С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области

НазваниеС. Викулова, Викуловского района, Тюменской области
страница1/30
Дата конвертации10.08.2012
Размер4,48 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Викуловская средняя общеобразовательная школа №1»

с.Викулова, Викуловского района, Тюменской области.


Рассмотрено Утверждено Утверждаю.

на заседании ШМО на заседании педагогического Директор школы

учителей начальных классов совета _____________Лотов А.А.

/протокол № 8 /протокол № 16 /приказ № 79-ОД

от 20.05.2011г../ от 16.06.2011г../ от 16.06.2011г./

Руководитель ШМО

_________Лотова Т.В.


Согласовано.

на заседании методического

совета

/протокол № 9_

от 14.06.2011г./

Зам.директора по МР

____________Родионова И.А.


Основная образовательная программа

начального общего образования


С.Викулово

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………….5


1. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ … 8

1.1. Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………..8

1.2. Ценностные установки духовно нравственного развития и воспитания обучающихся……………………………………………………………………………10

1.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………11

1.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………….. …….12

1.4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………12

1.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся……...14

1.4.3. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования………………………………………………………………………….. 17

1.5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся …………………………………….23

1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ………………………………..25


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................................................................................................28

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) ..................................................................................................................................31

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия ……………………………….31

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия……………………………...32

2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия…………………………...33

2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия………………………...34

2.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) ............ ………………34

2.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного…………..35

2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации…………...35

2.2.3. Работа с текстом: оценка информации…………………………………………35

2.3. Русский язык. Родной язык ………………………………………………………..36

2.3.1. Содержательная линия «Система языка»……………………………………….37

2.3.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация»………………………....38

2.3.3. Содержательная линия «Развитие речи»……………………………………….38

2.4. Литературное чтение ………………………………………………………………39

2.4.1. Виды речевой и читательской деятельности……………………………………40

2.4.2. Творческая деятельность…………………………………………………………41

2.4.3. Литературоведческая пропедевтика…………………………………………….41

2.5. Иностранный язык (английский) …………………………………………………42

2.5.1. Коммуникативные умения Говорение………………………………………….43

2.5.2. Языковые средства и навыки оперирования ими графика, каллиграфия, орфография……………………………………………………………………………………..45

2.6. Математика ………………………………………………………………………...45

2.6.1. Числа и величины………………………………………………………………..45

2.6.2. Арифметические действия………………………………………………………45

2.6.3. Работа с текстовыми задачами…………………………………………………..46

2.6.4. Пространственные отношения………………………………………………….46.

2.6.5. Геометрические величины………………………………………………………46

2.6.6. Работа с информацией…………………………………………………………..47

2.7. Окружающий мир ………………………………………………………………….47

2.7.1. Человек и природа ……………………………………………………………….48

2.7.2. Человек и общество………………………………………………………………48

2.8. Музыка ……………………………………………………………………………...49

2.8.1. Музыка в жизни человека………………………………………………………..50

2.8.2. Основные закономерности музыкального искусства………………………….50

2.8.3. Музыкальная картина мира ……………………………………………………..51

2.9. Изобразительное искусство ……………………………………………………….51

2.9.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности………………..52

2.9.2. Азбука искусства. Как говорит искусство?.........................................................52

2.9.3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?.......................................53

2.10. Технология ………………………………………………………………… …….53

2.10.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание……………………………………………………………………………...54

2.10.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности……………………………………………………………………………………..55

2.10.3. Конструирование и моделирование…………………………………………...55

2.10.4. Практика работы на компьютере………………………………………………55

2.11. Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке) … ……….56

2.11.1. Знания о физической культуре…………………………………………………56

2.11.2. Способы физкультурной деятельности………………………………………..57

1.11.3. Физическое совершенствование……………………………………………….57


3. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МАОУ «Викуловская СОШ №1»……………………………………58


4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…..64

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования………………………64

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования……………………………………………………..65

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов...70

4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных

учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию……………………………………………………………………………………..75

5. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ………………………77

5.1. Общие положения…………………………………………………………………………77

5.2 Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

…………………………………………………………………………………………………….80

5.2.1.Русский язык……………………………………………………………………………….80

5.2.2. Литературное чтение. …………………………………………………………………...123

5.2.3 Математика ………………………………………………………………………………..169

5.2.4. Окружающий мир………………………………………………… …………………….202

5.2.5. Технология ……………………………………………………………………………….226

5.2.6. Музыка …………………………………………………………… ………………………246

5.2.7. Иностранный язык………………………………………………………………………...265

5.2.8. Искусство…………………………………………………………………………………..267

5.2.9. Физическая культура………………………………………………………………………269

6. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ………………………………………………………………………………272

6.1. Базовая модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………………..273

6.2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования ……………………274

6.2.1. Здоровьесберегающая инфраструктура школы………………………………….274

6.2.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

……………………………………………………………………………………………..275

6.2.3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы…………..276

6.2.4. Реализация дополнительных образовательных программ ……………………..277

6.2.5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) ……...277


7. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………277


8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………...................................283

8.1. Оценка образовательных достижений обучающихся начального общего образования……………………………………………………………………………………….291

8.2. Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений ……… …292

8.3. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию …………………………………………………………………………………….296


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Викуловсукая СОШ №1» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373, к структуре основной образовательной программы

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Викуловсукая СОШ №1» разработана на основе примерной образовательной программы.

Основная образовательная программа направлена на:

* формирование общей культуры обучающихся;

* их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

* создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Викуловсукая СОШ №1» формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) новообразования:

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково–символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


«Портрет выпускника начальной школы»

(становление личностных характеристик выпускника)

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Викуловсукая СОШ №1» содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план МАОУ «Викуловская СОШ №1»;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей Тюменской области.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей – Центра дополнительного образования и развития детей (ЦДОиРД), Детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ);

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (с.Викулово и Викуловского района) для приобретения опыта реального управления и действия.

МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа №1», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечила ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и школой в договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.



  1. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Нормативно - правовой и документальной основой программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МАОУ «Викуловская СОШ №1» являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт),

  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция);

  • Примерная программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся

Программа разработана с учётом культурно - исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Тюменской области, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

МАОУ «Викуловская СОШ №1» создает условия:

- для реализации указанной программы, обеспечивая духовно - нравственное развитие обучающихся;

- для приобщения младших школьников к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям;

- для формирования у обучающихся идентичности гражданина России, направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно - историческому наследию своего народа и своей страны;

- для развитие творческих способностей обучающихся и формирования основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса согласованы усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования – ЦДОиРД, ДЮСШ, культуры и спорта – Центра культуры и досуга (ЦКД, районная детская библиотека) и общественных объединений.

1.1. Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в МАОУ «Викуловская СОШ №1» сформулированы, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно -нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, в МАОУ «Викуловская СОШ №1» определены общие задачи духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconИсторико-лингвистическое исследование антропонимии татар нижнего течения р. Тура II половины ХХ в. /на материале Тюменского района Тюменской области
Институт языка, литературы, искусств им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconСтруктура населения макрозообентоса водоемов юга Тюменской области (на примере Ишимского района)
Работа выполнена на кафедре биологии и методики преподавания биологии гоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им....
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconЭпизоотологическая характеристика основных нематодозов свиней юга тюменской области (с применением математического моделирования)
Эпизоотологическая характеристика основных нематодозов свиней юга тюменской области
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconОтчет о работе Контрольно-счетной палаты Балаковского муниципального района Саратовской области в 2009 году Балаково 2010г
Контрольно-счетная палата Балаковского муниципального района Саратовской области (далее ксп) является постоянно действующим органом...
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconДоклад главы администрации Задонского муниципального района
Липецкой области о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления Задонского муниципального...
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconС. Ф. Прокопенко «18» мая 2011 года «18» мая
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Ишима Тюменской области
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconС. Зоркальцево, ул. Трактовая 29, Томского района, Томской области. 634515 тел. 915770
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconСовет депутатов грязинского муниципального района липецкой области решение
Федеральным законом n 131-фз об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 21 Устава Грязинского...
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconС. В. Марченко Состояние и результаты деятельности
Российской Федерации, а также Основ политики Российской Федерации в области развития науки и техники, приоритетного национального...
С. Викулова, Викуловского района, Тюменской области iconРоль сорта в получении зерна ячменя разного целевого назначения в агроклиматических зонах Тюменской области
Работа выполнена на кафедре технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства фгбоу впо тюменская гсха
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница