Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета

НазваниеУчебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета
страница1/3
Д В Кобленкова
Дата конвертации26.12.2012
Размер298,55 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3

УДК 82.(091) ББК Ш-5 (0) 3-34

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. ЧАСТЬ I: Учебное пособие / Составитель Д. В. Кобленкова. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. - 23 с.

Рецензент: д.ф.н., профессор И. К. Кузьмичев

В пособии представлены методические разработки по курсу зарубежной литературы первой половины XIX века. Материал изложен с учетом хронологических, биографических и типологических факторов развития литературного процесса. Особое внимание уделяется теоретическим аспектам литературоведческого анализа. В пособие также включены список художественных текстов, рекомендуемая библиография и вопросы по курсу. Своеобразие художественной практики этого периода заключается в тесной взаимосвязи двух определяющих направлений века - романтизма и реализма. По этой причине материал представленной программы направлен на восприятие разных художественных явлений эпохи, находящихся в сложном взаимодействии. Вместе с тем рассматриваются не только связи с литературой реализма, но и вопросы потенциального становления и развития символизма, эстетизма, неоромантизма и модернизма.

Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета.

УДК 82. (091) ББК Ш-5 (0) 3-34

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2006

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНТИЗМА.

Основное значение термина в литературной критике к. 90-х it. XIX века и причины возникновения нового литературного направления. Проблема закономерной смены эстетических парадигм: культурная оппозиция свободного искусства романтизма' системности классицизма и Просвещения; значение исторического контекста. Роль мистических и теософских учений; усиление иррационального восприятия мира. Влияние теории И. Г. Гердера (1744-1803) о поэтической индивидуальности наций «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). «Явление» предромантизма в английской литературе. Формирование философско-эстетической теории и моделирование концептуальных принципов романтической поэтики. Романтизм как метод и направление.

Появление первых произведений В. Г. Вакеиродера («Сердечные излияния монаха, любящего искусство», 1797), С. Т. Колрижда и У. Вордсворта («Лирические баллады», 1798). Л.Тика («Странствия Франца Штернбальда», 1798), Новалиса (сборник фрагментов «Цветочная пыльца», 1798). Проблема периодизации романтизма. Влияние романтического искусства на литературу рубежа веков и начала XX века (неоромантизм, символизм, эстетизм, модернизм).

2. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ЙЕНСКАЯ ШКОЛА.

Ранний: немецкий романтизм. Создание теоретической программы. Влияние идеалистических концепций И. Г. Фихте (1762-1814) и «философии тождества» Ф. В. Шеллинга (1775-1854) (трактат «О мировой душе», 1797). «Разговор о поэзии» (1800) Ф. Шлегеля (1772-1829). Берлинские и венские лекции А. Шлегеля (1767-1845), систематизация концептуальных принципов романтизма. Замена классицистского принципа иерархии трансцендентальным принципом аналогии. «Синтетическое» видение мира в романтизме как антитеза «связи» и «порядку» в литературе XV1I-XV11I веков. Роль мистических и эзотерических учений в искусстве Германии. Расширение пространственных границ восприятия. Отказ от чистоты жанровых канонов; идея взаимного дополнения искусств и создания «универсальной поэзии». Жанр фрагмента как оппозиция идее постоянства, альтернатива закрытой форме романа. Концепция циклической формы. Усиление философско-интеллектуального и условного начал в литературе. Неприятие натуралистического воспроизведения реальности. Интерес к мифу, символу, гротеску и арабеску как наиболее адекватным формам познания и отражения бытия. Понятие романтической иронии.

3

3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ.

Проза Новалиса (1772-1801). Принцип фрагментарного повествования («Цветочная пыльца», «Гимны к ночи», «Генрих фон Офтердинген»),

«Космизм» художественного мира; тема духовного озарения, приближения к познанию Истины. Образ творца - демиурга и странника; усложнение мифологемы дороги. Создание романтической символики. «Люцинда» (1799) Ф. Шлегеля. Проблема автобиографического начала в творчестве; углубление психологического анализа, новые принципы осмысления и изображения любви. Интерес к бессознательному, иррациональному, эротическому в психической организации человека. Попытки определения функции зла в искусстве. Изменение подхода к вопросу об эстетическом и антиэстетическом в литературе и жизни. «Кот в сапогах» (1797) Л. Тика (1773-1853). Возможности «открытой» формы в драматургии. Разрушение сценической иллюзии, импровизационное начало, разрушение традиционной границы между сценой и зрителем. Традиции Тика и «эпический» театр Б. Брехта. Романтизм и начало экспериментального искусства.

4. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ. 'ТВОРЧЕСТВО Г. КЛЕЙСТА (1777-
1811) И А. ШАМИССО (1781 -1838).

Второй этап немецкого романтизма. Усиление интереса к национальному самосознанию, образной системе мифологии и фольклора. Лингвистическая и литературная деятельность Я. и В. Гриммов. Влияние собранных сказочных сюжетов на формирование литературной романтической сказки. Принципы адаптации фольклорного источника в условиях романтической философии и поэтики. Научная и литературная работа А. фон Арнима (1781-1831) и К. Брентано (1778-1842). Цикл «Волшебный рог мальчика» (1806-1808). Сборник Арнима «Зимний сад» (1809). Новеллистика Брентано. Католические мотивы в произведениях. Творчество немецких романтиков, не принадлежащих к йенской и гейдельбергской школам. Драматургия и новеллистика Г. Кдейста. Отказ 6т изображения идеального героя. Принципы сочетания реалистического письма с интересом к психологической патологии. Особый тип трагического конфликта в неомифологической трагедий «Пентесилея» (1805-1807). Проза А. Шамиссо (1781-1838). Повесть «История Петера Шлемиля» (181.4) и развитие темы отпадения человека от Бога. Особенности приема двойничества. Усиление эсхатологических мотивов. Начало нового периода в истории романтизма.

5. БЕРЛИНСКИЙ РОМАНТИЗМ. ПРОЗА Э.Т.А. ГОФМАНА (1776-1822).

Творческие приоритеты Гофмана: музыкант, рисовальщик, прозаик. Служба Э.Т.А. Гофмана в Бамберге. Знакомство с психиатрами А.Ф. Маркусом и Ф. Шпейером. Проявление интереса к магнетизму и учению Ф. А. Месмера. Должность капельмейстера и отражение темы музыки в первой новелле

«Кавалер Глюк» (1809). Создание искусствоведческих статей и эссе. Возвращение в Берлин (1814). Постановка оперы «Ундина» по одноименному произведению (1811) Ф. Де Ла Мотт Фуке (1777-1843). Издание цикла новелл «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Концептуальное значение заглавия сборника. Определение художественной манеры. Своеобразие композиционного построения. «Крейелериана» как самостоятельный цикл в цикле. «Вечный» образ Петера Шлемиля в «Приключении в новогоднюю ночь». Образ Дапертутто и его аналоги в произведениях «Щелкунчик» и «Песочный человек»; модернистский вариант, созданный В. Мейерхольдом. Тема безумия, сомнамбулизма и магнетизма в новелле «Магнетизер». Четырехмерность художественного мира Гофмана. Издание романа «Элексиры сатаны» (1815-1816). Проблема построения космологической картины в произведениях: Гофман между идеалистической философией и христианством. Тема искусства и мотив гения. Формирование принципов пространственного двоемирия. Поэтика фантастического гротеска и типологические варианты приема двойничества.

6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОФМАНА 1816-1822 ГОДОВ.

Циклы «Ночные рассказы» (1816-1817) и «Серапионовы братья» (1819-1821). Усиление функции трагического гротеска в новелле «Песочный человек». Развитие мотива куклы. Утверждение иллюзорности жизни и красоты. Гиперболизация роли вещного мира, проблема замены природного начала его механическим подобием. Оппозиция Гофмана технизации эпохи Просвещения в контексте романтической антитезы духовного и материального. Тема исключительной личности и допустимых границ познания. Образ отшельника Серапиона в одноименной новелле. Новые модели двоемирия. Жанровые особенности произведений Гофмана. Синтез элементов литературной сказки с жанровыми модификациями малой и средней эпической формы. Принципы соединения реального и фантастического; «магический реализм». Сатирическое изображение Германии. Значение произведений «Золотой горшок» и «Крошка Цахес, или Циннобер» для европейской и русской литературы XIX-XX веков. Образы идеалистического рая в произведениях и тема «Фауста» Гете. Второй роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821). Использование основных мотивов и характерных элементов поэтики. Автобиографизм в романе. Последняя новелла писателя «Повелитель блох» (1822). Влияние произведений Гофмана на мировую литературу.

7.-ШВАБСКАЯ ШКОЛА. АЛЬМАНАХИ СКАЗОК В. ГАУФА (1802-1827).

Последний этап в литературе немецкого романтизма. Продолжение традиций Л.Тика, А. Шамиссо и поздних произведений Гофмана. Философская и сатирическая направленность текстов Гауфа. Три альманаха сказок в контексте романтической традиции создания циклических форм. Влияние сборника «Тысяча и одна ночь». Первый альманах «Караван» (1826). Мотив пути,

5

4

странствия, обретения истины. Образ Востока как мифологемы нравственного воскрешения («Калиф-аист», «Корабль приведений», «Спасение Фатьмы», «Маленький Мук»). Онтологические вопросы добра и зла, греха и искупления. Использование приема антропоморфизма и символики цвета. Второй альманах «Александрийский шейх, и его невольники» (1827). Функция рамочной конструкции. Восточный колорит и современная Германия в произведениях. Размышления о молодости, сущности жизни, творчестве, теме избранности. Вопрос о красоте и пользе в сказке «Карлик Нос». Тема художника-гения и проблема земного двоемирия в произведении. Позднеромаитический мотив человека-зверя в сказке «Человек-обезьяна». Альманах «Харчевня в Шпессарте» (1828). Изменение пространственного контекста. Образ Швабии и социальные мотивы в сказках. Тема утраты духовного начала в «Предании о гульдене». Проблема психологической двойственности в сказочной повести «Холодное сердце». Фольклорное начало в основе приема двойничества. Социальный аспект в произведении; интерес к «маленькому» человеку.

8. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ 30-50-Х ГОДОВ XIX ВЕКА.

Поэзия Г. Гейне. Немецкий и французский периоды в творчестве. Реформа поэтического языка, упрощение архаических конструкций, привнесение элементов фольклорной, песенной поэзии. Значение сборника «Книга песен» (1827) для романтической литературы Германии. Социальные и политические аспекты в творчестве. Поэмы «Путевые картины» (1826-1831) и «Германия, зимняя сказка». Изменение объекта изображения в последней поэме «Романсеро» (1851). Усложнение формы. Усиление философско-психологического начала. Драматургия Ф. Геббеля (1813-1863). Вопрос о методе его произведений. Неомифологизм и принципы реалистического психологизма в трагедиях «Юдифь» (1840). «Мария Магдалина» (1844), «Ирод и Мариамна» (1850), «Гиг и его кольцо» (1856), трилогия «Пибелунги» (1861). Столкновение дохристианской культуры и цивилизации. Конфликт свободы и необходимости в трагедиях.

9. ЛИТЕРАТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДРОМАНТИЗМА. ГОТИЧЕСКИЙ
РОМАН. ТВОРЧЕСТВО У. БЛЕЙКА (1757-1827).

Понятие «предромантизм» в английской литературе к. XVIII - н. XIX веков. Эстетические основы направления. Антирационализм готической прозы. Формирование характерных пространственно-временных категорий и системы мотивов в произведениях. Синтез средневековой и предромантической тематики. Проблема греховности человеческой природы; интерес к исключительной личности. Своеобразие готической вертикали. Роль природного мира в романах. Новые грани мистицизма и психологизма. Религиозно-философский подтекст произведений. Значение романов К. Рив (1729-1807), X. Уолпола (1717-1797), А. Радклиф (1764-1823), М. Льюиса (1775-1818) и Ч. Метьюрина (1782-1824) для развития европейской, американской и

русской литературы XIX века. Творчество поэта, художника и визионера У. Блейка. Влияние идей И. Сведеиборга. Мифотворчество и авторская система символизации в произведениях. Создание космологической картины Вселенной и образов «Зоа». Малые формы философской поэзии и «пророческие» поэмы («Песни Невинности и Опыта», «Книга Тэль», «Бракосочетание Неба и Ада», «Путем духовным»).

10. ПОЭЗИЯ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА. «ОЗЕРНАЯ» ШКОЛА.

Основные жанры в литературе английского романтизма. Влияние поэзии Р. Бернса. Сатирические поэмы и сборник Бернса «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте» (1786). Поэтические произведения ранних английских романтиков У. Вордсворта (1770-1850), С. Колриджа (1772-1834), Р. Саути (1774-1843). Образование «Озерной» школы и формирование основных принципов английской романтической поэтики («Лирические баллады», 1798). Природные символы в стихотворениях. Усиление реалистических тенденций в произведениях Вордсворта и Колриджа. Мистические и религиозно-дидактические поэмы Саути («Видение суда», 1821). Творчество Д. Китса (1795-1821). Обращение к античному искусству («Эндимион», 1818). Дружба с П. Б. Шелли; создание «эстетских» поэм «Ламия», «Изабелла», «Канун святой Агнессы». Возрождение жанра сонета.

11. ПОЭМЫ Д. Г. БАЙРОНА (1788-1824).

Лондонский период в творчестве Д. Г. Байрона. Появление стихотворных произведений и двух частей поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812). Английский вариант романтического героя. Мотив путешествия и поиск «экзотических» пространств. Экзальтация романтического сознания, усиление индивидуализма и эгоцентризма. Понятие «демонический герой». Богоборческие мотивы и концепция «мировой скорби». Использование спенсеровой строфы. Композиционное своеобразие «восточных» поэм (1812-1815) Байрона. Разрушение сюжетно-фабулыюго единства, принцип фрагментарного повествования («Лара»). Новый тип романтического конфликта. Психологический и философский планы в поэмах. Многоуровневое воплощение темы одиночества. Принципы пространственных противопоставлений. Функция женских образов в произведениях («Корсар», «Гяур»).

12. ДРАМЫ Д. Г. БАЙРОНА. РОМАН «ДОН ЖУАН».

Швейцарский период в творчестве Байрона. Поэмы «Сон», «Прометей», «Шильонский узник» (1816-1817). Создание третьей части «Паломничества Чайльд-Гарольда» и первых актов философско-религиозной драмы «Манфред». Вопрос о границах познания. Тема греха и его искупления. Мотивы трагического богоборчества. Бунт романтического героя и тема


б

7

дисгармоничной организации мира. Монологическая структура произведения, отсутствие сюжетности. Рефлексия персонажа как новый объект изображения. Переезд в Венецию; начало итальянского периода. Завершение «Манфреда» и «Чайльд-Гарольда». Снижение образа романтического героя. Работа над «Мазепой» и «Беппо»; появление первых песен «Дон Жуана». Итальянская история в пьесах «Марино Фальери» и «Двое Фоскари» (1819). Образ Каина как первого революционера в одноименной мистерии (1820). Интеллектуализация драматургии и проблема сценичности. Жанровая характеристика романа «Дон Жуан». Принципы синтеза романной структуры и поэтического принципа повествования. Эпическое и лирическое в романе. Масштабность охвата событий, их пространственная и временная протяженность. Любовно-авантюрное начало в романе. Новая версия универсального образа. Замена проблемы «человек и мир» вопросом взаимосвязи «человек и среда». Тема «естественного» героя и полемика с идеями Ж.Ж. Руссо. Сатирическое и юмористическое начала в романе. Особенности строфики и рифмы.

13. ТВОРЧЕСТВО П. Б. ШЕЛЛИ (1792-1822) И М. ШЕЛЛИ (1797-1851).

Влияние работы У. Годвина «Исследование о политической справедливости» на мировоззрение П. Б. Шелли. Создание философской поэмы «Королева Мэб» (1813). Проблема соотношения политического содержания в формы средневековых «видений». Исследование человеческого духа в поэме «Юлиан и Маддало» (1818). Готическое начало в романтической трагедии «Ченчи» (1819). Продолжение темы свободы и её фаниц в философско-аллегорических произведениях «Восстание Ислама» (1818) и «Освобожденный Прометен» (1820). Синтез пантеистического и атеистического восприятия мира. Музыкальность ритмической и звуковой организации стиха: яркость аллегорической образной системы. Новые формы любви в понимании Шелли; их отражение в произведениях «Философия любви» (1819) и «Торжество жизни» (1822). Романтическое жизнетворчество Шелли. Роман М Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Художественный анализ процесса творчества и противостояния художника и природы. Проблема психологической трансформации личности. Богоборческий подтекст- романа.

14. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В. СКОТТА (1771-1832).

Поэтические произведения В. Скотта. Синтез драматической фабулы с лирическими отступлениями и живописностью описательных элементов в лиро-эпических поэмах и балладах. Сборник «Песни шотландской границы» (1802-1803) и поэтические произведения 10-х годов. Формирование принципов построения исторического романа. Взаимосвязь семейно-бытовых конфликтов с историческими судьбами нации. Издание «Уэверли» (1814). Вопрос соотношения исторической и современной проблематики. Художественный вымысел и фактографичность исторической хроники. Роль исторических

  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconУчебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса издательство
Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconИстория зарубежной литературы ХХ века
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов филологического факультета заочной формы обучения специальностей «Русский...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconД. В. Кузнецов Эллинистический Египет
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса отделения истории историко-филологического факультета и имеет целью помочь усвоить...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка. Учебно-методическое пособие для студентов 1-2 курсов лингвистических специальностей Шевченко М. Ю
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconУчебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы
Дается представление об основах коммуникативного взаимодействия в сфере институциональных дискурсов. Предназначено для студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconМетодическое пособие и контрольные задания для учащихся общеобразовательных школ учебно-тренировочные тесты
Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений
Историческая география России: Учебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений. – Саратов:...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconИстория русского литературного языка
«История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconМетодическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов
Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч...
Учебно-методическое пособие предназначено для филологов и студентов отделения журналистики филологического факультета iconТеоретические основы подготовки студентов к научным исследованиям Методическое пособие
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей вузов. Может быть полезно руководителям дипломного проектирования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница