Приложение к

НазваниеПриложение к
страница1/3
Дата конвертации25.12.2012
Размер495,55 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3
МОУ «Мелеховская средняя

общеобразовательная школа №1»


ПРИЛОЖЕНИЕ


К


ОПИСАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ТЕМЕ:


«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ И

ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».


Учитель начальных классов

МОУ «Мелеховская средняя

общеобразовательная школа №1»

Толмачева В.Ф.


2003 г.


План работы


1. Значение сочинения.

2. Умения обучающихся.

3. Текст.

4. Абзац.

5. Описание.

6. Повествование.

7. Рассуждение.

Сочинение - один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникаций. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Что же я понимаю под системой обучения сочинением?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, я имею в виду не порядок работы над сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в которой предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи.


Какими же умениями должен овладеть ученик, чтобы связно излагать свои мысли в устной и письменной форме?


1. Умение вдумываться, в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему сочинения. Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения - «Как я помогаю маме», то нужно писать о том, что делаешь обычно в помощь маме, а если тема - «Как я однажды помогал маме», то нужно рассказать об одном каком-нибудь случае (возможно, смешном), связанном с этой помощью. И, конечно же, если тема сочинения - «Золотая осень», нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать «золотой», но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит противный дождик, листья облетели и т.п., как это часто бывает в сочинениях учащихся на эту тему. В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.


2. Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли. Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, ее надо найти.

Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случает умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему. Тема сочинения «Наступила осень» не подсказывает, с какой точки зрения ученик должен написать об определенных изменениях природы. В данном случае он должен сам определить основную мысль своего сочинения. Дети так формулируют основную мысль данного сочинения: «Наступила моя любимая пора» (и тогда ученик показывает те признаки наступления осени, которые вызывают в нем эту оценку); «Наступила неприятная мне осень, время, когда природа умирает» (в данном случае требуется совсем другой отбор фактов и средств выражения).


3. Перечисленные выше умения требуют отбора материала с точки зрения темы и основной мысли сочинения. Но в определенных случаях этого бывает недостаточно - требуется умение собрать материал для сочинения. Именно это умение обеспечивает его содержательность. Так, если ученик получил тему «Наш парк в сентябре», он должен на основе наблюдений собрать необходимый материал - в противном случае в сочинении будет говориться об осени вообще. Когда основная: мысль ясна из формулировки темы, ученик собирает такой фактический материал, который поможет ему раскрыть эту мысль. Но может быть и так, что, только собрав материал, изучив то, о чем нужно писать, ученик ясно поймет основную мысль своего будущего сочинения.

Умения отбирать и собирать материал к сочинению, теснейшим образом связаны между собой. Правда, такие темы, которые предполагают рассказ о прошедших, хорошо известных событиях (например, «Как мы ходили на прогулку в лес», «Как я провел каникулы»), не требуют умения собирать материал. Но значительно больше в школьной практике тем, которые требуют от учащихся этого умения.

Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.


4. Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. В то же время в некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их еще сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении. Поэтому, говоря о систематизации материала, мы имеем в виду, как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей. Если не научить ученика этому умению, он «утонет» в собранном материале, сочинение получится непоследовательным.


Как же научить детей всем этим умениям — умение писать на тему, раскрывать основную мысль сочинения?

Итак, я начинаю свою работу над формированием понятия о тексте. Одним из основных понятий, на которое я опираюсь, ведя работу по развитию речи, является понятие «текст». При ознакомлении с текстом, учащимся необходимо исходить из следующих его признаков.


Сейчас я вам их перечислю:

1. Наличие группы предложений.

2. Смысловая связность:

а) единство темы, предмета речи;

б) наличие основной мысли и ее развитие.

3. Структурная связность.

Для знакомства с первым признаком я использую прием сопоставления предложения и текста

При сопоставлении акцент должен быть сделан на том, что предложение позволяет только выразить мысль, а текст - обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее добавляет к сказанному что-то новое.


Я провожу такую работу. Дается два текста.


Шла лиса по лесу. Вдруг она А капкан цап лису за лапу!

почуяла запах мяса. Побежала лиса Шла лиса по лесу.

на запах. А капкан цап лису за лапу! Неудача.

Побежала лиса на запах.

Вдруг она почуяла запах мяса

Лиса была голодна


Сравните группы предложений:

1. В какой группе есть общая мысль, связывающая предложения в единое целое, в каком - нет?

2. В какой группе предложения связаны между собой, а в какой нет?


Сделайте вывод.


Закрепить понимание этих признаков как основных отличительных черт текста можно на любом отрывке.

Предложив задание, доказать, что данный отрывок является текстом. На этом же этапе целесообразно ввести понятие «тема» и «основная мысль».

Выявление признаков текста и есть первая часть работы над данным понятием, цель ее - помочь учащимся осознать понятие.

Второй ступенью будет овладение или формирование соответствующих умений, понимать основную мысль, обеспечивать развитие мысли, осуществлять связь предложений, располагать их в определенной последовательности.

После этого я знакомлю детей с типами речи (описанием, повествованием, рассуждением).

Приступая к знакомству с основными типами речи, важно раскрыть мысль о том, что наши высказывания связаны с окружающей действительностью, отражают ее.

Вокруг нас бесчисленное множество различных предметов и явлений. Они имеют свои признаки, свойства, они совершают действия. Мы все это видим (что это? кто это? какие они? что сделают? оцениваем какое? объясняем, почему они такие? почему это произошло?). Все это и составляет содержание наших высказываний.

Непосредственное знакомство с повествованием, описанием, рассуждением я начинаю с сопоставления трех текстов, предложив ученикам сравнить их и решить.


1. Об одном ли предмете в них идет речь, о каком именно?


2. В каком из текстов говорится о признаках этого предмета, в каком - о действиях, в каком - о причинах?


Эти вопросы написаны на доске:


а) На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был, как будто, приклеен клюв с кожаным красным мешком.


б) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уж» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.


в) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков.


Чтобы помочь детям определить значение текста, можно воспользоваться приемом «фотографирования». Познавательная задача может быть сформулирована так:


Представьте, что вам нужно рассказать о пеликанах не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?


В ходе решения задачи учащиеся должны сделать следующие выводы. Признаки предмета, о которых говорится в первом тексте, можно увидеть сразу, все вместе – это одновременные признаки. Действия предмета, о которых говорится во втором тексте, сразу, все вместе, увидеть нельзя — это сменяющие друг друга, последовательные действия. Причины свойств и явлений, о которых говорится в третьем тексте, увидеть вообще нельзя, их можно только понять.

Проведенные наблюдения подготовили учащихся к следующему обобщению. В зависимости от содержания наши высказывания могут представлять собой разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств и явлений.

В ходе закрепления изученного ученики должны будут не только устанавливать тип речи, к которому относится текст, но и доказывать правильность своего решения.

Вот образцы ответов:


1) – Я думаю, что это высказывание является описанием, так как в нем названы признаки... Содержание можно передать на одном снимке, следовательно, эти признаки одновременные.


2) – Я считаю, что это высказывание – повествование; в нем говорится о нескольких действиях одного предмета. Все эти действия нельзя передать на одной фотографии, потому что они совершаются в разное время, одно за другим. Значит, это последовательные действия.


3) – Мне кажется, что это высказывание – рассуждение. В нем объясняется... То, о чем в нем говорится, нельзя передать на фотографии.


Приведем тренировочные упражнения, которые можно использовать для закрепления изученного о типах речи.


1. Послушайте тексты. К каким типам речи они относятся.

а) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
потом - лоб, потом - глаза... Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки...
(По А.Н. Толстому.)


б) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (По А. Куприну.)


в) Игры - это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека


2. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Какие средства языка помогли этому автору ярко «нарисовать» предмет?

а) В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зеленые ягоды. С каждым днем они становились все крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды


б) Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У нее дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, а вытянутая. А другая клубничка, словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зеленый воротничок. Очень красиво!

3. Я предложила ученикам написать об их любимом животном. Тип речи они должны были выбрать сами. Каким типом речи воспользовался автор каждой работы?

а) Моего щенка назвали Мудрый, потому что он очень умный. Скажешь: «Сиди!» - сидит. Скажешь: «Вперед!» - бежит. «Неси!» - приносит. А с каким пониманием он смотрит на меня, когда мне плохо! Он совсем не мешает, когда я делаю уроки. Он защищает меня от всех, кто пытается меня обидеть.


б) Наш Бобка - маленький щенок. У него шерсть длинная, прямая, белая. Очень выразительны круглые, как пуговки, черные глаза. На белом фоне выделяется черненький носик-кнопочка.


4. Определите, повествованием или описанием является каждый из текстов. Чтобы не ошибиться, не забудьте воспользоваться приемом фотографирования.

а) Что в комнате творится! На полу под елкой игрушки: звезды, шары, половина из них побита. Вокруг елки носится Джек, наверх поглядывает. А по веткам прыгает белка (По Г. Скребицкому.)


б) Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым спинным плавником. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом. (По К. Паустовскому.)


Смысл этого упражнения в том, чтобы предостеречь учащихся от формального подхода к определению типа речи: если много прилагательных, значит, описание, если глаголов - повествование. В данном случае первый текст, несмотря на наличие выразительных глаголов, является описанием, а второй - повествованием.

При сопоставлении акцент должен быть сделан на том, что предложение позволяет только выразить мысль, а текст - обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее добавляет к сказанному что-то новое.


Например. I. Человек, впервые встретивший павлина, был поражен его красотой. II. Человек, впервые встретивший павлина, был поражен его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост, расцвеченный огромными «глазами», тащился по земле как длинный шлейф. Птица была такой величественной, что ее сразу объявили священной, (По М. Хаверстоку.)


После сделанного вывода (текст - это группа предложений) необходимо сразу же ввести ограничение: не любая группа предложений будет текстом, и показать это на примере.

Выявление признаков текста и есть первая часть работы над данным понятием, цель ее - помочь учащимся осознать понятие. Второй ступенью будет
овла­дение
им - формирование соответствующих умений понимать и проводить

основную мысль, обеспечивать развитие мысли, осуществлять связь предложений, располагать их в определенной последовательности.


Вдумайтесь в формулировки тем сочинений. Тексты какого стиля они предполагают? Объясните.

а) Приметы весны. - Весна пришла!

б) Как развести костер. - Как мы однажды разводили костер.


Работая над признаками текста, я показываю учащимся, что значимым признаком является не какой-нибудь, один-два из них, а весь комплекс. Чтобы получился хороший текст, необходимо соблюдать все требования к нему.

Как показывает анализ детских сочинений, в специальной отработке нуждается умение обеспечивать развитие мысли в тексте.

Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкивается от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. те сведения, ради которых создается предложение.

Обратив внимание учащихся на эту отличительную черту построения текста, я предлагаю им такие тренировочные упражнения.

Проводя наблюдение, я показываю учащимся, что «новое», те основные сведения, ради которых предложение включается в текст, в спокойной монологической речи обычно находится в конце предложения и при произнесении выделяется голосом. Кроме того, целесообразно привлечь внимание учеников к повторяющимся словам, выделить те средства, которыми автор подчеркивает, что он повторяет слова сознательно.


Прочитайте текст. Как развивается мысль в нем: от чего «отталкивается» автор, что является шагом вперед в развитии мысли? Укажите место «нового» в каждом из предложений.

Недавно Московский зоопарк пополнился тремя, новоселами. Это индийские журавли. Их называют антигонами. Антигоны - огромные, красивые, голенастые птицы (По И. Сосновскому.)


Проведенной работой учащиеся подготовлены к тому, чтобы решать вопрос о порядке слов в предложении. Им можно предложить такие задания.


Прочитайте отрывки из сочинений учеников. Удачен ли в них порядок слов? Почему?

а) Под березой, в тени, отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.


б) Передо мной картина И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Главное здесь клубника. На простой сероватой скатерти разложена клубника.


Важно, чтобы при выполнении упражнения учащиеся не просто перестроили предложения... Шарик лежит рядом с девочкой. ...Клубника разложена (она разложена) на простой сероватой скатерти, но и объяснили, почему именно такое расположение слов в данном случае будет правильным. Это условие должно соблюдаться и при выполнении следующих заданий. Попутно обращаю внимание на то, где повторяющиеся слова можно оставить, а где лучше заменить.


Восстановите текст. Для этого из двух предложений в скобках выберите одно, более удачное в данном тексте. Выбор объясните.

Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи. (Васютка снабжал орехами рыбаков. Орехами рыбаков снабжал Васютка.) (По В. Астафьеву).


Обучая развитию мысли в тексте, я провожу предупреждение такого распространенного недочета, как повтор мысли («топтание на месте»). Вот пример одного из заданий.


Во всех ли предложениях текста сообщаются новые сведения, т.е. везде ли есть развитие мысли? Если найдете повтор мысли, устраните.

Передо мной березки с прошлогодними листьями. На них еще лежит снег. Одни березки молоденькие, другие старые, могучие. На них лежит снег. За березами поляна, а за ней лес...


При работе с данным отрывком важно, чтобы учащиеся не просто устранили липшие фразы, но и осознали: предложение, в котором нет «нового», т.е. информации, дополняющей сказанное, тормозит развитие мысли, мешает построению текста. Однако нужно иметь в виду, что появление подобных недочетов - это чаще всего следствие недостаточного владения материалом: ученик не знает, что написать, какую мысль провести, поэтому «перепевает» сказанное. Иначе говоря, предупреждение данной разновидности речевых погрешностей должно быть тесно связано с работой над фактическим содержанием высказывания.

Еще одно умение, которое нуждается в отработке, - это умение правильно устанавливать последовательность предложении.

Обратимся к одному из распространенных упражнений по развитию речи - восстановление деформированного текста. Имеется в виду превращение набора предложений в связный текст путем изменения последовательности предложении. А как определить эту последовательность? Какие действия необходимо осуществить, чтобы выполнить подобное задание? Прежде всего, нужно найти в заданном наборе предложения, связанные друг с другом по смыслу. Этими связями и определится порядок предложений. Следовательно, для формирования у учащихся умения последовательно излагать свои мысли важно учить их устанавливать смысловые связи между предложениями.


Я организую наблюдения над смысловыми связями между предложениями. Покажу на таком тексте.


Является ли данная группа предложений текстом? Докажите. Можно ли превратить их в текст? Решите: на одну ли тему предложения, возможно ли с их помощью передать определенную мысль? Чего недостает этим, предложениям, чтобы стать текстом? Чем будет определяться последовательность предложений? Как следует действовать, чтобы превратить эту группу предложений в текст?


1. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка! 2. Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было. 3. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка. 4. Мальчик послушался отца. 5. - Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик. (По К. Д. Ушинскому.)

  1   2   3

Похожие:

Приложение к iconПриложение Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей

Приложение к iconМетодические указания по написанию и оформлению рефератов
Приложение Список рекомендуемых периодических изданий…
Приложение к iconIV. Научно-исследовательская работа
Приложение – презентация «Окский заповедник» фотографии и тексты о работе заповедника
Приложение к iconПриложение
Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010г. №244-фз «Об инновационном центре «Сколково»
Приложение к iconНазвание Описание
Биология "Общие закономерности" Приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б захарова, cd кабинет биологии
Приложение к iconДоклад
Приложение: «Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар в 2011 году»
Приложение к icon«Экспериментальное приложение к курсу органическая химия»
Вдовина Т. О., к п н., Заслуженный учитель рф, моу «Физико-технический лицей №1г. Саратова»
Приложение к iconФракталы в медицине и биологии Учащаяся: Сизых Ю. А. Шишкина Н. А. Шадринск
Приложение №1 Универсальная методика взамен устаревшей технологии
Приложение к iconОтчет о работе Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета
Республики Карелия (приложение №3 к приказу Минобразования РФ от 27. 04. 2002г. №1247)
Приложение к iconДоклад
Приложение: «Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар в январе сентябре 2011...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница