Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации)

НазваниеСычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации)
страница1/5
Дата конвертации25.12.2012
Размер0,97 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


Сычёва Т.В.


Внеклассная

учебно-воспитательная работа

по химии в сельской школе


(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)





Содержание


Основные направления организации внеклассной работы по химии…………2

Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий……4

Методические рекомендации по проведению занятий элективных курсов

Методические рекомендации по организации работы ОДО …………………..5

Методические рекомендации по проведению предметных недель…………….6

Приложение 1.

Обучающий тренинг «Внимание, опасность!» ………………………………….7

Конкурсное состязание «Путешествие по периодической системе»…………..12

Конференция «Химия и сельское хозяйство»…………………………………...20

Приложение 2.

Программа элективного курса «Основы агрохимии»……………………………24

Приложение 3.

Программа объединения дополнительного образования «Кружок

химиков-экспериментаторов»……………………………………………………..42

Программа объединения дополнительного образования

«Химия на службе человека»……………………………………………...............45

Приложение 4.

Положение о проведении предметной недели……………………………………59

Примерный план проведения предметной недели……………………………….61

Экскурсия «Занимательное путешествие в страну «Химия»»…………………..62

Конкурс химиков-лаборантов……………………………………………………..63

Урок – «химический марафон»……………………………………………………64


Основные направления организации внеклассной работы по химии


Внеклассная учебно-воспитательная работа, являясь средством мобилизации познавательной активности обучающихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Её основные задачи: привитие интереса к химии, развитие и совершенствование навыков химического эксперимента, развитие творческой активности школьников, организация внеурочной деятельности в сочетании с эстетическим и нравственным воспитанием. Особенно значима такого рода деятельность в современной ситуации, когда образовательно-воспитательный процесс строится на принципах деятельностного метода и личностно-ориентированного подхода. Внеклассная работа облегчает индивидуализацию, создаёт благоприятные условия для развития каждого школьника. Решение большинства школьных проблем лежит в активизации познавательной деятельности обучающихся. Учитель должен постараться сделать так, чтобы его ученику было интересно. Лишь только тогда, он может рассчитывать на ответные действия учеников, выражающиеся в их желании и умении учиться. Варианты организации внеклассной учебно-воспитательной работы по химии разнообразны и зависят от возможностей каждого образовательного учреждения.

Следует выделить несколько направлений внеклассной работы по химии, в рамках которых успешно решаются многие воспитательные и образовательные задачи, решаемые в сельских образовательных учреждениях. Ниже приведена таблица, в которой прописаны основные направления деятельности, а также указаны возможные варианты и формы её организации.


Основные направления внеклассной работы по химии в сельской школе





Направления

деятельности

Содержание деятельности (сроки и формы проведения)

1

Экологическое

Месячник защиты от экологической опасности (мероприятия проводятся в апреле, посвящаются проблемам химического загрязнения; формы проведения – «суды», конференции, экскурсии в природу, исследование химического состава природных объектов и другое)

2

Здоровьесберегающее

День здоровья (проводится 1-2 раза в год, мероприятия посвящаются вопросам значимости химических знаний в сохранении и укреплении здоровья; формы проведения – викторины, конкурсы, агитбригады, диспуты по проблемам употребления ПАВ)

3

Патриотическое

Месячник военно-патриотического воспитания (проводится 1-2 раза в год, мероприятия посвящаются вопросам значимости химической науки в военном деле: противогаз, химическое оружие, взрывчатые вещества, химические вещества в военной технике, роль учёных-химиков в Великой отечественной войне; формы проведения – вечера, стенгазеты, конкурсы), День российской науки (8 февраля) – мероприятия посвящаются выдающимся русским учёным –химикам)

4

Профориентационное

Предметные недели соответствующей тематики (проводятся 1 раз в год, включают реализацию программ элективных курсов «Основы агрохимии», «Основы химического анализа», конкурс химиков-лаборантов, экскурсии на объекты сельскохозяйственного производства, конференция «Химия и сельское хозяйство)

5

Историко-гуманистическое

Предметные недели соответствующей тематики (включают реализацию программ элективных курсов «История химии», вечера, посвященные жизни и деятельности учёных-химиков разных стран)

6

Прикладное

Предметные недели соответствующей тематики (включают реализацию программ элективных курсов «Химия и кулинария», программ объединений дополнительного образования «Химия на службе человека», викторины, конкурсы «Химия в нашей жизни», «Удивительная таблетка» и другие)



Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий


Традиционными в рамках организации внеклассной работы следует считать проведение массовых мероприятий (конкурсов, игр, «марафонов», экскурсий, выпуск стенгазет, информационных листков и т.д.). Небольшие сельские школы в последние годы претерпели серьёзные изменения, причём связанные не только с изменениями в государственной образовательной политике, что по сути дела является вторичным. Повсеместно, и особенно на селе встаёт проблема сокращения численности учащихся. В ближайшие 5-7 лет перспектив пополнения рядов школьников не отмечается. Соответственно классы становятся малочисленными, возникает проблема появления малокомплектных школ.

Методика проведения уроков в малокомплектной школе рассматривалась на страницах разных журналов неоднократно. Однако не следует забывать и о специфике проведения внеклассных мероприятий в малочисленной сельской школе, в которой, как правило, отсутствуют параллельные классы. Следовательно, предметные недели, тематические вечера необходимо строить с учётом возрастных особенностей и фактического уровня знаний учащихся разных классов, так как мероприятия проводятся, как правило, для обучающихся всех классов, изучающих предмет. В командных состязаниях создаются разновозрастные команды, при этом закрепляется дух коллективизма и товарищества, здоровой конкуренции; прививается чувство заботы о младших, предоставляется возможность для проявления нестандартности мышления, выдумки. В Приложение 1 помещены разработки внеклассных учебно-воспитательных мероприятий различной тематики, рассчитанные на обучающихся 8-11 классов сельских школ.


Методические рекомендации по проведению занятий элективных курсов


Особое место в системе организации внеклассной учебно-воспитательной работы занимают элективные курсы (курсы по выбору), основная цель организации которых заключается в создании выпускникам школы условий для их предварительного самоопределения и в расширении возможностей социализации личности каждого обучающегося. Предметно ориентированные элективные курсы позволяют обучающимся реализовать свой интерес к выбранному предмету, определяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Несомненно, что такого рода деятельность невозможна без активной познавательной деятельности каждого ученика. В рамках элективных курсов просматривается возможность для организации научно-исследовательской деятельности учащихся, причём без привлечения дополнительных затрат учебного времени на консультации и собеседования с учителями-руководителями исследовательских работ. Это позволяет устранить возможную учебную перегрузку обучающихся, однако не уменьшает при этом их самостоятельной работы с литературой, компьютером и т.п. Особенность организации занятий элективных курсов заключается в безотметочной системе оценивания работы учеников. Следовательно, образовательные продукты, создаваемые обучающимися во время занятий и в рамках индивидуальной деятельности, не должны создавать дополнительную нагрузку, носить творческий и (или) практический характер, выполняться с удовольствием. В Приложение 2 помещена программа элективного курса «Основы агрохимии», а также методические рекомендации для проведения ряда занятий и практических работ, предусмотренных программой курса.


Методические рекомендации по организации работы объединений дополнительного образования


С учебным предметом химия обучающиеся встречаются впервые в 8 классе, в возрасте 13-14 лет. К этому моменту познавательный интерес обучающихся уже должен быть сформирован. Однако имеет место явление, когда последний развит у ряда обучающихся достаточно слабо. Лишь некоторые действительно заинтересованы процессом и результатами своего обучения. Как способ развития интереса к учебному предмету и познавательной деятельности в целом учителя-предметники очень часто используют различные приёмы занимательности.

Обучающихся, приступивших к изучению предмета химии, привлекает в ней практическая сторона – химические опыты (эксперименты), протекающие эффектно или опыты занимательного характера: получение, очистка и коллекционирование веществ, выращивание кристаллов и т.д.

Однако, время урока, которое можно использовать для проведения экспериментов, ограничено. Появляющиеся в ходе дальнейшего изучения теоретические вопросы, определённые образовательной программой, делают учебный предмет химия «трудным» и «скучным». В связи с этим имеет смысл организации объединения дополнительного образования, которое, опираясь на практическую, прикладную сторону образовательного предмета, будет осуществлять дополнительное развитие познавательных интересов обучающихся. В Приложение 3 помещены программы объединений дополнительного образования «Кружок химиков-экспериментаторов» и «Химия на службе человека», даны рекомендации для проведения практической части занятий.


Методические рекомендации по проведению предметных недель


Наибольшую значимость в организации внеклассной учебно-воспитательной работы по химии имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить внеклассные мероприятия не спонтанно, а с определённой направленностью и в некой системе, делая их более привлекательными и целесообразными.

Организуя работу по планированию и проведению предметных недель в школе, мы столкнулись с проблемой их недостаточного нормативно - правового обеспечения. В связи с этим возникла необходимость разработать положение о проведении предметных недель, которое регламентирует цели, задачи такой деятельности, определяет её связи с другими видами деятельности, определяет ответственность и делопроизводство. В Приложении 4 мы предлагаем один из вариантов Положения о проведении предметных недель. Содержание этого документа отражает особенности в организации внеклассной учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе. К последним следует отнести отсутствие параллелей, малую наполняемость классов (10- 15 обучающихся), наличие в педагогическом коллективе учителей, организующих образовательную деятельность по смежным учебным предметам (биология-химия, история-обществознание, география-биология, физика-математика и т.д.). В Приложение 4 помещены примерный план проведения предметной недели в сельской школе, даны рекомендации по проведению конкретных мероприятий, предусмотренных планом.


Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного воспитательного мероприятия

«Внимание, опасность!»

Форма проведения: обучающий тренинг.

Цель: 1) продолжить формировать представления обучающихся о роли химических веществ в жизни человека, на конкретных примерах попытаться доказать их положительное и отрицательное воздействие на здоровье,

2) научить обучающихся приёмам адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, навыкам самоконтроля.


Оборудование: плакаты и рисунки обучающихся по проблеме, химические реактивы и химическая посуда для проведения демонстрационного эксперимента, коллекции химических веществ, применяемых в жизнедеятельности человека, вычерченная на полу линия с отметками 1,2,3.


План проведения:

  1. Химические вещества в жизни человека.

  2. Химические вещества как источник опасности.

  3. Что мы знаем о никотине?

  4. «Живительные капли»


Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя: Химические вещества – это такие удивительные, такие разные, такие нужные, и в тоже время, такие опасные вещества. Они окружают нас повсюду: входят в состав человеческого организма, представляют собой основу жизни (белки), являются продуктами питания, лекарственными веществами, без них не обходится косметика, средства бытовой химии.

Однако химия – это не только польза. Неверное обращение с химическими веществами заканчивается очень плачевно. Достаточно вспомнить отравления лекарственными препаратами при их передозировке, отравления, возникающие в результате неправильного использования пестицидов, гербицидов, бытовых ядов и т.д. (Можно привести пример действия на организм человека некоторых веществ: бензин, тосол, асбестовая пыль и т.д.).

Пожалуй, самую серьёзную опасность вызывают те вещества, которые человек целенаправленно применяет. И делает это исключительно сознательно. К веществам такого рода относятся никотин, алкоголь, наркотики.

Что мы о них знаем?


1 ученик: Испанцы, прибывшие в 1492 г на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья, вывезли семена в Европу.


2 ученик: Этим растением оказался табак, названный так в честь провинции острова Гаити Табаго.


3 ученик: При курении происходит сухая термическая перегонка содержимого листьев табака. Из табачного дыма в настоящее время выделено более 1200 различных веществ. Среди них 50 различных ядов: соединения мышьяка, серы, свинца, радиоактивного калия и многие другие.


4 ученик: Учёные установили, что при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости образуется 1 мг синильной кислоты, 0,64 г аммиака, 1 г табачного дёгтя. Табачный дёготь содержит углеводороды-канцирогены, которые при соприкосновении с тканями живых организмов вызывают раковые опухоли.


5 ученик: Самое сильнодействующее вредное вещество, которое содержится в табаке и табачном дыме, - это никотин. Он получил своё название от имени французского посла в Португалии Жана Нико. В 1560 г посол преподнёс семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства этого растения.


1 ученик: Никотин относится к группе биологически активных веществ и представляет собой маслянистую жидкость с характерным табачным запахом.


2 ученик: Никотин влияет на нервную систему. При длительном курении табака наблюдается хроническое отравление организма, что приводит к различным заболеваниям. Дети курильщиков, особенно мам, рождаются слабыми и часто болеют.


3 ученик: Вся коварность курения заключается в том, что к никотиновому яду возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в наркоманию.


4 ученик: О вреде курения люди заговорили давно. Великий немецкий писатель Иоганн Гёте, который видимо сам был не прочь закурить, писал: «От курения тупеешь, оно не совместимо с творческой работой».


5 ученик: Я думаю, что стоит прислушаться к совету знаменитого русского учёного-физиолога Ивана Петровича Павлова. Он говорил так: «Не огорчайте сердце табачищем!»


Разыгрывание сценки:


Разговор по душам.


Курильщик:

Дело было вечером…

Делать было нечего.

Я с ребятами сидел

И на девушек глядел,

Что смолили сигаретки,

Как заправские кокетки.

Тут одна и говорит:

«На, Дениса, покури!»

Сигарету предложила,

Зажигалочку включила…

Тут-то бес меня попутал -

Я, конечно, закурил.

Силы воли не хватило

Отказать чертовке милой…

Вот ведь в сети как попал!


Ведущий:

Друг мой, ты бы лучше взял,

Да и бросил бы курить,

Чтоб здоровью не вредить.


Курильщик:

Я умом – то понимаю,

Что прескверно поступаю…

Мне бы мужества набраться

И с куреньем распрощаться!

Может, справлюсь как-нибудь.


Ведущий: Так и надо!

В добрый путь!




Ведущий: А теперь ребята, подумайте, сможет ли каждый из вас устоять перед сомнительным, но соблазнительным предложением (сигарета, наркотики, пиво)?

Пауза, во время которой ребята размышляют.


Ведущий: Подумали? Я приглашаю тех, кто действительно сможет отказаться, принять участие в игре – тренинге «Легко ли сказать «нет»?». Участники игры выходят из комнаты, предварительно получив задание. Правила игры: ведущий или участники мероприятия должны предложить игроку выполнить задание: взять конфету, надеть шляпу и т.д. Задача игрока – вежливо отказаться от любых предложений.

Например:

- Андрей, съешь, пожалуйста, конфету.

- Спасибо, я сыт.

- Она очень вкусная. Я знаю, ты любишь такие.

- Спасибо, но вы ошиблись, моя любимая конфета – карамель.

- После обеда в школьной столовой прошло уже много времени, ты, наверное, проголодался.

- Не стоит начинать обед со сладкого.

- Хорошо, если ты не съешь конфету, то хотя бы возьми её: кого-нибудь угостишь.

Как правило, такой диалог заканчивается «победой» ведущего.

Анализ игровой ситуации: 1)Легко ли сказать «нет»? 2) Какие чувства ты испытываешь, когда говоришь «нет», когда говоришь «да»?

Ведущий: Среди химических веществ, которые также очень опасны для человека, выделяют целую группу с одним общим названием «спирты». Наиболее противоречивый среди них этиловый спирт или этанол.


1 ученик: В старинной арабской легенде говориться, как некий алхимик в поисках эликсира жизни стал перегонять старое вино, и … получил спирт.


2 ученик: Он попробовал его и обнаружил опьяняющее действие. Изумлённый поразительными свойствами спирта прогонять печаль и вызывать бодрость, алхимик решил, что ему удалось открыть «воду жизни».


3 ученик: Однако, это был лишь этиловый спирт. В качестве лекарства под названием живительные капли» этанол стал применять итальянский алхимик Раймонд Люлий, живший в конце 13 века.


4 ученик: В 1350 г ирландский полководец Саваж впервые попробовал поднять дух своих войнов напитком «аквавит». Это была смесь спирта и воды – прототип водки. Однако в 20 веке этот напиток стали называть «чумой».


5 ученик: Не все знают, что этиловый спирт в незначительных количествах присутствует в крови и тканях абсолютно трезвого человека. Он нам необходим для поддержания нормального обмена веществ.


1 ученик: Однако употребление алкогольных напитков, таких как пиво, вино, водка, приводит к резкому повышению этилового спирта в крови, и это начинает угрожать жизни.


2 ученик: Спирт в первую очередь влияет на кору головного мозга, на центры внимания и самоконтроля. Поэтому человек в состоянии опьянения способен совершать необдуманные поступки и даже преступления.


3 ученик: При частом употреблении алкоголя, хотя бы один раз в неделю, возникает зависимость от этих, так называемых «живительных капель». Появляется болезнь – алкоголизм.


4 ученик: Пьющие люди имеют не только больную печень и желудок, но и становятся неполноценными родителями. Их дети часто рождаются уродами или имеют психические расстройства.


5 ученик: Ещё древние греки и римляне заметили, что «пьянство губит красоту, сокращает молодость» (Гораций). А известный арабский врач Авиценна заметил: «Запои разрушают печень, расслабляют мозг и вызывают внезапную смерть».


Ведущий: Вы можете сказать так «Все пьют, и ничего. Никто ещё не умер!». А ведь это совершенно не верно. Ценность человеческой жизни, здоровья познаётся с годами. Чтобы прожить долгую жизнь, быть здоровым надо с юных лет определить своё отношение к спиртному.


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ «Влияние этилового спирта на белок».

Выполняет участник мероприятия.

Оборудование: спирт 96%, раствор белка куриного яйца.

Ход опыта: В колбу с раствором белка приливают 2-3 мл спирта. Содержимое колбы перемешивают. Через 1 - 5 мин наблюдают появление хлопьевидного осадка, образованного денатурированными молекулами белка.

Вывод: спирт вызывает денатурацию, разрушение молекул белка.


Ведущий: Я предлагаю вам сейчас выразить своё отношение к проблеме употребления спиртных напитков. Но сделаем мы это не словами, а ногами.

Участники мероприятия встают вдоль линии, которая имеет две крайние точки 1 и 3, а также промежуточную точку 2. Оценивается близость каждого участника к одной из точек. Оценку производят сами участники тренинга.

  1. Вред алкоголя слишком преувеличен.

  2. Нет ничего плохого в том, что я иногда буду употреблять спиртные напитки.

  3. Алкоголь опасен для здоровья, и поэтому использовать его не стоит.

Анализ игровой ситуации: 1) Легко ли тебе было найти место на линии? 2) А честно ли ты высказал свою точку зрения? Может быть твоё настоящее мнение ты скрыл от присутствующих?


Ведущий: Сегодня мы сделали попытку с разных сторон взглянуть на такие знакомые и незнакомые вещи – химические вещества. Кто-то узнал много нового. Кого-то наш разговор заставил призадуматься. И это очень хорошо. Я думаю, что сейчас каждый из нас сделает правильный выбор.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного воспитательного мероприятия

«Путешествие по периодической системе»


Форма проведения: командное состязание.

Предлагаемая методическая разработка рассчитана на обучающихся 8-11 классов и может быть использована в двух вариантах.


вариант

учитель

игроки

ведущие

ассистенты

жюри

1

+

8-9 классы

8-9 или 11

11 класс

9-11 класс

2

+

8,11

8,11 или 9

9 класс

9-11 класс


В рамках обоих вариантов учитель выполняет координирующую и направляющую роль. Игроками, принимающими непосредственное участие в состязании, могут быть как ученики 8-9 классов (при этом они образуют однородные команды 8- классников и 9-классников), так и ученики 8,11 классов, образующие разновозрастные команды. Такое командное деление становится возможным благодаря наличию в используемой образовательной программе по химии (автор О.С.Габриелян) концентрического подхода в изложении учебного материала:

8 класс – тема 1. Атомы химических элементов (9часов)

9 класс – Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа), тема 1. Металлы (17 часов).

11 класс – тема 1. Строение атома (9 часов).

По времени данное мероприятие можно провести в октябре-ноябре.

Цель «Путешествия…» заключается в обобщении и систематизации знаний обучающихся о химических элементах, строении их атомов и классификации. При обсуждении результатов игры с учащимися 11 класса следует обратить внимание на формирование естественнонаучной картины мира у последних: иллюстрация на примере Периодической системы законов диалектики, философских категорий - единичное, особенное, общее; сущность и явление; причина и следствие. В обоих вариантах игры закрепляется дух коллективизма и товарищества, здоровой конкуренции; прививается чувство прекрасного, предоставляется возможность для проявления нестандартности мышления, выдумки.

Оборудование: периодическая система, карточки с заданиями для команд, рабочий стол жюри, карточки с правильными ответами, химические реактивы и оборудование для проведения демонстрационных опытов.



1 ведущий:

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо Природы является гений

И в хаосе этом

Наводит порядок…

2 ведущий:

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Всё то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Учитель: 1 марта 1869 года великий русский учёный Д.И.Менделеев открыл Периодический закон химических элементов.

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Благодаря гениальному труду нашего соотечественника учёные всего мира научились открывать и предсказывать свойства веществ, объяснять многие химические явления, прогнозировать будущие открытия. Химия превратилась из теоретической науки в практическую: стали возможными исследования по созданию новых и улучшению уже существующих химических производств.

1 ведущий: Сегодня мы отправляемся в необычайное путешествие – Путешествие по Периодической системе.

2 ведущий: Мы познакомимся с её удивительными жителями, узнаем о них много нового и интересного.

Учитель: Путешествие будет не простым. Путь далёкий нас ожидает. Мы столкнёмся с трудными задачами, хитрыми загадками. Каждая команда поработает над заданиями. Помогать нам и оценивать результаты нашей работы будут ученики 11 класса.

Итак, путешествие начинается! (звучит музыка)

1 ведущий:

Вот настал желанный час.

Группа первая ждём вас!

2 ведущий:

Слово предоставляется «жителям» первой группы Периодической системы.

Выступает команда «1группа»:

1. Электрон на внешнем слое

Еле держится у нас,

Отдаём его спокойно,

Кто захочет, в сей же час.

2. Мы с водой в соединенье

Щёлочи всегда даём…




3. С хлором, фтором, бромом, йодом

Дружненько в солях живём.

4. Литий, натрий, калий, франций

И рубидий заодно,

5. Нас активней нету, братцы,

Это знают все давно!


Учитель: Химические элементы первой группы калий и натрий имеют огромное значение в жизни человека. Они входят в состав клеток человеческого организма. Калий регулирует работу сердца. При недостатке этих элементов происходят нарушения нервной системы.

Натрий входит в состав очень важного для жизни человека вещества – поваренной соли.

Демонстрация: взаимодействие лития с водой.

1 ведущий:

В кулуарах мне сказали:

Знатоков здесь много в зале,

Потому без лишних слов

Выслушать я их готов.

2 ведущий:

Нас сейчас не удивит

Чёткий элементов ряд,

По таблице мы протоны,

Электроны и нейтроны

У любого элемента

Можем быстро сосчитать.

Учитель: Итак, задание командам: определите, используя Периодическую систему химических элементов, число протонов, электронов и нейтронов в атомах химических элементов.

Каждой команде выдаются карточки с заданиями. На выполнение задания отводиться 3 минуты. Жюри анализирует выполненные задания; за каждое правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.

1 ведущий:

Группа щёлочно-земельных-

Это группа номер два.

2 ведущий:

Уступаем вам права

К следующему выступлению.

Выступает команда «2 группа»:

1.Мы идём за первой следом,

Степень окисленья – два.

2. Без стесненья, скажем смело –

О нас добрая молва.

3.Средь химического царства

Очень дружный мы народ.

4. Вот бериллий, магний, кальций,

Ну а стронций, барий, радий

В продолжение идёт.

5.С нами трудно состязаться,

Каждый из нас архиважный,

Каждый из нас архинужный!


Учитель: магний и кальций – это очень важные для жизнедеятельности человека элементы. Кальций стоит все клетки человеческого организма. Но больше всего его в костях и зубах. Если кальция в организме человека не хватает, то возникает зубной кариес, кости становятся хрупкими и легко ломаются, у детей возникает рахит. Магния в организме гораздо меньше, однако, значение его ничуть не меньше. Соединения магния позволяют организму бороться со стрессовыми ситуациями. Когда человек нервничает, большое количество магния «сгорает», и восстановить его можно лишь, вводя его в организм через продукты питания: какао, орехи, молоко.

Демонстрация: горение магния.

Задание командам: Рассчитайте, сколько граммов весит 1 моль кальция. На выполнение задания 3 минуты.

1 ведущий:

Слышу рокот самолёта,

Где-то рядом-недалёко.

2 ведущий:

Лёгкий элемент крылатый

К нам пожаловал, ребята!

Слово предоставляется элементам 3 группы.

Выступление команды «3 группа»:

  1. Главное, ребята, вес удельный мой,

Потому в дюралях я главный составной,

  1. Назван я крылатым, так как самолёты

Надёжно и легко я отправляю в путь.

  1. Я бор – я микроэлемент,

Я нужен в мельчайших долях.

Но коль не хватает меня, то в момент

Растения гибнут в садах и полях.

  1. Галлий, индий, талий,

Ребята, вы о нас слыхали?

  1. Мы общительно живём,

Сплавам твёрдость придаём.

Учитель: алюминий очень широко применяется в электротехнике, самолёто- и ракетостроении. Однако, алюминий – это и «бытовой» металл. В своей повседневной жизни мы очень часто используем изделия из алюминия: посуду, бытовые приборы и т.д. А кто знает, почему в алюминиевой кастрюле нельзя квасить капусту или мариновать овощи?

Демонстрация: взаимодействие алюминия с соляной кислотой.

Задание командам: Определите тип связи в веществах, дайте им название.

На выполнение задания 3 минуты.

1 ведущий:

Мы дошли до середины.

В продолжении картины

Созерцания природы…

2 ведущий:

Кремний вместе с углеродом

К нам пожаловать должны-

Они очень всем нужны.

Выступление команды «4 группа»:

  1. Нас два неметалла на группу всего,

Но это не значит ещё ничего,

Мы с кремнием братья и только вдвоём

Природу веками вдвоём создаём.

  1. Даём алмаз, даём графит,

Базальты, гнейсы и гранит,

И нефть, и сажу, и песок.

От нас есть прок!

  1. Средь нас цирконий, гафний и титан.

В подгруппе побочной

Уютненько нам,

  1. А олово ценит давно человек,

Гордимся мы знатностью наших коллег.

  1. А я – свинец, тяжёл и хорош,

Меня и рентгеном никак не пробьёшь,

Лучи я умею его поглощать,

И кабель надёжно собой защищать.

Учитель: Углерод действительно, самый главный элемент. Клетки всех живых существ построены из белков, жиров, углеводов, строительным материалом которых является углерод. А вот свинец для организма человека – сильнейший яд. Соли свинца вызывают тяжёлые отравления и даже раковые заболевания.

Задания командам: Составьте формулу оксида углерода (2) и оксида углерода (4). Чем отличаются эти вещества по своим свойствам?

1 ведущий:

Слово предоставляется элементам 5 группы.

2 ведущий:

В гости к нам теперь идёт

Всем известный гость – азот.

Выступление команды «5 группа»:

  1. Вот не везёт, зовусь я азот,

Мне обидно и досадно,

Что так называет меня народ,
Ведь с именем этим что-то неладно.

  1. Что ты азот, что ты азот,

Все тебя ценят, любят и знают.

  1. Большая часть твоя воздух даёт,

А соли ростки удобряют.

4. А вот про мышьяк мы скажем так:

Им легко отравиться можно.

5.Крыс да мышей морить он мастак,

Общаться с ним нужно осторожно.

Учитель: почему мышьяк назван мышьяком?

Демонстрация: Фосфор и его соединения.

Задание командам: Перечислите аллотропные модификации фосфора, кислорода, серы.

1 ведущий: Свежестью пахнуло вроде?

2 ведущий:

Ты забыл о кислороде.

Группу он свою ведёт.

Поприветствуем народ.

Выступление команды «6 группа»:

  1. Нам шестое место лишь досталось,

Но по праву надо выйти нам вперёд.

  1. Как бы всем жилось, работалось, дышалось,

Если бы не верный кислород?

  1. Кислород с водородом образуют воду,

На земле для жизни всем она нужна.

  1. Без неё не мыслима природа.

  2. И защита озона для Земли важна.

Учитель: Среди элементов шестой группы не менее важное значение имеет химический элемент сера. Сера не только входит в состав некоторых белковых молекул, но используется и в чистом виде, и в виде соединений в медицине: серу применяют при отравлении цианидами, для борьбы с чесоточным клещом, сульфат натрия и магния применяют как мочегонное средство при гипертонической болезни, обезвоженный сульфат кальция - при переломах для фиксации костей.

Демонстрация: каталитическое разложение пероксида водорода. Обнаружение кислорода.

Задание командам: определите количество вещества 32 г серы. На выполнение задания отводиться 3-4 минуты.

1 ведущий: Что-то мне не по себе:

Стало трудно вдруг дышать,

Сухость в горле, резь в глазах,

Кто зашёл сейчас к нам в зал?

2 ведущий: Ты конечно прав, смотри!

Галогены на пути.

Выступление команды «7 группа»:

  1. Ядовиты галогены,

Особенно зловонный бром,

Коль нюхнёшь, то непременно

Будет жаль тебя потом!

  1. А фтор ещё намного злее.

«Я свободно съем стекло,

Но, признаться, вовсе не жалею,

В применении мне всегда везло».

3. Ну, а если объективно галогены обсудить

4. Не настолько мы противны,

Нас за пользу людям можно,

5.Нас за пользу людям можно

Очень сильно полюбить.

Учитель: Фтор называют самым активным неметаллом. И действительно, фтор непосредственно соединяется почти со всеми химическими элементами. При обычной температуре он не реагирует лишь с золотом и платиной. Своё название фтор получил от греческого «фториос»- разрушительный. Так назвал фтор А.Ампер.

Задание командам: Изобразите схему строения атома фтора.

1 ведущий: Вроде все сказали слово,

Групп уже, наверно нет.

2 ведущий: А восьмая в сей таблице

Для тебя большой секрет?

Учитель: рассказывает об элементах восьмой группы.

Задание командам: перечислите области применения железа.

1 ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие.

2 ведущий: Открыты к знаниям пути,

Будем учиться всегда с прилежаньем,

Что б новые элементы найти,

Нужны талант, уменье и дерзанье.

1 ведущий: Будем грызть гранит науки,

Будем химию любить,

Что б Отечеству родному

Славу добрую добыть!


Для заполнения пауз, необходимых при организации работы жюри возможно использование дидактических игр развивающего характера, целью которых является не только проверка знаний и умений обучающихся, но и развитие у них таких качеств как внимание, память, быстрота мышления. Эти игры наглядно демонстрируют связь химических знаний со многими областями человеческой деятельности, в них прослеживаются межпредметные связи с математикой, географией, русским языком.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМоу андрюшкинская национальная средняя
Учебно-воспитательная работа моу ансош в 2009 -2010 учебном году была направлена на решение общешкольной темы «Формирование личности...
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации для студентов Анжеро-Судженск 2008
В видовская Т. Б. Организация уголков технологии в начальной школе: методические рекомендации для студентов. – Анжеро-Судженск: гоу...
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
Специфика раздела №2 настоящего комплекса проявляется в изучении требований к уровню освоения дисциплины и формы итогового и текущего...
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации методические рекомендации разработаны
Министерством здравоохранения Российской Федерации (Онищенко Г. Г., Федоров Ю. М., Жилина Н. Я.)
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по сопоставлению классификаций болезней, травм и причин смерти седьмого
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов и учреждений
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность»
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки....
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях
Жаринов Е. В., Смелкова З. С. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 4-6 классов: Методические рекомендации по анализу...
Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по летней педагогической практике для студентов укрупненных групп специальностей Станица Вешенская
Лето это маленькая жизнь. Составители: Якунина Л. Л., Афанасьева Т. А., Величко Л. Н., Колчанова А. И., Овчелупова Г. К., Локтионов...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница