Утверждаю

НазваниеУтверждаю
страница1/3
Дата конвертации26.12.2012
Размер418,73 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________________

Т. В. Маркелова

«____»_____________ 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «История печатно-графического искусства»

специальности 070902.65 — Графика

квалификация 04 художник-график (оформление печатной продукции)

факультет Графических искусств/художественного оформления печатной продукции
кафедра Иллюстрации и эстампа



Индекс
по учебному
плану



Цикл

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный



СД.Р.04.01

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины










Общие математические и естественнонаучные дисциплины










Общепрофессиональные дисциплины










Специальные дисциплины




X




Дисциплины специализации















Форма
обучения

курс

семестр

всего часов

Трудоемкость дисциплины в часах




аудиторных
часов

лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа


Форма
итогового

контроля

Очная

1, 2

2, 3

90

66

34

32










24

зачет (2), экзамен (3)

Очно-заочная

1

1, 2

90

49

34

15










41

экзамен (1, 2)



Москва 2010 г.


Составитель: Розанова Наталья Николаевна, профессор, кандидат искусствоведения 


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

«Иллюстрация и эстамп»


«_____»______________2010 г. протокол №_______


Зав. кафедрой _____________ Корытов О.В.


Программа одобрена Советом факультета Графических искусств/художественного оформления печатной продукции


Председатель Совета ___________ Мельгунова Н.В.


Председатель

Методической комиссии___________ Валериус В.Е.


«_____»______________2010 г. протокол №_______


1. Цели и задачи дисциплины, требование к знаниям и умениям. Цели и задачи изучения дисциплины История и теория печатно-графического

искусства.

Дисциплина «История и теория печатно-графического искусства» является одной из профилирующих специальных дисциплин, преподаваемых на факультете Графических искусств МГУП. Будучи по своей природе историко-теоретическим, этот курс строится на основе принципа историзма, с одной стороны, и внимания к закономерностям организации художественной формы, с другой. В соответствии со своим характером, курс соотнесен с историческими, теоретическими и художественно-практическими дисциплинами, предусмотренными общей программой подготовки графика, работающего в полиграфии и смежных с ней областях творчества.

Общеобразовательное назначение курса (знакомство с историей профессии) дополняется общеметодическими целями. Важнейшим из них является раскрытие перед студентами на историческом материале процесса становления современных форм печатно-графического искусства, причем каждая историческая степень развития этого искусства рассматривалась как ответ на постоянно меняющиеся взаимоотношения между материально-техническими возможностями и социально-духовными потребностями общества.

Курс состоит из лекционных, лекционно-практических и практических занятий. Лекции, читаемые в аудитории и сопровождаемые демонстрацией в музейных условиях и на музейном материале, проходят по подгруппам (в музее МГУП по 25 человек, в других музеях, как то музей книги Росс. гос. библиотеки, - по 15 человек). Во время таких лекций студенты привлекаются к обсуждению демонстративных экспонатов, и занятия превращаются в лекционно-практические. Практические занятия предполагают прослушивание и обсуждение небольших рефератов, подготавливаемых студентами самостоятельно. Тематика рефератов варьируется с учетом научных и творческих интересов студентов, обсуждению подлежат не все рефераты, а лишь наиболее удачные по разрешению актуальных историко-теоретических проблем.

Для эффективного усвоения дисциплины необходима самостоятельная работа студента. Она предполагает знакомство с соответствующими источниками (историческими, теоретическими, литературными и художественными), такая работа должна активизировать аналитические способности студентов, формировать в них навыки сознательного отношения к восприятию художественной формы.

Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения дисциплины студент должен получить общую ориентацию в вопросах истории и теории графики и типографского искусства, включая такие области, как искусство книги, графический дизайн в товарной упаковке, проектирование фирменных комплексов, рекламный плакат, а также станковые формы графики (эстамп и рисунок). Студент должен овладеть чувством стиля как производного от мировоззренческих процессов, происходящих в исторически меняющемся обществе, приобрести навыки самостоятельной работы с графическим материалом в библиотеках и музеях. Главная задача курса состоит в том, чтобы непосредственно воздействовать на современную художественную практику: воспитывать в художнике-графике вкус, чувство пластической формы и способность, четко осознавая производственно-творческую задачу, находить в конкретных условиях оптимальное ее решение.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины
История и теория печатно-графического искусства.


Устному освоению материала и теоретических проблем, заложенных в программе дисциплины «История и теория печатно-графического искусства», способствует изучение дисциплин «Отечественная история» и «Теория и практика иллюстрации». Первая из них создает базу для восприятия материала «Истории и теории печатно-

графического искусства», вторая - расширяет проблематику изучаемой дисциплины в направлении выявления взаимоотношений временных (литература) и пространственных (графика) искусств.

2.Содержание дисциплины.

2.1 Наименование разделов и тем.



Количество часов

лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

Введение в дисциплину История и

теория печатно-графического

искусства.

2.1.1. Раздел 1. История и теория

зарубежного печатно-

графического искусства.

Тема 1. 1 . Графическое искусство

в доклассовом обществе.

Тема 1.2. Графическое искусство,

письменность и книга в странах

Древнего Востока.

Тема 1.3. книга и графика

античной Европы.

Тема 1.4. Рукописная книга

Европы и Азии эпохи феодализма.

Тема 1.5. Графика и книжное

искусство Европы XV-XVI вв.

Тема 1.6. Искусство книги и

станковых форм графики в Европе

XVII-XVIII вв.

Тема 1.7 Западноевропейская

книга, прикладная и станковая

графика XIX в.

Тема 1.8 Основная проблематика

печатно-графического искусства

XX в.

2. 1. 2. Раздел 2. История и теория

отечественного печатно-

графического искусства.

Тема 2.1. Русское книжное

искусство периода раннего и

зрелого феодализма.

Тема 2.2. Начало книгопечатания

на Руси.

Тема 2.3. Книжное искусство и

станковые формы графики в

Московской Руси XVII - России

XVIII вв.

Тема 2.4. Печатно-графическое

искусство России Х1Х-нач. XX вв.

Тема 2.5. История и теория

отечественного печатно-

графического искусства советской и постсоветской эпохи.

1


1

2


1


3


6


3


3


3


2


2


2


2

2





2


1


3


6


3


3


4


2


2


2


2


2




1


1


1


6


2


1


2


2


2


2


2


2




1


5


3


7


18


8


7


9


6


6


6


6


6



Заключение













Введение


Определение задач и содержание курса. Детерминация понятий «графика», «письменность», «книга». Выявление основной проблематики курса. Введение предмета, изучаемого в курсе, в контекст истории культуры. Пояснение методических принципов, лежащих в основе курса. Обзор литературы.


2.1.1.

Раздел 1 «История и теория зарубежного печатно-графического искусства»
Тема 1.1. Графическое искусство в доклассовом обществе


Искусство верхнего палеолита. Линия и пятно как специфические средства выразительности графики. Стихийный реализм первобытных охотников. Отсутствие в наскальных и пещерных изображениях композиционного начала — следствие мировоззрения, в котором отсутствуют представления об упорядоченности мира. Искусство мезолита и неолита. Образование в графике принципов знаковых систем. Композиционность изображения, упорядоченность и ритмизация изобразительных знаков как следствие изменений в мировоззрении людей (появление у них представлений о закономерности мироустройства). Орнамент этой эпохи, его троединая функция: служить украшением, передавать определенные смыслы, быть «инструментом» магии. Пиктография как древнейший этап истории письменности.


Тема 1.2. Графическое искусство, письменность и книга в странах Древнего Востока


Социально-экономическая структура древневосточных деспотий. Разделение труда как предпосылка появления искусства (в частности, графики) как профессиональной сферы человеческой деятельности. Новые стадии в развитии письма: идеография, слогово-фонетическое, фонетическое письмо. Материалы и инструменты, используемые для письма в странах Древнего Востока. Влияние на содержание и форму книги социальных, материальных и идеологических факторов. Свиток и стопа таблиц как основные формы материальной конструкции книги, их преимущества и недостатки. Отражение в художественном пространстве книги, в ее композиционном строе определенных мировоззренческих позиций ее создателей. Соотнесение композиционных принципов организации художественной формы в книге с теми, что определяли пространственный строй архитектуры и произведений монументального искусства. В.А. Фаворский об особенностях искусства Древнего Египта. Элементы рекламной деятельности в социально-культурной жизни стран Древнего Востока.

  1   2   3

Похожие:

Утверждаю icon«Согласовано» «Утверждаю»

Утверждаю iconУтверждаю
Список исполнителей
Утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»

Утверждаю iconУтверждаю
Специальность утверждена приказом Минобразования России от 02. 03. 2000 г. №686
Утверждаю iconУтверждаю
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Утверждаю iconНнгасу утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю iconУтверждаю
Практика устной и письменной речи (английский язык как основной, ускоренное обучение)
Утверждаю iconУтверждаю
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Утверждаю iconУтверждаю
У детей появляется другое видение мира, отражающее значимость и взаимосвязь конкретных явлений
Утверждаю iconУтверждаю
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница