«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а

Название«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а
страница1/4
Дата конвертации25.12.2012
Размер0,58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4




Стенограмма

заседания диссертационного совета ДМ 212.005.05

по защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

в Алтайском государственном университете


г. Барнаул (протокол №18) 30 мая 2007 г.


Председатель заседания: д.э.н., профессор Мищенко Виталий Викторович

Ученый секретарь заседания: к.э.н., доцент Соколова Ольга Николаевна

ПОВЕСТКА


Защита диссертации Боговиз Алексея Валентиновича на тему: «Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального АПК», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами АПК и сельского хозяйства).


На заседании присутствовали члены совета: Мищенко В.В. – председатель диссертационного совета, д.э.н. (специализация – ЭУП, ЭТ, РЭ); Соколова О.Н. – ученый секретарь совета, к.э.н. (специализация – ЭУП, ИИ); Беляев В.И. – д.э.н. (специализация – ЭУП, ЭТ); Вайнштейн С.Ю. – д.э.н. (ЭУП, ИИ); Горшков В.Г. – д.э.н. (специализация – ЭУП, ИИ); Гриценко М.П. – д.э.н. (специализация – ЭУСХ, РЭ); Зубахин А.М. – д.э.н. (специализация – ЭУСХ, РЭ); Мамченко О.П. – д.э.н. (специализация – ЭУП, РЭ); Миляева Л.Г. – д.э.н. (специализация – ЭТ); Оскорбин Н.М. – д.т.н. (ЭУСХ, ЭТ, ИИ); Поляков Ю.А. – д.т.н. (ЭУСХ); Роговский Е.И. – д.э.н. (специализация – РЭ, ИИ); Толстов В.К. – д.э.н. (специализация – ЭУП, ЭУСХ, ИИ); Троцковский А.Я. – д.с.н. (ЭТ, РЭ); Яшутин Н.В. – д.с-х.н. (ЭУСХ)*.

Председатель д.э.н., профессор Мищенко В.В. Начинаем нашу работу. На заседании из 17 членов совета присутствуют 15 человек, в том числе 6 докторов наук по профилю рассматриваемой диссертации. Таким образом, согласно требованиям ВАК мы имеем право начать заседание совета.

Объявляется защита диссертации Боговиз Алексея Валентиновича на тему: «Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального АПК», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами АПК и сельского хозяйства).

Работа выполнена на кафедре менеджмента ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, Заслуженный деятель науки РФ Курцев Иосиф Владимирович; доктор экономических наук, профессор Вайнштейн Станислав Юрьевич; доктор экономических наук, профессор Санду Иван Степанович.

Ведущая организация – ГНУ ВНИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН (г. Москва).

Есть ли вопросы по данной защите? Если вопросов нет, то слово предоставляется Ученому секретарю совета Соколовой О.Н.

Ученый секретарь к.э.н., доцент Соколова О.Н. (Зачитывает личный листок по учету кадров).

Боговиз Алексей Валентинович, родился в 19 декабря 1977 года в. г. Барнауле Алтайского края, гражданин Российской Федерации. В 2000 г. окончил с отличием Алтайский государственный аграрный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». В 2004 г. окончил очную аспирантуру Алтайского государственного аграрного университета. С 2005 г. по настоящее время – финансовый директор ОАО «ФК Алекс-Фарм». С сентября 2005 г. по октябрь 2006 г. по совместительству – ассистент, доцент кафедры «ПиТ» Алтайского государственного технического университета им. И.И Ползунова, с сентября 2006 г по настоящее время – ассистент кафедры экономической теории Алтайского государственного университета.

Кандидат экономических наук с 2004 г., диссертацию «Проблемы обеспечения рентабельности производства продукции растениеводства (на материалах Алтайского края)» защитил в совете, созданном при ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

В деле имеются заявление о приеме к защите диссертации, копия диплома кандидата экономических наук, текст объявления о защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии (автореферат выставлен на сайте ВАК 20 марта 2007 г.), заключение экспертов по принятию к защите материалов диссертации, заключение о возможности опубликования данных в открытой печати; выписка из протокола заседания диссертационного совета о приеме к защите (№1 от 20 февраля 2007 г.); список рассылки автореферата, датированный 28 апреля 2007 г. Все необходимые документы для проведения настоящей защиты имеются и соответствуют требованиям Положения о диссертационном совете.

Председатель д.э.н., профессор Мищенко В.В. Есть вопросы к Ученому секретарю? Нет. Проект заключения по диссертации, подготовленный комиссией диссертационного совета по соответствующей специализации, имеется. Слово для доклада предоставляется соискателю Боговиз Алексею Валентиновичу. Пожалуйста.

Боговиз А.В. Уважаемые председатель, члены диссертационного совета, присутствующие! Вашему вниманию предлагается доклад по диссертационной работе «Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального АПК».

Анализ воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики России показывает ряд серьезных нарушений. Это касается плодородия почв, технического и технологического уровня производства, формирования и использования кадрового потенциала тружеников села. Существующие проблемы усугубляются в связи с ограничениями прямой государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции при вступлении России в ВТО. Выход из кризиса в сельском хозяйстве России многие ученые связывают с совершенствованием методов государственного регулирования экономики, созданием и поддержанием условий не только простого, но и расширенного воспроизводства основных фондов, развитием рыночных институтов и инфраструктуры сельскохозяйственных рынков, социальной инфраструктуры села и сельского производства.

Назрела необходимость комплексного подхода к анализу проблем российского сельскохозяйственного производства, затрагивая при этом не только тактические, но и стратегические проблемы его развития, территориального размещения, создания цивилизованных условий проживания сельского населения.

Рассматриваемый круг проблем касается всех отраслей сельского хозяйства, но особенно он актуален для зерновой отрасли, которая в агропромышленных регионах России, в том числе в Алтайском крае, является структурнообразующей.

В этой связи теоретическое исследование проблемы развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве конкретного региона, разработка и исследование в различных сценарных условиях моделей государственной поддержки отрасли и получение рекомендаций по повышению эффективности механизмов регулирования и управления сельскохозяйственным производством являются актуальными и значимыми для АПК России. Это и определило выбор темы диссертации.

Цель исследования состоит в углублении теоретических и методологических основ воспроизводственного процесса зернопроизводящих предприятий и в формировании регионального организационно-экономического механизма обеспечения их доходности в условиях хозяйственных преобразований, совершенствования методов государственного регулирования АПК.

Цель, задачи, объект и предмет исследования представлены на листе 2 иллюстративных материалов. Объект и предмет сформулированы в соответствии с требованиями Паспорта специальностей ВАК России (п. 15.33 – Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства, предприятий и отраслей сельского хозяйства; 15.36 – Исследование особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве).

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексной проработке вопросов теории и практики развития воспроизводственных процессов с сельском хозяйстве регионального АПК в период перехода к устойчивому функционированию.

Главный научный результат диссертационного исследования заключается в решении проблемы реформирования сельского хозяйства в целях создания эффективного и конкурентного сельскохозяйственного производства путем его государственной поддержки через механизм индикативного планирования заданного уровня рентабельности.

Элементы научной новизны раскрыты на листе 3 иллюстративных материалов.

Основные защищаемые положения представлены на листе 4 иллюстративных материалов.

Они касаются:

  • Принципов развития воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве на региональном уровне.

  • Путей совершенствования государственной ресурсной поддержки АПК

  • Экономико-математического моделирования воспроизводственного процесса сельскохозяйственных предприятий зерновой специализации.

  • Апробации результатов в условиях Алтайского края.

Перехожу к защите первого положения о принципах развития воспроизводственного процесса в региональном АПК, в том числе воспроизводства:

– основных фондов;

– кадрового потенциала;

– почвенного плодородия.

В нашем исследовании важнейшим условием нормализации воспроизводственного процесса выступает рентабельность сельскохозяйственного производства. Исследование проводится на примере зернового производства, ряд параметров которого для России приведен на листах 5 и 6.

Особенность сельскохозяйственного производства состоит в том, что можно получить в краткосрочной перспективе высокий уровень рентабельности за счет снижения затрат на обновление техники, нарушение почвенного плодородия и низкой заработной платы работающих, что мы и наблюдаем в настоящее время, и это приведет в дальнейшем к негативным последствиям развития сельскохозяйственного производства.

Опыт рыночной экономики показывает, что эффективные собственники не допустят нарушения воспроизводственного процесса, поскольку в будущем уровень рентабельности производства будет неизбежно снижен. Поэтому основная задача государственного регулирования в региональном АПК состоит в поддержке эффективных собственников. При этом необходимо создать такие условия, при которых уровень доходов в сельском хозяйстве будет не ниже доходности вложения капитала в иные отрасли материального производства.

При совершенствовании государственной ресурсной поддержки необходимо также учитывать многофункциональность сельского хозяйства. Роль сельскохозяйственного производства состоит также в том, чтобы обеспечить занятость сельского населения наряду с другими формами занятости, вовлечение в сельскохозяйственный оборот по возможности всех земель и в поддержании высокого уровня их использования.

Анализ фактических данных показывает, что сельское хозяйство России в значительной степени функционирует сейчас за счет нарушения процессов воспроизводства основных фондов, в том числе материально-технического, и почвенного плодородия. В период реформ снижается производственный потенциал отраслей АПК, ухудшается плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареют техника и оборудование, уходят квалифицированные кадры, не соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства. Снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей привело в свою очередь к резкому спаду производства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. За период реформ существенно снизились дотации и компенсации как из федерального, так и из краевого бюджетов. В этих условиях негативным признаком является и снижение доли бюджетной поддержки сельского хозяйства из средств краевого бюджета. Снижаются объемы средств господдержки на капитальные вложения. Убыточные хозяйства не только не вкладывают средства в новую технику и технологии, но и нарушают баланс почвенных факторов. Резко возросли водная эрозия и дефляция почв, вторичное засоление, подтопление и другие негативные процессы. Эти потери трудно возместить даже за десятки лет благополучного экономического развития. Одной из причин отмеченных кризисных явлений выступает непоследовательная государственная политика при реформировании аграрного сектора и экономически неэффективная система прямой бюджетной государственной поддержки.

Концепция законов воспроизводства валового внутреннего продукта должна стать основой для решения всех вышеуказанных проблем. В рамки воспроизводственной концепции вписываются, как нам представляется, и задачи современной инвестиционной политики.

В связи с вышесказанным в диссертационной работе обоснован комплекс факторов, обеспечивающих развитие воспроизводственного процесса сельского хозяйства на примере зернопроизводства, который представлен в таблице на листе 7 иллюстративных материалов.

Перехожу к рассмотрению второго положения о закономерностях функционирования и развития производства зерна и механизмов государственного регулирования предприятий АПК в современных условиях.

Анализ опыта государственной поддержки сельского хозяйства развитых стран показал, что в западных странах поддержка национальных сельскохозяйственных производств осуществляется на базе развитой системы рыночных институтов и механизмов. Однако отличительной особенностью механизмов государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного производства является передача этих функций крупным частным компаниям на принципах частно-государственного партнерства. В Европейском союзе одним из основных механизмов регулирования цен является зерновая интервенция. Показатели уровня государственной поддержки приведены на листе 8.

Как следует из проведенного анализа, эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах обеспечивается использованием следующих механизмов, роль которых в России является недостаточной:

– отработанной многолетней практикой использования инструментов нормативной государственной поддержки сельскохозяйственного производства, направленной на стабилизацию доходов, закрепленной соответствующими законодательными актами;

– разделением всей государственной ресурсной поддержки на две части: обязательную и дополнительную, причем уровень дополнительной поддержки определяется новыми приоритетами государственной политики в сельском хозяйстве;

– наличием в инструментах государственной поддержки устойчивой системы нормативов, которая обеспечивает необходимый уровень заинтересованности сельских товаропроизводителей в развитии сельскохозяйственного производства;

– наличием эффективных форм государственной ресурсной поддержки, не используемых в России, таких как развитая система государственных, коммерческих, общественных фондов поддержки АПК.

В рыночной экономике нами выделены три стратегические модели, характеристика которых приведена на листе 9 иллюстративных материалов:

– модель свободного рынка, основной характеристикой которой выступает отсутствие государственного регулирования цен и нормативной государственной поддержки сельских товаропроизводителей;

– модель регулируемого рынка, согласно которой государство проводит оценки доходов сельскохозяйственного производства и осуществляет регулирование цен, адресную поддержку сельхозпредприятий и создает условия гарантированного кредитования производства;

– модель государственного управления, главными признаками которой выступает монопольное посредничество государства в определении цены реализации товаропроизводителями своей продукции и материально-технического и финансового обеспечения сельхозпроизводства.

Анализ приведенных моделей функционирования предприятий сельского хозяйства показал неприемлемость модели свободного рынка, которая сформировалась в России в годы экономических реформ. За эти годы произошла декапитализация отрасли, резко снизились посевные площади, значительное число хозяйств коллективных форм собственности находится либо в состоянии банкротства, либо близко к этому состоянию. Сельское население выбрало стратегию защиты, развивая личные подсобные хозяйства. В этих условиях аграрная политика России не могла не склониться к модели государственного управления (модель ГУ). Практически во всех регионах были созданы крупные региональные унитарные предприятия, которые выступили в качестве «операторов», выполняющих государственные функции. Эта модель имеет ряд преимуществ:

– во-первых, обеспечивает прямое управление;

– во-вторых, определенное материально-техническое и финансовое обеспечение сельскохозяйственного производства;

– в-третьих, гарантирует сбыт и социальную защиту населения лучшую, чем в модели свободного рынка.

Ее главный недостаток состоит в неэффективной, не адресной поддержке села, ее нестабильности и непрогнозируемости. Данная модель может рассматриваться как переходная к модели регулируемого рынка при жесткой государственной политике. В России возможен постепенный переход к рыночной модели путем создания главных условий ее функционирования. Этот вывод представлен на листе 10.

Жесткое государственное управление необходимо для перехода к модели регулируемого рынка. Это возможно в следующих условиях:

– функционирование зерновой биржи;

– реализация системы льготного кредитования;

– развитие ипотеки земель;

– формирование класса эффективных собственников;

– переход земли в частную собственность без изменения функционального назначения в сельском хозяйстве.

При дефиците краевого бюджета и невозможности финансового обеспечения производителей зерна необходимо провести оптимизацию территориального размещения зернопроизводства в Алтайском крае, выводя часть сельскохозяйственных угодий для других видов производства (животноводство, технические культуры), при этом параметры государственной поддержки сельского хозяйства должны устанавливаться законодательно.

Для согласования всех вышеуказанных решений необходимо использование математических моделей и актуальной базы данных, формирование которых составляет суть третьего защищаемого положения.

Для обоснования стратегических параметров развития сельскохозяйственного производства и его поддержки необходимо учитывать в математической модели ожидаемые тенденции в долгосрочном периоде. На листе 11 представлены основные блоки предлагаемой модели: 1) формирования оборотного капитала; 2) форм взаимодействия производителей и переработчиков; 3) расчета уровней государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Модельные эксперименты с предложенной системой моделей при разных формах государственной поддержки показали, что наиболее эффективным для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции является механизм зерновой интервенции. Однако, при ограниченных, незначительных объемах товарных интервенций эффект минимален, так как малые объемы закупок не влияют на уровень рыночных цен и не способствуют нивелированию рыночных колебаний. При государственных закупках в неограниченных объемах предложение продукции стимулируется к росту, при этом требуется привлечение огромных финансовых средств для регулирования рынка, что наблюдается в случае так называемого перепроизводства, в результате нарушается баланс развития сфер производства первичной продукции и переработки. Также обосновано, что использование механизма зерновой интервенции позволит получить дополнительную прибыль всем участникам рынка, обеспечивает увеличение притока налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

В целом исследование на базе комплекса экономико-математических моделей для хозяйств различных категорий показало, что сельскохозяйственное производство нуждается не только в применении методов рыночного регулирования, но и в прямой государственной поддержке по примеру развитых стран.

Расчет базовой величины поддержки сельскохозяйственных предприятий должен опираться не только на уровень рыночных цен, но и учитывать реальные, технологические затраты сельхозтоваропроизводителей, географические особенности производства, объемы господдержки, выделяемые по целевым программам, и прочие факторы. Сумма господдержки должна обеспечивать заданный государством уровень рентабельности. Такая задача требует разработки и привлечения детальной научно обоснованной нормативной базы данных. В качестве базы начисления государственной помощи необходимо рассматривать общую площадь земель сельхозназначения субъекта экономической деятельности.

Таким образом, механизм государственной поддержки включает:

1) обязательную, нормативную государственную поддержку, обеспечивающую при нормальном ведении производства нормативный уровень рентабельности;

2) механизм зерновой интервенции, обеспечивающий снижение рыночных рисков и задание прогнозируемого ценового коридора.

Перехожу к защите четвертого положения об организационно-экономической модели и принципах механизма государственной дифференцированной поддержки, учитывающих природные и экономические условия производства.

Объем государственной ресурсной поддержки мы предлагаем определять расчетным путем с учетом почвенно-климатических особенностей сельхозпроизводства на основе общественно необходимых затрат на производство. Одной из основных задач при реализации механизма дифференцированной господдержки является вычисление нормативов затрат на производство основных товарных культур на уровне почвенно-климатической зоны. База нормативов затрат должна быть сформирована на основе данных применения современной техники и эффективных агротехнологий для определенных почвенно-климатических зон региона.

Нормативная база является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования агарного сектора. Представленные нормативные показатели необходимо корректировать по результатам текущего года с краткосрочным и среднесрочным прогнозированием на плановый период, также в системе мероприятий необходимо проводить индикативное планирование, оценки потребностей в государственной ресурсной поддержке.

Для оценки государственной поддержки используется статистическая база по районам и почвенно-климатическим зонам Алтайского края.

Алгоритм оценки объемов государственной поддержки приведен на листе 12 иллюстативного материала. Данный алгоритм апробирован по данным Приобской почвенно-климатической зоны. В качестве базовой технологии производства нами рассматривается ресурсосберегаемая технология, основанная на применении комплекса современной сельскохозяйственной техники. Внедрение ресурсосберегающих технологий производства с обеспечением агрохимической и фитосанитарной диагностики, мониторинга состояния посевов, использования высококачественных элитных семян позволит обеспечить расчетную урожайность. В диссертации используются разработанные учеными края технологические карты возделывания культур, на основе которых получены оценки нормативных затрат в натуральном выражении. Расчет стоимостных показателей выполнен в ценах на конец 2005 года.

На основе нормативов затрат и площадей посева товарных культур рассчитаны нормативные затраты на производство товарных культур, общий объем которых в расчете на единицу площади посева составит 614 руб. на 1 га нормативной площади посева основных товарных культур, или 435 руб. на 1 га фактической площади посева. При «грубой» оценке на всю посевную площадь по Алтайскому краю годовой объем государственной поддержки должен составить ориентировочно 1639 млн. руб., при совокупной площади посева данных культур 3770 тыс. га. Результаты расчета приведены в таблице на листах 13–17.

В диссертационной работе предложена технология уточненных оценок государственной поддержки по районам Алтайского края с перспективой на 5–10 лет. В основе технологии используется индикаторно формируемые сценарные условия функционирования сельского хозяйства на период моделирования.

Данная технология реализована в среде электронных таблиц Excel c участием специалистов математического факультета АлтГУ.

Вариант основных сценарных условий приведен на листе 18. Он, в частности, предусматривает: сохранение основных пахотных угодий, увеличение доли высококачественных семян, повышение оплаты труда, которые в целом направлены на развитие воспроизводственного процесса, но не его полную нормализацию. Вариант сценарных условий формировался с учетом ресурсных возможностей Алтайского края на экспертной основе.

В результате моделирования исследованы перспективы развития производства продукции растениеводства в Алтайском крае по основным экономическим показателям, включая рентабельность производства, возможность окупаемости затрат на воспроизводство парка техники, почвенное плодородие, оборотного капитала, повышение заработной платы и пр. при следующих формах государственной поддержки: нормативная на единицу площади посева, компенсация части стоимости приобретения сельхозтехники по программе технического перевооружения, компенсация 2/3 ставки рефинансирования по кредитам банков. Результаты представлены в таблицах на листах 19–20, а результаты оценки объемов государственной поддержки приведены на листе 21.

Проведенное исследование показало возможность индикативного планирования параметров воспроизводственного процесса в сельском хозяйства (на примере растениеводства), а оцененные уровни государственной поддержки, по нашему мнению, могут быть обеспечены за счет средств краевого бюджета.

Следует отметить, что расчетные результаты могут быть достигнуты только при реализации предлагаемого нами организационно-экономического механизма государственной ресурсной поддержки.

Основные результаты диссертационной работы представлены на листах 22–23 иллюстративного материала. Результаты диссертации используются Министерством сельского хозяйства РФ, Исполнительным комитетом межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», в органах государственной власти ряда субъектов РФ, в том числе в Главном управлении сельского хозяйства Администрации Алтайского края, при разработке нормативных и законодательных актов по совершенствованию методов государственного регулирования АПК.

Доклад закончен. Благодарю за внимание!

  1   2   3   4

Похожие:

«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconРазвитие производственного предпринимательства агропромышленного комплекса Таджикистана (Теория, методология, практика)
Специальность: 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconРеструктуризация предприятия как инструмент экономической стабилизации в условиях рыночной неустойчивости
Специальность: 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями...
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconФормирование затрат на отвод земель при проектировании и строительстве автомобильных дорог
...
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconФункционирование рационального прибрежного рыболовства в северном регионе (на примере Мурманской области)
Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconТеория и методология обеспечения устойчивого роста российской экономики на основе инновационного развития нефтяной промышленности
Специальность 08. 00. 05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconРазработка инновационной модели управления коммуникационной деятельностью предприятия
Специальность 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconКалькулирование себестоимости продукции в системе управленческого учета: теория, методология и организация (на примере апк рк)
«25» декабря 2009 года в 11. 00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 61. 15 по защите диссертаций на соискание ученой...
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconМетодические рекомендации по дисциплине «Организация общественного питания» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»
Доктор медицинских наук, профессор кафедры технологии и организации общественного питания Сибупк п. Е. Влощинский
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а iconПроект решения диссертационного совета д 005. 005. 01
Гладких И. Н. «Изучение структуры и механизма действия ингибиторов сериновых протеиназ из актинии Radianthus macrodactylus», представленной...
«Развитие воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве регионального апк», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами а icon«Финансы и кредит»
Методические указания предназначены для студентов Института дополнительного профессионального образования, обучающихся по сокращенной...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница