Учебно-методический комплекс по дисциплине История России

НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине История России
страница1/39
Дата конвертации25.12.2012
Размер5,65 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра российской истории

(название кафедры)


Ф.и.о. авторов:

к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Иванович
к.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровна
к.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовна
к.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевна
к.и.н., доцент, Шалкус Галина Анатольевна



Учебно-методический комплекс по дисциплине


История России

(название)


Специальность: 050401.65 «История»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК, 2009



Авторы-составители:

к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Иванович
к.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровна
к.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовна
к.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевна
к.и.н., доцент, Шалкус Галина Анатольевна


Учебно-методический комплекс комплекс «История России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: 050401.65 «История»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан Института истории,
социологии и управления СахГУ Е.Ю. Выголов

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


1. История России с древнейших времен до конца XVI века………………………….7-47

2. История России XVII-XVIII вв. ...………………………………………………….48-92

3. История России XIX – начало ХХ вв. …………………………………………….93-210

4. История России 1917-1945 гг. ……………………………………………………211-292

5. История России с 1945 г. до настоящего времени………………………………...293-399

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра российской истории

(название кафедры)


Ф.и.о. автора: Бурыкин Владимир Иванович


Учебно-методический комплекс по дисциплине


История России с древнейших времен до конца XVI века

(название)


Специальность: 050401.65 «История»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК, 2009



Автор-составитель:

Бурыкин Владимир Иванович

к.и.н., доцент

Учебно-методический комплекс комплекс «История России с древнейших времен до конца XVI века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: 050401.65 «История»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан Института истории,
социологии и управления СахГУ Е.Ю. Выголов

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………………………..7

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………..7

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………7

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ….8




  1. Содержание курса ….9

  2. Темы практических и семинарских занятий………………………………………….15

  3. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов ….16

  4. Учебно-методическое обеспечение




    1. Литература ….42

    2. Методические указания студентам…………………………………………………...44

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестации……………………………………………………………………..45

1.Цели и задачи изучения дисциплины


Цель курса.

Сформировать глубокие, объективные знания по истории России с древнейших времен до конца XVI века, определить место этого периода в историческом процессе российского государства и общества, проанализировать изменения геополитического положения России и ее роли в мировом историческом процессе.


Задачи курса.

- Выделить и проанализировать основные проблемы в развитии Российского государства и общества в данный период.

- Сформировать у студентов знания понятийного аппарата исторической науки, навыки теоретического мышления на основе системного подхода в изучении истории.

- На основе критического анализа исторического процесса формировать у студентов гражданско-нравственное, гуманистическое мировоззрение и активную жизненную позицию.


2.Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины специалист должен:

Владеть системой знаний об основных эпохах и важнейших событиях российской истории указанного периода;

Осознавать место и роль Руси во всемирном историческом процессе;

Осознавать единство всех сторон исторического развития страны;

Знать основные комплексы исторических источников по истории России XIX – начала XX вв., владеть приемами методами их научного анализа и критики;

Знать важнейшие историографические проблемы российской истории, владеть методами решения исследовательских задач и различных теоретико-методологических позиций.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к славным страницам истории своего отечества.


3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения




Очная

№№ семестров

2,3

Аудиторные занятия:

144

лекции

76

практические и семинарские занятия

68

лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

Самостоятельная работа

139

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

283

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

-

Курсовая работа

(№ семестра)

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен- 2,3



3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения очная



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа









лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Славяне

1. Проблема происхождения славян

12

6

6

-

10

Раздел 2. Земля и власть в Древней Руси конца IХ - начала ХIII в.


2. Образо­вание древнерусского государства

12

6

6




10

3. Вопрос о форме государственного устройства Киевской Руси

22

6

5

-

11

4. Крещение Руси. Распространение государства на Руси в IX-X вв.

22

6

5

-

11

5. Внешнеполитическое положение Руси в IX-XI вв.

22

6

5

-

11

6. Русь эпохи феодальной раздробленности

22

6

5

-

11

7. Культура домонгольской Руси

20

5

5

-

10

Раздел 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия

8. Дискуссия о роли татаро-монгольского ига в становлении Русского государ­ства

22

6

5

-

11

9. Возвышение Москвы




5

5

-

11

10. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III

22

6

5

-

11

11. Общественно-политическая мысль конца XV-первой половины XVI века

22

6

6

-

10

Раздел 4. Россия в царствование Ивана Грозного

12. Реформы середины XVI в.

22

6

5

-

11

13. Внешняя политика

22

6

5

-

11

ИТОГО:

283

76

68

-

139



4.Содержание курса


Раздел 1: Славяне

Тема 1. Проблема происхождения славян.

Дискуссия о времени и возмож­ныx территориях расселения. Эгноним «славяне» В источниках. Русы. Дискуссия об этнической принадлежности русов. Этноним «русь» В западноевропейских, византийских, восточных источниках.

Появление славян на исторической карте в VI в. Направление славянской экспансии. Склавены и анты Иордана, Прокопия Кессарийского, Маврикия Стратега, Фофилакта, Симокатты, Сообщение о социальном строе, характере рабства, быте славян.

Археологические данные о славянах VI-VII вв. Миграция сла­вян на Балканы, в Западную Европу. Проникновение в Испанию и Малую Азию. Славянские миграции на Восточно - Европейскую равнину второй половины 1 тыс. н.э. Славяне VI-VIII вв. в Сред­нем Преднепровье.

Истоки древнерусской народности. Этнический аспект обра­зования Древнерусского государства. Славянские «племена»-зем­ли по Повести временных лет.


Раздел 2. Земля и власть в Древней Руси конца IХ - начала ХIII в.

Тема 2. Образо­вание древнерусского государства.

Вопрос о роли славян, русов и варягов в образовании Древнерусского государства. Норманская теория и ее критика. Борьба вокруг норманской теории. Проис­хождение варягов. Происхождение княжеской династии - Кий, Рюрик, Олег и Игорь. Легендарный характер летописных извес­тий о ранней истории Древней Руси.


Тема 3. Вопрос о форме государственного устройства Киевской Руси.

Новгород и Киев - политические центры Древней Руси. Конф­ликт Игоря с древлянами 945 г. Монополизация полюдья в руках династии Рюриковичей. Ограниченность княжеской власти.

Расширение земель Руси при Владимире: собирание государ­ства при увеличение числа данников. Установление политической гегемонии киевского княжеского дома. Отмена полюдья. Сыновья Владимира - князья - «наместники». Вопрос о «лествичной си­стеме» и завещание Ярослава Мудрого. Начало срастания «земли» и «власти».

Социальный строй Древней Руси, его специфика. Основные концепции и их обоснование. Территориальная община как осно­ва социальной структуры, ее эволюция. Роль вече в политической жизни Руси. Народные движения Х-ХI вв. Место боярства в со­циальной структуре Руси. Пути возникновение городов.

«Закон Русский» - «Русская Правда». Дискуссия о происхож­дении и характере распространения «Русской Правды». «Правда Ярослава» как регулятор отношений новгородцев с князем. «Правда Ярославичей» - закон княжеского домена.

Категории населения: свободные и челядины, смерды, заку­пы, холопы, рядовичи.


Тема 4. Крещение Руси. Распространение государства на Руси в IX-X вв.

Крещение «Руси» В 867 г. патриархом Фотием, «русская митропо­лия» В Тмутаракани. Христиане - дружинники Игоря. Существо­вание в Киевской Руси местных христианских общин. Поездка Ольги в Византию в 959 г. и принятие ею христианства. Князь Владимир. Летописные версии о месте принятия им крещения. Крещение Руси в 988 г. Компилятивный характер летописных ста­тей о крещении Руси.

Ярослав и появление метрополии Византийского подчинения на Руси. Первый митрополит-русин Илларион. Зависимость русской церкви от Константинополя. Языческие традиции в христианской Руси. Значение принятие христианства.


Тема 5. Внешнеполитическое положение Руси в IX-XI вв.

Волго-Бал­тийский и Дунайско-Днепровский пути. «Путь из варягов в греки». Славянизация территорий.

Проблема леса и степи (земледельцы и кочевники). Хазария, передвижение венгров с востока, печенеги, появление половцев, возникновение у них государства. Миграция мирного населения из приграничных территорий на северо-восток.

Возникновение Волжской Булгарии. Роль Великого Булгара в торговле по Волго-Балтийскому пути. Поход Святослава на Бул­гарию. Тмутараканская Русь.

Политические отношения с Польшей и Моравией. Установле­ние отношений со Швецией. Шведо-варяжская дружина. Дипло­матические браки Ярослава. Византия. Колонии русов в Кон­стантинополе. Торговые договоры Руси с Греками, военные стол­кновения с ними.


Тема 6. Русь эпохи феодальной раздробленности.

Феодальная раздроб­ленность как закономерный и прогрессивный этап в обществен­ном развитии, ее место в общем ходе развития.

Социально-экономические изменения на Руси в ХII – начале ХIII вв. Подъем уровня сельского хозяйства. Рост городов и их территорий. Преобладание в городах торгового и ремесленного населения. Высвобождение людских ресурсов для производительно­го труда - основа прогрессивного развития в период феодальной раздробленности.

«Пространная правда». Создание системы -полусамостоятель­ных княжеских государств. Дискуссия о хронологии феодальной раздробленности.

Изменение границ племенных территориальных объединений как свидетельство создания системы государственных отношений. Экономическая основа дробление, земель и межкняжеских столк­новений.

Объективная необходимость установления более тесных свя­зей между землями в начале ХIII в. Прерывание положительных тенденций развития татаро-монгольским нашествием.

Политическое устройство русских земель. Структура управле­ния. Роль местных политических традиций. Состав вече в ХII-нач. ХIII вв. Вече как объективный выразитель реальных потребностей народа.


Тема 7. Культура домонгольской Руси.

Понятие культуры и ее структура. Истоки культуры Древней Руси: славянское и русское язычество. Сосуществование язычества и христианства. Русский фолыqюр. Былины Киевского цикла. Сказки, пословицы и поговорки. Быт населения Древней Руси по данным письменности и археологии.

Письменность. Время и причины возникновения письменнос­ти у славян. Черты и резы. Кириллица и глаголица. Истоки глаго­лицы. Вопрос о распространении глаголицы на Руси.

Грамотность и образование. Школы в Древней Руси. Берестя­ные грамоты - свидетельство грамотности населения.

Летописание. Возникновение русского летописания. Памятни­ки летописания и летописные традиции Древней Руси. Полити­ческая тенденциозность летописцев. Генезис древнерусского ле­тописания. ПВЛ, проблема авторства. Списки и редакции.

Книжное дело. Писцы. Орудия и материалы для письма. Перга­мен. Украшения: миниатюры, заставки, инициалы. Переплет.

Литературные памятники. Остромирово Евангелие. Изборник Святослава 1073 г. Изборник 1076 г. Архангельское Евангелие. Слу­жебные минеи. Нестор «Чтение О Борисе и Глебе», «Житие Фео­досия». Иоаков Мних «Сказание о Борисе и Глебе». Киево-Печер­ский патерик. Поучение Кирилла Туровского. «Слово и моление Даниила Заточника». Успенский сборник. Дискуссия о «Слове О полку Игореве».

Общественно-политическая мысль. «Поучение Владимира Мономаха». «Слово О законе и благодати» Илариона.

Зодчество и живопись. Дворец Ольги. Десятинная церковь. Рас­пространение каменного строительства. Софийский собор в Нов­городе. Софийский собор в Полоцке. Владимир: Собор Успения, Церковь Спаса, Храм Покрова на Нерли. Храм Спаса в Чернигове. Собор Успения в Ростове.

Мозаики и фрески. Алимпий. Миниатюры «Остромирова еван­гелия». Иконопись.


Раздел 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия.

Тема 8. Дискуссия о роли татаро-монгольского ига в становлении Русского государ­ства. Евразийство и Л.Н. Гумилев.

Источники по истории монголов.

Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Военное искусство монгольского войска. Причины мон­гольской экспансии. Завоевание Китая, Средней Азии и Кавказа.

Появление монголов на рубежах русских земель. Битва на Кал­ке. Разделение завоеванных земель на улусы. Улус Джучи. Завоева­ние Батыем народов Поволжья и разорение Волжской Булгарии.

Борьба русских земель против татаро-монгольского нашествия.

Разорение Рязани Батыем по письменным источникам и архео­логическим данным. Действия русских князей по отражению та­таро-монгольской агрессии. Битва на р. Сити. «Злой город» Ко­зельск. Захват монголами Киева. Истребление монголами населе­ния Древней Руси. Катастрофические последствия нашествия Батыя. Образование Золотой Орды.

Утверждение господства Золотой орды над Русью. Дискуссия о размерах дани. Перепись населения. Институт баскаков. Анти­монгольские выступления на Руси в XIII в. Карательные экспеди­ции монголов.

Политика княжеских династий по отношению к Золотой Орде.

Проблемы внешней политики Александра Невского. Борьба с не­мецко-шведской экспансией. Борьба за ярлык на Великое княже­ние между князьями Северо-Восточной Руси. Перенесение мит­рополичьей кафедры во Владимир.


Тема 9. Возвышение Москвы.

Социально-экономические отношения в северо-восточной Руси XIV-XV вв. Медленное восстановление хозяйства. Усиление натурализации. Причины консервативности отношений: татары и наличие резервов для распространения фе­одализма вширь. Проблема оценки процесс а феодализации. Роль монастырей в освоении новых районов. Феодалы и крестьяне. Ха­рактер крестьянской зависимости.

Роль татарского ига в задержке процесса развития. Формы фе­одальной зависимости. Холопство и его удельный вес.

Положение городов. Место ремесла и торговли. Медленный рост городов. Новгород Великий и Псков.

Усиление процесса дробления в результате монгольского за­воевания и власти Золотой Орды. Система: великий князь - кня­зья - бояре-феодалы - слуги (дворяне, дети боярские). Особое место церкви. Возвышение Москвы и первые успехи объедине­ния.

Москва и Тверь в начале XIV в. Вопрос о факторах возвыше­ния Москвы. Начало борьбы за Великое княжение. Оформление политической линии Москва-Сарай. Переезд митрополита Пет­ра в Москву и его значение.

Княжение Ивана Калиты. Получение ярлыка на Великое кня­жение. Собирание земель вокруг Москвы за счет выплаты дани.

Русь на путях к Куликову полю. Северо-восточная Русь в кня­жение Семена Ивановича Гордого. Церковь и светская власть в середине XIV века. Митрополит Алексий. Б9рьба за великокня­жеский стол в период малолетства Дмитрия. Куликовская битва и нашествие Тохтамыша. Их последствия. Личность Дмитрия Дон­ского. Завещание Дмитрия Донского.

Русь после Куликовской битвы. Русь, Орда и Литва после нашествия Едигея. Русь и Орда. Тамерлан. Подъем самосознания. Отношения с Литвой. Литва как второй центр объединения рус ских земель. Значение унии 1385 г. Василий Дмитриевич и Ви­товт.

Феодальная война второй четверти XV в. Причины феодаль­ной войны ее итоги.

Русская церковь в условиях феодальной усобицы. Ферраро­-Флорентийская уния. Митрополит Иона и его позиция в феодаль­ной войне. Формирование концепции «Москва - третий Рим».


Тема 10. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III.

Проблема централизации. Понятие, историческое значение централизации, внутренние и внешние причины объединения территории и централизации, последствия создания централизо­ванного государства. Централизация и формирование националь­ной культуры и психологии.

Самодержавие и централизация. Отличие европейской и рус­ской централизации. Степень прогрессивности централизации. Силы, заинтересованные в централизации.

Объединение княжеств северо-восточной Руси вокруг Моск­вы (вторая половина XV-начало ХVI вв.). Положение после фео­дальной войны. Правление Ивана 111. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества. Присоеди­нение Новгорода и Твери. Освобождение от татарского ига. По­следствия ига по письменным и археологическим источникам.

Характер социальных отношений в конце XV в. Вотчина и по­местье, крестьяне «черные», поместные, монастырские.

Первые шаги к централизации. Вопрос о восточном деспотиз­ме в Московской Руси. Изменение в политической структуре. Ог­раничение прав вотчинников. Лавирование власти между сосло­виями. Боярская Дума в правление Ивана 111. Судебник 1497 г. Борьба группировок вокруг Ивана 111.

Церковь и светская власть. Роль церковного землевладения.

Причины поражения «еретиков».

Ослабление роли Боярской Думы в княжение Василия 111.

Проблема «княжат». Дальнейший рост территории Московского княжества. Обстоятельства присоединения Пскова.


Тема 11. Общественно-политическая мысль конца XV-первой половины XVI века.

Дискуссия нестяжателей и иосифлян. Традиция общежи­тийных монастырей. Нил Сорский «Предание ученикам», «Устав монастырской жизни»). Бассиан Патрикеев. Максим Грек. Арте­мий. Феодосий Косой. Иосиф Болоцкий и его сторонники. Бер­сень Беклемишев. Федор Карпов. Иван Пересветов. Матвей Баш­кин. Ермолай Еразм.

«Беседа Валаамских чудотворцев». «Сказание О князьях Влади­мирских». «Повесть О Дракуле». «Повесть о белом клобуке», посла­ние монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея, «Посла­ние Спиридона-Саввы».


Раздел 4. Россия в царствование Ивана Грозного.

Тема 12. Реформы середины XVI в.

Реформы Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Волнения в Москве 1547 г. и их причины. Алексей Ада­шев, Сильвестр и митрополит Макарий. «Избранная рада». Вос­становление принципов земской власти. I1рактика и соци­альный состав Земских соборов. Собор «примирения» 1549 г. Сто­главый собор 1551 г. Судебник 1550 г. - ограничение власти царя. Приказная система. Земская и губная реформы. Отмена кормле­ний. Установление единообразной системы поземельного обло­жения. Военная реформа.


Тема 13. Внешняя политика.

Взятие Казани в 1552 г. Северный Кавказ. Добровольное вхождение Астраханского ханства в состав России.

Опричнина и Ливонская война. Разногласия по внешнеполи­тическим вопросам и их объективное содержание. Адашев и Вис­коватыЙ. «Юрьевская дань». Начало Ливонской войны. Первые ус­пехи: Нарва, Юрьев. Перемирие. Возобновление военных действий. Образование Речи Посполитой в 1569 г.

Перемена во внутренней политике в 1560 г. Опала Сильвестра и Адашева. Начало репрессий. Разделение на опричнину и земщи­ну. Оппозиция опричнине. Митрополит Филипп. Зверства оприч­ников. Поход на Новгород. Субъективный смысл и объективное содержание опричнины.

Завершение Ливонской войны. Причины поражения. Последствия опричнины. Запустение земель. Бегство населения на окраины. Психологические аспекты последствия опричнины.

Начало освоения Сибири. Походы Ермака. Строгановы.


5.Темы практических и/или семинарских занятий

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гистология с основами эмбриологии
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Страноведение США
Учебно-методический комплекс «Страноведение сша» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д история русской музыки [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. В
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История
Сибайский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений (новейшее время)
Сулимов Константин Андреевич, к пол н., старший преподаватель кафедры политических наук
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Религиозно-философская культура России»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница