Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза»)

НазваниеФразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза»)
страница1/2
Л.М. Хачересова
Дата конвертации10.08.2012
Размер355,85 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


СЛЕПУШКИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА


ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ В

ЗЕРКАЛЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА

(на материале концептов «предупреждение» и «угроза»)


Специальность 10.02.20 – сравнительно-историческое,

типологическое и сопоставительное языкознание


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Пятигорск – 2009

Работа выполнена на кафедре теории и практики перевода

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический

университет»


Научный руководитель: Доктор филологических наук,

профессор

Артемова Анна Федоровна


Официальные оппоненты: Доктор филологических наук,

профессор

Карасик Владимир Ильич

Кандидат филологических наук,

доцент

Бойко Лидия Николаевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Белгородский

государственный университет»


Защита диссертации состоится 13 января 2009 г. в 17 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.193.02 в ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г. Пятигорск, проспект Калинина, 9.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».


Автореферат разослан декабря 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Л.М. Хачересова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Язык – это сложный объект, который можно определить как средство общения, как знаковую систему, как способность к коммуникации особого рода, как продукт и основное условие когнитивной деятельности человека. Бесспорно, язык является для человека средством достижения поставленных целей.

В настоящее время на первое место выходит взаимодействие человека с окружающими людьми, с окружающим миром. Актуальным становится исследование фразеологизмов, т.к. именно фразеология непосредственно связана с человеком.

Фразеология удерживается в языке веками, репрезентируя культуру народа-носителя. Изучение же культурных особенностей концептов, репрезентируемых фразеологическими единицами, в сопоставительном аспекте дает возможность выявить как систему оценок и ценностей, необходимых для исследования межкультурных различий, так и своеобразие менталитета и миропонимания людей. Поэтому проблема сопоставительного анализа фразеологических единиц в настоящее время – время расширения сотрудничества и глобализации - представляется весьма актуальной.

Исследованиями фразеологизмов в лингвокультурологическом аспекте занимались такие ученые, как Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, В.В. Воробьев, В.И. Карасик, В.Н. Телия и другие. Однако сопоставительный анализ фразеологических единиц со значением предупреждения и угрозы в русском и английском языках предпринят не был. И это определяет научную новизну представленного диссертационного исследования. Научная новизна диссертации состоит также в характеристике этнокультурной специфики фразеологической репрезентации концептов «предупреждение» и «угроза» в английском и русском языках, в установлении содержательного минимума этих концептов в сравниваемых лингвокультурах, в выявлении специфики обозначения и квалификации предупреждения и угрозы посредством фразеологизмов.

Объектом исследования являются фразеологические единицы, объективирующие концепты «предупреждение» и «угроза» в английском и русском языках.

Предметом исследования служат концепты “warning”, “threat”, «предупреждение» и «угроза».

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы выявить и сопоставить способы выражения предупреждения и угрозы в русском и английском языках на материале фразеологических единиц этих языков.

Цель работы предполагает решение ряда задач:

– изучить точки зрения исследователей по вопросам, касающимся понятий «культура», «языковая картина мира», «языковая личность», «концепт», «внутренняя форма», «культурная коннотация фразеологизмов»;

– определив место лингвокультурологии в системе гуманитарного знания, охарактеризовать концепт как базовую единицу лингвокультурологии;

– выяснить, как объективируются концепты «предупреждение», «угроза» в английском и русском языках;

– выявить роль образности в формировании способов выражения предупреждения и угрозы;

– показать, как отражаются основные черты национального русского и английского менталитета во фразеологизмах.

Для решения поставленных задач в диссертации были использованы описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод сплошной выборки, метод компонентного анализа, а также количественный подсчет.

Методологической базой послужили исследования таких ученых, как Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, В.А. Маслова в области сравнительно-сопоставительной лингвокультурологии и лингвоконцептологии.

Материалом исследования послужили 500 фразеологических единиц, имеющих значение предупреждения и угрозы в русском и английском языках. Источниками примеров являются 18 фразеологических словарей русского и английского языков.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концептуальная диада «предупреждение» - «угроза» представляет собой сложное ментальное образование, содержанием которого является коммуникативное действие с выраженной интенцией говорящего оказать воздействие на поведение адресата посредством указания на негативные последствия развития событий для адресата, если он не изменит своего поведения. Важнейшая смысловая оппозиция в рамках этой диады сводится к акцентированию рационального способа воздействия при предупреждении либо эмоционального способа воздействия при угрозе.

  2. Концепты “warning” / «предупреждение» и “threat” / «угроза» вариативно объективируются в английских и русских фразеологических единицах, проявляясь в следующих комбинаторных разновидностях: 1) «собственно предупреждение», 2) «предупреждение с оттенком предостережения», 3) «предупреждение с оттенком угрозы», 4) предупреждение с оттенком совета», 5) «угроза с обещанием негативного результата», 6) «угрожающее положение», 7) «угрожающее действие», 8) «угроза как приказ».

  3. Этнокультурная специфика фразеологической объективации концептов «предупреждение» и «угроза» носит стохастический характер, при этом в английском языковом сознании соотношение предупреждения и угрозы является смещенным в сторону большей представленности предупреждения, в то время как в русском языковом сознании данная концептуальная диада представлена симметрично.

  4. Отличительными чертами английского национального характера являются сдержанность в проявлении эмоций, взвешенность, рационализм. Наиболее ярко особенности мировосприятия англичан выражаются в концепте “warning”.

  5. Для русского менталитета характерно свободное выражение эмоций, как положительных, так и отрицательных, искренность, максимализм. Особенности мировоззрения русских выражаются как в концепте «предупреждение», так и в концепте «угроза».

Апробация работы. Основные положения диссертации и выводы проведенного исследования отражены в 8 публикациях, а также в докладах на научно-теоретических конференциях (Университетские чтения - 2006, 2007, 2008 гг.) и на заседаниях кафедры теории и практики перевода.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие лингвокультурной концептологии, освещая проблему соотношения концептов на материале фразеологии, выявляет национально-культурную специфику их воплощения в русской и английской лингвокультурах. Данное исследование с помощью фразеологических единиц уточняет наши знания об этнокультурных особенностях концептуализации эмоциональных состояний у различных языковых сообществ.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов данного исследования при проведении лекций, семинаров по межкультурной коммуникации, лексикологии английского и русского языков, спецкурсов по фразеологии, лингвокультурологии и эмотивной лингвистике.

Структура диссертации определяется целью и задачами работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 183 источника, списка словарей, справочной литературы и списка цитируемых источников.

В I главе исследования рассматривается проблема взаимовлияния языка и культуры, описывается структура значения фразеологической единицы.

Во II главе основное внимание уделяется проблеме средств выражения предупреждения и угрозы в двух языках – русском и английском; анализ проводится на материале фразеологических единиц этих языков.

В III главе производится сопоставительный анализ концептов «предупреждение» и «угроза» в русском и английском языках.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении определяется объект и предмет исследования, обосновывается актуальность темы, ее научная новизна, формулируются цели, задачи и методы исследования, приводятся выносимые на защиту положения, определяется теоретическая значимость и практическая ценность диссертации.

В I главе «Язык и культура. Проблема взаимовлияния» рассматривается проблема взаимосвязи языка и культуры, языка и мышления, описывается структура значения фразеологической единицы.


Общепризнано, что язык и культура неразрывно связаны между собой. Их можно определить как формы сознания, в которых отображается мировоззрение людей. Культура противостоит природе. Язык, с одной стороны, является слагаемым культуры и ее орудием, а с другой – в самой материи языка, в существенных особенностях его структуры сказывается природа человека. Язык определяет принадлежность его носителя к тому или иному социуму.

Получившее в настоящее время широкое распространение лингвокультурологическое направление в исследованиях, посвященных связи языка и культуры, обусловлено тем, что вся жизнь человека неразрывно связана с культурой, это одна из форм его существования в окружающем мире. Язык же отражает, интерпретирует человеческую культуру.

Фразеологические единицы – сложные лингвистические образования, в семантику которых неотъемлемой частью входит лингвокультурологический аспект, – являются средством накопления и передачи эталонов и стереотипов национальной культуры. В них находят отражение и аккумулируются все материальные и духовные ценности, вырабатываемые человечеством на протяжении веков и характерные для культуры определенной общности.

Между внешним миром, окружающим человека, и его внутренним миром лежит третий мир – язык. В ходе контактов с миром у человека возникает картина мира - субъективный образ, интерпретация мира. Представители разных этносов по-разному воспринимают мир. Язык общества является важным каналом трансляции менталитета представителей того или иного этноса, той или иной культуры. Фразеологические единицы, благодаря устойчивости и воспроизводимости в речи, накапливают и несут в себе культурную информацию о социуме и о мире. Они фиксируют то, как человек ориентируется в окружающем его мире, как он его осмысливает.

Фразеологические единицы, которые называют «микрофольклором», сохраняют и воспроизводят менталитет и культуру народа – его создателя. Во фразеологизмах отражаются черты характера, мировосприятие, образ жизни представителей того или иного этноса. При этом, будучи единицами вторичной номинации, фразеологизмы не прямо называют предмет, а характеризуют его посредством определенного образа, который воспринимается носителями языка в соответствии с их знанием своей культуры, с их компетенцией. В основе образности фразеологизма лежит не единичный элемент действительности, а определенный фрагмент мира. Идиомы – это своего рода микротексты, лингвистические знаки, обозначающие сложный денотат реальной действительности, которым часто является целая ситуация.

Фразеологические единицы передают культурную информацию либо через денотативный аспект значения, либо через коннотативный, и эти два аспекта хранятся во внутренней форме фразеологизма. Внутренняя форма, являясь образной мотивацией фразеологической единицы, представляет собой «конкретный вид чувственной формы» [Зусман, 2003: 9].

Изучая внутренние формы фразеологизмов любого языка, исследователь невольно погружается в духовный мир народа и в народную мифологию.


He who would eat the nut must first crack the shellпословица: если X не совершит действия, требующего напряжения сил (не разгрызет ореха), он не достигнет желаемого результата (не съест ядра). В данной пословице проводится мысль: ничто хорошее для X-а не дается без усилий. Синонимы: He who would catch fish must not mind getting wet, He that will eat the kernel must crack the nut, He that would eat the fruit must climb the tree.

В русском языке есть аналоги: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; без труда нет плода; любишь кататься – люби и саночки возить.


Its no go – разговорное выражение. В русском языке есть аналог: Этот номер не пройдет! Синонимы в английском языке: Have got another think coming; that cat won’t jump; that cock won’t fight. Прослеживается связь с культурой, обычаями и традициями народов. В Великобритании были приняты петушиные бои (cock fighting), которые запрещены в настоящее время, но образ дерущихся петухов сохранился в языке. Образ кошки/кота близок и понятен англичанину, как, впрочем, и русскому человеку. Кот и кошка символизируют уют в доме, мир в семье, но, в то же время, считается, что эти животные обладают независимым нравом (в понимании русских людей - именно кошки), не терпят подчиненного положения.


Семь раз отмерь – один раз отрежь: при выполнении важной работы нельзя суетиться, т.к. это не лучшим образом может отразиться на качестве работы. Слово семь обозначает мистическое или священное число. Число семь складывается из чисел три и четыре, которые среди Пифагорейцев считались приносящими удачу [BDPF, 1970: 984]. На Руси верят, что небо - это семь вращающихся сфер, а на седьмой сфере, дальней от Земли, находится Рай. Согласно Аристотелю, небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер [Справочник по фразеологии, 2006].

В английском языке: A stitch in time saves nine [ODI, 1999: 339]. Число девять (nine) с древних времен считалось особенным. Древние греки понимали девять как число, состоящее из трех троек, а число три считалось священным и приносящим удачу. Число девять - значимое в греческой мифологии. Например, считалось, что существует девять муз, у кошки есть девять жизней, у Гидры – девять голов, в аду текут девять рек [BDPF, 1970: 758].


Основой внутренней формы фразеологических единиц, как в русском, так и в английском языке, является материальный мир. Образы связаны с животными, природой и – в широком смысле – с деятельностью человека.


Отметим, что не все фразеологические единицы являются национально-специфичными. Например, выражения, взятые из Библии, распространены во многих странах мира. Такие выражения не являются культурно-специфичными, отражают не национальный характер, а общечеловеческие ценности, нормы морали, поведения в обществе.

He who lives by the sword dies by the sword – пословица. В Библии описывается случай, произошедший в Гефсиманском саду, когда Иисус упрекнул ученика, который отрезал ухо одному из людей, пришедших арестовать его: ‘all they that take the sword shall perish with the sword’ (Matthew 26:52). Рус. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. Те, кто совершают что-либо жестокое, неминуемо сами будут подвергнуты жестокому обращению. В современных версиях слово ‘sword часто заменяется словами ‘gun’, ‘bomb’ [ODI, 1999: 348].


Man cannot live by bread alone – не хлебом единым жив человек, (но словом Бога), (т. е. у людей есть не только физические, но и духовные потребности). Ср.: Не хлебом единым жив человек [ODI, 1999: 46]. «… Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» [Библия, Второзаконие 8:3, тж. см. от Матфея 4:4; Лука 4:4].


Reap as (which или what) one has sownчто посеешь, то и пожнешь. «Что посеет человек, то и пожнет …» [Библия, Послание к Галатам 6:7, 9].


Во фразеологических единицах со значением предупреждения, употребительных в Великобритании, фигурирует дьявол – символ искушения, недобрых помыслов:


Better the devil you know (than the devil you dont know): мудрее иметь дело с человеком, недостатки и слабости которого уже известны, или со знакомой ситуацией, т.к. иногда перемены и риск могут привести к еще большим трудностям. Выражение употребляется с середины XIX века [ODI, 1999: 26].


В русском языке употребительны выражения предупреждения, предостережения, в которых упоминается Бог:


Побойся Бога – выражение желания предостеречь кого-либо от необдуманного поступка, образумить кого-либо:

Ну, Савельич, – … я еду в Белогородскую крепость.

Батюшка Петр Андреич! –сказал добрый дядька дрожащим голосом.

Побойся Бога; как тебе пускаться в дорогу в нынешнее время, когда никуда проезду нет от разбойников.

Пушкин, Капитанская дочка. [ФСРЯ, 1986: 325]


Вершинную позицию в семантике фразеологической единицы занимает коннотативный компонент. Специфика фразеологизмов любого языка состоит в том, что они не столько называют обозначаемое, сколько характеризуют его с той или иной стороны, оценивают его по степени важности, ценности.

Рациональная и эмоциональная оценка не всегда совпадают в разных языках, так как различны «точки отсчета» - оценочные стереотипы, шкалы оценок.

Так, не все, что «хорошо» для англичанина, «хорошо» в понимании русского человека, и наоборот. Например, для англичан характерна скорее отрицательная оценка такого качества, как гостеприимство, чем положительная: The best fish smell when they are three days old; a constant guest is never welcome». Англичане убеждены, что долго быть в гостях неэтично, неприлично. В русском языке есть выражение: Незваный гость хуже татарина. Оно этимологически восходит к печальному опыту татарского нашествия на Русь. В английской культуре поощряются гибкость мышления, умение приспосабливаться, способность менять свои решения в зависимости от изменения ситуации, условий: Its a silly fish that is caught twice with the same bait; its a poor mouse that has only one hole. Человек, который следует раз и навсегда избранному способу действий, по мнению англичан, проигрывает в жизни, напоминает глупую рыбу или бедную мышь, которая не сможет спастись в случае опасности. В английской культуре «хорошо» уважать себя, тогда и другие будут уважать тебя: Respect yourself, or no one will respect you. В русской культуре «хорошо» радоваться чужим успехам, и это означает для русского человека «уважать себя». Сравните: He that is ill to himself will be good to nobody и кто чужой радости не рад, тот сам себе враг.


Эмотивно-оценочное отношение – это сложный психический процесс, включающий в себя эмоциональное отражение субъектом некоторой ситуации в мире, уже включенной в рамки рационально-оценочного отношения, т.е. процесс, представляющий собой синтез рационально-оценочного и эмоционального восприятия мира. Обычно индикативные и оценочные суждения ориентированы на объективное или на «нормальное» ценностное состояние, а тем самым, на разумный и сознательный подход к отображению мира, в то время как экспрессивно окрашенные высказывания во многом проявляют признаки бессознательного.

Образность – это мотив (основа) эмоциональной оценки и, следовательно, экспрессивности, необходимое составляющее в семантике фразеологизмов, ориентированных на эмотивный эффект. Если внутренняя форма организует значение фразеологической единицы, то образ, посредством ассоциаций, возникающих у адресата, реализует это значение.

Исследование фразеологизмов со значением предупреждения и угрозы в русском и английском языках показало, что в основе идиом обоих языков, как правило, лежат реальные образы.

Например, в основе ФЕ hawks will not pick hawks eyes out лежит реальный образ: в природе хищные птицы (ястреба, вороны) не выклевывают глаза друг другу. Образ лег в основу переосмысления: люди, связанные какими-либо общими интересами (часто корыстными), действуют заодно. обычно поддерживают и не предают друг друга. Ср. в русском языке: Ворон ворону глаз не выклюет. Но встречаются также идиомы, в основе которых лежит парадоксальный образ: «Делить шкуру неубитого медведя».


Основная информация о связи фразеологизма с культурой содержится в том образе, который лежит в основе создания фразеологизма и объективируется его внутренней формой. Образность фразеологизма вызывает в сознании адресата определенные «картинки», которые воздействуют на эмоциональную сферу.

Чтобы понять, почему человек употребляет тот или иной фразеологический оборот, необходимо выявить речевую ситуацию, коммуникативные интенции и фон знаний говорящего. Фразеологизмы служат для указания на факторы субъекта - на интенции говорящего или слушающего, а фактор объекта обозначения идентифицирует то, что является поводом для проявления этих интенций. Человек в процессе жизнедеятельности воспринимает мир эмоционально и информацию об отношении к объекту он может донести до другого именно посредством употребления той или иной фразеологической единицы. При этом говорящий сознательно или бессознательно соотносит ассоциации, которые вызывает образ, лежащий в основе фразеологизма с теми стереотипами и эталонами, которые приняты в его языковой среде. В языке закрепляются и фразеологизируются именно те аспекты действительности, которые наиболее полно выражают особенности национального менталитета. Фразеологические единицы, которые передаются из поколения в поколение, «навязывают» носителям языка национальное понимание мира через призму своей культуры. Таким образом, фразеологический фонд языка – это отражение культуры нации, своего рода «код культуры».


Во II главе «Объективация концептов «предупреждение» и «угроза» в русском и английском языках (на материале фразеологических единиц – ФЕ)» исследуется проблема средств выражения предупреждения и угрозы в русском и английском языках на материале ФЕ. В силу актуальности исследований лингвокультурных концептов в настоящее время, лексемы «предупреждение» и «угроза» рассматриваются в качестве концептов.


Концепт – один из стержневых терминов понятийного аппарата лингвокультурологической и когнитивной лингвистики. Мы считаем, что для данной работы, представляющей собой лингвокультурологическое исследование, наиболее приемлемо использование понятия «лингвокультурный концепт».

Исследователи исходят из того, что один и тот же концепт может объективироваться языковыми единицами различных уровней.

В нашем исследовании внимание уделяется объективации концептов «предупреждение» и «угроза» в русском и английском языках на материале фразеологических единиц. Выявление и описание сходств и различий в выражении концептов на фразеологическом уровне позволяет определить особенности мировоззрения русских и англичан.

Концепт – явление многоплановое, и в него входят 3 составляющие – образная, понятийная и ценностная. Для нашего исследования очень важна ценностная сторона концептов.

Ценностная составляющая, по нашему мнению, – наиболее важный компонент в структуре концепта. Именно благодаря наличию ценностной составляющей тот или иной концепт часто является темой пословиц, поговорок, художественных произведений.

Анализ фразеологических единиц, объективирующих концепты «предупреждение» и «угроза» в русском и английском языках, позволяет утверждать, что в данных концептах наличествует ценностная составляющая. Аксиологическое начало во фразеологических единицах со значением предупреждения и угрозы проявляется в их ориентации на речевое воздействие. Угрожая кому-то, человек стремится запугать его, открыто заявляя об угрожающей опасности. Предупреждение предполагает, что человек подает адресату предупреждения сигнал об опасности, стремится оградить его от неприятных последствий. Очевидно, что человек положительно относится к тому, кого он предупреждает, и отрицательно к тому, кому угрожает.


Opportunity makes the thiefпословица: плохо не клади, вора в грех не вводи. Если оставить на видном месте ценную вещь, можно невольно спровоцировать кражу. X положительно относится к Y и предупреждает его не создавать самому благоприятную ситуацию для воров.


Сам выбор употребления той или иной фразеологической единицы в определенной ситуации общения характеризует отношение человека к другим людям, к себе, а также к конкретной ситуации, т.е. сигнализирует о ценностной значимости суждения.

В английском и русском языках концепты “warning” и «предупреждение» представлены нами в виде двух схем из четырех составляющих: собственно предупреждения, предупреждения с оттенком предостережения, предупреждения с оттенком угрозы, предупреждения-совета.


Nothing seek, nothing findпословица содержит предупреждение: если ничего не искать, ничего не найдешь, то есть если человек сидит без дела, само собой ничего не случится, нужно прилагать усилия, чтобы что-то найти. Сравните в русском языке: Под лежачий камень (и) вода не течет. Английская пословица предупреждает словами nothing find, русская пословица вызывает в сознании человека образ: под камень, лежащий неподвижно, не течет вода.


Жизнь изжить – не лапоть сплесть; век изжить – не рукой махнуть (не рукавицей тряхнуть); жизнь прожить – не поле перейти. Пословицы содержат предостережение: жизнь – это не сплошной праздник, бывает и горе, поэтому жизнь прожить непросто; нужно уметь с достоинством выходить из сложных ситуаций, переносить трудности. В английском языке есть аналог: Not to be a bed of roses, что означает: не всегда ждут цветы, пути не бывает гладкого. Life of a postgraduate is not a bed of roses. Выпускников высших учебных заведений не всегда ждут цветы, у них много проблем с трудоустройством.

В пословицах, как в зеркале, отражается культура, миропонимание народов. Основой успешной межкультурной коммуникации является фоновое знание. Адресат и адресант должны взаимно обладать знаниями национальных реалий и культурных особенностей. Чтобы понять, почему в языке возникают те или иные фразеологические единицы, нужно знать культуру народов. Русский человек понимает, что лапти плести тяжело, но пословица предупреждает, что жизнь прожить еще тяжелее. Поле перейти гораздо проще, чем прожить жизнь. Англичанам ближе образ такого цветка, как роза. Английская пословица вызывает у носителя языка образ розы – символа красоты и совершенства, но человек понимает, что жизнь не всегда гармонична. В основе языковой структуры лежит социальная структура. Без знания национальных факторов нельзя было бы создать пословицы.

Концепты “threat” и «угроза» также включают в себя четыре составляющие: угроза-обещание негативного результата, угрожающее положение, угрожающее действие, угроза-приказ.


Make mincemeat of somebody (something)разг. «делать котлету» из кого-либо/чего-либо: “Ill make mincemeat out of you if you dont stop telling lies!” – «Я из тебя котлету сделаю, если ты не прекратишь лгать!» Ср.: Стереть в порошок кого-либо [Кунин, 2004]. В данном примере ясно прослеживается отрицательное отношение X к Y: если Y не выполнит определенных действий или условий, которые поставил X, то к нему будут применены жесткие меры, а, возможно, и физическое воздействие.


A cloud on the horizonнеблагоприятное обстоятельство, то, что угрожает, как если бы на чистом небе появилось облако: Sarah and Jim have only been married a couple of weeks and already there is a cloud on the horizon. Jim thinks he may lose his job. – Сара и Джим были женаты только пару недель, и уже на горизонте появилось облако: Джим думает, что может потерять работу. [Seidl, 1996: 59].


Rattle sabers – рус. бряцать оружиемугрожать предпринять агрессивную акцию, нападение, как если бы X держал в руках сабли и скрежетал ими, призывая к борьбе. В английском языке идиома часто употребляется в форме saber-rattling.


Woe betide you! – “Go to the sick man’s chamber, and woe betide you if you again quit it without my permission”. (W. Scott, “Ivanhoe”, ch. XXVI) – «Отправляйтесь в комнату больного …; и если вы снова уйдете оттуда без моего разрешения, вам плохо придется». [Кунин, 1967] Ср.: Ни дна вам, ни покрышки! Русский фразеологизм иллюстрирует ситуацию: Y-у будет так плохо, что он будет напоминать разбитую машину без дна и покрышки, если не подчинится воле X-а.


Анализ показал, что в английском языке концепт ”warning” имеет значение «собственно предупреждение (72%) + оттенок предостережения (15%) + оттенок угрозы (10%) + незначительный оттенок совета (3%)». В русском языке структура концепта является более сложной: с одной стороны, ядро концепта менее четко очерчено (48%), с другой стороны, все оттенки значения достаточно ярко представлены. Следует отметить, что в русском языке оттенок угрозы проявляется наравне с оттенком предостережения (18% и 18%), т.е. более ярко, чем в английском. Оттенок совета также ярче представлен в русском языке (16%).


Концепт «угроза» имеет значение «угроза-обещание негативного результата (80%) + угрожающее положение (8%) + угрожающее действие (6%) + угроза как приказ (6%)». В английском языке концепт “threat” представлен несколько иначе: ядро как таковое отсутствует; ФЕ со значением угрожающего положения составляют 30%, со значением угрозы как обещания негативного результата – 28%, угрожающего действия 22%, угрозы-приказа – 20%.


В английском и русском языках составляющие концептов представлены в разных пропорциях.

Различия в проявлении концептов “warning” и «предупреждение» мы можем объяснить тем, что носители английского языка понимают мир иначе, чем носители русского языка. Выражения предупреждения-совета шире представлены в русском языке, так как, возможно, англичане считают себя не вправе вмешиваться в частную жизнь других людей и давать какие-либо советы, если их об этом не просят. Давать совет означает пытаться уберечь другого от действий, ошибочных с точки зрения автора речи, а англичанин понимает: то, что ему кажется правильным, может быть неподходящим кому-то другому. Англичанину легче предупредить, предостеречь об опасности, но свести к минимуму проявления угрозы, враждебности, так как угрожать другому человеку - значит относиться к нему заведомо враждебно, недружелюбно, а для британского менталитета это не характерно. Особенно четко это прослеживается в сопоставлении концептов “threat” и «угроза».

В III главе «Русская и английская фразеология в лингвокультурологическом аспекте» производится сопоставительный анализ концептов «предупреждение» и «угроза» в русском и английском языках, что позволяет выявить особенности менталитета русских и англичан.


Фразеологический состав русского и английского языков отображает национально-специфичные способы концептуализации окружающего мира.

Фразеологические единицы формируют картину мира носителей языка, так как в них непосредственно сосредоточены результаты культурного опыта народа. Значение фразеологических единиц антропоцентрично, так как фразеологизмы создаются человеком, направлены непосредственно на человека, отражая его природу, характеризуя и оценивая его. С другой стороны значение фразеологической единицы этноцентрично, т.к. они ориентированы на определенный этнос.

Фразеологические единицы английского и русского языков характеризуют представителей носителей этих языков, являются своего рода ключом к познанию этнокультурного менталитета, языковой ментальности нации.

Можно сказать, что ментальность англичанина имеет «пифагорейскую интенцию» [Салеев, 2001: 52], т.к. основными чертами коммуникативного поведения англичан можно считать сдержанность, взвешенность, самоконтроль.

Эмоции, выражаемые представителями разных культур, отличаются, что находит свое выражение в языке.

Лингвоспецифичным для англосаксонского менталитета является понятие understatement, которое часто переводится на русский язык как «языковая сдержанность, недоговоренность, сдержанное высказывание».


All overвсе кончено, крышка: It’s all over for you!Тебе крышка! В данном примере констатируется факт: кому-либо придется плохо. Прямая угроза.


Black looks злое, злобно-угрожающее выражение лица: He got black looks from his mother when he arrived late. – Когда он пришел поздно, его мать угрожающе посмотрела на него [Freeman, 1982: 14].

В первом примере X не показывает своего состояния, а лишь констатирует тот факт, что Y-у придется плохо, во втором примере о разгневанном состоянии X-а мы можем судить, опять же, не напрямую, а по мимике - «черным взглядам». X как бы говорит: «Этими взглядами все сказано. Не вынуждайте меня переходить к действиям». При этом в глубине души X надеется, что Y «все поймет по глазам» и как можно быстрее изменит свое поведение.


Для русского и американского языкового сознания характерно преувеличение, превышение (“overstatement”), что ясно видно на примере фразеологических единиц со значением угрозы в русском и английском языках.

Если русский человек угрожает кому-либо, он прямо сообщает о возможных последствиях для адресата, невзирая на возможную реакцию:


Свет в рогожку покажется кому. Кому-либо станет плохо, обычно от боли, страха и т. п.

[Топилин]: В нашу жизнь не вмешивайтесь. Не то схлестнемся где на дороге – свет в рогожку покажется!

А. Софронов, Сердце не прощает [ФСРЯ, 1986: 412].


В примере X угрожает Y-у, что если Y будет вмешиваться в жизнь X-а, то ему станет плохо, причем X не просто ставит Y-а в известность о возможных неблагоприятных последствиях для него, но и прямо внушает ему страх перед собственной физической силой, как бы говоря: «Я в такой ярости, что лучше не связывайтесь со мной!»


Put the bite on (1919) выражение означает оказание давления, угрозу с целью извлечения какой-либо выгоды для себя, буквально - кусать кого-либо: Everybody keeps putting the bite on me for money I havent got. Синонимы: Put the acid on (австралийское выражение) (1906); put the lug on (1929) [ODS, 1999: 422].


Исконно английским феноменом является понятие privacy, отражающее стремление англичан к дистанцированности – выбранной позиции по отношению к окружающему миру. Слово privacy на русский язык можно перевести лишь приблизительно – «уединение», «уединенность», «право на частную жизнь». Потребность в privacy общечеловеческое свойство, присущее в той или иной степени большинству людей, но в английском обществе эта потребность возведена в культ.


По сравнению с южными народами, принадлежащими к так называемым “contact cultures” (яркий пример – итальянцы), англичане соблюдают принцип “do not touch”. Англичанин предпочитает быть скорее наблюдателем (the observer), чем непосредственным участником событий. Это создает эффект дистанцированности от событий и находит свое выражение в поведении и во всем менталитете англичан [Джиоева, 2006: 52; 54].


Сдержанность, осторожность, практичность и чувство собственного достоинства – основные черты английского национального характера, что очень ярко выражается во фразеологии.


He who says what he likes, shall hear what he does not likeпосл. кто говорит то, что ему вздумается, услышит то, что ему не понравится: нужно говорить не все, что приходит в голову, а думать о возможной реакции собеседника.

A hedge between keeps friendship green – Пословица отражает дух индивидуализма, присущий британцам: даже с друзьями англичанин общается на некотором психологическом (и физическом) расстоянии (как бы через оградуhedge).


Better a glorious death than a shameful lifeпосл. лучше славная смерть, чем постыдная жизнь: в любой ситуации, даже если что-либо угрожает жизни, нужно «сохранить лицо».


Для английского менталитета отрицательными являются такие человеческие качества, как неспособность к чему-либо, беспомощность в делах. Критике подвергаются также хвастовство и зазнайство


He who hesitates is lostколебание пагубно. Ср.: Промедление смерти подобно (предостережение: если долго колебаться, можно упустить шанс что-либо сделать).


Pride goes before a fall (тж. pride will have a fall или pride goes before destruction). Ср.: Дьявол гордился, да с неба свалился.


В системе мировосприятия русских ключевым понятием можно считать общинность как ценностную ориентацию. В настоящее время в сознании русских противоречиво сочетаются ценности индивидуализма и коллективизма. Хотя исследования места индивидуализма в российской культуре только начали развертываться, все же можно констатировать, что индивидуалистические тенденции так и не смогли стать господствующими. Существует мнение, что в рамках русской культуры индивидуализм не может стать доминирующим мировоззрением, поскольку противоречит ее основным принципам, где основным является духовность.

Бережливость, трудолюбие, смелость являются ценностями и для русских, и для англичан.


Theres no such a thing as a free lunch пословица, предостерегающая: нельзя что-то получить, при этом не отдав ничего взамен, за все надо в конце концов заплатить. Идиома употребительна с середины XX века, первоначально в США, в качестве аксиомы, относящейся к экономике и финансам. Синоним: Money does nоt grow on trees
  1   2

Похожие:

Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconЛексико-семантические аспекты асимметрии положительной и отрицательной зон оценки (на материале русского и английского языков)

Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconПроблемы лексикографического описания фразеологических единиц (на материале английского, русского и татарского языков)
Специальность 10. 02. 20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconПроблемы лексикографического описания фразеологических единиц (на материале английского, русского и татарского языков)
Специальность 10. 02. 20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconОбраз человека в английской и русской субстандартной лингвокультурах (на материале зоонимов английского и русского языков)
Работа выполнена на кафедре экспериментальной лингвистики и межкультурной компетенции в фгбоувпо “Пятигорский государственный лингвистический...
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconРечевой жанр «рекомендательное письмо»: характеристики и типы (на материале русского, английского и французского языков)
Защита состоится 24 июня 2011 г в 10. 00 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 01 в Волгоградском государственном...
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconОксана викторовна концепт «иностранец»: лингвокогнитивный и аксиологический аспекты (на материале русского и английского языков)
Защита состоится 16 февраля 2010 г в 12. 00 на заседании диссертационного совета д 212. 193. 02 в гоу впо «Пятигорский государственный...
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconСопоставительный анализ фразеологических единиц антропоцентрической направленности (на материале русского, английского, таджикского и татарского языков)
Охватывают структурные типы, встречающиеся в изафетных, предложных и примыкаемых конструкциях. В таджикском языке аф, оформленные...
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconСемантическая структура концепта «время» иее отражение во фразеологических системах английского, испанского и русского языков
Семантическая структура концепта «время» и ее отражение во фразеологических системах английского, испанского и русского языков
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconРеализация интерактивности на интернет-сайтах экономических форумов (на материале английского языка)
Работа выполнена на кафедре иностранных языков в фгоу впо «Калининградский государственный технический университет»
Фразеология русского и английского языков в зеркале национального менталитета (на материале концептов «предупреждение» и«угроза») iconНационально-культурная основа анекдота (сопоставительный анализ английского, французского и русского языков)
Специальность 10. 02. 20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница