских» государств, имеет примеры межэтнических противоречий и борьбы как следствия нерешенных «национальных» и «территориальных» споров, являющихся следствием колониальной политики европейских держав на мусульманском востоке. Объективный анализ истории мусульманского сообщества приводит к заключению, что отсутствие расовой дискриминации характеризует всю его историю. Тогда как всеобщая межконфессиональная терпимость и согласие характеризовали лишь период его расцвета, а политика колонизаторов в период упадка исламских государств, заключавшаяся в известном высказывании «разделяй и властвуй», породила и продолжает сохранять определенные межэтнические противоречия как между представителями разных национальностей и конфессий, так и внутри самого исламского сообщества. Вместе с тем, религиозная и этническая терпимость признавалась одной из высших ценностей и необходимым атрибутом мусульманского общества и государства. Примером может служить история межконфессиональных и межнациональных отношений внутри исламских государственных образований от Арабского Халифата до Имамата Имама Шамиля, так как подобная терпимость находила понимание и принятие со стороны широких масс мусульман.

Таким образом, доктрина веротерпимости является одной из фундаментальных основ Учения Ислама, во многом детерминирующей идеологические и ценностные доминанты развития исламского сообщества, а также его сношений с иными культурными и этническими сообществами.

Программа использования исламской доктрины веротерпимости как идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи на Северном Кавказе должна учитывать факторы, оказывающие влияние на толерантность мусульманской молодежи региона и предполагать реализацию необходимых условий, позволяющих успешно воплотить в жизнь саму Концепцию.

Подчеркнем еще раз, что реализация воспитательных ресурсов исламской доктрины веротерпимости в работе с мусульманской молодежью должна основываться на следующих основных принципах и подходах:

Первое – на религиозно-компетентностном подходе, предполагающем углубленное знание ислама работниками государственных муниципальных образовательных учреждений, функционирующих в мусульманской этнокультурной среде;

Второе – на индивидуальном подходе, обеспечивающем индивидуально-личностную направленность работы с мусульманской молодежью;

Третье – культурно-исторический подход, позволяющий рассматривать ислам как часть поликонфессиональной общероссийской культуры наряду с православием и другими традиционными религиозными учениями;

Четвертое – консолидирующий подход, предполагающий формирование у молодых российских мусульман понимание российской исламской уммы равноправной и полноценной частью всего, преимущественно православного, российского социума;

Пятое – интегрирующий подход, предполагающий активное вовлечение мусульманской молодежи России в разработку и выполнение разного рода социальных, патриотических, научно-образовательных и др. программ.

Среди принципов реализации воспитательных ресурсов исламской доктрины веротерпимости нам видятся:

Принцип концептуального единства Учений Единобожия, проистекающий из декларированного в исламе единоначалия монотеистических религий, а также духовного родства их последователей.

Принцип исламской нравственности и гуманизма обусловлен гуманистическим содержанием ислама как религиозного учения, в котором жизнь человека (независимо от его конфессиональной, национальной и иной принадлежности) имеет ценность, близкую к абсолютной.

Этикой и нравственностью ислама, аккумулированными в высказывании Пророка Мухаммада: «Мусульманин тот, рядом с которым другие люди чувствуют себя в чистоте и в безопасности».

Принцип гражданственности и патриотизма, обусловленный необходимостью использования исламской доктрины веротерпимости для воспитания мусульман-патриотов России.

Принцип толерантности и доброжелательности, предполагающий целенаправленное использование доктрины веротерпимости в исламе как идейной основы воспитания толерантного и доброжелательного отношения мусульманской молодежи по отношению к представителям иных мировоззренческих убеждений.

Принцип последовательности, предполагающий последовательное и систематическое использование доктрины веротерпимости ислама в воспитании и развитии мусульманской молодежи на разных уровнях образовательного процесса в зависимости от возраста, уровня развития воспитанников.

Успешная реализация Концепции требует исследования возможностей образовательных и иных социальных учреждений в ее реализации.

Рассмотрим прежде всего возможности образовательных учреждений двух типов - светского и религиозного.

Предлагаемая нами Концепция использования исламской доктрины веротерпимости как идейной основы воспитания толерантности мусульманской молодежи может быть адаптирована к воспитательной работе образовательных учреждений всех типов и уровней. Девизом работы могут служить аяты Корана, высказывания Пророка Мухаммада: «Мусульманин тот, рядом с которым другие чувствуют себя в чистоте и безопасности», а также высказывание раннеисламского арабского поэта: «Моя религия – любовь ко всему живому». Адекватное возрастным и иным особенностям учащихся и воспитанников образовательных учреждений использование Концепции на разных уровнях образовательно-педагогической деятельности позволяет придать данному процессу непрерывный, последовательный, систематический и широкий массовый характер.

Применение Концепции в образовательной работе религиозных (исламских) учебных заведений позволяет популяризировать содержащиеся в учении Ислама идеи религиозной и этнической терпимости среди будущих российских мусульманских религиозных деятелей, оказывающих значительное влияние на российское мусульманское сообщество. Вместе с тем, именно учащиеся российских исламских учебных заведений могут глубже и основательней развить в своей профессиональной деятельности заложенный в исламе потенциал религиозной и этнической терпимости, идеи единства вероучительных основ и нравственных постулатов традиционных религиозных учений России.

Использование Концепции в учебно-воспитательной работе учреждений светского образования позволит охватить широкие массы мусульманской молодежи, которые будут воспитываться на идеях исламской доктрины веротерпимости: признании богооткровенности учений иудаизма и христианства наряду с исламом; миссии их проповедников Пророков - Моисея (Муссы) и Иисуса (Исы) наряду с миссией Пророка Мухаммада; последователей всех учений Единобожия «братьями в вере Единому Господу»; позволит сформировать и развить у молодых мусульман – учащихся светских образовательных учреждений - не просто терпимость, но глубокую доброжелательность и готовность к сотрудничеству с представителями иных вероисповеданий. Здесь следует подчеркнуть, что подобное отношение мусульманской молодежи к представителям иных конфессий должно находить соответствующее понимание и внимание со стороны последних и по отношению к самим мусульманам, без чего долговременный положительный эффект невозможен.

Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для воспитательной и профилактической работы с мусульманской молодежью.


2.Исследование философских оснований образовательного пространства поликультурной среды на Северном Кавказе. (Проект выполняется в рамках административно – ведомственной целевой программы « Развитие научного потенциала высшей школы»).

Руководитель НИР зав. лаборатории

доц. Койчуев А.А-Дж.

  1   2   3   4

Похожие:

Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconОтчет о научно-исследовательской работе
Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии имени К. И. Скрябина вигис
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconОтчет о научно-исследовательской работе Дипломатической Академии мид россии в 2006 г

Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconОтчет о научно-исследовательской работе механико-математического факультета
Математическая модель сверхкритической флюидной экстракции полидисперсного зернистого слоя молотых семян масличных культур
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconОтчет о научно-исследовательской работе кафедры хирургии
Подгайский В. Н.), 3 – почасовика (к м н. Мечковский С. Ю., Александров С. В., Ивашко М. Г.); докторов медицинских наук – 5, в том...
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconОтчет о научно-исследовательской деятельности международного университета природы, общества и человека «дубна»
Научно-исследовательская деятельность
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconНаучно-исследовательский институт
Н34 Научно-исследовательский институт математики и механики им акад. В. И. Смирнова: Отчет о научно- исследовательской деятельности...
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconПлан научно-исследовательской работы Гуманитарного института
Развитие единого направления научно-исследовательской деятельности кафедры в рамках темы «Картина мира и человек постиндустриального...
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconНа персональном компьютере
Рассмотрены логика интеллектуальных систем, например система перевода Promt, FineReader. Частично рассмотрены базовые понятия и самые...
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconМетодическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к написанию реферативных и научно-исследовательских работ
От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных...
Отчет о научно исследовательской работе лаборатории педагогических и этнокультурных исследований в сфере iconРуководство исследовательской работой учащихся во внеурочное время
...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница