Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология

НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология
страница1/8
Г К Матвеева
Дата конвертации25.12.2012
Размер1,67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ЗООЛОГИЯ


Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки: «Биология и химия», «География и экология», «Биология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр




Пермь

ПГПУ

2011

УДК 59

ББК Е 6

З-853

Р е ц е н з е н т :

кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии, валеологии и медицины Пермского государственного педагогического университета

Г.И. Дубась


Авторы-составители: кандидат биол. наук, Г.К. Матвеева, кандидат биол. наук, доцент Н.А. Литвинов, кандидат биол. наук, доцент Т.А. Левитан, кандидат биол. наук С. В. Ганщук


Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 – «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям «Биология и химия», «География и экология», «Биология».


Согласовано:

Декан естественнонаучного факультета Дубась Галина Ивановна _________



Утверждено на заседании

учебно-методической комиссии

факультета ___________________:

Протокол № _______

«___» ________________20___г.

Председатель УМК _____________





Утверждено на заседании кафедры _________________:

Протокол № _______

«___» ________________20__г.

Зав. кафедрой _______________



Содержание


1. Цели и задачи изучения дисциплины

4

2. Место дисциплины в структуре ООП

4

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций

4

4

6

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

7

7

8

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

5.4. Содержание учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных

9

9

16

17

22

6. Образовательные технологии

6.1. Технологии аудиторной работы

6.2. Технологии внеаудиторной работы

24

24

24

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. Содержание самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе методические рекомендации по их выполнению

7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению

25

25

26


32


37

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Материально-техническое обеспечение


38

38

39

39

40

9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Требования и форма проведения входного контроля

9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации


40

40

44

44

50

50

54

10. Глоссарий по курсу дисциплины

67


1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Целью его является ознакомление студентов с многообразием беспозвоночных животных, особенностями организации и своеобразием функционирования представителей разных систематических групп. В задачи курса входит знакомство студентов с распространением животных, формированием специфических адаптивных особенностей организации в связи с разнообразием освоенных животными жизненных сред.

На основании последовательного изучения организации одноклеточных и многоклеточных животных студенты знакомятся с основными направлениями эволюционного процесса, результатами и формами возникающих при этом структурных и функциональных адаптаций, с разнообразием способов размножения и типов развития животных.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б3.В.ОД.1.5 Биология и химия, Б3.В.ОД.2.2 География и экология.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении зоологии, общей биологии, экологии школьного курса.

Освоение зоологии является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

  1. методики преподавания биологии,

  2. анатомии и физиологии человека,

  3. эволюции органического мира.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Биология и химия», «География и экология»):

- СК-1 – владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, знаком с выдающимися биологическими открытиями, способен оценить роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- СК-2 – владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их значение как компонентов экосистем, способен обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

- СК-5 – владеет знаниями о закономерностях развития органического мира и механизмах эволюционного процесса;

- СК-8 – способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные биологические понятия, термины, определения;

- основные биологические, законы и явления, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);

- роль отечественных и зарубежных ученых в развитии биологии;

- современные достижения и проблемы биологии и перспективы её развития;

- разделы биологии, историю, место биологии в системе естественных наук;

- основные закономерности онтогенетического и филогенетического развития живых организмов;

- основные особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных, иметь представления о роли животных в природе и хозяйственной деятельности человека, а также о патогенности и опасности некоторых представителей животного мира.

уметь:

- анализировать текущую информацию по актуальным проблемам биологии;

- применять научные знания в области биологии в учебной и профессиональной деятельности;

- уметь прогнозировать развития биологических систем в соответствии с биологическими законами;

применять теоретические знания по морфологии, экологии, размножения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных для описания и изучения различных объектов животного мира.

владеть:

- навыками применения знаний по особенностям морфологии, экологии, раз-множения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных при описании неизвестных объектов животного мира и при анализе их места в зоологической таксономии.

- теоретическими знаниями для осуществления педагогической и научной деятельности;

- системными представлениями об организации живой природы;

- методами популяризации биологических знаний.


3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.1)




п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

СК1

СК2

СК 5

СК8

1

Введение. История развития и значение зоологии

2

+










2

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

10




+

+

+

3

Происхождение многоклеточных. Надраздел Низшие многоклеточные

3

+

+

+

+

4

Надраздел Собственно многоклеточные. Тип Кишечнополостные

5




+




+

5

Раздел Билатеральные. Тип Плоские черви

6




+

+

+

6

Тип Круглые черви

4




+

+

+

7

Тип Кольчатые черви

6




+

+

+

8

Тип Моллюски

10




+

+

+

9

Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные

1




+

+

+

10

Подтип Жабродышащие

5




+

+

+

11

Подтип Хелицеровые

6




+

+

+

12

Подтип Трахейнодышащие

10




+

+

+

13

Тип Иглокожие

2




+




+

14

Филогенетическое развитие беспозвоночных

2

+




+




15

Введение. Предмет и задачи зоологии позвоночных. История развития. Структура зоологии

2

+










16

Типа Хордовые. Подтип Оболочники

2

+

+

+




17

Подтип Бесчерепные

2

+

+

+




18

Подтип Позвоночные.

4

+

+

+




19

Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые

4

+

+

+




20

Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы

4

+

+

+




21

Класс Костные рыбы

10

+

+

+




22

Надкласс Наземные позвоночные. Класс Земноводные

8

+

+

+

+

23

Класс Пресмыкающиеся

10

+

+

+

+

24

Класс Птицы

16

+

+

+

+

25

Класс Млекопитающие

10

+

+

+







ИТОГО:

144















4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Профиль «Биология и химия». Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по семестрам

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

36

36

36

36




Лекции (Л)

14

14

14

14

Практические занятия (ПЗ)













Семинарские занятия (СЗ)













Лабораторные работы (ЛР)

22

22

22

22

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

36

36

36

36




Реферат













Эссе













Конспект в рабочей тетради













Аналитическая таблица













Исследовательский проект (курсовая работа)













Другие виды самостоятельной работы













Общая трудоемкость: часы/зачетные единицы

72/2

72/2

72/2

72/2

Входной контроль (вид, № семестра)

Тест, I семестр










Текущий контроль (вид, № семестра)

Коллокви-умы

Коллокви-умы

Коллоквиумы

Коллокви-умы

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров

Зачет,

I семестр

Экзамен,

II семестр

Зачет

Экзамен


Профиль «География и экология». Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по семестрам

1

2

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

72

54




Лекции (Л)

28

22

Практические занятия (ПЗ)







Семинарские занятия (СЗ)







Лабораторные работы (ЛР)

44

32

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

72

54




Реферат







Эссе







Конспект в рабочей тетради







Аналитическая таблица







Исследовательский проект (курсовая работа)







Другие виды самостоятельной работы







Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

144/4

108/3

Входной контроль (вид, № семестра)

Тест,

I семестр

Тест,


Текущий контроль (вид, № семестра)

Коллоквиумы

Коллоквиумы

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров

Зачет,

I семестр

Экзамен,

II семестр


Профиль «Биология». Форма обучения заочная

Вид учебной работы

Количество часов по семестрам

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

26













Лекции (Л)

10

4

6

6

Практические занятия (ПЗ)













Семинарские занятия (СЗ)













Лабораторные работы (ЛР)

8

4

6

6

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

222




179







Реферат













Эссе













Конспект в рабочей тетради













Аналитическая таблица













Исследовательский проект (курсовая работа)













Другие виды самостоятельной работы













Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

252










Входной контроль (вид, № семестра)













Текущий контроль (вид, № семестра)













Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров














4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы



п/п

Раздел/ тема

Неделя семестра

Всего час.

Виды учебной работы студентов

и трудоемкость (в часах)

аудиторная работа

сам. работа

лек.

сем.

пр.

лаб.

обяз.

доп.

1

Введение. История развития и значение зоологии

1

2

2










2

1

2

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

2-4

10

4







6

5

1

3

Надраздел Низшие многоклеточные

4-5

3

1







2

3

1

4

Надраздел Собственно многоклеточные. Тип Кишечнополостные

4-7

5

1







4

4

1

5

Раздел Билатеральные. Тип Плоские черви

5-9

6

2







4

4

2

6

Тип Круглые черви

6-10

4

2







2

4

2

7

Тип Кольчатые черви

7-12

6

2







4

4

2

8

Тип Моллюски

24-26

10

4







6

5

1

9

Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные

26

1

1










1

1

10

Подтип Жабродышащие

26-28

5

1







4

4

2

11

Подтип Хелицеровые

27-30

6

2







4

4

2

12

Подтип Трахейнодышащие

28-33

10

4







6

5

1

13

Тип Иглокожие

34

2










2

3

1

14

Филогенетическое развитие беспозвоночных

29

2

2










1

1

15

Введение. Предмет и задачи зоологии позвоночных. История развития. Структура зоологии

1

2

2










1

1

16

Типа Хордовые. Подтип Оболочники

2

2

1







1

1

1

17

Подтип Бесчерепные

2

2

1







1

1

1

18

Подтип Позвоночные

3

4

2







2

3

1

19

Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые

4

4

2







2

3

1

20

Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы

5

4

2







2

3

1

21

Класс Костные рыбы.

6-8

10

2







8

6

4

22

Надкласс Наземные позвоночные. Класс Земноводные

9-12

8

2







6

5

3

23

Класс Пресмыкающиеся

23-25

10

4







6

6

4

24

Класс Птицы

26-29

14

8







6

14




25

Класс Млекопитающие

30-33

8

2







6

8






5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины


Введение

Предмет и задачи курса, биология как комплексная наука. Связь зоологии с другими дисциплинами. История развития зоологии. Система животного мира, её совершенствование. Успехи современной зоологии. Роль отечественных и зарубежных учёных в развитии зоологии беспозвоночных. Значение зоологии как фундаментальной науки. Охрана животного мира, охрана биоразнообразия.


ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гистология с основами эмбриологии
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих специальных дисциплин и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих / специальных дисциплин / и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История России
Учебно-методический комплекс комплекс «История России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Страноведение США
Учебно-методический комплекс «Страноведение сша» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология iconУчебно методический комплекс дисциплины «зоология» Специальность 050102. 65-Биология
Александровская Т. О., Васильева Е. Д., Орлова В. Ф. Рыбы, амфибии. Рептилии Красной книги СССР. – М., 2000
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница