Урок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"

НазваниеУрок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"
Дата конвертации26.12.2012
Размер201,6 Kb.
ТипУрок

Урок по литературе в 8 классе

"Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи


Учитель русского языка и литературы Дмитриенко О.С.

Тема: "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи


Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, портреты Бородина, Фаворского, гравюры Фаворского.

Ход урока

I. Слово учителя.

. Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово” - юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

2. Проверка домашнего задания:(компьютерная презентация)

- ответы на вопросы теста


Тест к повести «Слово о полку Игореве»


1.Какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?

а) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году;

б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святославом в 1184 году;

в) поход против половцев Владимира Мономаха;

г) междоусобные распри южнорусских князей

2. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:

а) прославление подвига Игоря;

б) осуждение похода Игоря;

в) страстный призыв к русским князьям о единении;

г) слава киевскому князю Святославу

3. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

а) Ефросинья Ярославна, жена Игоря;

б) Святослав, князь Киевский;

в) Всеволод, брат Игоря;

г) сам князь Игорь

4. Укажите, чем заканчивается (в сюжетном плане) «Слово о полку Игореве»:

а) смертью Игоря и его дружины;

б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину;

в) Игорь остается в плену;

г) казнью Игоря

5. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово о полку Игореве»

а) эпос;

б) лирика;

в) драма;

г) лиро-эпика

6. Укажите, какой герой выражает авторскую позицию в «Слове о полку Игореве»:

а) Игорь;

б) Всеволод;

в) Святослав; г) Ярославна


- ответы на вопросы викторины


Вопросы к викторине по повести «Слово о полку Игореве»


  1. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?

  2. Кого автор называет «соловьем старого времени»?

  3. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то…»

  4. Точен ли перевод: «мысь» - это мысль?

  5. С кем отправился в поход князь Игорь?

  6. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить…»? Что обозначает это выражение?

  7. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове…»?

  8. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?

  9. Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землей, звучит в «Слове…»?

  10. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?

  11. С чем автор сравнивает битву?

  12. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?

  13. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь ее «ладе»?

  14. Кто помог князю бежать из плена?

  15. Герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.

  16. Известен ли автор «Слова…»? Кем он был, кто он?

  17. Кем и когда был найден один из списков «Слова…» Какова была его дальнейшая судьба?

  18. Какие поэтические переводы «Слова…» вам известны?

  19. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова…» вы можете назвать?



Ответы к тесту по повести «Слово о полку Игореве»: 1 а) 2 в) 3 б) 4 б) 5 а) 6 в)


Ответы к викторине по повести «Слово о полку Игореве»

  1. « Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича?»

  2. Бояна – легендарного русского певца.

  3. Придерживаться действительных событий (однако сам обращается к вымыслу, сон Святослава)

  4. «…растекашется мысью по древу, серым волком по земли, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка)

  5. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом

  6. «…шеломом Дону2. Выпить воды из реки побежденной страны – символ победы.

  7. Гзак и Кончак

  8. Нет, ханы называют ее «красной девицей»

  9. «О Русская земля, ты уже за холмом1»

  10. Каялы – от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть).

  11. С пахотой и жатвой, с пиром, с грозой

  12. «Золотое слово, со слезами смешанное»

  13. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее – русским, а Днепр Словутич – пограничная славянская река ( у Пушкина королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу)

  14. Половчанин Овлур

  15. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует»

  16. Автор неизвестен

  17. Собирателем древних рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 19 в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 году

  18. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого. И. Шкляревского, В. Сосноры

  19. Опера А. Бородина «Князь Игорь» Картины В. Васнецова « После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», К Васильева «Ярославна», В. Шварца «Боян»



3. Индивидуальный ответ


К ИССЛЕДОВАНИЯМ ПО "СЛОВУ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"

     В исследованиях загадок, связанных с древней рукописью "Слово о полку Игореве", принимали участие многие энтузиасты-любители древней истории нашей страны, включая Мусина-Пушкина, Сулукадзева и др. С 70-х годов XX в. до наших дней на общественных началах работает "Музей Слова о полку Игореве", где выступают писатели, поэты, учёные и другие с результатами своих исследований по проблемам "Слова…" и истории наших народов. Неоднократно организовывались поездки по местам следования полков Игоря в поисках районов битв и захоронений погибших воинов. О результатах исследований в печати публиковались статьи, книги, как отечественных, так и зарубежных исследователей, включая и китайских.
     Вместе с коллегами мне удалось установить, что по пути следования к месту основной битвы полки Игоря неоднократно вступали в мелки битвы с половцами. Было установлено, что основания битва полков Игоря с участием конных и пеших воинов произошла между хуторами Верхний и Нижний Яблоневские, в 45 км южнее станицы Вёшенская и в 10 км южнее р. Чир (бывшая река Каяла). Район битвы простирался вдоль водораздела 5 х 2,5 км на пересечённой местности с малыми и большими оврагами. Братские могилы до 1990 г. оставались забытыми и не раскопанными. До XX в. эти земли не распахивались. По территории и количеству погибших эта битва сравнима с Ледовым побоищем Александра Невского и Куликовской битвой.



Места, связанные со "Словом о полку Игореве" и битве с половцами (по Кольцову И.Е.)




     Византия, подталкивая на этот поход Игоря, преследовала свои политические и экономические цели: расширение территории христианского влияния Византии, и установление контроля над сухопутными и водными торговыми путями в бассейне Дона и Волги. Для решения этих задач Игорь хотел для начала захватить ставку (столицу) половцев, которая находилась в 10 км южнее современной станицы Советская на западном берегу р. Чир.
     Ставка имела вокруг естественные преграды в виде крутых берегов реки и глубоких оврагов, отходящих от Чира в западном направлении. Здесь находились крупный культовый центр со святилищами, где проводились важные торжества, а также каменные сооружения, подземные ходы с хранилищами, курганные захоронения, некрополи. В этих местах археологи найдут подтверждение сказанному выше.
     В ставке половцев князь Игорь оказался через некоторое время после его пленения в кратковременной битве к востоку от Матвеева Кургана, что севернее Таганрога. Сюда он примчался с конной ратью через густо заселённую половецкую степь, стремясь отвлечь на себя всё внимание половцев, в то время как его основные войска шли мимо Россоши по водоразделу к половецкой ставке на р. Каяла в излучину Дона. В тексте "Слова…" говорится, что Игорь хотел одолеть половцев некой хитростью, в то время когда основные войска половцев ушли на Константинополь. Предки донских казаков пресекли княжескую хитрость. (Кстати, в этих местах славянские народы жили с первых веков новой эры.)
     В "Слове…" говорится, что киевские князья-рюриковичи давно устремляли свои взоры "…до кур Тмутороканя" половецкого Дона. Слово "кур", это сокращённое слово "курень", употребляемое на Дону. Слово "курень" имеет широкое толкование. Это и шалаш, и дом с хозяйственными строениями, и хутор из нескольких дворов. Арабский учёный Рашид ад Дин писал, что когда войска делают остановку, они устанавливают телеги кольцом вокруг войска для защиты от внезапного нападения и от проникновения чужих. Это построение называется "куренем". В Запорожской Сечи большой курень состоял из 38 меньших куреней с их строениями. Половецкая Ставка - это тоже был курень (кур) с основным штабом, казной, культовым центром, с естественными преградами от нападений. Подобными центрами, включающими военные объекты, интересовались и в древности, и в наше время. Известно, что в бассейне реки Дон с древних времён существовали города. Имелись они и при половцах в разных местах. В том числе в районе излучины Дона у Цимлянского водохранилища и севернее от него, где обнаруживаются многочисленные катакомбы, подземные ходы, курганные и иные захоронения. У станицы Кременская находились город и усыпальницы амазонских правительниц. Несколько южнее, недалеко от станицы Зимовейской был захоронен и половецкий хан Кончак, хотя родился он на Кубанской земле в районе Тихорецкой-Белая Глина. Во второй половине XII в. он смог создать мощное объединение степных народов, включая славян, русов, тюрков.
     Историкам известно, что в VIII в. н.э. было три крупных славянских государства: Артания, Славия и Кыявия. Артания простиралась от северного подножья Кавказа до верхнего течения Волги и от Брянских лесов до Оренбургских степей Южного Урала. В состав Артании входило и Тмутороканское княжество, которое простиралось от излучин Дона и Волги до степей Северного Кавказа (Кубани и Ставрополья). С годами реальные границы княжества сократились и приблизились к Дону и Азовскому морю, закрепившись на Таманском полуострове. Но в обиходе Тмутороканью продолжал называться вольнолюбивый Дон и Приазовская Кубань, с тьмой тороков и сёдел.
     Исторические бури событий за последние 800 лет многое поменяли на карте нашей страны. Река Итиль (Ра) стала Волгой, а Каяла стала р. Чир. Изменились названия городов и населённых пунктов, а многие разрушены до основания (гг. Серкел (Саркел), Шурукан, Сугров, Валин, Чешвлюев и другие).
     Хотелось бы сообщить некоторые сведения о князе Игоре. Игорь Святославич (1150-1202) был князем Новгород-Северским с 1178 г., а Черниговским - с 1199 г. Он был участником многих феодальных войн и походов. В 1185 г. организовал неудачный поход на своих дружественных соседей-половцев, что отражено в прекрасном древнеславянском произведении "Слово о полку Игореве". Исследования позволили установить, что князь Игорь был захоронен в 12 км севернее г. Новгород-Северский у с. Мамекино. Его первая жена захоронена у с. Пушкари над р. Десна, что в 22 км от Новгород-Северского. Вторая жена - Евпраксия Ярославна - захоронена около 1242 г. у с. Духново, западнее г. Трубчевска. Странный разброс семейных захоронений.
     Некоторые архивные материалы князя Игоря могут сохраниться в подземных двухъярусных хранилищах его усадьбы у с. Новосёлки, что северо-восточнее Чернигова. Там могут быть ответы на многие вопросы "Слова…", в том числе и карты похода. Половецкие архивы должны находиться на северо-западе Турции у г. Кешан, в районе последнего пристанища половецких правителей (у их потомков).
     До настоящего времени остаётся не выявленным авторство рукописи "Слова…". Наши исследования показывают, что рукопись появилась после смерти Игоря. Как и конструктор автоматического оружия генерал В.Г. Фёдоров, мы тоже считаем, что одним из авторов являлся тысяцкий Рагуил. Оказывается, что Рагуил привлёк к написанию произведения талантливого барда из рода жрецов, которому было около 40 лет. Рагуил жил и захоронен восточнее г. Любич в с. Павловка, а бард жил в соседнем селе Берёзово, в котором и захоронен. Третьим автором был приближенный Игоря и Ярославны, захороненный у с. Духново недалеко от могилы Ярославны, к западу от Трубчевска, Брянской области. В исследованиях, при уточнении ряда проблемных вопросов. Использовались экстрасенсорные и ясновидческие способности одарённых специалистов. В ряде стран такие специалисты иногда принимают участие в исследованиях в области физики, химии и других областях знаний (см. книгу Ш. Карагулла "Прорыв к творчеству". Сантана, Минск, 1992).
     В тексте рукописи "Слова…" до сих пор остаются не расшифрованными отдельные слова и выражения. Например, не ясен смысл, вложенный в слово "Каяла". Считается, что "Каяла" является составным словом.
     Согласно египетской мифологии и древних славян, живших в излучине Дона, "КА" является одним из элементов, составляющих человеческую сущность. КА включает олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их мужества. Считалось, что КА определяет судьбу человека при жизни и после смерти. Любопытно, что один из притоков р. Чир носит название "Царица". Здесь были поселения амазонок, их могилы, усыпальницы их цариц. Здесь ранее жили свободолюбивые и мужественные народы. "ЯЛ" - это гребень горы, перевал, холмистая местность. Название "Каяла" олицетворяло дух этого края и его народа. Река Чир и в наши дни шумлива в период её полноводья, находясь в крутых берегах.
     В наше время одноимённое название имеют реки в границах бывшего СССР и за границей. Каялы - в Оренбургской обл. и в Азербайджане (несколько рек), Киялы - в Турции, Андижанской, Ферганской, Северо-Казахстанской, Нахичеванской областях. Иногда эти названия встречаются в сочетании с другими словами "Киялы-Чех" и т.д.
     Половцы в основном вели осёдлый образ жизни. Они имели поселения и города с культовыми и торговыми центрами, сухопутный и водный транспорт. В 1185 г. помимо обычного оружия против воинов Игоря они использовали особый огонь, который бросали в пламенном роге. В то время у половцев имелось три вида секретного оружия: жидкое, морское (для кораблей) и самовозгорающееся (подобно загадочному греческому огню). Важную роль этот "огонь" сыграл в разгроме конной группы кн. Игоря севернее Таганрога, где его пленили. В этом направлении Игорь планировал захватить важный торговый и стратегический город половцев, находившийся на правом рукаве устья Дона. Здесь имеются следы этого города.
     В рукописи "Слова…" имеется название загадочной птицы "зегзицы". Зегзица - это водоплавающая птица, крупнее дикой утки, камышового цвета и с большой аурой (энергополем). На территории Украины она истреблена. В настоящее время этот вид птицы сохранился в Индии, Таиланде, Шри Ланке. Размер зегзицы по корпусу: до 40 см по высоте, а по длине с клювом и хвостом - до 70 см. Несколькими тайнами "Слова…" стало меньше.



4. “Слово” в литературе.

Сообщение учителя

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”), В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв, “Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. Выразительное чтение наизусть отрывка из цикла А. Блока о России “На поле Куликовом”.

Образы “Слова..” несут в себе удивительную поэтическую силу они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных. “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий.

5. Чтение статьи учебника «Слово в литературе»

6. Выразительное чтение стихотворений (см. учебник)

7. «Слово» в музыке.

1) Первый ученик делает сообщение об А. П. Бородине.

“Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”

“Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.

“Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой

“К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория… страшно отвлекали Бородина от его великого дела” (критик Стасов)

“Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии” (Менделеев)

И все таки, как много он сделал!

42 научные работы, ряд впервые полученных химических соединений, могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом!), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считается несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу науке и искусству, когда они ищут правду жизни.

Учитель: Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.


2) Второй ученик рассказывает о работе над оперой “Князь Игорь”.

Этой мечте суждено было осуществиться. Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.

Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.

3) Третий ученик раскрывает идейное содержание оперы

Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю.

Это была борьба двух эпох, культуры и варварства, передового и отсталого - та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей.

Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.

4) Четвертый ученик рассказывает об образах оперы.

Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Эти образы дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека.

Центральным образом оперы является образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

С честью пасть иль врагов победить

И с честью вернуться.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославный”.

…Ярославна рано плачет на стене, причитая…

В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы.

Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии

В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

8. «Слово» в живописи

Учитель: благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.

1) Первый ученик рассказывает о декорациях Рериха к опере “Князь Игорь”.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Чайковского, Бородина. Пели Шаляпин, Смирнов. Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бенуа, Коровина, Рериха.

“Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” - говорил художник Морис Дени.

Его дружно поддержали другие известные мастера. Жак Бланш восторгался: “Я желал бы бывать в “Шатле” каждый вечер именно ради этих красок, чтобы насыщать ими своё зрение”.

В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина

Тот же Жак Бланш писал газете “Фигаро”: “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря” то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”

Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В.Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.

В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

Учитель: “Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым, а также гравюры Фаворского. Обратимся к ним.

2) Сообщения учащихся о гравюрах Фаворского

В.А Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: в русском искусстве, живописи и поэзии, встречаешь монументальную живопись”.

Когда художник берётся иллюстрировать совершенное художественное литературное произведение, то одной из самых трудных задач, стоящих перед художником книги, является передача стиля литературной вещи в оформлении. И с этой задачей художник справился.

Фаворский замечательно прочитал “Слово”, и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.

Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность “Слова” в полные величавой красоты зримые образы.

Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

Полечу кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле.

Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

Радуются люди, праздничным светом залита земля. И как убедительно эта мысль выражена! Нам дороги бородатые предки, с достоинством посылающие привет князю. А чудные ребятишки, взапуски бегущие встретить недавних пленников!

О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..”

Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом.

Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли.

Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать. Как заметил И.С.Ефимов, “слёзы капают на такие рисунки, живёт русская душа”.

Работа с гравюрами Фаворского. Задание: подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.

Учитель: Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Напомним картины Шварца “Плач Ярославны” и “Боян”, картину Перова “Плач Ярославны”, “Вещее затмение” Максимова. Особенно знаменита картина В.М Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.


3) Сообщение учащегося о картине В.М.Васнецова.

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.

Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:

Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,|
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.

Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная, красная как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.

Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”


9. Заключительное слово учителя.

На одном греческом надгробии читаются следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.

С этими словами необходимо поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.

Используемая литература.

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы” - Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967г.

  2. П.Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г.

  3. М.Ильин, Е.Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”- М.: Правда,1989 г.

  4. М.Третьякова “Русская музыка 19 века” - М.: Просвещение, 1976г.

  5. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В.А.Фаворского – М.: Искусство, 1987 г.

  6. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.

  7. Абас-Халия Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи







Похожие:

Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconУчебно методические материалы для учащихся 9 класса
Прочитайте учебник «Литература» 9кл. В. Г. Маранцмана с. 52-68 и текст «Слова о полку Игореве»(Хрестоматия. Литература 9 кл. Т. Ф....
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" icon4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconРабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)
Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе». – М., Дрофа, 2008) и программы по литературе (авт. Журавлев...
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconЛ. Н. Ердаков, О. Н. Чернышова. Задачи и вопросы по экологии, 5-11 класс, г. Новосибирск, 1996 г
«фото-урок». В 7А и 7Б классе урок о птицах Новосибирской области проведен в теме «Птицы». Именно эти ребята изготавливали кормушки...
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" icon«География материков и океанов. 7 класс»
Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока урок-экспедиция....
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconПрограмма конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса
Учебная рабочая программа по литературе в 6-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconУрок самостоятельного чтения в 5 классе по рассказу К. Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»(1961 год). Мы и «братья наши меньшие». Цели
Урок самостоятельного чтения в 5 классе по рассказу К. Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»(1961 год)
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconОсобенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева (урок литературы в 6-м классе) Цели
Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева (урок литературы в 6-м классе)
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...
Урок по литературе в 8 классе \"Слово о полку Игореве\" iconУрок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница