«Социально-экономическое образование»

Название«Социально-экономическое образование»
страница1/4
Дата конвертации26.12.2012
Размер0,58 Mb.
ТипПрограмма для подготовки
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального социально-гуманитарного образования

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии






Программа


итогового государственного междисциплинарного экзамена

«Социально-экономическое образование»

по направлению

«050400 - Социально-экономическое образование»,

профиль «Социология»

(ГОС ВПО 2005)


Екатеринбург

2010

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена (ГОС ВПО 2005) «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», степень – бакалавр социально-экономического образования, профиль «Социология» /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 39с.


Составители: к. филос.н., доц. С.Н. Айрапетова, к. филос.н., доц. М.А. Арапова, С.В. Архипова, к. соц.н., доц. М.Г. Бурлуцкая, О.С. Гладких, д. филос.н., проф. Е.В. Грунт, к. соц. н. О.В. Деникаева, к. пед.н., доц. М.В. Епифанцева, к.соц.н. Е.В. Лобова, к.соц.н. Т.А. Лугинина, к. филос.н., доц. Ю.В. Миков, к. соц.н., доц. Л.Е. Петрова, к.соц.н. Д.С. Попов, И.А. Порядин, к. соц. н. Е.В. Прямикова, д. филос.н., проф. Л.Я. Рубина, к.филос.н., доц. И.В. Шапко.


Рецензент: д. филос.н., проф. Е.С. Баразгова.


Программа для подготовки к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - направление «050400 социально-экономическое образование», степень – бакалавр социально-экономического образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ.


Одобрена на заседании кафедры теоретической и прикладной социологии. Протокол от № 5 от 25 ноября 2009 г.

Зав. каф. Л.Е. Петрова


Утверждена и рекомендована к печати на заседании Ученого совета Института фундаментального социально-гуманитарного образования УрГПУ. Протокол № 5 от 4 декабря 2009 г.


Председатель Ученого совета Л.Я. Рубина


Уральский государственный

педагогический университет. 2010.

Содержание


Цель и задачи итоговой государственной аттестации

Настоящая программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование» по общепрофессиональным и специальным дисциплинам адресована студентам, обучающимся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль «Социология». Государственный экзамен представляет собой первый этап итоговой государственной аттестации.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом 2005 г., и представляет собой интегрированный вариант отчетности по основным разделам курсов, освоенных студентами в процессе обучения. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен как составная часть итоговой государственной аттестации позволяет выявить уровень подготовки выпускника к решению профессиональных задач. Всего приведено 75 тем с соответствующим числом тезаурусов, объединенных в 6 разделов, которые достаточно подробно раскрывают существо каждого вопроса.

Целью итогового государственного междисциплинарного экзамена является выявление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. Настоящая программа составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяющих сформировать профессиональный облик выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Междисциплинарный характер экзамена означает не только включение в программу содержания основных учебных дисциплин, входящих в общепрофессиональный и специальный циклы. Междисциплинарность, в первую очередь, заключается в конструировании ответа студента. Сочетание, интеграция основных понятий, теорий, методик изучения и преподавания в ответе на конкретный вопрос свидетельствует о высоком уровне профессиональных знаний, умений и навыков выпускника, компетентности будущего специалиста.

Задачи настоящей программы:

  1. Дать основные ориентиры выпускнику при подготовке к государственному экзамену.

  2. Обеспечить интегрированный подход к формированию теоретического и методического уровня специального образования.

  3. Способствовать развитию мотивов и навыков будущего самосовершенствования и самообразования в профессиональной и дальнейшей образовательной деятельности.

В число важнейших принципов, которые положены в основу подготовки специалиста, включены следующие:

  1. Принцип достаточности образования, который реализуется через взаимодополняемость социально-гуманитарной, психолого-педагогической, общепрофессиональной и специальной подготовки.

  2. Принцип отражения в общепрофессиональном и специальном циклах дисциплин достижений современного знания.

  3. Принцип проекции целей и задач профессионального образования в содержании вузовского образования.

Что должен знать и уметь бакалавр социально-экономического образования

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к профессиональной подготовленности выпускника, бакалавр социально-экономического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

  • участие в исследованиях по проблемам социально-экономического образования;

  • владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления «Социально-экономическое образование» («Социология»);

  • умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

  • владение основами конструирования и осуществления процесса обучения социологии;

  • готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильной дисциплины направления («Социология»);

  • реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

Рекомендации по самостоятельной подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Особое внимание следует уделять интеграции знаний из разных дисциплин, то есть собственно междисциплинарности конструируемого ответа. На уровне требований на это указывает тезаурус к определенной теме. Например: описывая социальную девиацию, обязательно указать в ответе на место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения (вопрос № 6); характеризуя социологию культуры, описать социологические методы изучения последней (вопрос № 27) и т.д. Приветствуется самостоятельное включение материала из другой дисциплины в ответе на конкретный вопрос на госэкзамене.

Междисциплинарность при ответе на вопрос, поставленный в экзаменационном билете, означает, что выпускник должен продемонстрировать свои знания в совокупности учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос.

В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

  • сущность феномена, лежащего в основе проблем;

  • место и роль феномена в жизнедеятельности общества, его взаимосвязь и взаимозависимость с другими феноменами;

  • место исследований феномена в истории социологии;

  • основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и значимость;

  • категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

  • наиболее значимые подходы к определению и изучению данного феномена, наиболее значительные исследования и достижения в данной области;

  • теоретические и эмпирические аспекты изучения данного феномена.

Каждый раздел для подготовки к госэкзамену сопровождается указанием на литературу – номер источника соответствует номеру в списке основной и дополнительной литературы.

Изучение проблемы целесообразно начать с базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию Учебно-методического объединения, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос.

Поэтому следует, не ограничиваясь базовой учебной литературой, изучить специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого явления, глубже рассмотреть теоретические и эмпирические методы его исследования, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Программа государственного экзамена

Раздел I. Общая социология

Литература: 10, 22, 40, 53, 87, 119, 130, 138, 154, 161.

Специфика социологического знания

Естественнонаучное, гуманитарное и социальное знание. Специфика социального познания. Особенности социологического знания. Здравый смысл, социология и социологическое воображение. Принципы научного исследования в социологии. Социология в системе общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и политология. Социология и социальная психология. Социология и экономические науки. Функции социологии: познавательная, диагностическая, прогностическая, управленческая. Проблема интеграции социального знания.

Объект и предмет социологии. Дискуссия о предмете социологии

Понятие объекта и предмета науки. Представление об объекте и предмете в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм). Проблема объекта и предмета в микросоциологических теориях (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм). Определение объекта и предмета в неклассической социологии на рубеже XX-XXI вв. (Э. Гидденс, Н. Смелзер, П. Штомпка и др.). Основные подходы к определению объекта и предмета в истории отечественной социологии (П.А. Сорокин, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти, русский марксизм). Дискуссия об объекте и предмете социологии в современной отечественной социологии (Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, Г.Е. Зборовский).

Общество как социокультурная система

Понятие общества в истории социологии. Существенные черты общества. Устойчивость и упорядоченность социальных отношений, общезначимые цели, дифференциация и взаимодействие частей, длительность существования, самодостаточность. Основы целостности общества.

Понятие социальной системы. Основные черты системы: структура, сложность, упорядоченность, равновесие, адаптация, саморегуляция. Социальная и социетальная система. Система и подсистемы. Система и окружающая среда.

Проблема сохранения и самовоспроизводства сложных социальных систем. Общество как высший тип органической социальной системы.

Специфика современной России как социальной системы. Основные противоречия современного российского общества. Социетальный кризис в современном российском обществе и пути выхода из него.

Социальные институты

Понятие социального института. Анализ социальных институтов в социологии. Признаки социального института. Функции социальных институтов. Дисфункции. Явные и латентные функции.

Возникновение и изменение институтов Роли и нормы институционального поведения. Дифференциация и интеграция социальных институтов.

Социальное действие. Социальное взаимодействие

Понятие социального действия. Признаки социального действия. Типы социального действия (М. Вебер). Социальное действие как система. Окружающая среда системы социального действия. (Т. Парсонс).

Модели социального действия. Объект действия. Ориентация социальных действий. Парадигма четырех функций (схема AGIL).

Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А. Сорокина и Т. Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория управления впечатлениями И. Гофмана. Социальные регуляторы взаимодействия.

Социальная девиация. Социальный контроль

Понятие девиации. Социальные ожидания и девиантное поведение. Делинквентное поведение. Норма и патология: социологический аспект. Типологии отклоняющегося поведения. Девиация как процесс.

Теории происхождения девиантного поведения: биологические теории, психоаналитические теории, социокультурные теории.

Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения.

Понятие «социальная норма». Нормативная система общества. Изменение социальных норм.

Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Способы реализации социального контроля. Социальные санкции и их классификация. Особенности социального контроля в различных социальных группах (детский коллектив, ученический коллектив и др.). Динамическая модель социального контроля. Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

Социальные общности и социальные группы

Основные предпосылки формирования социальной общности. Общности, встроенные в социальную систему и "становящиеся" общности. Теории возникновения и развития неустойчивых и устойчивых общностей. Многообразие социальных общностей.

Понятие и значение социальной группы. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях. Общие признаки групп. Классификация социальных групп, ее основания и критерии.

Малая группа. Виды малых групп. Формы и структура малой группы, взаимодействия в малой группе.

Социальные изменения

Понятие социальных изменений. Сущность, факторы, формы социальных изменений. Виды социальных изменений. Источники социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Арон, П.А. Сорокин, Э. Гидденс, П. Штомпка).

Понятие модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Индустриализация и модернизация. Концепции модернизации.

Социальные изменения в России. Проблемы модернизации современного российского общества.

Личность как социальная система, субъект и предмет социальных отношений

Личность как предмет социологического анализа. Системный подход к анализу структуры личности

Социальные статусы Виды статусов и "статусный набор". Демонстрация статусов и символика. Статус и проблема идентификации личности. Связь социального статуса с правами и обязанностями

Понятие социальной роли как динамического аспекта статуса. Теория ролей в социологической теории (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, И. Кон, В. Ядов). Виды социальных ролей. Ролевые предписания, ожидания, исполнения. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Ролевой конфликт.

Социализация личности

Социализация индивида. Первичная и вторичная социализация. Факторы, условия и механизмы социализации индивида. Агенты социализации. Институциональная и внеинституциональная социализация человека. Этапы социализации как практическая и научная проблема. Социализация и индивидуальность.

  1   2   3   4

Похожие:

«Социально-экономическое образование» iconДоклад о социально-экономическом развитии территорий
Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, по территории которых проходит Байкало-Амурская магистраль
«Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» для направления 050400 «социально-экономическое образование»
Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,...
«Социально-экономическое образование» icon«Центр социально-экономического мониторинга и аналитики»
Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2011 году» подготовлен государственным казенным учреждением Астраханской...
«Социально-экономическое образование» iconДоклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2007 году»
Редакторская группа: С. А. Бурмистрова, М. В. Демина, Н. Р. Кожина, Т. Г. Щербатых
«Социально-экономическое образование» iconАналитический отчет группы мион игу по сетевому проекту «Социально-экономическое и социально-политическое самочувствие регионов в ситуации кризиса»
Ческой системы, заставляя ее функционировать в экстремальном режиме, имеет тенденцию приводить к масштабным сбоям в системе управления,...
«Социально-экономическое образование» iconСоциально-экономическое и политическое положение Чечни во второй половине хiх-начале ХХ в
Далгат Эльмира Муртазалиевна доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки рд
«Социально-экономическое образование» icon«Невельский городской округ»
Невельском районе и в Сахалинской области. В период всего года и до настоящего времени социально-экономическое положение района предопределяется...
«Социально-экономическое образование» icon1. Социально-экономическое положение Костромской области
Порядок и условия осуществления инвестиционной деятельности на территории Костромской области
«Социально-экономическое образование» icon1. Фонд Дженерал Моторс (General Motors Foundation, Inc)
Направление деятельности: высшее образование, поддержка коммунальных фондов, больницы, онкология, здравоохранение, социально-экономические...
«Социально-экономическое образование» iconРеспублика бурятия закон о программе социально экономического развития
Программы социально экономического развития Республики Бурятия на 2002 2004 годы, представляющей систему целей, задач, индикаторов...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница