Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования

НазваниеЦелеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования
страница1/2
ШИРИКОВА Алла Витальевна
Дата конвертации26.12.2012
Размер319,19 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2

На правах рукописи

__________________


ШИРИКОВА Алла Витальевна


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

США В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ

ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ




Специальность 13.00.01 – «Общая педагогика,

история педагогики и образования»

(педагогические науки)




АВТОРЕФЕРАТ




диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук




Ростов-на-Дону

2007


Работа выполнена на кафедре педагогики Педагогического института Южного федерального университета


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Власова Татьяна Ивановна


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Абакумова Ирина Владимировна;


кандидат педагогических наук, доцент

Юсеф Елена Константиновна


Ведущая организация - Пятигорский государственный

Лингвистический университет


Защита состоится «04» июля 2007 года в 9.30 на заседании диссертационного совета Д – 212.208.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Южном федеральном университете по адресу:

Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан «01» июня 2007 года.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена реформами высшего образования, проводимыми в современной России, которые включают новый спектр целей его развития в условиях реализации Болонских соглашений. Зачастую непродуманное внедрение зарубежного опыта без учёта геополитических и исторических факторов, конфессиональных и культурных особенностей, влияющих на формирование целевых установок высшей школы в других странах, негативно влияет на результаты реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве.

Целеполагание является механизмом ориентации образования, имплицитно включает совокупность политических установок, социальных ожиданий и культурных ценностей общества.

В науке цель рассматривается как конечный результат деятельности человека, предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению [Борзенков В.Г., 2001]. В отечественной педагогике разработан концепт «цели» как необходимого элемента педагогической деятельности, в котором отражены философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические и биологические представления о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества [Краевский В.В., 2005; Лихачев Б.Т., 1993]. Целеполагание осуществляется на уровне коллективного (управленческие структуры, образовательные учреждения и др.) и единичного субъектов (учителя, воспитатели и др.), что предопределяет его содержание, включая стратегические и тактические, явные и латентные, обучающие и воспитывающие, прочие цели. Эффективность развития высшей школы в той или иной стране зависит, в первую очередь, от адекватности ее целей современным образовательным тенденциям. В связи с этим возникает потребность в анализе инноваций и заимствований зарубежного опыта, что актуализирует сравнительные исследования в области целеполагания.

В США профессиональное образование имеет высокие показатели с точки

зрения его системной организации, потому что изначально цели его развития

соотносились с задачами формирования сильного и независимого американского государства. В связи с этим возникает потребность в анализе историко-педагогических и культурных особенностей его становления, что позволяет определить перспективы инноваций в современном высшем российском образовании, заимствованных из американского опыта.

В начале своего развития американское общество развивалось как система со своими элементами - участниками процесса формирования государства [Curti M., 2001; Farly R., 1996]. Проявлением системообразующих отношений данной системы было стремление представителей различных культур и конфессий к объединению в единую культуру, их «американизация» («плавильный котёл»). К концу XX века «плавильный котёл» перестал справляться со своей системообразующей объединительной функцией в связи с многократным увеличением количества разнородных элементов, которые не могут, а зачастую и не хотят американизироваться. Ученые Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон отмечают, что в постиндустриальный век страны должны опираться не столько на закон, договор, экономическую целесообразность (основные установки индустриального периода развития), сколько на взаимодействие, моральные обязательства, ответственность перед обществом и доверие [Тоффлер, Э., 1997; Фукуяма, Ф., 1999; Хантингтон, С., 2001]. Социальные институты, включая систему высшего образования, являются конструктивными элементами американского общества, влияющими на данные процессы. Однако существует мнение, что в современном обществе они не могут эффективно выполнять свои функции. Это является следствием усложнения государственной системы и глобализации мировых процессов, что приводит к хаотичности культурных оснований общества [Зиновьев А., 2003; Волков Ю.Г., 1999; Поликарпов В.С, 1999]. По мнению Т.И. Власовой, поликультурность, поликонфессиональность и полипарадигмальность, являясь, с одной стороны, признаками развития; с другой - свидетельствуют о неустойчивости культурной системы [Власова Т.И., 2005]. Возникает потребность в изучении новой системной организации, а также способов ее развития. В XXI веке как американское общество в целом, так и система высшего образования в частности, теряют черты простой системы, что обусловливает ее исследование в контексте синергетики, которая, по определению Г. Хакена, занимается изучением систем, состоящих из огромного числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой [Хакен Г., 1968]. Это актуализирует изучение роли целеполагания высшего образования США в новых условиях с позиции синергетики, поскольку в данном ракурсе эта проблема не нашла своего отражения в отечественной педагогике.

Особое место в компаративистских работах занимает вопрос соответствия категориального строя педагогической теории в различных странах, являясь их обязательным компонентом [Вульфсон Б.Л., 2002; Малькова З.А., 2002]. Принимая во внимание структурные и терминологические различия, касающиеся объекта исследования, традиционно существующие в России и США, считаем оправданным использование в данной работе термина «теория образования» вместо привычного термина «педагогика» в тех случаях, когда вопрос касается образовательной системы США. В то же время необходимо принять во внимание различное прохождение границ, с одной стороны, между педагогикой и теорией образования, а, с другой - с сопредельными науками: психологией, социологией, этикой, эстетикой. Рамки педагогики как науки в российской традиции гораздо шире, чем в традиции американской. Всё это свидетельствует о том, что рассмотрение объекта исследования невозможно без выхода за традиционные рамки российской педагогической науки в более широкий социально-культурологический контекст, что стало методологической предпосылкой при работе с аутентичными американскими источниками, которые введены нами в научный оборот.

Анализ социально-педагогической ситуации позволил сформулировать следующие противоречия между:

1.задачами реформирования российского высшего образования, направленными на повышение конкурентоспособности вузов в мировом образовательном пространстве, и некритическими заимствованиями зарубежного опыта;

2.высоким качеством высшего образования США, обусловленного его четкой соотнесенностью с американскими ценностями, и недооценкой национальных особенностей развития высшего образования в других странах в условиях глобализации и распространения американского образца;

3.традиционным восприятием целеполагания в системе высшего образования США в контексте историко-эволюционной концепции становления американского государства и изменившимися к концу ХХ века социально - экономическими, политическими и культурными факторами, предопределившими потребность в синергетическом подходе к изучению и использованию целеполагания как педагогического механизма развития высшего образования;

4.спецификой педагогической терминологии в российской и американской традиции и недооценкой соотнесенности ее перевода с национальным смысловым контекстом при проведении компаративистских исследований.

Степень научной разработанности темы. В американской философии высшее образование США рассматривается как целостная система, зависящая от объективных и субъективных факторов, в том числе от адекватности целевых установок [Parkinson H., 1980; Theodore Brameld Th., 1991; Altan M.Z., 2001; Ch. Trombly Ch., 2001].

Телеологический подход, характерный для философской мысли 19 – начала 20 века [Dewey D., 1916], а также системный [Lynd R., 1939; Whitehead F.N., 1949; Lash Ch., 1984; Cooper A.J., 1988; Gutek G., 1988], широко применяемый вплоть до 80-х гг. ХХ века – были дополнены синергетическим, в рамках которого изменилось представление о зависимости высшего образования США от целеполагания [Grand G., 1992; Hills J., 1993; Farly R., 1996; Mitchel S., 1996; Kuhn Th., 1997; Brubacher, J., 2003; Gross M., 2003; Hunt J., 2005].

В 90-е гг. ХХ века в отечественной педагогике появился целый ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам организации высшего образования США. Это работы, посвященные таким вопросам, как: рассмотрение педагогической системы США как средства управления качеством подготовки специалиста (Булавин В.А., Коренькова Е.Н.); когнитивные теории обучения в философии высшего образования США (Брусенцева А.В.); место социальной педагогики в философии высшего образования США (Булдаков А.А.); методологические основы задания педагогических целей в высшей школе США (Митина А.М.), развитие системы оценивания качества усвоения знаний (Карнаухова М.В.) и др. Ряд исследований в сфере сравнительной педагогики проведён под руководством Е.В. Бондаревской (ПИ ЮФУ), О.Д. Федотовой (ЮФУ), Н.Е. Воробьёва (ВГПУ), в которых анализируются отдельные вопросы функционирования зарубежной высшей школы. Однако современные изменения требуют новых методологических подходов, что нашло отражение в американской философии образования и обусловило изучение аутентичных источников, в рамках которых поставлена проблема высшего образования США и его целеполагания.

Таким образом, социально-педагогическая актуальность и недостаточная научная разработанность данного аспекта развития высшего образования в США позволили сформулировать проблему – в какой степени целеполагание является эффективным механизмом развития высшего образования США в новых социально-культурных условиях, что предопределило выбор темы исследования.

Целью исследования является определение места и роли целеполагания в процессе развития высшего образования США.

Объект исследования – развитие высшего образования США в контексте американских ценностных установок.

Предмет исследования – целеполагание как педагогический механизм становления и развития высшего образования США (по материалам американской философии образования).

Гипотеза исследования исходит из следующего предположения: эффективность целеполагания как механизма становления и развития профессионального образования США можно обнаружить при учете следующих методологических подходов:

  • традиционно системный обосновывает прямую зависимость развития высшего образования США от совокупности объективных факторов и показывает его историческое становление и функционирование;

  • системно–синергетический позволит обнаружить нелинейную зависимость развития высшего образования США от целеполагания, покажет, насколько аналогичные ситуации могут быть заимствованы для реформирования российской образовательной системы.

В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1.Выявить социально-культурные и философские предпосылки формирования целеполагания высшего образования США.

Определить историко-культурную взаимосвязь целей высшего образования США с социокультурными и конфессиональными ценностями общества.

2.Выявить содержание обобщенной (главной) целевой установки профессиональной подготовки в современных вузах США.

Определить системно-синергетический аспект целеполагания высшего образования в решении проблем современного американского общества.

3.Проанализировать практико ориентированные программы вузов штата Висконсин как реализацию целеполагания высшего образования США.

Теоретико-методологическую базу исследования составила современная методология зарубежной и сравнительной педагогики; системно - синергетический подход, ориентирующий на изучение целеполагания как открытой системы, взаимодействующей с системой социокультурных ценностей в целом.

В работе использованы труды американских авторов в сфере социально - гуманитарного знания (Р. Бенедикт, В. Беннис, П. Друкер, Ф. Закария, Г. Канн, Дж. Каунтс, Т. Кун, К. Лаш, Х. Лейси, А. Маслоу, М. Мид, С. Митчелл, Д. Медоуз, Дж. Нейсбит, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Рорти, П. Сорокин, Р. Теобальд, А. Тоффлер, Р. Фуллер, А. Шлезингер), теории ведущих американских авторов в области высшего образования (Х. Андерсон, А. Блум, Т. Брамельд, М. Бир, Дж. Гарднер, Х. Гувер, Дж. Дьюи, А. Джиаматти, Б. Кларк, А. Комбс, Дж. Леонард, Р. Хатчинс), концепции современной отечественной компаративистики (Н.Е. Воробьёв, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Т.Е. Исаева, В.А. Капранова, З.А. Малькова, В.Я. Пилиповский, Л.Л. Супрунова, О.Д. Федотова, Л.Д. Филиппова, И.А. Цатурова), работы российских американистов (Г.К. Ашин, Э.Д. Лозанский, С.А. Кравченко, Л.Н. Пивнева, В.С. Поликарпов), идеи отечественных психологов и педагогов (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Е.В. Бондаревская, И.В. Васенина, Р.Б. Вендеровская, Т.И. Власова, Н.М. Воскресенская, Т.Г. Грушевицкая, О.В. Гукаленко, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин, В.Т. Фоменко, Г.И. Чижакова).

Источниковедческая база. В исследовании использованы аутентичные источники, авторские переводы которых введены в отечественную педагогику. Это работы Дж. Бэнкса, В. Виллимона, Г.Гранда, Р. Гринлифа, М. Гросса, Д. Мак Дэрмота, Р. Маршалла, В. Паркера, Д. Пуллиама, М. Тукера, Х. Хендерсона, Дж. Хохчайлд, К. Шеннона, Ф. Закария.

Анализ целеполагания высшего образования США потребовал изучения сборников документов, касающихся его истории и современного положения: American Decades (Primary Sources) общим объёмом 2400 страниц, Report of International Association for the Evaluation of Educational Achievement, Statistical Abstracts of the United States, The Report of National Center for Educational Statistics, Digest of Educational Statistics (US Department of Health, Education & Welfare. 2005), Gallup Poll: Public Opinion; а также официальной периодики: Education Forum, Los Angeles Times, USA Today / CNN, Time / CNN, Politics Study, The Washington Times, Harward Business Review.

Методы исследования. В работе использовался метод исторического и логического анализа, синтез, сопоставление, сравнение различных документальных и исследовательских данных, философской, социально-экономической и психолого-педагогической литературы; в качестве вспомогательного метода выступал метод перевода аутентичной литературы.

Исследование проводилось в течение семи лет и включало три этапа:

На первом (2000-2003гг.) - осуществлялся перевод аутентичной литературы по проблеме исследования, теоретический анализ философской, психолого - педагогической, социально-экономической, научно-методической литературы, разрабатывалась рабочая гипотеза, цель, задачи, концепция исследования.

На втором (2004-2005гг.) уточнялась и дополнялась гипотеза, разрабатывалась теоретическая база, выполнялась основная часть исследования.

На третьем (2005-2006гг.) осуществлялся анализ работы, систематизация и обобщение её результатов, их коррекция, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проведен компаративистский анализ места и роли целеполагания в процессе развития высшего образования США, в том числе:

  • определена основная функция целеполагания высшего образования США - регулирование его отношений с развивающимся американским обществом, что изначально формировало его как открытую подсистему внутри общей системы;

  • разработана историко–культурная периодизация целеполагания высшего образования США на основе классификационного критерия – доминантных ценностей американского общества в тот или иной период развития государства;

  • выявлено содержание стратегической цели (системообразующего элемента системы целеполагания) современного высшего образования США – развитие активной творческой личности будущего профессионала с актуализацией духовного и глобального аспектов;

  • обоснована системно-синергетическая роль целеполагания современного высшего образования США, заключающаяся в усилении его аксиологического содержания, посредством которого сближаются противоположные американские установки в сторону их духовного оздоровления;

  • описаны практико ориентированные программы современных американских вузов, доказывающие полипарадигмальность целеполагания, функционально направленного на развитие вариативности высшего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проведен сравнительный анализ основных категорий в российской и американской педагогической традиции в ракурсе проблемы целеполагания; обоснована соотнесенность доминирующей составляющей в целях профессионального образования с конкретными типами образовательных учреждений на каждом из этапов его становления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы и учтены при модернизации отечественной высшей школы, особое место среди которых занимает анализ практико ориентированных программ различных вузов США, направленных на развитие личности студентов и показывающих вариативность реализации целеполагания. Впервые внедрен в научный оборот аутентичный материал, посвященный проблемам высшего образования США, переведенный автором.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, соблюдением научной логики; корректным использованием научного аппарата, анализом широкого круга теоретических и практических источников, сопоставимостью полученных результатов с данными других исследований, непротиворечивостью выводов современным тенденциям развития образования в мире.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и межвузовских региональных научно-практических конференциях, семинарах, организуемых Отделом Языка и Культуры при Посольстве США в Москве и Национальной Ассоциацией преподавателей английского языка (НАТЕ).

Результаты исследования отражены в 15 публикациях (объём – 3,8 у.п.л.), в том числе, в журнале, рекомендованном соискателям кандидатской ученой степени ВАК МО РФ.

Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в ходе чтения лекций и проведения практических занятий по курсу «Страноведение» в Ростовском институте Российского Государственного Торгово-экономического университета, Южном федеральном университете, Ростовском филиале Российской таможенной академии.

  1   2

Похожие:

Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconПути развития американской драмы: истоки, типология, традиции
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconАктуализация лингвокультурного концепта communication в американской англоязычной картине мира
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология биологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.
...
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconФормирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования специальность "Теология"
Специальность утверждена приказом Министерства образования Рос­сийской Федерации №000 от 00. 00. 99 г
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconСтатья посвящена исследованию зарубежного опыта совершенствования правового регулирования и организации спортивной работы в учреждениях высшего профессионального образования. Приведен подробный анализ ряда официальных документов Французской Республики
Зарубежный опыт правового регулирования организации спортивной деятельности в системе высшего профессионального образования
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconЭкстралингвистическая обусловленность и особенности образования сокращений в английской экономической терминологии
Работа выполнена на кафедре иностранных языков Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconУфимский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconМеждународные отношения
«Иностранный язык» (немецкий) составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального...
Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования iconОсновная образовательная программа Высшего профессионального образования
Федерации 08 декабря 2009 года №709, а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы, утвержденной...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница